СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Акула"".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения по теме: "Л.Н. Толстой "Акула"".»

 Школа России  Литературное чтение  3 класс

Школа России

Литературное чтение

3 класс

С творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство?

С творчеством какого писателя мы сегодня продолжим знакомство?

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ  (1828-1910) 

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

(1828-1910) 

Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться. 

Своё детство и большую часть жизни Лев Николаевич провел в имении Ясная Поляна, неподалеку от Москвы и Тулы. Ему было полтора года, когда умерла его мама, но теплота большой и дружной семьи – сначала отец, а потом бабушка, тётки, три брата и сестра – не давали возможности остро ощущать сиротство. Л.Н.Толстой считал детство не только самой счастливой но и наиболее важной порой, потому что именно тогда его душе было дано направление, куда расти, к чему стремиться. 

Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. 

Лев Николаевич прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Много работал. Свои сочинения он по нескольку раз перерабатывал, по 10-12 раз переписывал, чтоб сделать их хорошими. Толстой любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудиться. 

Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич утроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.

Очень долго Толстой жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В соседней деревне Лев Николаевич утроил школу и стал учить крестьянских детей по учебникам, которые написал сам. По этим учебникам училось не одно поколение детей.

Сделайте предположение, о чём будет рассказ? слушать

Сделайте

предположение,

о чём будет рассказ?

слушать

Чему будем учиться на уроке? Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. 

Чему будем учиться на уроке?

Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. 

Лев Николаевич Толстой писатель были рассказы басни сказки о детях, о людях о природе О Родине учат добру, уважению, честности

Лев Николаевич Толстой

писатель

были

рассказы

басни

сказки

о детях, о людях

о природе

О Родине

учат добру,

уважению, честности

Фитиль – промасленный шнурок зарядного устройства . Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка. Якорь - это металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на мели. Парус -это укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из плотной ткани.

Фитиль – промасленный шнурок зарядного устройства .

Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка.

Якорь - это металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на мели.

Парус -это укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из плотной ткани.

Палуба - это горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Артиллерист -это военнослужащий. Хорошо владеет стрельбой из пушек, минометов. Визг - это высокий и резкий крик, звук. Хобот -это дуло, ствол огнестрельного оружия. Фитиль –это шнурок для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. Ропот -это недовольство, выражаемое тихими голосами.

Палуба - это горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

Артиллерист -это военнослужащий. Хорошо владеет стрельбой из пушек, минометов.

Визг - это высокий и резкий крик, звук.

Хобот -это дуло, ствол огнестрельного оружия.

Фитиль –это шнурок для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

Ропот -это недовольство, выражаемое тихими голосами.

Это слово с ненавистью произносят моряки и рыбаки. Акулы – это хищники. Они рвут сети, уничтожают рыбу, нападают на людей, чаще всего тогда, когда вода в море теплая, свыше 18 градусов.

Это слово с ненавистью произносят моряки и рыбаки. Акулы – это хищники. Они рвут сети, уничтожают рыбу, нападают на людей, чаще всего тогда, когда вода в море теплая, свыше 18 градусов.

Прием “Чтение с остановками”. Приём «Дерево предсказаний». 1 часть - Где происходят события в рассказе? - Что значит «корабль стоял на якоре?» - Какой был день? - Как изменилась погода к вечеру?  - Что значит «точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом» ? - Расскажите, почему матросы устроили купальню в парусе? - Почему они не стали купаться в открытом море?

Прием “Чтение с остановками”.

Приём «Дерево предсказаний».

1 часть

- Где происходят события в рассказе?

- Что значит «корабль стоял на якоре?»

- Какой был день?

- Как изменилась погода к вечеру? 

- Что значит «точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом» ?

- Расскажите, почему матросы устроили купальню в парусе?

- Почему они не стали купаться в открытом море?

 2 часть - Почему мальчики вздумали плавать в открытом море? Что они задумали? - Как соревновались они друг с другом?  - С кем сравнил их автор? - Какие слова употребил?  - О каких чертах характера мальчиков можно сказать из этого отрывка?  - А почему? Как отец одного из мальчиков, старый артиллерист, реагировал на происходящее? Игра «Двойник» - Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист? Сядьте на этот стул и расскажите.   - Предвещали ли что-нибудь беду?

2 часть

- Почему мальчики вздумали плавать в открытом море? Что они задумали?

- Как соревновались они друг с другом? 

- С кем сравнил их автор?

- Какие слова употребил? 

- О каких чертах характера мальчиков можно сказать из этого отрывка? 

- А почему?

  • Как отец одного из мальчиков, старый артиллерист, реагировал на происходящее?

Игра «Двойник»

- Как вы думаете, какие чувства испытал артиллерист? Сядьте на этот стул и расскажите. 

- Предвещали ли что-нибудь беду?

 3 часть - Кто первый заметил акулу? - Как по-другому называют ее моряки? Подумайте и скажите, какое состояние в этот момент было у отца? - Что может сделать артиллерист? - Почему он стал «бледным как полотно»? - Кто бросился на помощь мальчикам? Успели бы они? Прочитайте, как повели себя мальчики, когда увидели, что рядом с ними акула?  Стоп-кадр - Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

3 часть

- Кто первый заметил акулу?

- Как по-другому называют ее моряки?

  • Подумайте и скажите, какое состояние в этот момент было у отца?

- Что может сделать артиллерист?

- Почему он стал «бледным как полотно»?

- Кто бросился на помощь мальчикам? Успели бы они?

  • Прочитайте, как повели себя мальчики, когда увидели, что рядом с ними акула?

Стоп-кадр

- Акула находится на расстоянии двадцати шагов от мальчиков, лодка с матросами находится далеко от мальчиков. Что вы предложите сделать в этой ситуации?

Найдите и прочитайте средства художественной выразительности в 3 части . Акула – Морское чудовище; Артиллерист, бледный, как полотно-сравнение. Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.

Найдите и прочитайте средства художественной выразительности в 3 части .

Акула – Морское чудовище; Артиллерист, бледный, как полотно-сравнение.

Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.

4 часть - Что сделал старый артиллерист, чтобы спасти мальчиков? - Почему он упал и закрыл лицо руками? - Когда он успокоился? - Какие черты характера старого артиллериста проявились в этой ситуации? т.е. какими чертами характера он обладал?  - Какое место в рассказе вы считаете самым напряженным, волнующим, неспокойным? - Почему вы так считаете?

4 часть

- Что сделал старый артиллерист, чтобы спасти мальчиков?

- Почему он упал и закрыл лицо руками?

- Когда он успокоился?

- Какие черты характера старого артиллериста проявились в этой ситуации? т.е. какими чертами характера он обладал? 

- Какое место в рассказе вы считаете самым напряженным, волнующим, неспокойным?

- Почему вы так считаете?

Смелый, находчивый, чуткий, сосредоточенный.

Смелый, находчивый, чуткий, сосредоточенный.

Заполни словарик. Словарик настроений, чувств и характеров: Мальчики: Артиллерист: Словарик настроений, чувств и характеров: Мальчики: Артиллерист: Активные Героизм Беззаботные Любование Беззащитные Мужество Весёлые Испуганные Находчивость Ловкие Оцепенение Радостный Озорные Решительность Подвижные Самообладание Радостные Смелость Счастье Страх Стресс Шок

Заполни словарик.

Словарик настроений, чувств и характеров:

Мальчики:

Артиллерист:

Словарик настроений, чувств и характеров:

Мальчики:

Артиллерист:

Активные

Героизм

Беззаботные

Любование

Беззащитные

Мужество

Весёлые

Испуганные

Находчивость

Ловкие

Оцепенение

Радостный

Озорные

Решительность

Подвижные

Самообладание

Радостные

Смелость

Счастье

Страх

Стресс

Шок

1. Купальня.  2. Акула.  3. Выстрел.  4. Дети спасены. 1.  2.  3.  4.

1. Купальня. 2. Акула. 3. Выстрел. 4. Дети спасены.

1. 2. 3. 4.

-К какому литературному жанру относится произведение? -Кто главный герой? -Как называется прием, использованный автором: «…Оба плыли как ящерицы, вытягивались в воде…» -Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста? -Как автор назвал акулу? -Как понимаете выражение «сорвался с места»? -Как называется рассказ? -Кто его автор? -Чему учит вас этот рассказ?

-К какому литературному жанру относится произведение?

-Кто главный герой?

-Как называется прием, использованный автором: «…Оба плыли как ящерицы, вытягивались в воде…»

-Назовите, с чем сравнивает Толстой лицо артиллериста?

-Как автор назвал акулу?

-Как понимаете выражение «сорвался с места»?

-Как называется рассказ?

-Кто его автор?

-Чему учит вас этот рассказ?

Подберите отрывки к иллюстрациям.

Подберите отрывки к иллюстрациям.

Объясните смысл пословиц. Отвага-половина спасенья. Смелому всегда удача. Берегись бед, пока их нет. Не зная броду, не суйся в воду.

Объясните смысл пословиц.

Отвага-половина спасенья.

Смелому всегда удача.

Берегись бед, пока их нет.

Не зная броду, не суйся в воду.

1. Написать имя существительное по теме. 2. Два имени прилагательных. 3.Три глагола. 4. Предложение. 5. Слово - смысл темы.

1. Написать имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных.

3.Три глагола.

4. Предложение.

5. Слово - смысл темы.

Акула Огромная, кровожадная. Плавает, нападает, поедает. У  неё острые зубы. Хищник.

Акула

Огромная, кровожадная.

Плавает, нападает, поедает.

У  неё острые зубы.

Хищник.

– Кто является настоящим главным героем рассказа? – Почему тогда рассказ назван “Акула”?   - Как по-другому можно назвать этот рассказ? – Чему нас научила история, описанная в рассказе?

Кто является настоящим главным героем рассказа?

Почему тогда рассказ назван “Акула”?

  - Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Чему нас научила история, описанная в рассказе?

Выводы по рассказу: – Любить и ценить своих близких и друзей! – Не делать необдуманных поступков; – Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

Выводы по рассказу:

Любить и ценить своих близких и друзей!

Не делать необдуманных поступков;

Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

Сегодня я узнал ….  У меня получилось …  Было трудно …  Меня удивило …  Было интересно….  Теперь я умею …

Сегодня я узнал ….

У меня получилось …

Было трудно …

Меня удивило …

Было интересно….

Теперь я умею …

Домашнее задание:   Задание по выбору:  Творческий пересказ от лица мальчика;  Составить «синквейн» со словом «артиллерист».  Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Домашнее задание:  Задание по выбору: Творческий пересказ от лица мальчика; Составить «синквейн» со словом «артиллерист». Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

http://infourok.ru/material.html?mid=95982 Использование конспекта, стоп-кадра, игры Двойники.

http://infourok.ru/material.html?mid=95982

Использование конспекта, стоп-кадра, игры Двойники.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!