СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения по теме "М. М. Пришвин "Предмайское утро", " Глоток молока".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«s1653544_0»



Тема

М.М.Пришвин «Предмайское утро», « Глоток молока»

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. М. Пришвина, его произведениями, развития речи, памяти и логического мышления, воображения.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Слушают текст в чтении учителя; воспроизводят на слух слова, которые помогают представить картину природы; читают текст самостоятельно; рисуют словесные картины; называют героев рассказа; отвечают на вопросы по содержанию; рассказывают о герое рассказа с помощью опорных слов.

Личностные результаты

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные:общеучебные – применяют метод познания окружающего мира – наблюдение; логические – осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Основные понятия и термины

Рассказ, основная мысль рассказа, герои рассказа, текст, описание. Жизнь животных и растений. Отношение человека к родной природе. Текст-описание по теме урока.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический, фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник литературного чтения, 1 класс, презентация.





Технологическая карта урока


Этапы урока.

Цели.

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).


Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Так начнём урок, друзья!

- Но прежде чем мы начнем наш урок, проверим вашу готовность. На столах у вас должен лежать учебник по литературному чтению.


Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: Подготовка речевого аппарата к чтению.

- Прочитаем текст хором, медленно, четко проговаривая согласные звуки:


Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.


- Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.

- Прочитаем все вместе плавно и певуче.

- Прочитаем с ускорением.

- Прочитаем тихо.

- Прочитаем громко.

Организует развитиеречевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Восприятие на слух звучащей речи. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения.


III.Проверка домашнего задания

Цель: контролировать выполнение домашнего задания учащимися.

- Как называется стихотворение, с которым вы познакомились на прошлом уроке? (Угомон)

- Кто автор этого стихотворения? (С.Я.Маршак)

-О ком это стихотворение? (о детях, об Угомоне)

- Почему детям не удалось восстановить тишину в классе? (Все рассорились и каждый пытался что-то сказать)

- Кто успокоил детей и дал им совет? (Угомон)

- Кто такой Угомон? (положительный персонаж, который дал детям хороший совет)

-Давайте найдём и прочитаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (Чтение строк)

- Ребята, а вы согласны с Угомоном?

-Правильно, только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания. Вы изучаете много предметов, а для того, чтобы все знать и запомнить, вам нужно освоить самый главный предмет – «поведение»

- Дома вы должны были потренироваться в выразительном чтении стихотворения. Сейчас я проверю, как вы умеете выразительно читать стихотворение «Угомон».

- Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Соблюдать паузы, логическое ударение, читать с интонацией)

Устанавливает правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися, выявляет пробелы для дальнейшей их коррекции.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль правильности выполнения задания(отвечают на вопросы учителя, выразительно читают стихотворение)

IV. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.


-Посмотрите на слайд, кто изображен?(Художник)
-Что он делает?(Рисует картину)
- Что художник изображает на картине?(Природу)
- Художник показывает красоту природы при помощи рисунка, а есть люди, которые свое отношение к природе передают словами.

- Кто догадался, как называют человека, который передает красоту природы при помощи слов? (поэты, писатели)

Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно- познавательной деятельности. Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самоопределение, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

- И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с писателем, который очень любил природу родного края, много путешествовал, передавал красоту природы, передавал красоту природы, рассказывал о ней, о жизни животных. Это Михаил Михайлович Пришвин.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V. Изучение нового материала

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

Родился Михаил Михайлович Пришвин в дворянской усадьбе маленького имения Елецкого уезда Орловской губернии. Мать его рано осталась вдовой с шестью малолетними детьми на руках. С ранних лет мальчик видел трудовую жизнь крестьян и решил, что все люди, как в нянькиных сказках, находятся в плену у Злого Кащея, и он, мальчик, призван разорвать эту цепь.

Пришвин получил специальность агронома.

- Ребята, а кто знает, кто такой агроном? (Агроном – специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений)

Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал и любил природу нашей Родины. В своих книгах он рассказывал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом, который написал М.М. Пришвин, который называется «Предмайское утро».

- Откройте свои учебники на стр. 102. Прочитайте название рассказа (Предмайское утро)

 - Как понимаете это выражение?

- Как вы думаете, о каком времени суток рассказывает М.М.Пришвин? (об утре)

- Почему он называет утро предмайским? О каком времени года пойдет речь в стихотворении? (о весне)

- Какое настроение вызывает весна? (радостное) Почему?

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы.

Обеспечивает восприятие, осмысление, первичное запоминание знаний и способов действий.


Совершают активные действия, под руководством учителя, и осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; исправляют типичные ошибки и неверные представления.

Совершают активные действия под руководством учителя, отвечают на вопросы учителя.

-Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы слушайте внимательно, следите за мной. Попробуйте представить картину описанную автором.(Чтение рассказа учителем)



Читает выразительно произведение. Задаёт вопросы детям.

Слушают произведение в чтении учителя, отвечают на вопросы.

- Какое настроение у вас вызвал этот рассказ?

- Что вы представили, когда я читала текст? Какие бы взяли краски, чтобы нарисовать весеннюю картинку? Сейчас вы будете сами читать текст, карандашом отметьте, чем нас радует каждый месяц? Почему автор так написал? Найдите в тексте какими красками описывает это утро?

Трава – зеленеет.

Березы – шоколадного цвета.

Почки – густые. 

Формулирует учебную задачу и контролирует ее выполнение, организует беседу.

Отвечают на поставленные вопросы учителем.

- А какой лес в тексте? (не одет, но… почки).

- Как вы это представляете? Какое выражение использует автор, чтобы передать красоту первой зелени? (чуть дымится первая зелень)


- В тексте встретились слова, выражения, как вы думаете, какое значение они имеют? «зеленя», «на горизонте», «березовый сок». Слайд 6

- Горизонт – это воображаемая линия, где небо сходится с землей.

- Зеленя. – От какого слова? (цвет - зеленый).

- Березовый сок – это бесцветная прозрачная жидкость, которая течет в самом стволе дерева. Собирают его с помощью глубоких надрезов в стволе, не причиняя вреда жизни дерева. Березовый сок славится полезными свойствами для иммунитета, он является общеукрепляющим и противовоспалительным средством.

- Чтобы почувствовать красоту природы, как надо прочитать? (целыми словами, с чувством хорошего настроения).

(Дети читают про себя, затем выразительное чтение вслух.)

- Рассмотрите иллюстрацию, представленную ниже.

- Кого мы видим на картинке?

- Какие цвета присутствуют на картине?

- О каком времени года идет речь?

- Как вы догадались?

- Назовите три месяца весны.

- Какой представляет себе весну автор?  К какому предложению задействована картина?

Формулирует учебную задачу и контролирует ее выполнение, организует беседу.

Отвечают на поставленные вопросы учителем. Читают выразительно рассказ.

К нам весна шагает,

Быстрыми шагами. (Шаги)

И сугробы тают

Под ее ногами. (Приседания)

Черные проталины

На полях видны. (Хлопки)

Видно очень теплые

Ноги у весны. (Прыжки)



Снимает утомляемость, рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Повторяют движения за учителем.

- Понравился ли вам рассказ?

- Какое настроение он у вас вызвал?

- Когда вам было смешно, грустно? Почему?



Формулирует учебную задачу и контролирует ее выполнение, организует беседу.

Отвечают на поставленные вопросы учителем.

-Так почему же так назван рассказ?

-Оправдались ли наши предположения?

- О ком рассказ?(О собаке)

- Как звали собаку? (Лада)

- Что с ней случилось?(Она заболела и не хотела кушать)

- Что сделал автор, когда увидел Ладу?(Позвал ее, затем погладил)

- Что значит выражение «отвертывалась», «забила прутом», «жизнь заиграла»?

- Отвертывалась – т.е. поворачивала голову в другую сторону.

- Забила прутом – не захотела, не обратила внимание.

- Жизнь заиграла – появилась радость в глазах.

- Рада ли была собака увидеть своего хозяина?(Да)

 - Послушала  ли Лада его?(Да)

- Важными были для Лады эти несколько глотков молока? (Да)


- В это рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется “уметь читать между строк ” Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: “Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?”

(Дети читают по цепочке)

- Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?(Нет)

- Так что же помогло Ладе?(Ласка)

- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.(Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. )

- Давайте прочитаем их просто без выражения.

- Можно ли сказать, что слова какие-то особенные, если говорить их обычно?

- А почему они подействовали?   (наводящий вопрос:Как слова были сказаны?)

- Попробуйте прочитать с выражением, как будто это вы уговариваете свою собаку поесть.

- Что еще при этом делал автор, когда уговаривал собаку поесть?(Гладил Ладу)

- Что после этого сделала собака?(Залакала молоко)


Формулирует учебную задачу и контролирует ее выполнение, организует беседу.

Отвечают на поставленные вопросы учителем. Читают выразительно рассказ.

VI. Закрепление изученного

Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.


- Вы должны прочитать слова на карточках, которые лежат у вас на партах и подумать, какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.

(беззащитная, ответственный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая.)

- Какие слова никуда не вошли? Почему?

- Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили?

Кто любит собак
Или прочих животных -
Серьезных котов
И щенков беззаботных, 
Кто может любить
И осла, и козла, 
Тот людям вовеки 
Не сделает зла


Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Работают в парах, выбирают, какие слова подходят к автору, а какие к собаке. Слушают стихотворение.

VII.Итог урока

Цель:

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

-О чем заставил задуматься автор произведения?

-Чему можно поучиться у автора (у героя)

- С каким произведениями мы познакомились сегодня на уроке? («Предмайское утро», «Глоток молока»)

- Кто автор этого произведения?(М.М.Пришвин)

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Какие открытия для себя сделали на уроке?(Познакомились с произведением «Предмайская ночь» и «Глоток молока» М.М.Пришвина)

-Чему научились?

Формируют целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности.

- Закончите предложения:

  • Сегодня на уроке я понял, что…

  • Самым интересным для меня было…

  • Мне бы хотелось…

- На этом наш урок окончен. До свидания!

Подводит итоги занятия. Помогает закрепить знания, полученные на занятии.

Оценивают свою работу на уроке и полученные знания.

Закрепляют полученные знания.


Просмотр содержимого презентации
«s1653544_1»

М. М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока»  Литературное чтение 1 класс Автор презентации: Фокина Лидия Петровна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области 2018

М. М. Пришвин

«Предмайское утро»,

«Глоток молока»

Литературное чтение

1 класс

Автор презентации: Фокина Лидия Петровна,

учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района Новосибирской области

2018

Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Михаил Михайлович Пришвин 1873 - 1954

Михаил Михайлович Пришвин

1873 - 1954

Михаил Михайлович Пришвин писал о жизни растений и животных, хотя по образованию он не был писателем. Некоторое время он даже работал учителем и библиотекарем.

Михаил Михайлович Пришвин писал о жизни растений и животных, хотя по образованию он не был писателем. Некоторое время он даже работал учителем и библиотекарем.

Произведения какого автора мы с вами уже читали? Виталий Валентинович Бианки Михаил Михайлович Пришвин Они оба писали о природе.

Произведения какого автора мы

с вами уже читали?

Виталий Валентинович Бианки

Михаил Михайлович Пришвин

Они оба писали о природе.

Михаил Пришвин с ранней весны до поздней осени ходил по лесам с охотничьей сумкой и ружьём, наблюдая за растениями и животными.

Михаил Пришвин

с ранней весны

до поздней осени ходил по лесам с охотничьей сумкой и ружьём, наблюдая за растениями и животными.

Пришвин – охотник, учёный, путешественник – много неизвестного, удивительного, нового заметил в жизни природы. И об этом рассказал во многих своих произведениях.

Пришвин – охотник, учёный, путешественник – много неизвестного, удивительного, нового заметил в жизни природы. И об этом рассказал во многих своих произведениях.

Рассказал просто, красиво, задушевно, занимательно. Прочитав рассказы Пришвина, вы научитесь лучше видеть, наблюдать и понимать жизнь природы, замечать её красоту, любить свою Родину.

Рассказал просто, красиво, задушевно, занимательно. Прочитав рассказы Пришвина, вы научитесь лучше видеть, наблюдать и понимать жизнь природы, замечать её красоту, любить свою Родину.

Прочитайте рассказ М. М. Пришвина «Предмайское утро» с. 102 и ответьте на вопросы. Как вы понимаете слово предмайское? Перед маем, в конце апреля. Кто сможет объяснить, что такое горизонт? Линия, где небо как бы сходится с землёй.

Прочитайте рассказ М. М. Пришвина «Предмайское утро» с. 102

и ответьте на вопросы.

Как вы понимаете слово предмайское?

Перед маем, в конце апреля.

Кто сможет объяснить, что такое горизонт?

Линия, где небо как бы сходится с землёй.

Пришвин получил специальность агронома.  (Агроном – специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений)

Пришвин получил специальность агронома.

(Агроном – специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений)

Если бы вы не знали название рассказа, смогли бы догадаться, о каком времени года идёт речь? Какого цвета берёзы на горизонте? Шоколадного цвета. Что автор говорит о лесе? Лес не одет, пахнет корой и берёзовым соком. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Что же делает Пришвин? Рисует лес в предмайское утро.

Если бы вы не знали название рассказа, смогли бы догадаться,

о каком времени года идёт речь?

Какого цвета берёзы на горизонте?

Шоколадного цвета.

Что автор говорит о лесе?

Лес не одет, пахнет корой и берёзовым соком.

Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Что же делает Пришвин?

Рисует лес в предмайское утро.

Прочитайте рассказ М. М. Пришвина «Глоток молока» с. 103 и ответьте на вопросы. Понравился ли вам рассказ? Чем? Как вы думаете кто такая Лада? Кому удалось её спасти? Почему позвали Пришвина? Он умел общаться с животными. Как собака отреагировала на ласку?

Прочитайте рассказ М. М. Пришвина «Глоток молока» с. 103

и ответьте на вопросы.

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Как вы думаете кто такая Лада?

Кому удалось её спасти?

Почему позвали Пришвина?

Он умел общаться с животными.

Как собака отреагировала на ласку?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!