Урок №16 Предмет: изобразительное искусство Класс: 5 класс. Дата: _________
Тема Щепа. Роспись по лубу и дереву
Цели познакомить учащихся с особенностями художественного промысла.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: воспитание чувства гордости за традиционное искусство своего народа; приобретение представлений об особенностях ведущих центров народных художественных промыслов России
Планируемые результаты :
Предметные: Знать: ведущие центры художественных центров России; уметь выполнять элементы декоративной росписи.
Метапредметные (УУД):
- Регулятивные УУД: умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения
- Коммуникативные УУД : умение творчески сотрудничать со сверстниками
- Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков декоративной росписи;
умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа.
Личностные: формирование готовности и способности учащихся к обучению и самообразованию.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Повторение изученного по теме на предыдущем уроке.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Ответить на вопрос: для чего надо знать и владеть народными промыслами?
3. Сообщение темы, задач урока.
Открытие темы.
Показ «Птицы счастья» поморов. Фрагмент мультфильма(начало)
4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
Своему появлению роспись обязана верой древнего человека в духов земли, неба, воды. Одних нужно было задабривать, от других защищаться, другим объяснять "что от них требуется". Так например волнистая линия по ободу горшка не позволяла злокозненным духам проникнуть в сосуд. Вышивка по рукавам защищала руки, обереги - шею и тело- Расписанные предметы отгоняли нечисть от дома. Красивые вещи подносились добрым духам, с просьбой о защите, помощи. А символы несли определенное значение. Солярные знаки (Солнечные знаки) - круговые и крестообразные изображения, символизировали Солнце, огонь. Одни из самых почитаемых символов. Громовой знак - шестилучевые розетки. Связаны с древним святилищем бога грозы и воинских дружин Перуна. Свастика - движущийся крест, знак движения Солнца. Конь - символ богатства, а так же восхода Солнца. Птица - символ счастья, успеха. Русалка - хранительница вод. Цветы - символ здоровья и успехов в делах. Древо жизни - Мать природа, единство всего сущего. Весь рисунок в целом - это пожелание успехов, здоровья, счастья, отображение картины мира.
Виды народной росписи по дереву (актуализация)
Хохломская роспись
Городецкая роспись
Пермогорская роспись
Мезенская роспись
- Какие виды роспиписи вам знакомы? Расскажите о них :Хохломская роспись , Городецкая роспись.
- Какие виды росписи вам не знакомы? (Пермогорская роспись. Мезенская роспись)
Сообщения учащихся(давалось творческое «секретное» задание)
Пермогорская роспись по дереву и основные элементы
Пермогорская роспись зародилась на берегах реки Двина Архангельской области. Ее основой является орнаментальный узор растительной тематики. На гибкие побеги нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы, напоминающий древний цветок крина (лилии). Этот знак трех начал состоит их центрального листика или почки, устремленного вверх, и двух боковых листьев отогнутых в противоположные стороны от главного. По краям изображались букетики скругленных листиков и сказочные разноцветные птицы счастья–Сирины. Почти все расписные сюжеты были связаны со сценами крестьянской жизни. Красный цвет – преобладающий в цветовой гамме Пермогорской росписи. Кроме того, особое внимание привлекает тонкий черный контур, нанесенный на изображения как будто бегло, но с невероятной точностью. Секрет таится в технике исполнения росписи – сначала мастер наносил контур на белый фон и только потом постепенно заполнял его цветом. Основные мотивы росписи – сюжетные сценки из повседневной жизни – чаепитие, посиделки, катание, выезд, гуляние. Пермогорской росписью в основном украшали деревянную посуду, колыбели, ларцы, сундуки, подголовники и прялки.
Мезенская роспись и основные элементы (слайд 6-7)
Мезенская роспись возникла в начале XIX века. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи:
красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу,
оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле,
уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту,
ёлочки — олицетворение мужской силы,
мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана солярным знаком — знаком небесного мира.
3.Закрепление материала
Творческая практическая работа.
Изготовление по образцу поморской «птицы счастья»
4. Итог урока.