СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения по теме: "Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема урока: Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка» .

Цель:

обучать навыкам чтения: правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению на основе рассказа Н. Артюховой «Саша – дразнилка»; развивать умение прогнозировать текст, учить работать с текстом, делить его на части; развивать умения анализировать произведения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные:

-формировать умение выделять главное;

-способность к самооценке;

-наличие учебно-познавательной мотивации;

-проявление интереса к книгам и героям Н.М. Артюховой.

Метапредметные:

-находить ответы на вопросы в тексте;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.

Предметные:

-научиться читать юмористические произведения, передавая их настроение;

-объяснять смысл названия произведения;

-находить слова, которые отражают характер героя.


Ход урока

I . Орг. момент.

-Ребята, повернитесь друг к другу лицом и пожелайте взглядом хорошего настроения.

-Присаживайтесь на свои места, и постарайтесь свой доброжелательный настрой сохранить хотя бы до конца урока. Он нам пригодится при выполнении заданий.


II. Речевая разминка

-Давайте подготовим наш речевой аппарат для дальнейшей работы на уроке литературного чтения.

Прочитаем сначала шепотом медленно по слогам, затем бегло, выразительно.

Я с этой книжкой в первый раз,

Пришел в свой первый, светлый класс,

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

«Умею я теперь читать!»

-К сожалению, не все наши ребята научились бегло читать, но они стараются и у них обязательно скоро получится.

III. Мотивация и постановка темы и цели урока

МУЛЬТФИЛЬМ

-Сейчас мы посмотрим отрывок из всеми известного мультфильма и постараемся догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка”, в котором мы найдём ответ на этот вопрос.


IV. Изучение нового материала.

4.1. Слово об авторе

- Послушайте, я немного расскажу о писательнице:

Н.М.Артюхова – детская писательница, прожила долгую жизнь 89 лет.

Она была дочерью известного купца Мих. Ив. Сабашникова. Нина Михайловна работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения «Большая береза» «Трудный вечер» «Саша – дразнилка».

-Как вы думаете, какое из данных произведений мы будем сегодня изучать?

4.2. Подготовка к первичному чтению

-Как вы думаете, дразнить это хорошо или плохо?

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:


ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.


-Что общего между этими словами? (корень)

-Как называются такие слова? (однокоренные)

-Подберите синонимы к слову «дразнить».


4.3.Первичное восприятие (чтение учителем)

- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос:

О ком пойдет речь в произведении?


4.4.Первичный анализ произведения

-О ком идет речь в тексте?

-Какие чувства вы испытали?

-Где происходит событие? 

4.5. Вторичный синтез. Работа с текстом.

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)

Чтение 1 части.

- Первую часть прочитайте жужжащим чтением и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)

- А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)

Чтение 2 части.

- Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов.


  • Завт-ра-ка-ли           - завтракали

  • По-перх-нул-ся         - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)

  • Нас-морк                   - насморк

  • Дро-жа-щим            - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)

  • Поп-рав-ляй-ся          - поправляйся

- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.

(Чтение второй части учащимися)

- Понравилось чтение? (да)

- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)


ФИЗМИНУТКА

-выполним пару упражнений для формирования речевого дыхания

1. свеча

1)Представьте, что перед  вами свеча огромного размера с большим пламенем. Его надо погасить. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание, потом дуньте «на свечу». Не погасло? Дуньте ещё раз, еще. Если положить ладонь на живот, то во время выдоха можно ощутить активные движения диафрагмы, при этом живот втягивается.

2) задуваем 10 свячей

2. «Проколотый мяч»

  У вас в руках на уровне груди воображаемый большой резиновый мяч. Если на него нажимаешь – слышен звук выходящего воздуха. Нажимайте на мяч ладонями и имитируйте выходящий воздух звуком: сссс…… Руки сходятся медленно: они как бы ощущают сопротивление мяча. Всё ближе руки, всё меньше воздуха в мяче. Наконец ладони в активном движении сошлись. И этим движением выбросился неиспользованный в звучании воздух.


Чтение 3 части

- А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов “Тут Саша…” читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом:

-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)

-Почему заплакал Саша? (было обидно)

-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)


Работа с иллюстрацией с.11

-Рассмотрите рисунок, обратите внимание на выражение лиц героев и их жесты. К какому эпизоду рассказа относится иллюстрация, прочитайте.


V. Закрепление

5. Тест

-А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали рассказ и выполним тест.

-Возьмите листочки, ручку. Читает ученик, выбираем ответ, ставим готовность. Поменяйтесь, проверьте.

1. Как звали сестру Саши?

А) Лена Б) Люся В) Ляля


2. Какой совет дал папа дочке?

А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись


3.Ребята сидели за столом и …

А) завтракали Б) обедали В) ужинали


4. Саша хотел подвесить куклу к …

А) кровати Б) форточке В) люстре


5.От удивления Саша …

А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот


6. По мнению Саши, девчонки …

А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы


7. Мальчик считал. Что у него больше …

А) апельсин Б) мандарин В) яблоко


VI. Итог.

- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)

- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)

- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)


VII. Рефлексия.

- Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.

Продолжи : 
Я хочу поделиться своими мыслями: 

- на уроке я узнал (а)…

- на уроке я учился (лась)…

- на уроке мне понравилось…


___________________________________________ Тест

1. Как звали сестру Саши?

А) Лена Б) Люся В) Ляля


2. Какой совет дал папа дочке?

А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись


3.Ребята сидели за столом и …

А) завтракали Б) обедали В) ужинали


4. Саша хотел подвесить куклу к …

А) кровати Б) форточке В) люстре


5.От удивления Саша …

А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот


6. По мнению Саши, девчонки …

А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы


7. Мальчик считал. Что у него больше …

А) апельсин Б) мандарин В) яблоко


______________________________________ Тест

1. Как звали сестру Саши?

А) Лена Б) Люся В) Ляля


2. Какой совет дал папа дочке?

А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись


3.Ребята сидели за столом и …

А) завтракали Б) обедали В) ужинали


4. Саша хотел подвесить куклу к …

А) кровати Б) форточке В) люстре


5.От удивления Саша …

А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот


6. По мнению Саши, девчонки …

А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы


7. Мальчик считал. Что у него больше …

А) апельсин Б) мандарин В) яблоко


______________________________________ Тест

1. Как звали сестру Саши?

А) Лена Б) Люся В) Ляля


2. Какой совет дал папа дочке?

А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись


3.Ребята сидели за столом и …

А) завтракали Б) обедали В) ужинали


4. Саша хотел подвесить куклу к …

А) кровати Б) форточке В) люстре


5.От удивления Саша …

А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот


6. По мнению Саши, девчонки …

А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы


7. Мальчик считал. Что у него больше …

А) апельсин Б) мандарин В) яблоко



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Нина Михайловна Артюхова рассказ

Нина Михайловна Артюхова

рассказ

"Саша-дразнилка"

ДРАЗНИТЬ –  злить, умышленно раздражая чем-нибудь обидным, часто бывает до слёз.  ДРАЗНИЛКА –  человек, который дразнит другого.

ДРАЗНИТЬ

злить, умышленно раздражая чем-нибудь обидным, часто бывает до слёз.

ДРАЗНИЛКА

человек, который дразнит другого.

драз-нить-ся – дразниться по-про-бо-ва-ла – попробовала зав-тра-ка-ли – завтракали за-сме-я-лась – засмеялась

драз-нить-ся – дразниться

по-про-бо-ва-ла – попробовала

зав-тра-ка-ли – завтракали

за-сме-я-лась – засмеялась

дро-жа-щим – дрожащим про-го-во-рил – проговорил по-прав-ляй-ся – поправляйся всхли-пы-ва-я – всхлипывая о-би-жа-лась – обижалась

дро-жа-щим – дрожащим

про-го-во-рил – проговорил

по-прав-ляй-ся – поправляйся

всхли-пы-ва-я – всхлипывая

о-би-жа-лась – обижалась

1. Как звали сестру Саши? А) Лена Б) Люся В) Ляля 2. Какой совет дал папа дочке? А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись 3.Ребята сидели за столом и … А) завтракали Б) обедали В) ужинали 4. Саша хотел подвесить куклу к … А) кровати Б) форточке В) люстре 5.От удивления Саша … А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот 6. По мнению Саши, девчонки … А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы 7. Мальчик считал. Что у него больше … А) апельсин Б) мандарин В) яблоко

1. Как звали сестру Саши?

А) Лена Б) Люся В) Ляля

2. Какой совет дал папа дочке?

А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись

3.Ребята сидели за столом и …

А) завтракали Б) обедали В) ужинали

4. Саша хотел подвесить куклу к …

А) кровати Б) форточке В) люстре

5.От удивления Саша …

А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот

6. По мнению Саши, девчонки …

А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы

7. Мальчик считал. Что у него больше …

А) апельсин Б) мандарин В) яблоко

- на уроке я узнал (а)… - на уроке я учился (лась)… - на уроке мне понравилось…

- на уроке я узнал (а)…

- на уроке я учился (лась)…

- на уроке мне понравилось…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!