СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: "Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и хлопчатобумажных тканей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Бригадный метод пошива постельного белья.

Тема: Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и хлопчатобумажных тканей.

Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с отличительными чертами хлопчатобумажных и льняных тканей и способами их определения;

Развивающие:

создать условия для формирования навыков определения хлопчатобумажных и льняных тканей, умения отличать хлопчатобумажные ткани от льняных; развития навыков самостоятельной работы, способности к обобщению и классификации; активизации мыслительной деятельности;

Воспитательные:

воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, коллекция «Волокно», альбом «Ассортимент тканей», инструкционные карты, карточки, лупы, образцы тканей, рабочие коробки.

Подготовительная работа: проверить оборудование, настроить электронное приложение, подготовить дидактический и раздаточный материал, рабочие коробки, организовать работу дежурных.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа с карточками.

Учитель. Проведем игру «Найди пару». Каждый из вас получит набор карточек двух цветов: красного и белого. На красных карточках указаны свойства тканей, на белых – их описание. Каждой карточке красного цвета нужно найти пару в группе карточек

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: "Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и хлопчатобумажных тканей".»

урока ____

7 класс

II четверть дата: ___________

Раздел: Бригадный метод пошива постельного белья.

Тема: Лабораторная работа. Изучение свойств льняных и хлопчатобумажных тканей.

Цели урока:

Образовательные:

познакомить учащихся с отличительными чертами хлопчатобумажных и льняных тканей и способами их определения;

Развивающие:

создать условия для формирования навыков определения хлопчатобумажных и льняных тканей, умения отличать хлопчатобумажные ткани от льняных; развития навыков самостоятельной работы, способности к обобщению и классификации; активизации мыслительной деятельности;

Воспитательные:

воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, коллекция «Волокно», альбом «Ассортимент тканей», инструкционные карты, карточки, лупы, образцы тканей, рабочие коробки.

Подготовительная работа: проверить оборудование, настроить электронное приложение, подготовить дидактический и раздаточный материал, рабочие коробки, организовать работу дежурных.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа с карточками.

Учитель. Проведем игру «Найди пару». Каждый из вас получит набор карточек двух цветов: красного и белого. На красных карточках указаны свойства тканей, на белых – их описание. Каждой карточке красного цвета нужно найти пару в группе карточек белого цвета. Например, карточке красного цвета со словом «гигроскопичность» будет соответствовать карточка с определением «способность ткани впитывать влагу». Победит в игре тот, кто быстрее других найдет все пары.

Карточка
(проверочный вариант)

Красные карточки

Белые карточки

Гигроскопичность

Способность ткани впитывать влагу

Пылеёмкость

Способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения

Теплозащитность

Способность ткани сохранять тепло

Скольжение

Подвижность одного слоя ткани относительно другого

Осыпаемость (сыпучесть)

Способность нитей ткани выскальзывать по срезам, образуя бахрому

Усадка

Способность ткани уменьшаться в размере под действием тепла и влаги

Прочность

Способность ткани противостоять разрыву.

Растяжимость (упругость)

Увеличение длины ткани при действии на нее растягивающей нагрузки, способность ткани сохранять форму при растяжении

Сминаемость

Способность ткани при перегибах и давлении на неё образовывать мелкие морщины и складки

Драпируемость

Способность ткани образовывать мягкие округлые складки под действием собственной массы

Износостойкость

Способность ткани противостоять ряду разрушающих факторов: действию трения, сжатия, температуры, солнца, влаги и пр.

Подведение итогов игры.

Учитель. Русская народная пословица гласит: «Каково волокно, таково и полотно». Кто может объяснить ее смысл? (Ответы обучающихся.)

– Сегодня вам предстоит на практике еще раз убедиться в правильности этой пословицы. Тема урока «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей».

3. Изучение нового материала.

Учитель. При шитье надо уметь отличать хлопчатобумажные ткани от льняных. И прежде чем мы приступим к изучению темы урока, давайте вместе проведем сравнительную характеристику волокон, из которых изготовлены эти ткани – хлопка и льна.

Сравнительная характеристика волокон хлопка и льна

Название волокна

Цвет

Блеск

Длина, мм

Тонина

Извитость

Мягкость

Прочность

Хлопок

Белое

Матовое

Короткое

(6–52)

Тонкое

Слабая

Мягкое, пушистое

Прочное

Лен

Серое

Блестящее

Длинное

(250–1000)

Толстое

Прямое

волокно

Жесткое,

гладкое

Прочное

(Работа с коллекцией «Волокно».)

Учитель. Мы сравнили волокна хлопка и льна, теперь перейдем непосредственно к самим тканям, изготовленным из этих волокон. Отличить хлопчатобумажные ткани от льняных можно по следующим признакам:

  • По внешнему виду: хлопчатобумажная ткань шероховатая, не имеет блеска, нити тонкие, равномерной толщины по всей длине. Льняная имеет гладкую, блестящую поверхность. Нити более толстые, неравномерные по толщине.

  • На ощупь: хлопчатобумажная ткань мягкая, создает ощущение тепла при прикосновении. Льняная – жесткая, тяжелая, создает при прикосновении к ней ощущение прохлады. При растяжении по основе и льняная, и хлопчатобумажная ткани почти не тянутся. В отличие от льняной хлопчатобумажная дает растяжение по утку.

  • По разрыву: льняная ткань прочнее хлопчатобумажной. При разрыве хлопчатобумажной ткани мы увидим комочек тонких пушистых волокон – ватку. При разрыве льняной ткани виден пучок прямых волокон – кисточка.

Сравнительная характеристика свойств
хлопчатобумажных и льняных тканей

Свойства тканей

Хлопчатобумажные ткани

Льняные ткани

Физико-механические:

Прочность

Сминаемость


Менее прочные, чем льняные

Сминаемые


Прочные

Сильно сминаемые

Гигиенические:

Гигроскопичность

Теплозащитность


Высокая

Средняя


Выше, чем у хлопчатобумажных

Слабая

Технологические:

Осыпаемость

Усадка


Слабая

Значительная


Средняя

Значительная

  • (Работа с альбомом «Ассортимент тканей».)

Физкультминутка

4. Практическая работа «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей».

Учитель. Для практической работы «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей» вам понадобятся образцы тканей, лупы, кисточка, клей, рабочие тетради, рабочие коробки. Порядок выполнения работы вы найдете в инструкционной карте. Какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.

Чтение вслух: метод разъяснительного чтения. Организация рабочих мест.

Продолжение знакомства с ходом практической работы. Демонстрация выполнения операций учителем.

– Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы?

Ответы обучающихся. Повторение правил техники безопасности.

Выполнение работы обучающимися.

Текущий инструктаж учителя.

Инструкционная карта
«Определение хлопчатобумажных и льняных тканей»

Оборудование: образцы тканей, лупы, препаровальная игла, рабочие коробки.

Ход работы

1. Внимательно изучить и вклеить в рабочую тетрадь карточку.

2. Отобрать из предложенных образцов по одному образцу хлопчатобумажной и льняной ткани.

Карточка

Определение хлопчатобумажных и льняных тканей

Признаки

Хлопчатобумажная ткань

Льняная ткань

Слова для ответа

Блеск



Блестящие.

Матовые

Толщина нитей



Равномерная.

Неравномерная

Мягкость



Мягкие.

Жесткие

Гладкость
поверхности



Гладкая.

Шероховатая

Прочность
на разрыв



Прочные.

Менее прочные

Обрыв нити



В виде ватки.

В виде кисточки

3. Рассмотреть образец хлопчатобумажной ткани через лупу и определить блеск, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

4. Рассмотреть образец льняной ткани через лупу и определить блеск, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

5. Выдернуть из образца хлопчатобумажной ткани первую нить основы. Определить, одинакова ли по толщине нить. Выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

6. Выдернуть из образца льняной ткани первую нить основы. Определить, одинакова ли по толщине нить. Выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

7. Определить на ощупь гладкость образца хлопчатобумажной ткани, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

8. Определить на ощупь гладкость образца льняной ткани, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

9. Определить на ощупь мягкость образца хлопчатобумажной ткани, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

10. Определить на ощупь мягкость образца льняной ткани, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

11. Отделить от образца хлопчатобумажной ткани 3–4 нити и попытаться их разорвать, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

12. Отделить от образца льняной ткани 3–4 нити и попытаться их разорвать, выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

13. Рассмотреть место разрыва хлопчатобумажной нити. Выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

14. Рассмотреть место разрыва льняной нити. Выбрать правильный ответ и вписать его в соответствующую ячейку таблицы.

15. Проверить, все ли ячейки таблицы заполнены.

Проверка правильности выполнения работы.

5. Закрепление нового материала.

Вопросы к обучающимся.

1. Для чего нужно уметь определять вид ткани?

2. По каким признакам можно отличить хлопчатобумажные ткани от льняных?

3. В чем отличие этих тканей на ощупь?

4. Чем отличается место разрыва этих тканей? Почему?

5. Какие ткани прочнее: льняные или хлопчатобумажные?

6. Как отличаются хлопчатобумажные ткани от льняных по внешнему виду?

6. Подведение итогов. Оценка работы обучающихся.

Учитель. От общего количества выпускаемых тканей хлопчатобумажные составляют 74, льняные – 6,7 %.

По сравнению с хлопчатобумажными льняные ткани более тяжелые и прочные, менее растяжимые и отличаются повышенной устойчивостью к действию многократных стирок и износу. Благодаря более гладкой поверхности они меньше загрязняются, легче отстирываются, отличаются высокой белизной, красивым шелковистым блеском. Ткани характеризуются более высокой гигроскопичностью и теплопроводностью. В процессе многократных стирок они не теряют белизны, а хлопчатобумажные ткани после многократных стирок приобретают желтовато-бурую окраску, что значительно ухудшает их внешний вид.

Оценка работы обучающихся на уроке.

7. Домашнее задание.

Изучить теоретический материал




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!