ТЕМА «НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ. ГОМОЛОГИЯ И ИЗОМЕРИЯ»
Выполнили: Калинина Вероника Николаевна
Цель: развитие знаний учащихся о непредельных углеводородах при знакомстве с простейшими представителями данных углеводородов, особенностями их строения и изомерами и изомерией.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой, продолжить обучение решению задач;
Развивающая: развивать у обучающихся умение сравнивать и анализировать строение молекул непредельных углеводородов, по сравнению с предельными, на основе наличия или отсутствия кратных связей; выделять главное и существенное;
Воспитательная: продолжить формирование химической картины мира, умение рационально оценивать ответы товарищей, самокритичность, аккуратность.
Тип урока:
Открытие новых знаний.
Методы обучения:
Беседа, решение химических задач, построение и решение учебных проблем, работа у доски, самостоятельная работа в парах, игровой, изготовление моделей изомеров непредельных углеводородов из пластилина и спичек.
Оборудование:
- компьютер;
- пластилин;
- спички;
- мультимедиа.
Универсальные учебные действия
Личностные результаты:
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
- развитие готовности к решению творческих задач, и способности оценивать проблемные ситуации;
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
- умение аргументировать свою позицию и как следствие формулировать выводы и заключения;
- умение переводить информацию из одной знаковой системы в другу (из аудиовизуального ряда в текст, из текса в химические формулы из химической формулы в модели);
- видеть различные способы решения задач;
- умение взаимодействовать с одноклассником в парах, группах.
умение управлять своей познавательной деятельностью
Предметные результаты:
- уметь классифицировать изучаемые органические вещества;
- уметь моделировать строение молекул изучаемых веществ;
- давать определение гомология, изомеры, изомерия.
ХОД УРОКА
1.Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)
Сегодня на уроке мы продолжим изучать большую тему «Углеводороды» и будем знакомиться с новыми классами соединений, изучим особенности их строения, номенклатуру, гомологию, изомерию непредельных углеводородов и важнейшие области их применения. Для этого мы с вами составим план работы на уроке.
2.Актуализация и пробное учебное действие (4-5 мин.)
поочередно-змейкой(4 мин.) схема на слайд
1.Что изучает органическая химия?
2. Почему между органической и неорганической химией нет чёткой границы?
3. Почему органических веществ больше, чем неорганических?
4. Что такое углеводороды?
5. Как разделяют углеводороды в зависимости от порядка соединения атомов углерода в цепи?
6. Чем отличаются гомологи от изомеров?
7. Какие классы углеводородов вам известны?
Ромашка Блума (3мин.)
Учащиеся получают «лепестки» ромашки и записывают на них известные им углеводороды (не обязательно ранее изученные) и прикрепляют эти «лепестки» магнитами на доску.
После работы с ромашкой, «отрываем лепестки» от сердцевины и по названиям углеводородов, распределяем их в разные столбики. (5 мин.)
Различаются ли суффиксы в названиях? (-ен, -диен, -ин)
Вспомните правила составления названий алканов по номенклатуре ИЮПАК.
Пробное учебное действие
Записаны формулы веществ: 2,4-диметилпентан; 2,4-диметилпентен-1; 3,4-диметилпентадиен-1,2.
3.Выявление места и причины затруднения.(1 мин)
1. Кто считает, что верно может выполнить данное задание?
2. Какие у вас возникли сложности?
4.Целеполагание, построение проекта выхода из затруднения (2 мин.)
Какова цель сегодняшнего урока?
Научиться называть непредельные углеводороды, определять строение по формуле.
Какая тема сегодняшнего урока?
Изучить строение, номенклатуру и изомерию непредельных углеводородов, а также выявить их общую формулу, научиться составлять формулы и называть вещества данных классов.
3. Что нам нужно рассмотреть, для того, чтобы достичь цели, которые вы поставили?
А) Строение. Моделирование молекул классов непредельных углеводородов.
Б) Номенклатура.
В) Изомерия и гомология.
Г) Решение задач.
5. Реализация построенного проекта
Предлагаю поработать в парах. Для этого нам необходимо заполнить таблицу и наша задача заполнить строки «Общая формула», «Связи», «Пример», «Количество n».
Творческое задание. (4 мин.) Из предоставленного пластилина и зубочисток сделайте модели молекул алкенов, алкинов и алкадиенов
Задание1. Выполнить модели из пластилина (стр. 123, задание №6 (1,2,3,4). Озвучиваю алгоритм действий.
Задание2.Чем отличаются построенные модели от алканов?
По завершению работы учащиеся показывают свои модели, комментируя свои экспонаты (класс веществ, количество связей и называют данное вещество).
Заполняется таблица «Непредельные углеводороды» (4 мин.)
Характеристики | Алкены | Алкадиены | Алкины |
Общая формула | СnH2n | CnH2n | CnH2n-2 |
Связи | Одна двойная | Две двойные | Одна тройная |
Пример | СН2СН2 | СН2ССН2 | СНСН |
Количество n | 2 и более | 3 и более | 2 и более |
Гибридизация | | | |
Физические свойства | | | |
Способы получения | | | |
Химические свойства (типы реакций) | | | |
Применение и значение | | | |
Нахождение в природе | | | |
Задание3. На с.123 №6. Выбрать из представленных формул гомологи и изомеры.
Задание4. С какого конца углеродной цепи мы будем ее нумеровать? Даю название вещества: 3-метилбутин-1.
Выслушиваю предполагаемые ответы детей.
Озвучиваю алгоритм выполнения названных веществ.
- нумерация начинается с того конца, где ближе кратная связь;
- радикалы их количество, название и местонахождение отмечаются в начале названия;
- отмечаем цифрой нахождение кратной связи в конце названия;
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Составить самостоятельно формулы веществ и назвать их. Количество атомов углерода не менее 6.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Записаны формулы веществ:
А) СН3 – СН – СН2 – СН – СН3;
СН3 СН3
Б) СН2 = СН – СН2 – СН – СН3;
СН3 СН3
В) СН2 = С = С – СН – СН3;
СН3 СН3
Учащиеся озвучивают названия.
8.Включение в систему знаний и повторение
Решение задачи у доски. (5мин.) Относительная плотность углеводорода по водороду равна 42. При полном сжигании 0,7 г этого вещества получили 1,12 л СО2 и 0,9 г Н2О. Определите молекулярную формулу этого вещества и массовую долю углерода в нём? Можно ли сказать, какой углеводород сжигали? Почему?
Ответ: С6Н6, массовая доля углерода в соединении равна 85,7%. Сказать какой точно углеводород сожгли невозможно, так как известна МФ, но неизвестно структурное строение. Можно только предположить.
Ребята называют ответ выполненной задачи.
Задачи.
Первая группа. В лаборатории сожгли углеводород. При его сжигании массой 8,8 г образовался углекислый газ массой 26,4 г и вода массой 14,4 г, плотность углеводорода по фтору равна 1.1579. Какова молекулярная формула данных углеводородов?
Вторая группа. В лаборатории сожгли углеводород. При его сжигании массой 5,2 г, выделился углекислый газ массой 17,6 г и вода массой 3,6 г, а его плотность по водороду равна 13. Какова молекулярная формула данного углеводорода?
Вопрос. Какой углеводород будет гореть более коптящим пламенем?
Ответы обучающихся
Первый углеводород – пропан С3Н8, а второй – этин (ацетилен) С2Н2.
Теперь мы можем ответить на вопрос нашей проблемы? Выслушиваются предположения учащихся. Более коптящим пламенем будет гореть этин, т.к. массовая доля углерода в нём больше - 92%, чем в пропане – 81%.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке( итог)
Какую цель Вы ставили себе на уроке? | |
Возникли ли у Вас затруднения и какие? | |
Над какими трудностями надо еще поработать? | |