Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. 2. Игра «Да – нет». 3. Речевая разминка | Конкурс чтецов. – Я загадала слово. С помощью вопросов, на которые можно ответить только да или нет, отгадайте его. – Когда нужны сани? – Когда вы слышите слово «зима», что себе представляете? Какие ваши любимые произведения о зиме? Хотите познакомиться еще с одним? – Определите тему урока. Пришёл Прокоп – кипит укроп. Ушёл Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп. И без Прокопа кипит укроп. – Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией | Читают отрывок наизусть. Отвечают на вопросы. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные: выражают свое отношение к героям, эмоции; осознают свои возможности в учении | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Работа по теме урока | 1. Чтение стихотворений А. С. Пушкина. 2. Словарная работа | Читает стихотворения «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» (или звучит в записи). – Какие картины представили вы во время чтения? На доске: Брега – старая форма слова «берега». Пелена – покров, покрывало. Недвижная река – неподвижная река. Дровни – это сани без короба или кузова для возки дров, леса или тяжестей. Кибитка – телега (для лета) и сани (для зимы) с верхом, крытая повозка. Ямщик – крестьянин для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях | Внимательно слушают. – Картины зимы, речка, закованная льдом, поля, покрытые снегом | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: обмениваются мнениями; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении | Устные ответы, работа со справочной литературой |
IV. Закрепление знаний и способов действий | 1. Дифференцированная работа (работа по карточкам). 2. Работа над художественно-изобразительными средствами стихотворения и выразительностью чтения | 1-я группа (высокий уровень подготовки). Найти и подчеркнуть олицетворения в стихотворениях А. С. Пушкина. 2-я группа (средний уровень подготовки). Найти и прочитать только те строки, которые относятся к иллюстрациям (на доске). 3-я группа (слабый уровень подготовки). Найди в тексте понравившиеся строки. Прочитать их. Объяснить выбор. Проверка работы | Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения | Устные ответы, выполненные задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Чему научил вас урок? – Кто доволен своей работой? – Кто считает, что может работать лучше? – Кому захотелось выучить стихотворение наизусть? – Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Выучить одно стихотворение наизусть | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |