СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока кубановедения в 5 классе на тему: "Кубань- многонациональный край"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока кубаоведения в 5 классе на тему: "Кубань-многонациональный край"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока кубановедения в 5 классе на тему: "Кубань- многонациональный край"»

Урок кубановедения в 5 классе

Учитель кубановедения МБОУ СОШ № 4 им. Г.М. Дуба ст. Крыловской

Пахомова Ольга Александровна

Тема: «Кубань - многонациональный край»

Цель: обобщить знания учащихся многонациональной культуре народов Кубани в эпоху раннего железного века

Задачи:

1. Научить учащихся делать сравнительный анализ различных материальных культур эпохи раннего железа

2.Продолжить развитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой, раздаточными историческими источниками и картами.

3.Воспитывать чувство прекрасного, уважение к историческому прошлому родного края.

Работа с терминами: номады, киммерийцы-кимры, савроматы, скифы, меоты и др.

Оборудование: Атлас «История Кубани», раздаточный материал - отрывки из исторических документов (Геродот, Страбон, Дионисий, Гекатей Милетский, Диодор Сицилийский, Гиппократ), рабочая тетрадь «История Кубани. Кубановедение 5 класс» Б.А. Трёхбратов.

ТСО: мультимедийное оборудование, презентация

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный этап.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок кубановедения. Проверим, все ли у вас на рабочем столе: учебник, карты, раздаточный материал с заданиями.

  1. Актуализация опорных знаний и умений.

Я хочу вам зачитать некоторые отрывки из книги Латышева В.В., изданную в Санкт-Петербурге, типографией императорской академии наук в 1890году. Ее название я скажу позже. Вы постарайтесь определить, о чем сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке. Определим тему урока сами.

( «Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Том 1. Греческие писатели» изданную в Санкт-Петербурге, типография императорской академии наук, 1890г)

«Евстафия. «Коментарии к землеописанию Дионисия» «Аримапсы (одноглазые) - скифский народ. Дионисий называет их (неистовствующими от Арея, воинсвенные), а Эсхил называет их «одноглазым войском». Потому, что они, будучи искусными стрелками, для того, чтобы вернее прицелиться, закрывают один глаз. К Северу от Истра живут следующие племена: Германцы, Саматы (Сарматы), Геты, Вастарны, неизмеримая земля Даков, Аланы, Тавры или Росы, живущие около Ахиллова Бега, Меланхлэны (черноризцы), Иппимолги, Невры, Иппоноды или Хазары, Гелоны и Агафирсы. Гелоны и Сарматы, которые суть племя скифское. Даков некоторые называют Даями. Гелоны обрабатывают землю, питаются хлебом, имеют сады. У них есть деревянный город в стране Будинов. Живущие окрест Мэотиды воинственны, преданы земледелию и после скифского племени первые по силе. Соседствую с ними Савроматские племена, славный род воинственного Арея, они произошли от той могучей любви Амазонок, которою они соединились с сарматскими людьми. С Савроматами соседят Синды, Киммерийцы, живущие вблизи Эвскина. Керкетеи (керкеты), Тореты и сильные Ахейцы. За ними живут, владея соседнею землей Иниохи (гениохи), Зиги (зихи). По берегам Понта живут Колхи…»

- Ребята, о чем шла речь в этом тексте? (о народах, которые населяли побережья Черного моря.)

- Названия каких народов вам уже знакомы? (называют народы раннего железного века, живущие на Кубани)

- Определим тему сегодняшнего урока! (« Кубань - многонациональный край!»)

  1. Постановка учебной проблемы.

Значит, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о многих народах, которые населяли наш благодатный край с самых древних времен.


Работа с картой на презентации и картами №1 на столах учащихся.

-Ребята, назовите имена народов, которые нанесены на карту. (называют). Скажите, благодаря кому нам с вами сейчас известны имена этих народов? Кто нам о них рассказал? (греческие путешественники, историки Геродот, Гиппократ, Страбон, Дионисий, писатели и поэты). Правильно, ребята, греческие авторы оставили нам описание их обычаев и уклада жизни. Жаль, только, что народы эти не имели своей письменности, но они сохранили прекрасные мифы, легенды, сказания. Их они передавали своим потомкам из уст в уста. Мы с вами знаем, что культура этих народов сложилась в 8-7 веках до н.э. А до раннего железного века, разве здесь не проживали люди? (проживали люди, только мы не знаем, как их называть) Для этого историки и археологи решили называть их «археологическими культурами». Вспомним археологические культуры бронзового века. А поможет вам в этом карта №1

Игра «Разгадай кроссворд»

  1. Свое название эта культура получила от всемирно известного кургана высотой 10 метров в городе Майкопе. (Майкопская)

  2. Профессор Веселовский открыл курганы с каменными гробницами в урочище Кдады. (Новосвободненская культура)

  3. Народы этой культуры в 3 тысячелетии до н.э. умерших родственников хоронили в простых ямах, перекрытых бревнами или деревянной повозкой. (Ямная)

  4. Эта культура просуществовала на Кубани с 2700 дл 1400г до н.э.. Ее каменные памятники расположены вдоль Кавказского побережья Черного моря от Таманского полуострова до Абхазии. (дольменная)

  5. Памятники этих племен многообразны: курганы, грунтовые некрополи в виде каменных ящиков, склепов и ям. (северокавказская)

  6. Эта культура просуществовала от 3 тыс. до н.э. до 13 в. до н.э. Погребение умершего устраивали в одной из стенок подкурганной ямы. (катакомбная)

  7. Свое название культура получила от особенности погребения: могильная яма укреплялась деревянным срубом с бревенчатым перекрытием. (срубная)


Работа с картой на презентации и картами №2 на столах учащихся.

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Как вы думаете, эти народы могли стать прародителями народов, живущих на Кубани в период раннего железного века? (да).

- Как вы думаете, ребята, существовали ли у народов майкопской, ямной срубной, катакомбной, дольменной и др. культур какие-нибудь обычаи и традиции, верования? Как это можно проследить? (в погребениях присутствует инвентарь и предметы, связанные с верой в загробную жизнью, у памятников имелись специальные площадки для проведения тризны. Существовала роспись красками и орнамент на камне и т.д.)

  1. Открытие нового знания.

-Итак, мы с вами обобщим полученные знания о народах, живущих на Кубани в ранний железный век. Вспомним их имена, культурные традиции, образ жизни, ведение хозяйства и обряды и религию.

Чтение детьми отрывков из исторических источников

1."География" Страбона (63 г. до н.э. - 23 г. н.э.), написанной на основании большого количества ранних источников. Страбон пишет: «У самого озера (Меотийского) живут меоты: у моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за нею живут ахеи, зиги, гениохи, керкеты... К числу меотов принадлежат сами синды, затем дандарии, тореты, агры и аррехи, а также тарпеты, абидиакены, ситтакенцы, досхи и многие другие».

-По документам античных автором какой мы с вами сделаем вывод? (В раннем железном веке наш край населяли многочисленные народы) Молодцы! Наша с вами задача, обобщить знания об их образе жизни, занятиях, культуре, обычаях и верованиях. Найти их существенные сходство и различия.

Меоты

-Кто мне подскажет, о каких народах нужно начать обсуждение первыми. (это меоты) Правильно. Почему о меотах? (потому, что античные авторы пишут, что эти народы здесь жили издревле и потому что они потомки народов, живших здесь в бронзовом веке и каменном веке). Правильно.

-Откуда появилось такое имя «Меоты» у народов? (от древнего названия Азовского моря Меотида).

-А на самом деле эти народы себя так называли? (нет, они назывались: терпетами, досхами, дандариями идр.) Правильно, это греческим историкам и путешественниками для простоты и удобства проще было не перечислять все народы, а назвать их одним словом «меоты», то есть, живущие у Меотиды и ведущие оседлый образ жизни, народы. В настоящее время большинство ученых (археологи, историки и языковеды) считает, что меотские племена, упоминаемые в античных источниках, являются древними предками адыгов (кабардинцев, адыгейцев и черкесов). В доказательство того, что в древности адыги проживали на Северо-Западном Кавказе, приводятся многочисленные и убедительные данные: географические названия и названия имен, которые объясняются на материале адыгского языка. Археологические же материалы свидетельствуют о преемственности культур на Северо-Западном Кавказе от эпохи бронзы до периода раннего средневековья.

Работа с картой №2, №3. Нахождение мест проживания меотов и расположения меотских городищ

Свой рассказ мы сделаем по плану: «Меоты»

1.Территория и время проживания (побережье Азовского моря, берега реки Кубани и ее притоков, побережье Чёрного моря, 8-7 вв. до н.э.) 2. Жилье, городища (жилище- круглый дом, городище обнесено стеной, рвом, валом) 3. Ведение хозяйства (земледелие, скотоводство, ремесла: гончарное производство, обработка металла, ткачество, рыболовство, торговля) 4. Управление в обществе (военная демократия, управление вождем) 5. Костюм (военные доспехи мужчин , женский костюм) 6. Обряды, верования, язык, способы погребения

Религиозные верования у меотов

-Меоты имели свою систему религиозных культов и верований. Для их верований характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. Этим богам меоты приносили жертвы, сопровождаемые сложным ритуалом. Меотские боги могли олицетворять собою и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям предков, верность клятве и т. д. Широко был распространен культ богини Матери-земли, богини плодородия, в лице которой обожествлялись производительные силы природы. На меотских городищах найдены антропоморфные глиняные статуэтки, на золотых пластинах имеются изображения Великой богини плодородия. Существовали также боги-покровители представителей каждого ремесла. Очень важны для меотов были культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. В религии меотов мы находим отголоски более ранних религиозных представлений как анимизм - представление о душе - верований в потусторонний мир. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мертвых. Туда же опускали погребальные дары от родных и односельчан умершего — посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган. У меотов существовали и мифы, но из-за отсутствия письменных источников мы ничего о них не знаем. Но то, что мифы были, говорят некоторые изображения на предметах местного изготовления, а также мифы и легенды Нартского эпоса.

Киммерийцы

- Греческие и ассирийские документы нам сообщают, что первыми из обитателей Причерноморья были Киммерийцы. Само название киммерийцы /кимры, скорее всего, означает просто «степняки» (в одном из древних арийских языков анатолийской группы «степь» - это «гимра»). Прочитайте исторический документ Геродота.

Чтение детьми отрывка из исторического документа Геродота о киммерийцах

1.Геродот: «Кочевые Скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войной со стороны Массагетов, перешли Аракс и удалились в Киммерийскую землю. При наступлении Скифов Киммерийцы, имея в виду многочисленность приближающейся рати, стали совещаться, как им поступить. Народ предлагал уйти в другие земли, а цари призывали бороться за родную земля. Цари столкнулись друг с другом в битве и полегли на поле боя. Народ их похоронил у реки Тираса- могила их и до сих пор еще видна-, а затем после погребения удалился из страны. Так что вторгнувшееся Скифы заняли страну уже лишённую населения. И теперь еще есть в Скифии Киммерийские стены, есть Киммерийская переправа, есть область называема Кимериею, есть и так называемый Киммерийский Боспор. А Аристей, сын Каистровия из Проконниса, в своей поэме рассказывает, что все народы за исключением Гипребореев, начиная с Аримаспов, постоянно нападали на своих сосейдей, так что Аримаспами вытеснены из своей земли Иссидоны, Исседонами- Скифы, а Киммерийцы, жившие у южного моря, покинули свою страну под натиском Скифов.»

-О каком событии из жизни киммерийцев идет речь в описании? (о вытеснении киммерийцев скифами)

-Скифы, пришедшие от берегов Волги и Дона к берегам Днепра, полностью вытеснили здешних киммерийцев с территории Кубани в 7 в. до н.э.. И те, и другие были родственными народами: их археологические культуры обнаруживают большое сходство, такое, что в самом деле трудно отличить одну от другой. Традиции эпохи поздней бронзы (то есть киммерийского времени) сохранялись на Дону и в железном веке (в скифское время). На территории края киммерийцы проживали от левобережья реки Кубани от Таманского полуострова до реки Фарс- приток Лабы в VIII-VII вв. до н.э. Одним из важнейших показателей преемственности культур является обряд погребения. Всем известно, что скифы хоронили своих правителей в курганах. Но курганы, строились в южнорусских степях и прежде, в эпоху бронзы. Установлено, что в скифский период не только возводились новые курганы, но использовались для погребения и старые, сохранившиеся еще с бронзового века. Это значит, что скифы считали эти курганы своими!  А теперь расскажем вместе по плану все, что мы знаем о киммерийцах.


Рассказ детей по плану: «Киммерийцы»


1.Территория и время проживания (от левобережья реки Кубани от Таманского полуострова до реки Фарс- приток Лабы в VIII-VII вв. до н.э ) 2. Жилье, городища (кибитки на повозках) 3. Ведение хозяйства (скотоводство, охота, ремесла: обработка металла) 4. Управление в обществе (военная демократия, управление вождем) 5. Костюм (военные доспехи мужчин) 6. Обряды, верования, язык, способы погребения (обряды захоронений- курганы с погребальным инвентарем)

Скифы

-Так какие народы в VII веке до н.э. вытеснили киммерийцев с территории Кубани? (скифы. )Прочитиайте отрывки исторических документов Гекатея Милетского и Геродота.

Чтение детьми исторических документов о народах Скифах

1.Гекатей Милетский - современник персидского царя Дария 1 в землеописании назывет имена народов Европы: Меланхлэны, массагеты- народ скифский, миргеты, матикеты, исип, иды- народ скифский, Дандарии, Типанисы - народ у Кавказа. Иксиваты - народ у Понта, соседний с Синдикою. Иамы- народ скифский, Иссидоны-народ скифский. Кораксы, племя Колхов, вблизи Колов. Колы-народ у Каказа.

2.Геродот: «У Невров обычаи скифские. За одно поколение до похода Дария им пришлось покинуть свою страну из-за змей. Из всех людей Андрофаги имеют наиболее дикие нравы. Они ведут кочевую жизнь, носят одежду, похожую на скифскую, но имеют особый язык.»

3. Геродот: «Меланхлэны все носят чёрные ризы, от которых и пошло их название (черноризцы), а образ жизни у них скифский.»

-Из все этих текстов, написанных древними авторами нам ясно, что, народы, ведущие кочевой образ жизни, то есть- «номады», так же были многочисленны. Скорее всего, греческие авторы все названия этих племен также решили объединить одним словом- «скифы», по принципу как и «меоты».

4. Геродот: «От Липоксая произошли те скифы, которые носят название рода Авхатов, от среднего брата Арпоксая, те, которые называются Катиарами и Траспиями. А от младшего царя Колаксая - те, что называются Паралатами. Общее же название всех их- Сколоты, по имени одного царя. Скифами называли их эллины»

-Благодаря греческим авторам у нас с вами больше всего собрано данных о нравах, обычаях и образе жизни многочисленных племен скифов. Составим рассказ о Скифах.


Работа с картой № 3. Нахождение скифских курганов

Рассказ детей по плану: «Скифы»

1.Территория и время проживания (центральная часть Кубани. в VII-V вв. до н.э )

2. Жилье, городища (кибитки на повозках, позднее зимники и летники из глины и камыша)

3. Ведение хозяйства (скотоводство, охота, ремесла: обработка металла, военное искусство, земледелие позднее)

4. Управление в обществе (военная демократия, управление вождем)

5. Костюм (военные доспехи мужчин, женский костюм)

6. Обряды, верования, язык, способы погребения (обряды захоронений - курганы с погребальным инвентарем, жертвопиношения, установка стелы).

Во главе скифского пантеона стояла троица верховных божеств: Табити, Папай и Апи.


Табити  – согласно утверждению Геродота, была наиболее почитаемым скифским божеством. Табити была и олицетворением священного огня царского очага, в котором воплощалось единство скифского народа. Клятва божествами царского очага, считалась у скифов самой священной. Ее нарушение влекло за собой болезнь царя, а клятвопреступника ждала смертная казнь. Скифы почитали, в основном, огонь небесный и, как его частицу, огонь домашнего очага.
Табити названа «царицей скифов» потому, что она искони принадлежала к числу богинь – «цариц», «владычиц» или «матерей», олицетворявших природу и всепорождающее женское начало.

   Одной из основ скифской концепции царской власти признается священный брак в качестве необходимого условия получения власти царем.
   Священный бракэто первый брак богов, давший начало всему сущему, в мифологии – брак божества и смертного, часто первого царя или родоначальника.

   

Папай  – олицетворение неба, супруг богини «влажной земли» (Апи) и прародитель скифов. В скифских мифах он выступает как творец Вселенной и людей. К нему обращаются в минуту наивысшей опасности. Небесный бог-творец обычно ассоциируется с шаманским деревом- божество плодоносящих сил природы и громовержца, обитающего на мировом дереве. Над головой божества изображена его священная птица – орел, на четырех ветвях дерева – звери и птицы (духи-помощники), держащие цепочки с колокольчиками, полумесяцами и кружками – символами грозы и небесных светил. Подобные навершия использовались в шаманских ритуалах.

 Апи  –означает «вода» или «река». Апи олицетворяет влажную землю, оплодотворенную небом. В древнеиндийской мифологии, например, существовало понятие «небо-земля» как источник всего живого. А небо в скифской религии – это Папай, супруг Апи. Союз неба и земли особенно характерен для шаманских религий. Скифы вели свое происхождение от союза неба и воды, а в одной из легенд прародительница имела облик полудевы-полузмеи.

  Аргимпаса – это божество плодородия, главным образом животного и человеческого. Важной ее чертой было заступничество за род человеческий. Богиня изображалась (в золоте, серебре и бронзе) крылатой, с двумя усмиренными грифонами или кошачьими хищниками (львами, пантерами) по бокам. Мы видим ее в длинной одежде, высоком головном уборе, в окружении копытных животных – оленей или ланей.  На многочисленных золотых бляшках из курганов высшей скифской знати она изображена сидящей на троне (кресле) с зеркалом в руке, а перед ней, с ритоном, стоит умерший царь, вкушающий священный напиток – напиток бессмертия («живую воду»).


  Арей. Сооружение кургана из хвороста и водружение меча.  Геродот: «На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Арея. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека. Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалываются над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч. А внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем после заклания других животных, оканчивают обряд и удаляются»…

   

Таргитай – первый человек, сын божественных родителей Папая и Апи, и отец трех сыновей – родоначальников скифов .Главная их функция – физическая мощь, военная доблесть, защита народа, а основное деяние – победа над чудовищем, трехглавым драконом, олицетворением зла, и освобождение воды.  

Тагимасад- олицетворял морские и пресные воды и необузданную мощь природных стихий. Изображение Тагимасада в образе крылатого коня.  


У скифов, подобно иным воинственным народам древности, существовали различные военные обычаи и обряды. Важное место в воссоздании идеологии скифов занимает эпизод с «упавшими с неба» золотыми дарами– плуг, ярмо, секира и чаша.  Суть этого ритуала заключалась в имитации судьбы первого царя, получившего дар богов и поплатившегося за это жизнью. В мифах и фольклоре подобные ситуации объясняются оскорблением божества, нарушением табу и т. д. Фактически же это – жертвоприношение божеству, связанное по происхождению с древними культами плодородия и вошедшее органически в ритуалы утверждения и обновления царской власти.
   Жертвоприношения.  В жертву богам скифы приносили главное свое богатство – скот и особенно лошадей. Жертвенное животное полагалось убить, не пролив ни капли крови. Для коллективных трапез служили большие бронзовые котлы с двумя ручками по краю венчика. Самые большие котлы встречаются в курганах высшей скифской знати.
   Коллективные трапезы вообще характерны для воинского быта. Герои эпических сказаний кочевников в перерывах между битвами обычно пируют или устраивают охоты. В скифских погребениях найдено большое количество сосудов из драгоценных металлов или деревянных, с золотыми обкладками, нередко украшенных высокохудожественными изображениями культово-мифологического характера. Такое подчеркнутое внимание к сосудам связано с их использованием в ритуалах.
   «Скифы гордятся своими могилами», – писал римский историк Плутарх. И действительно, величественные курганы царей высотой до 20 м и даже более, стоящие среди ровной степи, производили сильное впечатление на современников. Высокие курганы окружались десятками и сотнями более мелких насыпей, высота которых соответствовала рангу погребенных в них лиц. На вершинах курганов и возле них устраивались площадки для поклонения умершим, которые превратились после смерти в духов-покровителей местности. На многих курганах стояли каменные изваяния воинов с ритоном в руках. Из оружия здесь чаще всего представлены меч и лук, иногда топор, нагайка, гривна, пояс и шлем.

Погребальный культ. Судя по данным погребального обряда и сведениям Геродота, загробная жизнь представлялась продолжением земной. Геродот оставил чрезвычайно интересное описание погребально-поминальной обрядности на примере похорон скифских царей.    Таким образом, похороны царя превращались в событие общескифского значения (человеческие жертвы, конские могилы). Коням придавалось большое значение при перенесении умершего в загробный мир. Жречество, отправление культов, культовый инвентарь.   Согласно Геродоту, среди скифов было много «предсказателей», которые гадали с помощью большого числа ивовых прутьев, раскладывая и складывая их на земле. Другие гадали, переплетая и расплетая полоски липовой коры, разрезанные на три части. Судя по всему, они являлись жрецами культа Аргимпасы.    Функции скифских «предсказателей» были врачевание болезней, а также «управление» атмосферными явлениями и военная магия. Скифские «предсказатели», возможно, сопровождали войска в походе. В их ведении были и судебно-карательные функции, т. е. отыскивание разного рода злоумышленников. Высшим авторитетом в судебных делах, в том числе касающихся веры, был царь. Их нередко казнили за «ложные пророчества».
Каменные идолы скифов. На каменных изваяниях Скифии изображен первопредок и герой скифской мифологии – Таргитай, первый человек, прародитель всех скифов, предок скифских царей.
- Прочитайте отрывки Гиппократа, Геродота, и Диодора Сицилийского

Сарматы

Чтение детьми исторических документов о Савроматах и Сарматах

1.Гиппократ: «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды и отличающийся от других народов. Название его-Савроматы.»

2.Геродот: «Савроматы пошли от любви амазонок и скифов. Савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном, так как амазонки не в полнее его усвоили»

3.Диодор Сицилийский: «В Европе есть скифский народ, живущий вокруг озера Меотиды. Название его савроматы. Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях»


Работа по карте №3 Нахождение сарматских курганов

-Что же мы с вами знаем о савроматах- сарматах? (Они вытеснили скифов в Северное Причерноморье в IV-III в.в . до н.э.)


Рассказ детей по плану: «Сарматы»

1.Территория и время проживания (центральная часть Кубани. в IV- III вв. до н.э

2. Жилье, городища (кибитки на повозках)

3. Ведение хозяйства (скотоводство, охота, ремесла: обработка металла, военное искусство)

4. Управление в обществе (военная демократия, управление вождем)

5. Костюм (военные доспехи мужчин, женский костюм)

6. Обряды, верования, язык, способы погребения (обряды захоронений - курганы с погребальным инвентарем, жертвопиношения, тризна)

-Во II веке до н.э. из трудов античных авторов исчезает название территории Северного Причерноморья и Приазовья – Скифия, ее заменяет название Сарматия. Это связано с частичным вытеснением и ассимиляции сарматскими племенами (языги, аланы, роксоланы, аорсы, сираки) скифов. Верования сарматов мало чем отличались от скифских. Господствующими в Сарматии были культы Солнца и Огня и Великой Богини-матери Астарты - покровительницы лошадей, а также культ бога Войны, олицетворение которого – меч, а так же поклонение неодушевленным предметам и наделение их душой, вера в волшебную силу камней. Сарматы верили в загробную жизнь, а поэтому большое значение в их верованиях имел культ мертвых. Умерших хоронят в грунтовых ямах. В погребальном ритуале передаются жертвоприношения и тризна. Подобно скифов сарматы наделяли особой магической силой зеркало. Сарматский обычай ломки зеркал или помещение их в чехлы при захоронении был отголоском различных древних представлений, по которым зеркало - вместилище души - противопоставлялось смерти. И в наше время наблюдается обычай завешивать зеркала в доме, где есть покойник, и вера в то, что разбитое зеркало предвещает смерть. В то же время сохранился ритуал, в котором зеркало является традиционным атрибутом гадания.

  1. Применение новых знаний на практике

-Итак, сравним общие черты народов, населявших Кубань в раннем железном веке.

Выявление сходных и различных черт народов Кубани

Сходные черты: верования в загробную жизнь, погребальный культ с инвентарем, верования в силы природы: огонь, земля, вода, тотемизм, почитание предков и воинов- героев, военное искусство, высокое положение женщины, высокое мастерство в обработке металла)

Различия: в ведении хозяйства (оседлый образ жизни и кочевой)

  1. Рефлексия учебной деятельности

А) Проверка полученных знаний через выполнение упражнений в рабочих тетрадях по кубановедению стр. 46, 47

1 вариант. Стр. 46. Задание 1. Заполни сравнительную таблицу. Задание 2. Разгадай кроссворд

2 вариант стр. 47. Задание 1. Расшифруй слова. Задание 2. Прочитай и ответь. Учащиеся проверяют выполненные задания друг у друга

Б) Рефлексия учебной деятельности

-Что нового мы сегодня узнали на уроке? (познакомились с культурой народов раннего железного века, узнали, что у них много общих черт в культуре)

-Какие новые термины и слова нам встретились? (номады киммерийцы-кимры, Скифы: Геты, Вастарны, Даки , Аланы, Тавры ,Росы, Иппимолги, Невры, Иппоноды Хазары, Гелоны и Агафирсы, Меланхлэны, Массагеты, Миргеты, Матикеты, Исипы, Иды, Типанисы, Иксиваты, Иамы, Иссидоны,

Невры, Катиары, Траспии, Паралаты, Меланхлэны , Сколоты, Гипребореи, Аримаспы, Иссидоны. Сарматы: савроматы, языги, аланы, роксоланы, аорсы, сираки)

-Я сегодня узнал….

-Я мне больше понравилось…


7. Домашнее задание.

Прочитать подробный рассказ в дополнительном материале о божествах и верованиях народов Кубани. Выполнить упражнения на страницах тетради стр. 46-47.

       




Использованная литература.

  1. В.В. Латышев. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Том 1. Греческие писатели (приложения к запискам императорского русского археологического общества). Санкт Петербург. Типография императорской академии наук.- 1890г.

  2. Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история.-Москва. «Мысль».- 1983г

  3. Атлас «История Кубани».- Краснодар.ОПЦ «Перспективы образования».-2011

  4. Б.А. Трёхбратов. Рабочая тетрадь «История Кубани. Кубановедение 5 класс». Краснодар. ОПЦ «Перспективы образования».-2011



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!