Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | 1.Приветствие 2.Эмоциональный настрой 3.Проверка готовности к уроку | -Здравствуйте! - Присаживайтесь. Прозвенел звонок, Начинается урок! Всё готово? Посмотри! Много знаний впереди! - Внимательно посмотрите, всё ли необходимое имеется у вас для урока. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
Речевая разминка Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению. | 1.Работа со скороговоркой | - Сейчас мы с вами проведём речевую разминку. - Сначала читаем скороговорку медленно, четко проговаривая согласные звуки: Сл.1 У Иванушки рубашка, у рубашки кармашки. - Теперь прибавляем темп, читаем быстрее. - Теперь читаем быстро. | Подготавливает речевой аппарат к чтению с помощью скороговорки. | Читают скороговорку хором в соответствии с разными целевыми установками. |
Актуализация знаний Цель: актуализация субъективного опыта учащихся. | 1.Слоговое чтение | -Назовите гласные буквы? -Вам необходимо составить слоги с данными гласными буквами используя буквосочетания в столбике, например: кро, гло бро, смо -Вставьте пропущенные слоги и прочтите их. | Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует её выполнение. | Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, добывают знания. |
2.Игра в слова | -Прочитаете слова в первой строчке (Слон, тигр, лось) -Как можно одним общим словом назвать все эти слова: Слон, тигр, лось – это кто? (Животные, звери) -Прочитайте слова в первом столбике. -Что общего у этих слов? (Общее значение, слон – большой, взрослый; слоненок – маленький, детеныш; слониха – особь женского рода, мать) -Прочитайте слова во втором столбике. -Подставьте слово, во второй столбик по смыслу. -Какое слово подставили? (Тигрица) -Прочитайте слово в третьем столбике. -Подставьте слова, в третий столбик по смыслу. -Какие слова подставили? (Лосенок, лосиха) Слон Тигр Лось Слоненок Тигрёнок Лосёнок Слониха Тигрица Лосиха Вывод: назовите части слова при помощи которых образовались новые слова. Уменьшительно ласкательное значение –ёнок, и –иц- -их- (в словах тигрица и лосиха) | Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует её выполнение. | Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, добывают знания. |
| 3.Игра «Последние слова» | -Прочитайте слова слева направо. -А теперь прочитаем эти слова справа налево, и выпишем слова который читаются. -Какие слова читаются справа налево? (нос, мир, год) Сон – нос, дом, рот, Рим – мир, дог – год, раб, сыр. Некоторые слова мы можем читать слева направо, справа налево. Вывод: -Что общего у всех этих слов? (Они состоят из одного слога) -Как определить кол-во гласных в слове? (Сколько в слове гласных столько и слогов) | Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует её выполнение. | Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, добывают знания. |
Проверка домашнего задания Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з большинством учащихся. | 1.Устный опрос. | - Как называется произведение с которым вы познакомились на прошлом уроке? (Глоток молока) -Кто автор произведения? (М.М. Пришвин) -О чем этот рассказ? -В чем заключается основная мысль рассказа? -Как звали собаку? (Лада) -Что с ней случилось? (Лада заболела) -Рада ли была Лада увидеться своего хозяина? | Устанавливает правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися, выявляет пробелы для дальнейших их коррекции. | Осуществляют самоконтороль и взаимоконтороль правильность выполнения задания (отвечают на вопросы) |
Объясняют смысл пословицы, отвечают на вопросы. |
2.Работа с пословицей. | Сл.3 -Прочитайте пословицу. Доброе слово и кошке приятно. -Как вы понимаете эту пословицу? (Любому человеку и животному приятна ласка и хорошее отношение. То что любому человеку приятные добрые, ласковые слова. За их проделанную какую-то работу либо просто совет. Порой не требуется же много, а просто сказать спасибо, уже же приятно будет что тебя оценили. Также и кошка понимает, когда ее хвалят, а когда ругают.) -Подходит ли эта пословица к данному рассказу? | Задаёт вопросы учащимся о пословице. |
Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1.Введение в тему урока | -Вы хотите узнать фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня, тогда берите в руки карандаш и листок. Первая буква - обозначает парный звук для буквы П ( Б.) Вторая буква – первая буква алфавита – (А.) Третья буква – последняя в слове « автор» - (Р.) Четвёртая буква – в алфавите следует за буквой С –( Т.) Пятая буква обозначает ударный звук в слове « дымок» - (О.) -Что получилось? (Барто) | Подводит учащихся к определению цели и задач предстоящей работы. | Слушают учителя, отвечают на его вопросы, принимают цель предстоящей работы. |
2. Определение темы и задач урока | - Кто догадался, какая тема урока? - Сегодня на уроке мы познакомимся с писательницей Агнией Львовной Барто и прочитаем ее стихотворения «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» Сл.4 - Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока. Цели: познакомиться с творчеством А. Л. Барто; учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы. | Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач |
Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала (существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр. ; правил и построенных на их основе алгоритмов). | 1.Подготовка к первичному восприятию (рассказ об авторе) | Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. В библиотеке много разных книг с произведениями А. Л. Барто. А. Л. Барто писала стихи для детей. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. Сл. 5 А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, она персонажей называет по именам по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет». | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий. | Внимательно слушают учителя. Осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий. |
2.Работа с выставкой книг. | Сл.6 - Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой. - Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Купили в магазине А я не знал, что я расту Резиновую Зину, Все время, каждый час. Резиновую Зину Я сел на стул — В корзинке принесли. Но я расту, Расту, шагая в класс. -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворениями Агнии Львовны Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова». | Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика. | Внимательно слушают учителя, проявляют интерес. |
3. Первичное восприятие (читает учитель) | -Откройте учебники на странице 104. - Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”) - Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами). -А сейчас я предлагаю вам внимательно послушайте и ответь на вопрос: Можно ли назвать Таню помощницей? Чтение стихотворения “Помощница” учителем. | Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе. Обеспечивает правильность усвоения нового учебного материала. | Выполняют задание учителя. Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы. |
4.Словарная работа | -Как вы понимаете значение слова столярный клей? Сл.7 Столярный клей — это клей, которым склеивают деревянные предметы. | Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует её выполнение. | Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, добывают знания. |
5.Повторное чтение с целевой установкой. | -Прочитайте стихотворение и ответь на вопрос: Можно ли Таню назвать настоящей помощницей? | Ставит перед учащимися учебную задачу. | Выполняют задание учителя. |
6.Повторное (выборочное) чтение и анализ содержания стихотворения. | -Какое настроение вызвало у вас поведение Тани? -Когда вам было смешно? - Найдите момент с иллюстрации, который представлен в учебнике. - Найдите слова которые подходят к иллюстрации. - Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия? - Чем вы можете это доказать? -Как помогала Таня? Это полезная помощь? -Доставила ли Таня лишние хлопоты (маленькие проблемы)? Какие? (Пролила столярный клей. ) -А можно ли сказать, что Танюша очень часто ничего не делала? (Да, она сидела с мамой, к бабушке пошла.) - Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста. - Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите. - Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю). -Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит. - Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша) - Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей) - Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо! | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий и осознанность усвоения нового материала. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта. | Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, высказывают свои предположения, добывают знания и осмысливают сущность их усвоения. |
7.Игра «Полезные и легкие дела» | -Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете. Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой. | Ставит перед учащимися целевую установку. | Выполняют задания учителя. |
8. Первичное восприятие (читает учитель) | -У вас есть любимые игрушки? Какие? -Как вы с этими игрушками обращаетесь? -Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке. Чтение Стихотворения «Зайка» на странице 104 -Внимательно послушайте и ответь на вопрос: О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю? | Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе. Обеспечивает правильность усвоения нового учебного материала. | Выполняют задание учителя. Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы. |
9. Повторное чтение с целевой установкой. | -Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос: Как вы понимаете выражение «до ниточки промок»? | Ставит перед учащимися учебную задачу. | Выполняют задание учителя. |
10. Анализ содержания стихотворения. | -С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? -Почему зайка остался на скамейке? -Как относится девочка к своей игрушке? -Можно ли её назвать хозяйкой? -Чему учит это стихотворение? ( Беречь свои игрушки.) | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий и осознанность усвоения нового материала. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта. | Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, высказывают свои предположения, добывают знания и осмысливают сущность их усвоения. |
11.Первичное восприятие (читает учитель) | -В начале урока мы играли в слова, а сейчас познакомимся со стихотворением «Игра в слова» Чтение стихотворения «Игра в слова» на странице 105 -А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, как же можно играть в слова? | Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе. Обеспечивает правильность усвоения нового учебного материала. | Выполняют задание учителя. Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы. |
12.Проверка первичного восприятия (Эмоционально-оценочная беседа) | -Понравилось ли вам стихотворение? -Какое настроение оно у вас вызвала? -Какие звуки вы услышали в стихотворении? (Грохочет, зашуршат, журчащий) | Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе. Обеспечивает правильность усвоения нового учебного материала. | Выполняют задание учителя. Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы. |
13.Повторное чтение с целевой установкой. | -А сейчас мы с вами прочитаем стих по строфам. -Что такое строфа? (Строфа́— сочетание строк в стихотворении, в рифмованной поэзии также схемой рифмовки) | Ставит перед учащимися учебную задачу. | Выполняют задание учителя. |
14. Анализ содержания стихотворения. | -От чего зависит звучание слова? (от звуков, из которых оно состоит) -Какие звуки встречаются в первой строфе стихотворения передают раскаты грома? В каких словах встречаются? (Гром, грохочет) -Какие звуки встречаются во второй строфе стихотворения передают шуршание мышей? В каких словах встречаются? (Зашуршат) -Какие звуки встречаются в третей строфе стихотворения? -Какие звуки встречаются в четвертой строфе стихотворения? -Как мы должны прочитать это стихотворение? (Везде по-разному используя мимику, интонацию) Сл.8 -Что такое родник и с каким ключом его можно спутать? -Посмотрите на слайд есть ключ родниковый, скрипичный ключ, и ключ от двери. (Родник - естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). ) -Чему учат эти стихи? (Учат понимать и любить свой родной язык, родную природу) | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий и осознанность усвоения нового материала. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта. | Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, высказывают свои предположения, добывают знания и осмысливают сущность их усвоения. |
ФИЗМИНУТКА | Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. | Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке. | Осуществляют практику утомления, повторяя движения за учителем. |
Закрепление изученного материала Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | 1.Игра «Продолжи стихотворение» | Сл. 9 -Сейчас мы с вами поиграем в игру «Продолжи стихотворение» а) Идет бычок качается, Вздыхает на ходу…. б) Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик… | Ставит перед учащимися целевую установку. | Выполняют задания учителя. |
2. Разгадывание ребуса. | -Обратите внимание на доску, вам необходимо разгадат ребус. (Молоко) | Предлагает разгадать ребус. | Разгадывают ребус. |
Итог урока Цель: оценить работу учащихся в ходе урока. Инициировать интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества | 1.Обобщающая беседа | - Чему учат нас стихи А. Л. Барто? - Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими. - Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро! | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. | Осуществляют активную и продуктивную деятельность. |
2. Рефлексия, выставление оценок | Выберите и продолжите любое предложение. Сл.10 а) На сегодняшнем уроке я узнал … б) На этом уроке я похвалил бы себя за … в) Сегодня я сумел … -Урок окончен. До свидания! | Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке. | Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке. |