СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Лето Господне" в 6 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное чтение . «Я и теперь слышу его в сердце»( по роману «Лето Господне» И.С. Шмелева) Цель урока: знакомство с главой романа И.Шмелева «Лето Гсподне»

                                                                      План урока: 1.Беседа по тексту (10 мин) 2.Работа в группах (15 мин) 3.Работа с понятием «эпиграф»( 5 мин) 4.Сочинение- миниатюра и  итоговая беседа(10 мин) Словарная работа: эпиграф Ход урока 1.работа с текстом 1.Слово учителя В 1992 г.Шмелев уезжает в иммиграцию. Из Франции ,чужой и роскошной странны, с необыкновенной остротой и отчетливостью видится Шмелеву Россия. Из потаенных уголков памяти пришли впечатления детства, составившие книги «Родное», «богомолье»,Лето Господне»  совершенно удивительные по поэтичности, изобретательности   языка. Критик И.А. Ильин писал о «Лете Господне»: «Великий мастер слова и образа ,Шмелев создает здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта ,в словах точных, насыщенных и изобразительных : вот «тартанье мартовской капели», вот в солнечном луче «суетятся золотинки, хряпают топры», покупаются «арбузы с подтреском», видна «черная каша галок в небе». И так зарисовано все: от разливного постного рынка и до запахов и молитв Яблочного спаса, от «розговин» до крещенского купания в проруби. Все узорно и показано  насыщенным видением, сердечным трепетом; все взято любовью, нежным, упоенным и упоительным проникновением: здесь все лучится от сдержанных ,не проливаемых слез умиленной благодатной памяти» В этой книге восприятие ребенка , доброго и наивного ,чистого и доверчивого ,так близко восприятию народному. В совокупности все подробности , детали, мелочи, объединятся внутренним целостным художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, яви-сказки.Это позволяет в «Лете Господне» в поэтических обобщениях отображать  уже такие высокие категории ,как нация ,народ, Россия. «Лето Господне»(1934-1944 г.) считается вершиной творчества И.Шмелева 2.Беседа: -От чьего имени ведется повествование? -Что знает Чистый понедельник о ходе Великого Поста? -Что чувствует мальчик в это время? Подтвердить словами текста -Кто такой Горкин и какое место в жизни мальчика ,судя уже по началу повествования ,он занимает? -Почему Горкин, в восприятии мальчика, похож на угодника? -Какая обстановка царила в это время в доме? как ее воспринимает мальчик? -Что ели в пост люди среднего достатка? -За что ругал отец Василь Василича ? -Как они с отцом помирились? -Какое влияние на отношения мальчика с отцом оказал Горкин? -Как воспринимает взрослый уже рассказчик свои воспоминания? II.работа в группах Обучение выразительному чтению, умение находить детали в тексте. Группы получают раздаточный материал- части текста для работы и задания Группа1. «Я просыпаюсь от резкого света в комнате» до «К Светлому Дню готовиться» Задание: какие детали помогают представить , как жили москвичи в день начала Великого поста? Почему мальчик все же испытывает радость в сердце? Группа 2. «Вставай, милок, не нежься…»до  «и весь пост будет с ними пить чай да сахар» Задание: какие детали внешности Горкина  выделяет рассказчик, Почему, по вашему ,они ему запомнились? Группа 3. «И даю себе слово не скоромиться во весь пост» до «все другое , и много,так много радостного» Задание:для чего, по вашему, так подробно описаны постные яства?Какие из них вы хотели попробовать? Группа 4.»После унылого обеда….» до «…вчера всех простили и Василь Васильевича» Задание: какие слова показывают душевное состояние мальчика, переживающий ссору отца с Василь- Васильевичем? Почему, по вашему, в нем развиты такие чувства? Группа 5. « Поститься, Вася? До «… я и теперь слышу его в сердце» Задание: Почему горкин велел мальчику обходиться с людьми так же, как обходился его отец? прокомментируйте заключительный абзац главы III работа с эпиграфом Выразительное чтение учителем .Пояснение трудных слов. Объяснение содержания эпиграфа. Обращению к словарю( с.317 ч.2 учебника- христоматии,) чтение и обсуждение статьи эпиграф. IV Развитие речи. Сочинение- миниатюра. «Почему , по мнению И.С. Шмелева, необходимо знать, как жили наши предки?» - Чем запомнился стиль ( манера письма) И.Шмелева?  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Лето Господне" в 6 классе»


Внеклассное чтение . «Я и теперь слышу его в сердце»( по роману «Лето Господне» И.С. Шмелева)
Цель урока
: знакомство с главой романа И.Шмелева «Лето Гсподне»


План урока:
1.Беседа по тексту (10 мин)
2.Работа в группах (15 мин)
3.Работа с понятием «эпиграф»( 5 мин)
4.Сочинение- миниатюра и итоговая беседа(10 мин)
Словарная работа: эпиграф

Ход урока
1.работа с текстом

1.Слово учителя
В 1992 г.Шмелев уезжает в иммиграцию. Из Франции ,чужой и роскошной странны, с необыкновенной остротой и отчетливостью видится Шмелеву Россия. Из потаенных уголков памяти пришли впечатления детства, составившие книги «Родное», «богомолье»,Лето Господне» совершенно удивительные по поэтичности, изобретательности языка.
Критик И.А. Ильин писал о «Лете Господне»: «Великий мастер слова и образа ,Шмелев создает здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта ,в словах точных, насыщенных и изобразительных : вот «тартанье мартовской капели», вот в солнечном луче «суетятся золотинки, хряпают топры», покупаются «арбузы с подтреском», видна «черная каша галок в небе». И так зарисовано все: от разливного постного рынка и до запахов и молитв Яблочного спаса, от «розговин» до крещенского купания в проруби. Все узорно и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; все взято любовью, нежным, упоенным и упоительным проникновением: здесь все лучится от сдержанных ,не проливаемых слез умиленной благодатной памяти»
В этой книге восприятие ребенка , доброго и наивного ,чистого и доверчивого ,так близко восприятию народному. В совокупности все подробности , детали, мелочи, объединятся внутренним целостным художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха эпоса, мифа, яви-сказки.Это позволяет в «Лете Господне» в поэтических обобщениях отображать уже такие высокие категории ,как нация ,народ, Россия.
«Лето Господне»(1934-1944 г.) считается вершиной творчества И.Шмелева
2.Беседа:
-От чьего имени ведется повествование?
-Что знает Чистый понедельник о ходе Великого Поста?
-Что чувствует мальчик в это время? Подтвердить словами текста
-Кто такой Горкин и какое место в жизни мальчика ,судя уже по началу повествования ,он занимает?
-Почему Горкин, в восприятии мальчика, похож на угодника?
-Какая обстановка царила в это время в доме? как ее воспринимает мальчик?
-Что ели в пост люди среднего достатка?
-За что ругал отец Василь Василича ?
-Как они с отцом помирились?
-Какое влияние на отношения мальчика с отцом оказал Горкин?
-Как воспринимает взрослый уже рассказчик свои воспоминания?
II.работа в группах
Обучение выразительному чтению, умение находить детали в тексте. Группы получают раздаточный материал- части текста для работы и задания
Группа1. «Я просыпаюсь от резкого света в комнате» до «К Светлому Дню готовиться»
Задание: какие детали помогают представить , как жили москвичи в день начала Великого поста? Почему мальчик все же испытывает радость в сердце?
Группа 2. «Вставай, милок, не нежься…»до «и весь пост будет с ними пить чай да сахар»
Задание: какие детали внешности Горкина выделяет рассказчик, Почему, по вашему ,они ему запомнились?
Группа 3. «И даю себе слово не скоромиться во весь пост» до «все другое , и много,так много радостного»
Задание:для чего, по вашему, так подробно описаны постные яства?Какие из них вы хотели попробовать?
Группа 4.»После унылого обеда….» до «…вчера всех простили и Василь Васильевича»
Задание: какие слова показывают душевное состояние мальчика, переживающий ссору отца с Василь- Васильевичем? Почему, по вашему, в нем развиты такие чувства?
Группа 5. « Поститься, Вася? До «… я и теперь слышу его в сердце»
Задание: Почему горкин велел мальчику обходиться с людьми так же, как обходился его отец?
прокомментируйте заключительный абзац главы
III работа с эпиграфом
Выразительное чтение учителем .Пояснение трудных слов. Объяснение содержания эпиграфа. Обращению к словарю( с.317 ч.2 учебника- христоматии,) чтение и обсуждение статьи эпиграф.
IV Развитие речи.
Сочинение- миниатюра. «Почему , по мнению И.С. Шмелева, необходимо знать, как жили наши предки?»
- Чем запомнился стиль ( манера письма) И.Шмелева?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!