СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения по теме: "М. Пляцковский. "Помощник".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«s1687287_0»



















Ануфриева Оксана Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 15»

п.Рефтинский





























План – конспект урока литературного чтения (1 класс)

Тема: М.Пляцковский «Помощник»

Цель:познакомить с произведением М.Пляцковского «Помощник».

Задачи:развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному, осознанному чтению, чтению по ролям; формировать умение выделять главную мысль произведения; давать правильную характеристику героев на основе их поступков;

учить понимать юмор; расширять словарный запас; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Планируемые результаты:

предметные - учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения, читать по ролям;отвечать на вопросы учителя; давать правильную характеристику героев на основе их поступков; пересказывать текст;

метапредметные – под руководством учителя сформулировать задачи и этапы урока; работать в паре, выполняя правила совместной работы; находить в толковом словаре значение непонятного слова, осмыслять его, толковать своими словами;

личностные – выражать разные чувства к героям произведения; понимать, что нужно помогать тем, кто рядом с нами.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс», Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, часть 2; карточки для оценивания результатов деятельности, карточки с заданиями для работы в парах, проектор, экран, ПК.

Форма проведения:урок с мультимедийной презентацией

Ход урока

  1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- На ваших партах лежат карточки со смайликами. Подумайте, каким вы хотите видеть наш урок? Поднимите карточку. А для того, чтобы урок был интересным, активным, что требуется от вас? (Внимательно слушать, работать на уроке)

  1. Актуализация знаний. Постановка темы урока

- Как называется раздел, который мы читаем? (И в шутку и всерьёз)

- С какими произведениями познакомились?

- Только ли для удовольствия поэты сочиняют весёлые рассказы, стихи? (Их произведения помогают посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его героями. Узнаем их характер, как они ведут себя.

Слайд 2

- Кто изображен на картинке?

- Это герои из какого мультфильма?

- Вспомните, какую песню поёт Крошка Енот? Давайте послушаем (Звучит первый куплет и припев из песни «Улыбка»)

- А вы знаете, кто написал эту песню?

- Михаил Пляцковский. Но писал он не только песни. Откройте учебник на стр. 22.

прочитайте, кто автор произведения и название.

- Назовите тему урока (М.Пляцковский «Помощник»)

- Посмотрите на произведение и скажите, что мы будем делать на уроке, чему учиться?

  1. Работа по теме урока

Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Пляцковского(слайды 3, 4)


Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 года. Окончил Московский Литературный институт им.Горького (в 1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни,стихи и мелодии. В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45"... . Автор музыкальных комедий, нескольких сборников стихотворений и более десятка книг для детей.


- Прочитайте ещё раз название произведения.

- Кого мы называем помощником? (Того, кто помогает кому-н. в чём-н.)

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, кто герои произведения?

- Попробуйте догадаться, о чём это произведение?


Чтение произведения учителем.

- Понравилось ли вам это произведение?

- Что особенно запомнилось?

- Подтвердились ли ваши предположения о содержании произведения?

- К какому жанру относится это произведение? Докажите, что это сказка.


Словарная работа.

- Как называется словарь, в котором можно найти значение слов? (Чтение слов, работа со словарём). Слайд 5

у – чу - ял – учуял (почувствовал, уловил чутьём)

при - твор – но – притворно(обманно)

у – пра – вим – ся– кончить какое-нибудь дело, дела

Ко – че – рыж – ка - Кочерыжка (Почему написано с заглавной буквы?)

пе – ред – ник – передник (Каким словом можно заменить?)

ап – пе–тит – но-го – аппетитного (Как вы понимаете выражение аппетитный суп? (Вызывает желание съесть)


Чтение сказки уч-ся самостоятельно.

- Прочитайте сказку, обращая внимание на знаки препинания и внимательно вчитываясь в каждое слово.


Беседа по содержанию, выборочное чтение

- Кто главные герои сказки?

- Как их зовут?

- Почему автор дал им такие имена?

- О чём попросил ослика кролик?

- Как он пояснил свою просьбу? Найдите и прочитайте

- Что ответил ослик? Найдите и прочитайте.

- Что стал делать кролик после отказа?

- Почему ослик вернулся к кролику? Как он объяснил причину своего прихода?

- Что ответил кролик? Найдите и прочитайте.

- Прочитайте слова: трудолюбивый, хитрый, ленивый, справедливый, обманщик (слайд 6)

- Выберите из них те, которые характеризуют кролика (ослика).

- Кого же автор назвал помощником?

- Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое? Почему?

- Как можно назвать произведение по-другому?

- Рассмотрите рисунок. К какому эпизоду сказки относится. Прочитайте.


Чтение по ролям второго диалога

Распределение ролей (слова автора исключить)

- Прочитайте диалог в парах.

- Поменяйтесь ролями.

Чтение вслух (1- 2 пары)


Восстановление последовательности событий в сказке.

- У вас на партах лежат карточки. Ваше задание: восстановить последовательность событий в сказке. Работаем в парах. Слайд 7

  1. Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть.

  2. У меня болит голова.

  3. Помоги мне, ослик, дом построить.

  4. Я сейчас и без тебя обойдусь!

  5. А на обед ему крольчиха супу наварила.

  6. Кролик принялся за дело.


- Проверка. Слайд 8

- Перескажите сказку по получившемуся плану (или дать задание на дом)


Работа над пословицами

- Прочитайте пословицы. Слайд 9

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

У ленивого Емели семь воскресений на недели.

Объясните их смысл. Выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.


  1. Итог урока. Рефлексия.

- Какое произведение мы прочитали на уроке?

- Чему учит нас эта сказка?

- Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

- Оцените свою работу на уроке. Выберите тот смайлик, который отражает ваши достижения на уроке.

- Молодцы, вы хорошо потрудились. Слайд 10









Просмотр содержимого презентации
«s1687287_1»

класс

класс

По названию предмета все узнают сказку эту. Есть он в доме, на работе, Нужен дяде он и тёте, детям нужен тот предмет,  без него нам жизни нет. Где, куда, зачем, когда? – Всем ответит без труда. В сказке этой даже слон с тем предметом был знаком.

По названию предмета

все узнают сказку эту.

Есть он в доме, на работе,

Нужен дяде он и тёте,

детям нужен тот предмет, 

без него нам жизни нет.

Где, куда, зачем, когда? –

Всем ответит без труда.

В сказке этой даже слон

с тем предметом был знаком.

Что попросил слон? Почему только 5 или 6 пудов?

Что попросил слон?

Почему только 5 или 6 пудов?

Почему плачет крокодил?

Почему плачет крокодил?

Для чего цапли попросили капли?

Для чего цапли попросили капли?

Почему Чуковский называет газелей глупыми?

Почему Чуковский называет газелей глупыми?

Подумайте, для чего зайчаткам нужны перчатки, а мартышкам книжки?

Подумайте, для чего зайчаткам нужны перчатки, а мартышкам книжки?

Чем встревожен носорог?

Чем встревожен носорог?

Почему на помощь звери позвали Чуковского?

Почему на помощь звери позвали Чуковского?

Посмотрите, какой милый, веселый человек!
  • Посмотрите, какой милый, веселый человек!

- А как вы думаете, его произведения веселые или грустные?

- Он пишет для детей или для взрослых?

Михаил Спартакович Пляцковский Родился 2 ноября 1935 года в Енакиево (Донецкая область).  Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии.

Михаил Спартакович Пляцковский Родился 2 ноября 1935 года в Енакиево (Донецкая область).  Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии.

Первая профессиональная песня

Первая профессиональная песня "Марш космонавтов" была написана в 1961 году.

В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45"...

Понравилась вам эта история? Что это, рассказ или сказка? Почему вы так думаете? Кто герои этой сказки? О чём попросил кролик ослика? Зачитайте. Что ответил ослик? Каким голосом ослик ответил? Знаете ли вы, что означает слово притворно ?
  • Понравилась вам эта история?
  • Что это, рассказ или сказка?
  • Почему вы так думаете?
  • Кто герои этой сказки?
  • О чём попросил кролик ослика? Зачитайте.
  • Что ответил ослик?
  • Каким голосом ослик ответил?
  • Знаете ли вы, что означает слово притворно ?
Инсценировка

Инсценировка

- После чего ослик решил прийти на помощь кролику? Зачитайте. Что ответил кролик? Зачитайте. - Посмотрите иллюстрации. Что вы скажете о героях теперь? - Кому-нибудь стало жалко ослика, почему? - Ослик исправится или эта ситуация его не научила?

- После чего ослик решил прийти на помощь кролику? Зачитайте.

Что ответил кролик? Зачитайте.

- Посмотрите иллюстрации. Что вы скажете о героях теперь?

- Кому-нибудь стало жалко ослика, почему?

- Ослик исправится или эта ситуация его не научила?

трудолюбивый легкомысленный работящий ответственный беззаботный аккуратный ленивый

трудолюбивый

легкомысленный

работящий

ответственный

беззаботный

аккуратный

ленивый

Подбери пословицу! Кто любит трудиться , тому есть чем похвалиться. Поспешишь , людей насмешишь. У ленивого Емели семь воскресений на неделе. 5

Подбери пословицу!

  • Кто любит трудиться , тому есть чем похвалиться.
  • Поспешишь , людей насмешишь.
  • У ленивого Емели семь воскресений на неделе.

5

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!