СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: «Какова роль России и стран СНГ в мировой торговле?» Тип урока – обобщение и систематизация знаний по теме « Мировая торговля».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профильный уровень. география В.Н.Холина

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: «Какова роль России и стран СНГ в мировой торговле?» Тип урока – обобщение и систематизация знаний по теме « Мировая торговля».»

Павлова Людмила Владимировна



Тема урока: «Какова роль России и стран СНГ в мировой торговле?»

Тип урока – обобщение и систематизация знаний по теме « Мировая торговля».

Цель – выяснение роли и места России в мировой торговле и в торговле со странами СНГ.

Задачи урока:

Предметные:

обобщить знания по теме « Мировая торговля» и определить место России и стран СНГ в ней;

Метапредметные:

способствовать развитию умения ставить цель и организовывать работу для достижения поставленной цели;

способствовать развитию интеллектуальных, познавательных способностей , через отработку навыков анализа различных источников информации .

Личностные:

Формирование чувства сопричастности общему делу, умения работать коллективно;

умения оценивать себя и мнение товарищей;

Дидактические средства обучения: Учебник География . Профильный уровень.11класс.,В.Н. Холина. М. Дрофа,2011г. Программа В.Н. Холина. - М: Дрофа,2008.

Электронный учебник, атлас В.Н. Холина, презентация к уроку.

Ресурсы Интернет: (Википедия,world-trading.ru, ref.by/refs ,сайт Министерство энергетики Российской Федерации)

Раздаточный материал ( Приложения).

Российский статистический ежегодник. 2007:Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - стр. 755.

Методы:

словесный: (объяснение, беседа, работа с книгой);

наглядный: (работа с картами);

проблемно-поисковый (исследовательский);

индуктивный (обобщение);

практический (самостоятельная работа);


письменный контроль(тесты);

самооценка.

Ход урока.

Целеполагание.

Тема – цель.

Учитель организует начало урока , объявляя тему урока мотивируя на активную работу.

Ученики формулируют цель урока.

Учитель обозначает проблему «– согласны ли вы с утверждением А. Смита? Свой ответ аргументируйте.

Торговля – это инструмент, который либо способствует установлению сотрудничества между странами” либо становится источником порождения конфликтов между ними”.

Актуализация знаний.

Вы изучили темы: “Мировое хозяйство”. “Международные экономические отношения”. Давайте приведём в систему эти знания.

Обмен товарами и услугами находит своё выражение в развитии международных экономических отношений, которые играют в жизни человека огромную роль. В настоящее время даже самые развитые страны не могут одинаково эффективно производить всю современную продукцию. Уровень специализации стран стал достаточно высок. За счёт экспорта товаров и услуг некоторые из них обеспечивают большую часть своих доходов.

Как различается специализация стран ?

(учитель организует работу по воспроизведению в памяти системы опорных знаний и умений) Лидерами являются развитые страны, на них приходится 3\4 всех видов экономических связей. Более подчинённое положение имеют развивающиеся страны, но есть исключения – Индия, Бразилия, Мексика, НИС.

Перечислите основные формы экономических связей?

Учащиеся называют :

-мировая торговля

-Кредито - финансовые отношения

-предоставление международных услуг

-производствен. Сотрудничество-

-международный туризм

-научно-технические связи

Как вы оцениваете свои знания по теме «мировая торговля»?

Учитель предлагает оценить свои знания, заслушивает самооценку знаний нескольких учеников.

За работу на уроке вы получаете жетоны, если ответ полный, или половину.

В конце урока подсчет и выставление оценок :

- 7 жетонов- «5»

-5 - жетонов – «4»

1 этап. Мотивация к деятельности.

Международная торговля – одна из ранних форм взаимодействия между странами, народами, государствами.

Так почему же международная торговля так выгодна странам? После долгих исследований учёные – экономисты выделили три основные причины/

Учитель организует групповую творческую деятельность, в заранее определенных группах.

Задание № 1.– ответьте на вопрос. Какая из причин возникновения международной торговли задана самой природой? Приведите примеры стран обладающих значительными запасами природных ресурсов

Учащиеся готовят ответ: неравенство распределения природных ресурсов. Одна страна богата нефтью, другая – хромом, для того, чтобы в этих странах всегда было топливо для автомобилей” чтобы автомобили изготавливались из хромовой стали – они должны торговать. Россия, Китай, США – имеют почти все известные в мире виды ресурсов. Индия, Бразилия и некоторые другие страны хотя и уступают им по “ ассортименту” природных богатств, но на фоне других государств являются высокообеспеченными. Страны Ближнего Востока – ресурсы нефти и газа. Андские страны– руды цветных металлов. Скандинавские страны– лесные ресурсы.

Неравномерность размещения природных богатств на земле способствует развитию МГРТ (международное географическое разделение труда).

Задание № 2.– ответьте на вопрос. Что такое международная специализация? Приведите примеры отраслей международной специализации.

Ответ учащихся : страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами, чем ее торговые партнёры.

Международная специализация – это сосредоточение различных стран на изготовлении тех товаров и услуг, в производстве которых они имеют экономическое преимущество перед другими странами. Отрасли международной специализации ориентируются на экспорт продукции и в первую очередь определяют “лицо” страны в МГРТ. Яркие примеры таких стран: Япония – автомобилестроение и электронное машиностроение; Канада – зерновое хозяйство; Швейцария – финансовые услуги, производство часов”; страны Ближнего Востока – нефтедобывающая промышленность; Куба – производство сахара; Голландия – цветы(тюльпаны); США – авиационная техника.

Задание № 3. – ответьте на вопрос. Каково основное содержание принципа относительного преимущества Д. РИКАРДО?

Ответ учащихся: каждой стране выгодно экспортировать те товары, для которых цены выбора у неё относительно ниже, чем в других странах, или выгоднее экспортировать те товары, на выручку от которых можно за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем аналогичных на отечественном рынке.

Итак, мы видим, что международная торговля выгодна всем. Она даёт возможность при ограниченности ресурсов производить и приобретать необходимые блага,

2 этап. Учебно-познавательная деятельность.

Учитель организует групповую творческую деятельность , учащиеся формулируют выводы по своей работе.

Основные показатели. Международная торговля характеризуется важными показателями;внешнеторговый оборот, товарная структура, экспорт, импорт.

Работаем в 3 группах по 2мин., затем обсуждаем результаты исследования.

Приложение 1.

Задание группы № 1.

Выяснить пятерку лидеров в мировом товарообороте( на основе таблицы Внешнеторговый оборот” ) Определить ,каково место России???

Внешнеторговый оборот – его современная характеристика. Ответ: внешнеторговый оборот это сумма экспорта и импорта в стоимостной форме. Этот показатель отражает степень участия стран в МГРТ. За последние 40 лет суммарный оборот мировой торговли вырос более, чем в 26 раз и составил более 10 млрд. дол. Торговля растет быстрее, чем промышленное производство и ВВП. Доля экспорта немного меньше доли импорта, данные

на основе таблицы Внешнеторговый оборот”.

Главные товаропотоки. В начале XXI в. почти 1/5 мирового товарооборота приходилась на взаимную торговлю между 13 парами стран, основная часть которых — соседи, входящие в интеграционные группировки. Наиболее сильно внутрирегиональная торговля развита в Европе и Северной Америке; наиболее слабо — в регионах с однотипной структурой экономики. Товарная структура мирового экспорта зависит от особенностей развития экономики стран (регионов) и специфики их участия в международном разделении труда.

Задание группы № 2. Товарная структура – её современная характеристика. Что характерно товарной структуре стран разного уровня развития и стран СНГ?

Ответ группы: В развитых странах преобладает обрабатывающая промышленность. ВЛатинской Америке – с/х продукция, в развивающихся – топливо и продукция добывающих отраслей. Страны СНГ?

Задание группы № 3.

В чем проявляется разница в экспорте товаров у разных типов стран мира? Какие товары по объему были лидерами в мировом экспорте?

Объемы и товарная структура экспорта (млрд)и %

Итоги познавательной деятельности. Отчет групп.

Выводы… ЦЕЛЬ? Каково место России во внешнеторговом обороте? Стран СНГ в товарной структуре?

Чем представлена товарная структура стран СНГ в мировом экспорте?

Учащиеся проговаривают выводы о месте России во внешнеторговом обороте, товарной структуре стран СНГ, месте стран СНГ в товарной структуре,

Оценивают ответы товарищей.

Оцените ответы одноклассников….. (РУУД, ЛУУД)

3 этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность.

Тема урока???

Учитель возвращает учащихся к теме урока, активизируя учебную деятельность.

Каковы особенности торговли между странами СНГ?

Беседа – мотивация. Вспомним, какие стадии интеграционных процессов нам известны?

Опережающее е задание. Выступление уч-ся.

1. Зона свободной торговли предполагает устранение тарифных и количественных ограничений на товарооборот между странами (например, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА, Латиноамериканская интеграция), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АРЕС — Asia — Pacific Economic Cooperation).


2. Таможенный союз, кроме мероприятий зоны свободной торговли (отмену пошлин и количественных ограничений на взаимную торговлю), предусматривает унификацию тарифов в торговле с третьими странами. 3. Общий рынок. Его создание предполагает все преимущества таможенного союза плюс свободное передвижение капиталов, рабочей силы, товаров и услуг.

4. Экономический союз. Страны, подписавшие соглашение об экономической союзе, соглашаются на согласованную социальную, региональную, бюджетную политику, общую торговую политику. Работает межгосударственный орган с функцией наднационального регулирования.

5. Полная (экономическая и политическая) интеграция становится возможной, когда к экономическим мерам добавляются меры политические — создаются надгосударственные органы управления, изменяется функция государственных границ. ЗАДАНИЕ классу –

Учитель организует работу со статистическими материалами.

В какие интеграционные объединения мира входит Россия? – анализируют картосхемы.

(атлас Холина В.Н.) стр -68

Учащиеся анализируют, делают выводы. (СНГ, Орг.Аз.-Тих.экон. сотрудничество).

С 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК. Проходят регулярные встречи российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран ОПЕК. Россия выступила с инициативой организовать регулярный Энергодиалог Россия — ОПЕК, заключить Соглашение (Меморандум) об Энергодиалоге, с российской стороны уполномоченным органом будет Министерство энергетики Российской Федерации.

Опережающее задание : Учащиеся прослушивают информацию, фиксируют кратко.

- ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СНГ.( рассказ уч-ся)

Электронный учебник : Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

Беседа ….(жетоны)

ГУАМ образована в октябре 1997 г. Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (Узбекистан был в составе организации в 1999—2005 гг.). ЕврАзЭС (Евразийские экономическое сообщество) в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана создано в 2000 г. с перспективой создания таможенного союза к 2011 г.

Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России был ратифицирован в 2000 г.. Однако реальная интеграция сдерживается разногласиями по поводу цен на поставки энергоресурсов и политическими факторами.

ЦАЭС (Центрально-Азиатское экономическое сообщество) в составе Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана образовано в 2002 г.; в 2004 г. к ЦАЭС присоединилась РФ. Одной из важнейших целей организации является создание общего рынка.

Эвристическое задание.

Учитель организует работа по рядам (по 2 страны ряд)

Учащиеся работают со статистическим материалом. Ранжирование.

Приложение 2.

Проанализируйте таб. 39 (Показатели уровня социально-экономического развития стран СНГ.2006г.) и с помощью матрицы рангов (стр.104, табл.8.) определите уровень развития стран СНГ.( по таблице рангов)

На доске - сумма рангов. Фиксация результатов и вывод…..

Учащиеся подводят итоги, делают выводы об уровне социально -экономического развития стран СНГ.

Учитель напоминает цель урока и организует работу по определению основных торговых партнеров России.

Работа в группах:

Задание. Проанализировать данные таблицы и определить основных торговых партнеров России. Эскпорт 1гр., импорт 2гр.

Учащиеся (Самоорганизация деятельности)

Приложение 3.

Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ

Анализ таблицы (жетоны)

Учащиеся называют основных торговых партнеров России

в странах СНГ в экспорте и импорте.

Внешняя торговля Российской Федерации со странами СНГ

Доп. Материал (опережающее задание)

Российский статистический ежегодник. 2007:

Стат.сб./Росстат. - М., 2007. - стр. 755.

В экспорте стран СНГ преобладают сырьевые продукты и изделия с низкой добавленной стоимостью.

Основную долю товарного экспорта государств-участников

СНГ составляют следующие товары:Армения: ферросплавы (31%), алмазы (27%), спиртные напитки (10%),медь (6%), ювелирные изделия (4%);Азербайджан: нефть (82%), орехи (2%), фрукты (1%), хлопок (1%), по-лиэтилен (1%);Беларусь: удобрения (19%), тракторы (5%), древесина (4%), грузовыеавтомобили (3%), железные прутки (3%);Грузия: железный лом (15%), нефть (11 %), вино (8%), безалкогольныенапитки (7%), ферросплавы (6%);Казахстан: нефть (56%), медь (6%), ферросплавы (5%), уголь (2%), же-лезная руда (2%); Кыргызстан: железный лом (11 %), хлопок (9%), стекло (7%), электро-энергия (7%), цветные металлы (4%); Молдова: вино (20%), железные прутки (13%), железная проволока(8%), обувь (4%), спиртные напитки (3%); Россия: нефть (44%), газ (6%), алюминий (3%), уголь (3%), изделия изстали (2%);Таджикистан: алюминий (64%), хлопок (19%), фрукты (3%), мужскаяодежда (2%), хлопчатобумажные ткани (2%);Туркменистан: газ (84%), нефть (5%), хлопок (2%), хлопчатобумажная,пряжа (2%), полипропилен (1%);

3 группа.

Задание : Выяснить географию внешней торговли нашей страны.

Анализ таблицы:

«География внешней торговли РФ, 2006 г.»

Учащиеся подводят итоги о географии внешней торговли России с фиксацией основных моментов на доске. (жетоны)

Учитель подводит учащихся к итогам работы, называя тему и цель урока.

4 этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Тестирование (презентация)

Взаимопроверка.

(учащиеся обмениваются ответами и проверяют работы друг друга).

Подведение итогов урока.

Цели урока – что выяснини???? Учитель возвращает класс к проблеме.

“Торговля – это инструмент, который либо способствует установлению сотрудничества между странами” либо становится источником порождения конфликтов между ними”.
А. Смит.

Учащиеся высказывают свое мнение, опираясь на полученные знания.

Учитель мотивирует учащихся на итоговую беседу.

Приведите примеры положительного влияния торговли на М/Н отношения м/у странами и отрицательного…..

Так почему же международная торговля так выгодна странам? Примеры конфликтов?

Кто является лидером в мировом товарообороте. Каково место России???(13,18)

В чем проявляется разница в экспорте товаров у разных типов стран мира?

Кто является основным торговым партнером России?(Укр,Бел.Каз.)

Какие страны мира являются торговыми партнерами РФ в экспорте и импорте?

импорт

экспорт


Всего

Всего

1 ФРГ

Нидерланды

2 Китай

Италия

3 Украина

Германия

4 Япония

Китай

5 Белоруссия

Украина

Учащиеся высказывают сое мнение .используя результаты своей работы на уроке.

Общий итог урока.

Подсчет жетонов ( кто знаток темы? ) Лучший знаток темы – Чернышев В.

Впоследствии 97 баллов на ЕГЭ 2013.

Оценки за работу: 7 ж- «5», 5ж –«4»

Рефлексия:

Я не знал, теперь я знаю;

Мне было трудно….

Теперь я могу….

Мне было легко, потому, что….

Мне захотелось узнать….

Д/З. Понятия, персоналии по теме.

(подобрать материал к высказыванию А. Смита)

Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, урок окончен, всем спасибо.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!