СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока химия 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока химии в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химия 10 класс»

ТЕМА «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ГОМОЛОГИЯ И ИЗОМЕРИЯ»

Выполнили: Калинина Вероника Николаевна

Цель: развитие знаний учащихся о непредельных углеводородах при знакомстве с простейшими представителями данных углеводородов, особенностями их строения и изомерами и изомерией.


Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой, продолжить обучение решению задач;

Развивающая: развивать у обучающихся умение сравнивать и анализировать строение молекул непредельных углеводородов, по сравнению с предельными, на основе наличия или отсутствия кратных связей; выделять главное и существенное;

Воспитательная: продолжить формирование химической картины мира, умение рационально оценивать ответы товарищей, самокритичность, аккуратность.


Тип урока:

Открытие новых знаний.


Методы обучения:

Беседа, решение химических задач, построение и решение учебных проблем, работа у доски, самостоятельная работа в парах, игровой, изготовление моделей изомеров непредельных углеводородов из пластилина и спичек.


Оборудование:

- компьютер;

- пластилин;

- спички;

- мультимедиа.












Универсальные учебные действия

Личностные результаты:

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом;

- развитие готовности к решению творческих задач, и способности оценивать проблемные ситуации;

Метапредметные результаты:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

- умение аргументировать свою позицию и как следствие формулировать выводы и заключения;

- умение переводить информацию из одной знаковой системы в другу (из аудиовизуального ряда в текст, из текса в химические формулы из химической формулы в модели);

- видеть различные способы решения задач;

- умение взаимодействовать с одноклассником в парах, группах.

умение управлять своей познавательной деятельностью

Предметные результаты:

- уметь классифицировать изучаемые органические вещества;

- уметь моделировать строение молекул изучаемых веществ;

- давать определение гомология, изомеры, изомерия.














ХОД УРОКА


1.Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)

Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему «Углеводороды» и будем знакомиться с новыми классами соединений, изучим особенности их строения, номенклатуру, гомологию, изомерию непредельных углеводородов и важнейшие области их применения. Для этого мы с вами составим план работы на уроке.


2.Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин.)

поочередно-змейкой(4 мин.) схема на слайд

1.Что изучает органическая химия?

2. Почему между органической и неорганической химией нет чёткой границы?

3. Почему органических веществ больше, чем неорганических?

4. Что такое углеводороды?

5. Как разделяют углеводороды в зависимости от порядка соединения атомов углерода в цепи?

6. Чем отличаются гомологи от изомеров?

7. Какие классы углеводородов вам известны?

Ромашка Блума (3мин.)

Учащиеся получают «лепестки» ромашки и записывают на них известные им углеводороды (не обязательно ранее изученные) и прикрепляют эти «лепестки» магнитами на доску.

После работы с ромашкой, «отрываем лепестки» от сердцевины и по названиям углеводородов, распределяем их в разные столбики. (5 мин.)

  1. Различаются ли суффиксы в названиях? (-ен, -диен, -ин)

  2. Вспомните правила составления названий алканов по номенклатуре ИЮПАК.

Пробное учебное действие

Записаны формулы веществ: 2,4-диметилпентан; 2,4-диметилпентен-1; 3,4-диметилпентадиен-1,2.


3.Выявление места и причины затруднения.(1 мин)

1. Кто считает, что верно может выполнить данное задание?

2. Какие у вас возникли сложности?


4.Целеполагание, построение проекта выхода из затруднения (2 мин.)

  1. Какова цель сегодняшнего урока?

Научиться называть непредельные углеводороды, определять строение по формуле.

  1. Какая тема сегодняшнего урока?

Изучить строение, номенклатуру и изомерию непредельных углеводородов, а также выявить их общую формулу, научиться составлять формулы и называть вещества данных классов.

3. Что нам нужно рассмотреть, для того, чтобы достичь цели, которые вы поставили?

А) Строение. Моделирование молекул классов непредельных углеводородов.

Б) Номенклатура.

В) Изомерия и гомология.

Г) Решение задач.


5. Реализация построенного проекта

Предлагаю поработать в парах. Для этого нам необходимо заполнить таблицу и наша задача заполнить строки «Общая формула», «Связи», «Пример», «Количество n».

Творческое задание. (4 мин.) Из предоставленного пластилина и зубочисток сделайте модели молекул алкенов, алкинов и алкадиенов


Задание1. Выполнить модели из пластилина (стр. 123, задание №6 (1,2,3,4). Озвучиваю алгоритм действий.

Задание2.Чем отличаются построенные модели от алканов?

По завершению работы учащиеся показывают свои модели, комментируя свои экспонаты (класс веществ, количество связей и называют данное вещество).

Заполняется таблица «Непредельные углеводороды» (4 мин.)


Характеристики

Алкены

Алкадиены

Алкины

Общая формула

СnH2n

CnH2n

CnH2n-2

Связи

Одна двойная

Две двойные

Одна тройная

Пример

СН2СН2

СН2ССН2

СНСН

Количество n

2 и более

3 и более

2 и более

Гибридизация




Физические свойства




Способы получения




Химические свойства (типы реакций)




Применение и значение




Нахождение в природе





Задание3. На с.123 №6. Выбрать из представленных формул гомологи и изомеры.

Задание4. С какого конца углеродной цепи мы будем ее нумеровать? Даю название вещества: 3-метилбутин-1.

Выслушиваю предполагаемые ответы детей.

Озвучиваю алгоритм выполнения названных веществ.

- нумерация начинается с того конца, где ближе кратная связь;

- радикалы их количество, название и местонахождение отмечаются в начале названия;

- отмечаем цифрой нахождение кратной связи в конце названия;

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Составить самостоятельно формулы веществ и назвать их. Количество атомов углерода не менее 6.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Записаны формулы веществ:

А) СН3 – СН – СН2 – СН – СН3;

СН3 СН3

Б) СН2 = СН – СН2 – СН – СН3;

СН3 СН3

В) СН2 = С = С – СН – СН3;

СН3 СН3

Учащиеся озвучивают названия.

8.Включение в систему знаний и повторение

Решение задачи у доски. (5мин.) Относительная плотность углеводорода по водороду равна 42. При полном сжигании 0,7 г этого вещества получили 1,12 л СО2 и 0,9 г Н2О. Определите молекулярную формулу этого вещества и массовую долю углерода в нём? Можно ли сказать, какой углеводород сжигали? Почему?

Ответ: С6Н6, массовая доля углерода в соединении равна 85,7%. Сказать какой точно углеводород сожгли невозможно, так как известна МФ, но неизвестно структурное строение. Можно только предположить.

Ребята называют ответ выполненной задачи.

Задачи.

Первая группа. В лаборатории сожгли углеводород. При его сжигании массой 8,8 г образовался углекислый газ массой 26,4 г и вода массой 14,4 г, плотность углеводорода по фтору равна 1.1579. Какова молекулярная формула данных углеводородов?

Вторая группа. В лаборатории сожгли углеводород. При его сжигании массой 5,2 г, выделился углекислый газ массой 17,6 г и вода массой 3,6 г, а его плотность по водороду равна 13. Какова молекулярная формула данного углеводорода?

Вопрос. Какой углеводород будет гореть более коптящим пламенем?

Ответы обучающихся

Первый углеводород – пропан С3Н8, а второй – этин (ацетилен) С2Н2.

Теперь мы можем ответить на вопрос нашей проблемы? Выслушиваются предположения учащихся. Более коптящим пламенем будет гореть этин, т.к. массовая доля углерода в нём больше - 92%, чем в пропане – 81%.









9.Рефлексия учебной деятельности на уроке( итог)



Какую цель Вы ставили себе на уроке?




Возникли ли у Вас затруднения и какие?




Над какими трудностями надо еще поработать?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!