Этапы урока. Цели. | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Так начнём урок, друзья! - Но прежде чем мы начнем наш урок, проверим вашу готовность. На столах у вас должен лежать учебник по литературному чтению. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Речевая разминка Цель: Подготовка речевого аппарата к чтению. | - Прочитаем текст хором, медленно, четко проговаривая согласные звуки: Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно Чтоб было всем понятно. - Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением. - Прочитаем все вместе плавно и певуче. - Прочитаем с ускорением. - Прочитаем тихо. - Прочитаем громко. | Организует развитиеречевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. | Восприятие на слух звучащей речи. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. |
III.Проверка домашнего задания Цель: контролировать выполнение домашнего задания учащимися. | - Как называется стихотворение, с которым вы познакомились на прошлом уроке? (Угомон) - Кто автор этого стихотворения? (С.Я.Маршак) -О ком это стихотворение? (о детях, об Угомоне) - Почему детям не удалось восстановить тишину в классе? (Все рассорились и каждый пытался что-то сказать) - Кто успокоил детей и дал им совет? (Угомон) - Кто такой Угомон? (положительный персонаж, который дал детям хороший совет) -Давайте найдём и прочитаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении. (Чтение строк) - Ребята, а вы согласны с Угомоном? -Правильно, только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать - будет порядок. А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания. Вы изучаете много предметов, а для того, чтобы все знать и запомнить, вам нужно освоить самый главный предмет – «поведение» - Дома вы должны были потренироваться в выразительном чтении стихотворения. Сейчас я проверю, как вы умеете выразительно читать стихотворение «Угомон». - Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Соблюдать паузы, логическое ударение, читать с интонацией) | Устанавливает правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися, выявляет пробелы для дальнейшей их коррекции. | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль правильности выполнения задания(отвечают на вопросы учителя, выразительно читают стихотворение) |
IV. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | -Посмотрите на слайд, кто изображен?(Художник) -Что он делает?(Рисует картину) - Что художник изображает на картине?(Природу) - Художник показывает красоту природы при помощи рисунка, а есть люди, которые свое отношение к природе передают словами. - Кто догадался, как называют человека, который передает красоту природы при помощи слов? (поэты, писатели) | Обеспечивает мотивацию и принятие учащимися цели, учебно- познавательной деятельности. Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самоопределение, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
- И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с писателем, который очень любил природу родного края, много путешествовал, передавал красоту природы, передавал красоту природы, рассказывал о ней, о жизни животных. Это Михаил Михайлович Пришвин. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
V. Изучение нового материала Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу. | Родился Михаил Михайлович Пришвин в дворянской усадьбе маленького имения Елецкого уезда Орловской губернии. Мать его рано осталась вдовой с шестью малолетними детьми на руках. С ранних лет мальчик видел трудовую жизнь крестьян и решил, что все люди, как в нянькиных сказках, находятся в плену у Злого Кащея, и он, мальчик, призван разорвать эту цепь. Пришвин получил специальность агронома. - Ребята, а кто знает, кто такой агроном? (Агроном – специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений) Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал и любил природу нашей Родины. В своих книгах он рассказывал о жизни животных и растений, об отношении человека к родной природе. - Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом, который написал М.М. Пришвин, который называется «Предмайское утро». - Откройте свои учебники на стр. 102. Прочитайте название рассказа (Предмайское утро) - Как понимаете это выражение? - Как вы думаете, о каком времени суток рассказывает М.М.Пришвин? (об утре) - Почему он называет утро предмайским? О каком времени года пойдет речь в стихотворении? (о весне) - Какое настроение вызывает весна? (радостное) Почему? | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения; обеспечивает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; корректирует неправильные ответы. Обеспечивает восприятие, осмысление, первичное запоминание знаний и способов действий. | Совершают активные действия, под руководством учителя, и осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне; исправляют типичные ошибки и неверные представления. Совершают активные действия под руководством учителя, отвечают на вопросы учителя. |
-Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы слушайте внимательно, следите за мной. Попробуйте представить картину описанную автором.(Чтение рассказа учителем) | Читает выразительно произведение. Задаёт вопросы детям. | Слушают произведение в чтении учителя, отвечают на вопросы. |
- Какое настроение у вас вызвал этот рассказ? - Что вы представили, когда я читала текст? Какие бы взяли краски, чтобы нарисовать весеннюю картинку? Сейчас вы будете сами читать текст, карандашом отметьте, чем нас радует каждый месяц? Почему автор так написал? Найдите в тексте какими красками описывает это утро? Трава – зеленеет. Березы – шоколадного цвета. Почки – густые. | Формулирует учебную задачу и контролирует ее выполнение, организует беседу. | Отвечают на поставленные вопросы учителем. |
- А какой лес в тексте? (не одет, но… почки). - Как вы это представляете? Какое выражение использует автор, чтобы передать красоту первой зелени? (чуть дымится первая зелень) - В тексте встретились слова, выражения, как вы думаете, какое значение они имеют? «зеленя», «на горизонте», «березовый сок». Слайд 6 - Горизонт – это воображаемая линия, где небо сходится с землей. - Зеленя. – От какого слова? (цвет - зеленый). - Березовый сок – это бесцветная прозрачная жидкость, которая течет в самом стволе дерева. Собирают его с помощью глубоких надрезов в стволе, не причиняя вреда жизни дерева. Березовый сок славится полезными свойствами для иммунитета, он является общеукрепляющим и противовоспалительным средством. - Чтобы почувствовать красоту природы, как надо прочитать? (целыми словами, с чувством хорошего настроения). (Дети читают про себя, затем выразительное чтение вслух.) - Рассмотрите иллюстрацию, представленную ниже. - Кого мы видим на картинке? - Какие цвета присутствуют на картине? - О каком времени года идет речь? - Как вы догадались? - Назовите три месяца весны. - Какой представляет себе весну автор? К какому предложению задействована картина? | Формулирует учебную задачу и контролирует ее выполнение, организует беседу. | Отвечают на поставленные вопросы учителем. Читают выразительно рассказ. |
К нам весна шагает, Быстрыми шагами. (Шаги) И сугробы тают Под ее ногами. (Приседания) Черные проталины На полях видны. (Хлопки) Видно очень теплые Ноги у весны. (Прыжки) | Снимает утомляемость, рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Повторяют движения за учителем. |
- Понравился ли вам рассказ? - Какое настроение он у вас вызвал? - Когда вам было смешно, грустно? Почему? | Формулирует учебную задачу и контролирует ее выполнение, организует беседу. | Отвечают на поставленные вопросы учителем. |
-Так почему же так назван рассказ? -Оправдались ли наши предположения? - О ком рассказ?(О собаке) - Как звали собаку? (Лада) - Что с ней случилось?(Она заболела и не хотела кушать) - Что сделал автор, когда увидел Ладу?(Позвал ее, затем погладил) - Что значит выражение «отвертывалась», «забила прутом», «жизнь заиграла»? - Отвертывалась – т.е. поворачивала голову в другую сторону. - Забила прутом – не захотела, не обратила внимание. - Жизнь заиграла – появилась радость в глазах. - Рада ли была собака увидеть своего хозяина?(Да) - Послушала ли Лада его?(Да) - Важными были для Лады эти несколько глотков молока? (Да) - В это рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется “уметь читать между строк ” Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: “Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?” (Дети читают по цепочке) - Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?(Нет) - Так что же помогло Ладе?(Ласка) - Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.(Значит, через мою ласку ей силы прибавилось. ) - Давайте прочитаем их просто без выражения. - Можно ли сказать, что слова какие-то особенные, если говорить их обычно? - А почему они подействовали? (наводящий вопрос:Как слова были сказаны?) - Попробуйте прочитать с выражением, как будто это вы уговариваете свою собаку поесть. - Что еще при этом делал автор, когда уговаривал собаку поесть?(Гладил Ладу) - Что после этого сделала собака?(Залакала молоко) | Формулирует учебную задачу и контролирует ее выполнение, организует беседу. | Отвечают на поставленные вопросы учителем. Читают выразительно рассказ. |
VI. Закрепление изученного Цель: Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | - Вы должны прочитать слова на карточках, которые лежат у вас на партах и подумать, какие слова подходят к Ладе, а какие к автору. (беззащитная, ответственный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая.) - Какие слова никуда не вошли? Почему? - Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили? Кто любит собак Или прочих животных - Серьезных котов И щенков беззаботных, Кто может любить И осла, и козла, Тот людям вовеки Не сделает зла | Обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | Работают в парах, выбирают, какие слова подходят к автору, а какие к собаке. Слушают стихотворение. |
VII.Итог урока Цель: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | -О чем заставил задуматься автор произведения? -Чему можно поучиться у автора (у героя) - С каким произведениями мы познакомились сегодня на уроке? («Предмайское утро», «Глоток молока») - Кто автор этого произведения?(М.М.Пришвин) - Чем мы занимались сегодня на уроке? - Какие открытия для себя сделали на уроке?(Познакомились с произведением «Предмайская ночь» и «Глоток молока» М.М.Пришвина) -Чему научились? | Формируют целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности. |
- Закончите предложения: Сегодня на уроке я понял, что… Самым интересным для меня было… Мне бы хотелось… - На этом наш урок окончен. До свидания! | Подводит итоги занятия. Помогает закрепить знания, полученные на занятии. | Оценивают свою работу на уроке и полученные знания. Закрепляют полученные знания. |