СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения по теме "А.Л.Барто "Помощница", "Игра в слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«?.?.????? л?????????╗, л?????╗, л???? ? ?????╗.»

Урок литературного чтения в 1 классе (УМК «Школа России»)


Тема

А.Л.Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова».

Педагогическая цель

Познакомиться с творчеством А.Л.Барто и её произведением «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» воспринимать на слух художественный текст, передавая настроение стихотворения; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству А.Л.Барто, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

Личностные результаты

Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели, задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления, проговаривание последовательности своих действий на уроке.
Познавательные: уметь добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы.
Коммуникативные: учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению.

Основные понятия и термины

Стих, автор, герои, столярный клей.

Методы, формы работы

Фронтальный, индивидуальная; словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник «Азбука» (Горецкий В.Г.), мультимедийная презентация, наглядный материал.







Технологическая карта урока


Этапы урока.

Цели.

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений).

1.Приветствие



2.Эмоциональный настрой




3.Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте!

- Присаживайтесь.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Всё готово? Посмотри!

Много знаний впереди!

- Внимательно посмотрите, всё ли необходимое имеется у вас для урока.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

  1. Речевая разминка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению.

1.Работа со скороговоркой


- Сейчас мы с вами проведём речевую разминку.

- Сначала читаем скороговорку медленно, четко проговаривая согласные звуки:

Сл.1

У Иванушки рубашка, у рубашки кармашки.

- Теперь прибавляем темп, читаем быстрее.

- Теперь читаем быстро.

Подготавливает речевой аппарат к чтению с помощью скороговорки.

Читают скороговорку хором в соответствии с разными целевыми установками.

  1. Актуализация знаний

Цель: актуализация субъективного опыта учащихся.

1.Слоговое чтение

-Назовите гласные буквы?

-Вам необходимо составить слоги с данными гласными буквами используя буквосочетания в столбике, например: кро, гло бро, смо

-Вставьте пропущенные слоги и прочтите их.

Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует её выполнение.

Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, добывают знания.

2.Игра в слова

-Прочитаете слова в первой строчке (Слон, тигр, лось)

-Как можно одним общим словом назвать все эти слова: Слон, тигр, лось – это кто? (Животные, звери)

-Прочитайте слова в первом столбике.

-Что общего у этих слов? (Общее значение, слон – большой, взрослый; слоненок – маленький, детеныш; слониха – особь женского рода, мать)

-Прочитайте слова во втором столбике.

-Подставьте слово, во второй столбик по смыслу.

-Какое слово подставили? (Тигрица)

-Прочитайте слово в третьем столбике.

-Подставьте слова, в третий столбик по смыслу.

-Какие слова подставили? (Лосенок, лосиха)

Слон Тигр Лось

Слоненок Тигрёнок Лосёнок

Слониха Тигрица Лосиха

Вывод: назовите части слова при помощи которых образовались новые слова. Уменьшительно ласкательное значение –ёнок, и –иц- -их- (в словах тигрица и лосиха)

Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует её выполнение.

Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, добывают знания.


3.Игра «Последние слова»

-Прочитайте слова слева направо.

-А теперь прочитаем эти слова справа налево, и выпишем слова который читаются.

-Какие слова читаются справа налево? (нос, мир, год)

Сон – нос, дом, рот, Рим – мир, дог – год, раб, сыр.

Некоторые слова мы можем читать слева направо, справа налево.

Вывод: -Что общего у всех этих слов? (Они состоят из одного слога)

-Как определить кол-во гласных в слове? (Сколько в слове гласных столько и слогов)

Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует её выполнение.

Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, добывают знания.

  1. Проверка домашнего задания

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з большинством учащихся.

1.Устный опрос.

- Как называется произведение с которым вы познакомились на прошлом уроке? (Глоток молока)
-Кто автор произведения? (М.М. Пришвин)
-О чем этот рассказ?
-В чем заключается основная мысль рассказа?
-Как звали собаку? (Лада)
-Что с ней случилось? (Лада заболела)
-Рада ли была Лада увидеться своего хозяина?

Устанавливает правильность и осознанность выполнения д/з всеми учащимися, выявляет пробелы для дальнейших их коррекции.

Осуществляют самоконтороль и взаимоконтороль правильность выполнения задания (отвечают на вопросы)





Объясняют смысл пословицы, отвечают на вопросы.

2.Работа с пословицей.

Сл.3
-Прочитайте пословицу.
Доброе слово и кошке приятно.
-Как вы понимаете эту пословицу? (Любому человеку и животному приятна ласка и хорошее отношение. То что любому человеку приятные добрые, ласковые слова. За их проделанную какую-то работу либо просто совет. Порой не требуется же много, а просто сказать спасибо, уже же приятно будет что тебя оценили. Также и кошка понимает, когда ее хвалят, а когда ругают.)
-Подходит ли эта пословица к данному рассказу?

Задаёт вопросы учащимся о пословице.

  1. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.


1.Введение в тему урока

-Вы хотите узнать фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня, тогда берите в руки карандаш и листок.
Первая буква - обозначает парный звук для буквы П ( Б.)
Вторая буква – первая буква алфавита – (А.)
Третья буква – последняя в слове « автор» - (Р.)
Четвёртая буква – в алфавите следует за буквой С –( Т.)
Пятая буква обозначает ударный звук в слове « дымок» - (О.)

-Что получилось? (Барто)

Подводит учащихся к определению цели и задач предстоящей работы.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы, принимают цель предстоящей работы.

2. Определение темы и задач урока

- Кто догадался, какая тема урока?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с писательницей Агнией Львовной Барто и прочитаем ее стихотворения «Помощница», «Зайка», «Игра в слова»

Сл.4

- Давайте попробуем определить цели сегодняшнего урока.

Цели: познакомиться с творчеством А. Л. Барто; учиться правильно, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

  1. Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала (существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр. ; правил и построенных на их основе алгоритмов).


1.Подготовка к первичному восприятию (рассказ об авторе)

Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее.

В библиотеке много разных книг с произведениями А. Л. Барто.

А. Л. Барто писала стихи для детей.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.

Сл. 5

А.Барто всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, она персонажей называет по именам по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет».

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий.

Внимательно слушают учителя.

Осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий.

2.Работа с выставкой книг.

Сл.6

- Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.

- Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.

Купили в магазине А я не знал, что я расту

Резиновую Зину, Все время, каждый час.

Резиновую Зину Я сел на стул —

В корзинке принесли. Но я расту,

Расту, шагая в класс.

-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворениями Агнии Львовны Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова».

Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика.

Внимательно слушают учителя, проявляют интерес.

3. Первичное восприятие

(читает учитель)

-Откройте учебники на странице 104.

- Скажите, как называется стихотворение? (“Помощница”)

- Как вы думаете, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? (Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами).

-А сейчас я предлагаю вам внимательно послушайте и ответь на вопрос: Можно ли назвать Таню помощницей?

Чтение стихотворения “Помощница” учителем.

Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе. Обеспечивает правильность усвоения нового учебного материала.

Выполняют задание учителя. Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

4.Словарная работа


-Как вы понимаете значение слова столярный клей?

Сл.7

Столярный клей — это клей, которым склеивают деревянные предметы.


Ставит перед учащимися учебную задачу, контролирует её выполнение.

Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, добывают знания.

5.Повторное чтение с целевой установкой.

-Прочитайте стихотворение и ответь на вопрос: Можно ли Таню назвать настоящей помощницей?

Ставит перед учащимися учебную задачу.

Выполняют задание учителя.

6.Повторное (выборочное) чтение и анализ содержания стихотворения.

-Какое настроение вызвало у вас поведение Тани?

-Когда вам было смешно?

- Найдите момент с иллюстрации, который представлен в учебнике.

- Найдите слова которые подходят к иллюстрации.

- Подумайте, что привлекло Таню: настоящие дела или лёгкие занятия?

- Чем вы можете это доказать?

-Как помогала Таня? Это полезная помощь?

-Доставила ли Таня лишние хлопоты (маленькие проблемы)? Какие? (Пролила столярный клей. )

-А можно ли сказать, что Танюша очень часто ничего не делала? (Да, она сидела с мамой, к бабушке пошла.)

- Права ли я буду, если скажу, что Таня ничего не делала? Докажите это словами текста.

- Можно ли Таню назвать помощницей? Согласны вы или нет? Докажите.

- Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? (Ответы детей. Она посмеялась над девочкой. Она знает, что она не помощница и всё-таки рассказала нам эту историю).

-Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен её поведением, но он её любит.

- Почему вы считаете, что автор любит Таню? (Автор называет её Танюша)

- Каково ваше отношение к Тане?(обобщение ответов детей)


- Агния Львовна Барто написала очень много стихов для детей. В них она часто высмеивала недостатки людей – жадность, лень, грубость и другие. Смеётся Агния Львовна над недостатками людей очень просто, легко, незлобно, с лукавинкой, так, чтобы не обидеть человека, но чтобы он понял, что делать и поступать так больше не стоит, это нехорошо!

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий и осознанность усвоения нового материала. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта.

Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, высказывают свои предположения, добывают знания и осмысливают сущность их усвоения.

7.Игра «Полезные и легкие дела»


-Я сейчас буду перечислять полезные дела и лёгкие занятия. Если прозвучит название полезного дела, вы хлопаете в ладоши. Если прозвучит название лёгкого занятия – не хлопаете.

Стирать, подметать, есть пирожное, шить, готовить еду, обедать, поливать огород, болтать по телефону с подружкой.

Ставит перед учащимися целевую установку.

Выполняют задания учителя.

8. Первичное восприятие (читает учитель)


-У вас есть любимые игрушки? Какие?

-Как вы с этими игрушками обращаетесь?

-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.

Чтение Стихотворения «Зайка» на странице 104

-Внимательно послушайте и ответь на вопрос: О какой игрушке Агния Барто рассказала грустную историю?

Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе. Обеспечивает правильность усвоения нового учебного материала.

Выполняют задание учителя. Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

9. Повторное чтение с целевой установкой.

-Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос: Как вы понимаете выражение «до ниточки промок»?

Ставит перед учащимися учебную задачу.

Выполняют задание учителя.

10. Анализ содержания стихотворения.

-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему?

-Почему зайка остался на скамейке?

-Как относится девочка к своей игрушке?

-Можно ли её назвать хозяйкой?

-Чему учит это стихотворение? ( Беречь свои игрушки.)

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий и осознанность усвоения нового материала. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта.

Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, высказывают свои предположения, добывают знания и осмысливают сущность их усвоения.

11.Первичное восприятие (читает учитель)

-В начале урока мы играли в слова, а сейчас познакомимся со стихотворением «Игра в слова»

Чтение стихотворения «Игра в слова» на странице 105

-А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, как же можно играть в слова?


Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе. Обеспечивает правильность усвоения нового учебного материала.

Выполняют задание учителя. Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

12.Проверка первичного восприятия (Эмоционально-оценочная беседа)

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Какое настроение оно у вас вызвала?

-Какие звуки вы услышали в стихотворении? (Грохочет, зашуршат, журчащий)

Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе. Обеспечивает правильность усвоения нового учебного материала.

Выполняют задание учителя. Внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

13.Повторное чтение с целевой установкой.

-А сейчас мы с вами прочитаем стих по строфам.

-Что такое строфа? (Строфа́— сочетание строк в стихотворении, в рифмованной поэзии также схемой рифмовки)

Ставит перед учащимися учебную задачу.

Выполняют задание учителя.

14. Анализ содержания стихотворения.

-От чего зависит звучание слова? (от звуков, из которых оно состоит)

-Какие звуки встречаются в первой строфе стихотворения передают раскаты грома? В каких словах встречаются? (Гром, грохочет)

-Какие звуки встречаются во второй строфе стихотворения передают шуршание мышей? В каких словах встречаются? (Зашуршат)

-Какие звуки встречаются в третей строфе стихотворения?

-Какие звуки встречаются в четвертой строфе стихотворения?

-Как мы должны прочитать это стихотворение? (Везде по-разному используя мимику, интонацию)

Сл.8

-Что такое родник и с каким ключом его можно спутать?

-Посмотрите на слайд есть ключ родниковый, скрипичный ключ, и ключ от двери. (Родник - естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). )

-Чему учат эти стихи? (Учат понимать и любить свой родной язык, родную природу)

Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий и осознанность усвоения нового материала. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества и психологического комфорта.

Совершают активные действия под руководством учителя и самостоятельно, высказывают свои предположения, добывают знания и осмысливают сущность их усвоения.


ФИЗМИНУТКА


Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Осуществляют практику утомления, повторяя движения за учителем.

  1. Закрепление изученного материала

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.

1.Игра «Продолжи стихотворение»


Сл. 9

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Продолжи стихотворение»

а) Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу….

б) Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик…

Ставит перед учащимися целевую установку.

Выполняют задания учителя.

2. Разгадывание ребуса.


-Обратите внимание на доску, вам необходимо разгадат ребус. (Молоко)


Предлагает разгадать ребус.

Разгадывают ребус.

  1. Итог урока

Цель: оценить работу учащихся в ходе урока. Инициировать интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества


1.Обобщающая беседа

- Чему учат нас стихи А. Л. Барто?

- Стихи Агнии Барто рассказывают о славных, добрых делах ребят. А дел для маленьких умелых рук у ребят очень много. Они ждут вас, только надо быть внимательными и чуткими.

- Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро!

Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока.

Осуществляют активную и продуктивную деятельность.

2. Рефлексия, выставление оценок

Выберите и продолжите любое предложение.

Сл.10

а) На сегодняшнем уроке я узнал …

б) На этом уроке я похвалил бы себя за …

в) Сегодня я сумел …


-Урок окончен. До свидания!

Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке.

Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке.





Просмотр содержимого презентации
«Литература 1»

У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово и кошке приятно.

Агния Львовна Барто

Агния Львовна Барто

Столярный клей — это клей, которым склеивают деревянные предметы.

Столярный клей — это клей, которым склеивают деревянные предметы.

Ключ

Ключ

Продолжи предложение Идет бычок качается, Вздыхает на ходу…. Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик…

Продолжи предложение

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу….

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик…

Продолжи предложение

Продолжи предложение

  • На сегодняшнем уроке я узнал(а) …
  • На этом уроке я похвалил(а) бы себя за …
  • Сегодня я сумел(а) …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!