СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории России в 8 классе по теме "Внешняя политика России в 1725-1762 гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: на основе изучения основных направлений внешней политики России в 1725-1762гг. подвести учащихся  к пониманию, что в 1725-1762гг. Россия проводила активную внешнюю политику  на европейском и азиатском направлении, что отражало ее статус великой европейской державы.

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политка России в 1725-1762гг.»




История России.8 класс

Урок Внешняя политика России в 1725-1762гг.

Разработка урока подготовлена учителем истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белогорская средняя школа №3» г.Белогорска Республики Крым Хомяковой Галиной Николаевной


Цель урока: на основе изучения основных направлений внешней политики России в 1725-1762гг. подвести учащихся к пониманию, что в 1725-1762гг. Россия проводила активную внешнюю политику на европейском и азиатском направлении, что отражало ее статус великой европейской державы.


Планируемые результаты:

Личностные:

-изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

-формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание.

Регулятивные :

-планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные:

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять таблицы, формулировать и обосновывать выводы );

-использовать современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде;

-использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

Коммуникативные результаты:

-учитывать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть основами монологической и диалогической форм речи.

Предметные результаты:

-анализировать информацию из различных источников по отечественной истории;

-давать оценку событиям и личностям отечественной истории ;

-использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий, территорий.


Тип урока: урок изучения нового материал

Используемые приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: работа с учебником и словарем, решение проблемных вопросов и заданий, подготовка монологических высказываний на заданную тему, подготовка вопросов на основе информации, работа с исторической картой.

Способ организации общения участников учебно-воспитательного процесса: работа в малых группах, в парах,участие в обсуждении.

Дидактический процесс: технология проблемного обучения, информационно коммуникативная технология, технология группового обучения.

Основные понятия:

война за польское наследство, война за австрийское наследство, русско-шведская война 1741-1743гг, Семилетняя война, русско-турецкая война 1735-1739гг

Основные события:-

1733—1735 гг. — война за польское наследство

1736—1739 гг. — русско-турецкая война

1741—1743 гг. — русско-шведская война

1756—1763 гг. — Семилетняя война


Оборудование:

1. Историческая карта «Россия в первой половине 18века»

2.Мультимедийная презентация «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

3. Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

4. Исторический словарь.

5. Рабочий лист учащегося (Приложение)

Ход урока:

I.Организация обучающихся


II.Мотивация учебной деятельности. Этап целеполагания


а/ «Мозговой штурм» в индивидуальном режиме

- Определите, что объединяет предложенные понятия, даты и фамилии, населенные пункты.

(на доске записи: Прутский поход, 1714 год, Лесная, 1695 год, Ништадский мир, 1709 год, Александр Данилович Меньшиков, Карл XII , Полтава , остров Гренгам)

б/ «Мозговой штурм» в парах

- Обсудите правильность своего вывода с товарищем.

- Попробуйте сформулировать тему, которой можно объединить все эти слова.

-Объясните, почему именно такую тему вы выбрали.

-Как вы думаете, почему , изучив внутреннюю политику России в период правления преемников Петра 1, мы вновь заговорили о внешней политике Петра 1?

-Сформулируйте тему нашего урока.(слайд 1)

-Имея опыт изучения внешней политики России в ранние периоды ее истории, определите, какие вопросы мы сегодня должны с вами рассмотреть. Предложите свой план изучения темы(учащиеся составляют план изучения нового)

- Сравните план , составленный вами, с планом, предложенным учителем. Сделайте выводы(слайд 2).

План:

1.Основные внешнеполитические задачи России послепетровский период.

2.Главные направления внешней политики России в 1725-1762 г.г.

3.Семилетняя война 1756-1763 г.г.

4.Итоги внешней политики.

- Проанализируйте имеющиеся в нашем распоряжении материалы, определите задачи нашего урока( выберите из п 1. Рабочего листа, подчеркните важные для себя лично):

а/ узнаем:

б/научимся:

Слово учителя.Проблемное задание(слайд 3)

Сущность своей деятельности Пётр I выразил в словах: «Разумею я, что долг государевый быть должен в приращении мощи России, установлении порядка и справедливости, дабы потомки помнили…». Мы можем понимать эти слова и как завещание Пётр I своим последователям – будущим правителям российского государства. Следовали ли правители эпохи дворцовых переворотов этому наказу?

III.Усвоение новых знаний и способов действия

1. Актуализация опорных знаний. Эвристическая беседа(Рабочий лист п.3.)

-Вспомните основные задачи внешней политики Пётр I.

-Заполните в своих рабочих листах таблицу «Итоги внешней политики Пётр I»

Достижения:


Неудачи:

.

-Выскажите свое предположение об основных задачах внешней политики России в период 1725-1762 года. Обоснуйте их. Запишите в тетрадь.

2.Определение путей изучения второго вопроса плана:

-познакомьтесь с имеющимися в нашем распоряжении источниками информации( рабочий лист п. 3 Работа в группах );выберите из них те, которые считаете наиболее интересными и важными;

-подумайте, какое направление внешней политики России в эпоху дворцовых переворотов вы бы хотели раскрыть для остальных учащихся;

-в зависимости от своего выбора распределитесь на три группы

(высокомотивированные учащиеся получают индивидуальное задание –рабочий лист п.4).

2. Работа в группах (Рабочий лист п.3 )

3. Выполнение индивидуального задания ( Рабочий лист п.4).

4. Представление результатов работы групп.

а/(По мере выступления группы остальные учащиеся заполняют остальные колонки таблицы «Основные направления внешней политики России 1725-1762гг.»)

-Слушая выступления представителей групп, заполните соответствующую колонку таблицы.

5. Обсуждение результатов работы в группах:

а/ выступление высокомотивированных учащихся с индивидуальными заданиями:

-оцените работу групп;

-сделайте свои уточнения, дополнения по теме ««Основные направления внешней политики России 1725-1762гг.»)»

б/На основе полученной информации покажите на карте, какие новые территории были присоедены к России в 1725-1762 гг.

в/Запишите основные даты в тетрадь.

6. Объяснение учителя:Россия в Семилетней войне.(Ресурсы: презентация к уроку(слайды №5-11), документ «Из Рескрита Елизаветы Петровны» - учебник (стр.103-104)»).

Задание учащимся:

-по ходу объяснения учителя заполнить таблицу «Россия в Семилетней войне»(слайд 6);

-дайте оценку итогам Семилетней войны для России.

IV. Коррекция знаний и способов действий

а/ обсуждение проблемного задания

Сущность своей деятельности Пётр I выразил в словах: «Разумею я, что долг государевый быть должен в приращении мощи России, установлении порядка и справедливости, дабы потомки помнили…». Мы можем понимать эти слова и как завещание Пётр I своим последователям – будущим правителям российского государства.

-Следовали ли правители эпохи дворцовых переворотов этому наказу? Обоснуйте свое мнение.

б/какие внешнеполитические задачи России были не решены в эпоху дворцовых переворотов? Почему?

V. Рефлексия(Рабочий лист п.5)

-Что нового вы узнали, открыли для себя на уроке? К каким выводам пришли? Какие исторические и нравственные уроки извлекли?

-Проанализируйте, в какой мере вы достигли поставленной цели?(работа с рабочим листом п.1)

-Продолжи предложение

  • сегодня на уроке я научился …

  • после это урока я пришел к выводу…

  • на следующих уроках я бы хотел…

VI.Информация о домашнем задании

а/ закрепите материал по учебнику История России.8 класс.Часть 1.(Н.М.Арсентьев,А.А.Данилов) под редакцией А.В.Торкунова. Просвещение,2018.

б/ выполните задание на выбор: Стр.104-105 учебника «Думаем, сравниваем, размышляем»





Источники:

1. Валишевский К. Преемники Петра. — М., 1992

2. История государства и народов России. XVI–XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

3.Б.Н. Серов, Л.М.Гаркуша, М.В. Лескинен Поурочные разработки По истории России с конца XVI века до конца XVIII века Москва «ВАКО» 2004.

4.Ю.К. Школьник История России Полная энциклопедия Москва «Эксмо» 2008

5.http://ru.wikipedia.org/wiki/





ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист учащегося

Тема урока Внешняя политика России в 1725-1762гг.

п.1. Планируемые результаты:

Регулятивные :

-планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные:

-работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять таблицы, формулировать и обосновывать выводы );

-использовать современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде;

-использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

-логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

Коммуникативные результаты:

-учитывать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть основами монологической и диалогической форм речи.

Предметные результаты:

-анализировать информацию из различных источников по отечественной истории;

-давать оценку событиям и личностям отечественной истории ;

-использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий, территорий.


п.2. Определение основных внешнеполитических задач России послепетровский период.

-Вспомните основные направления внешней политики Пётр I.

-Заполните таблицу «Итоги внешней политики Пётр I»

Достижения:


Неудачи:

.

-Выскажите свое предположение об основных задачах внешней политики России в период 1725-1762 года. Обоснуйте их.


п.3 Исследование основных направлений внешней политики России в 1725-1762гг. Работа в группах.

1 группа

-изучите материал учебника на странице 98(абзац 1-2), словарные статьи заполните колонки таблицы

«Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.»


Основные события

Хронологические

рамки

Причины

Итог

Война за польское наследство




Словарь:

Война за польское наследство — война, происходившая в 1733—1735 годах коалициями России, Австрии и Саксонии с одной стороны и Франции, Испании и Сардинского королевства с другой. Поводом послужили выборы короля на польский престол после смерти Августа II (1733). Франция поддерживала кандидатуру Станислава Лещинского, тестя Людовика XV, ранее уже занимавшего польский трон во время Северной войны, Россия и Австрия — саксонского курфюрста Фридриха Августа II, сына покойного короля. Победу одержала антифранцузская коалиция.

-Подумайте, в какой мере участие России в Войне за польское наследство


2группа


-изучите материал учебника на странице 98(абзац 4),стр.99(абз.1),карту, заполните колонки таблицы

«Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.»


Основные события

Хронологические

рамки

Причины

Итог

Русско-шведская война






-Согласны ли вы с утверждением, что Абоский мир был успешным продолжением усиления позиций России на Балтике? Обоснуйте свое мнение.

Группа 3 «Русско-турецкая война 1735-1739гг.»

-изучите материал учебника на странице 101 (п.3),стр.102(абз.1),карту,Словарную статью, заполните колонки таблицы

«Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.»


Основные события

Хронологические

рамки

Причины

Итог

Русско-шведская война







Словарь БЕЛГРА́ДСКИЙ МИР 1739, ме­ж­ду Рос­сий­ской и Ос­ман­ской им­пе­рия­ми. За­клю­чён 18(29) сент. под Бел­гра­дом при по­сред­ни­че­ст­ве Фран­ции. Под дав­ле­ни­ем Ав­ст­рии и Фран­ции, не же­лав­ших уси­ле­ния Рос­сии, ей при­шлось от­ка­зать­ся прак­ти­че­ски от всех тер­ри­то­ри­аль­ных при­об­ре­те­ний, дос­тиг­ну­тых в хо­де вой­ны. По ус­ло­ви­ям до­го­во­ра ук­ре­п­ле­ния кре­по­сти Азов, воз­вра­щён­ной Рос­сии, долж­ны бы­ли быть раз­ру­ше­ны, а сам го­род с ок­ру­гой объ­яв­ля­лись «бар­рие­рою» ме­ж­ду дву­мя им­пе­рия­ми. Не под­ле­жа­ла вос­ста­нов­ле­нию ра­нее раз­ру­шен­ная кре­пость Та­ган­рог. Рос. им­пе­рия по­лу­ча­ла пра­во по­стро­ить кре­пость близ о. Чер­кас на р. Дон, а Ос­ман­ская им­пе­рия – в устье р. Ку­бань. Боль­шая и Ма­лая Ка­бар­да объ­яв­ля­лись ней­траль­ны­ми и воль­ны­ми. Рос­сии за­пре­ща­лось дер­жать флот на Азов­ском и Чёр­ном мо­рях. Куп­цам обе­их стран раз­ре­ша­лась сво­бод­ная тор­гов­ля на тер­ри­то­рии др. сто­ро­ны на ус­ло­ви­ях, ус­та­нов­лен­ных для куп­цов треть­их стран. Од­на­ко ого­ва­ри­ва­лось, что тор­гов­ля с Ос­ман­ской им­пе­ри­ей мог­ла вес­тись ис­клю­чи­тель­но на тур. ко­раб­лях, что ста­ви­ло рос. куп­цов в не­вы­год­ное по­ло­же­ние. Рус. па­лом­ни­кам га­ран­ти­ро­ва­лось сво­бод­ное по­се­ще­ние Ие­ру­са­ли­ма, и они ос­во­бо­ж­да­лись от всех пла­те­жей сул­та­ну. Б. м. не по­зво­лил Рос­сии за­кре­пить­ся на Чёр­ном м., ко­то­рое ос­та­ва­лось под тур. кон­тро­лем.

-Подумайте, почему Россия не смогла закрепиться на берегах Черного и Азовского морей?


п.4.Индивидуальные задания для высокомотивированных обучающихся

-Изучите материал параграфа 16(стр.98-99,101-102), подберите информацию для заполнения таблицы

«Основные направления внешней политики России в 1725-1762 гг.»


Основные события

Хронологические

рамки

Причины

Итог

Война за польское наследство




Русско-шведская война




Русско-турецкая война




Русско-китайские отношения





-Выслушайте ответы представителей групп, дайте оценку результатам их работы.

-Дополните ответы товарищей информацией о других направлениях внешней политики России в 1725-1762г.

п.5. Рефлексия

-Что нового вы открыли для себя на уроке? К каким выводам пришли? Какие исторические и нравственные уроки извлекли?

-Проанализируйте, в какой мере вы достигли поставленной цели?(вернитесь к п.1, сравните планируемое с достигнутым)

-Продолжи предложение

  • сегодня на уроке я научился …

  • после это урока я пришел к выводу…

  • сегодня мне не удалось….. потому что….


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1725-1762ГГ Класс: 8 Учитель: Хомякова Галина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3»Г.Белогорска Республики Крым

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 1725-1762ГГ

Класс: 8

Учитель: Хомякова Галина Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Белогорская СШ №3»Г.Белогорска Республики Крым

План изучения нового  1.Основные внешнеполитические задачи России послепетровский период.  2.Главные направления внешней политики России в 1725-1762 г.г.  3.Семилетняя война 1756-1762 г.г.  4.Итоги внешней политики .

План изучения нового

1.Основные внешнеполитические задачи России послепетровский период.

2.Главные направления внешней политики России в 1725-1762 г.г.

3.Семилетняя война 1756-1762 г.г.

4.Итоги внешней политики .

«Разумею я, что долг государевый быть должен в приращении мощи России, установлении порядка и справедливости, дабы потомки помнили…». Мы можем понимать эти слова и как завещание Пётр I своим последователям – будущим правителям российского государства. -Следовали ли правители эпохи дворцовых переворотов этому наказу?

«Разумею я, что долг государевый быть должен в приращении мощи России, установлении порядка и справедливости, дабы потомки помнили…». Мы можем понимать эти слова и как завещание Пётр I своим последователям – будущим правителям российского государства. -Следовали ли правители эпохи дворцовых переворотов этому наказу?

Основные направления внешней политики России 1725-1762гг . § 21-пересказ, § 24-читать; Основные события Хронологические рамки Война за польское наследство Причина Русско-турецкая война Итог Русско-шведская война Русско-китайские отношения

Основные направления внешней политики России 1725-1762гг .

  • § 21-пересказ, § 24-читать;

Основные события

Хронологические рамки

Война за польское наследство

Причина

Русско-турецкая

война

Итог

Русско-шведская

война

Русско-китайские отношения

Россия в Семилетней войне  1756-1763

Россия в Семилетней войне 1756-1763

  • Семилетняя война
Таблица «Участие России в Семилетней войне 1756-1762» Дата сражения Место сражения Командующий Итог

Таблица «Участие России в Семилетней войне 1756-1762»

Дата

сражения

Место

сражения

Командующий

Итог

Причины Семилетней войны Причины участия России в войне : стремление уберечь от Пруссии свои завоевания в Прибалтике.

Причины Семилетней войны

Причины участия России в войне : стремление уберечь от Пруссии свои завоевания в Прибалтике.

Франция, Австрия, Россия, Саксония, (после 1757 г. и Швеция) 1 этап войны Пруссия и Англия С.Ф. Апраксин (1702 – 1758 гг.) – генерал-фельдмаршал русской армии . С.Ф. Апраксин (1702 – 1758 гг.) – генерал-фельдмаршал русской армии .

Франция, Австрия, Россия, Саксония, (после 1757 г. и Швеция)

1 этап войны

Пруссия и Англия

С.Ф. Апраксин (1702 – 1758 гг.) – генерал-фельдмаршал русской армии .

С.Ф. Апраксин (1702 – 1758 гг.) – генерал-фельдмаршал русской армии .

Участие России в Семилетней войне (1756 – 1762 гг.) 19 августа 1757 г. – в сражении под Гросс-Егерсдорфом

Участие России в Семилетней войне (1756 – 1762 гг.)

19 августа 1757 г. – в сражении под Гросс-Егерсдорфом

2 этап войны. В.В. Фермор (1702 – 1771 гг.) – генерал-аншеф русской армии

2 этап войны.

В.В. Фермор (1702 – 1771 гг.) – генерал-аншеф русской армии

  • взят Кёнигсберг;
  • в 1758 г. – Восточная Пруссия вошла в состав России;
  • в 1758 г. победа под Цорндорфом
3 этап войны 12 августа 1759 г. – сражениие под Кунерсдорфом В 1760 г. – русские войска вошли в Берлин.  П.С. Салтыков (1698 – 1772 гг.) – генерал-фельдмаршал русской армии .

3 этап войны

12 августа 1759 г.сражениие под Кунерсдорфом

В 1760 г. – русские войска вошли в Берлин.

П.С. Салтыков (1698 – 1772 гг.) – генерал-фельдмаршал русской армии .

Участие России в Семилетней войне 1756-1762 Дата сражения Место сражения 1757 Грос-Егерсдорф Командующий 1758 Итог Апраксин С.Ф. Румянцев П.А. Цорндорф 1759 Кунерсдорф Победа Фермор В.В. 1760 1761 Берлин Победа Салтыков П.С. Победа Кольберг Салтыков П.С. Победа Салтыков П.С. Румянцев П.А. Победа

Участие России в Семилетней войне 1756-1762

Дата

сражения

Место

сражения

1757

Грос-Егерсдорф

Командующий

1758

Итог

Апраксин С.Ф.

Румянцев П.А.

Цорндорф

1759

Кунерсдорф

Победа

Фермор В.В.

1760

1761

Берлин

Победа

Салтыков П.С.

Победа

Кольберг

Салтыков П.С.

Победа

Салтыков П.С.

Румянцев П.А.

Победа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!