СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории по теме "Россия в конце XVI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории России по теме "Россия в конце 16 века" для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории по теме "Россия в конце XVI века"»

Предмет: история Класс: 7

Тема урока: «Россия в конце XVI в.».



Автор: Скрипник Ю.В.

Эпиграф:

Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя…





Цели и задачи: познакомить с внутренней и внешней политикой Федора Ивановича и итогами его правления; характеризовать политику Бориса Годунова; рассмотреть торговые и культурные связи Российского государства со странами Западной Европы.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: давать определения понятия патриарх; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); характеризовать основные внутриполитические и внешнеполитические действия Федора Ивановича; оценивать итоги его правления; исследовать и анализировать политику Бориса Годунова; оценивать значение учреждения патриаршества; характеризовать изменения в положении крестьянства в конце 16 в.; осуществлять поиск информации в источниках различного типа и вида;

метапредметные УУД— 1) коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 2) регулятивные: выстраивать алгоритм действий; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; 3) познавательные: владеть общим приемом решения проблемных и творческих заданий;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, устойчивую мотивацию учения.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для ра¬боты в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Мотивационно-целевой этап

После смерти Ивана IV в 1584 г. на престол взошел его сын - Федор Иванович. Какие изменения произошли в России в период его царствования? Узнаем об этом на нашем уроке.

План урока

1.Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение патриаршества.

2.Внешняя политика Федора Ивановича.

3.Пресечение династии Рюриковичей.

4.Царь Борис Годунов.

5.Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

-На какие вопросы нам предстоит ответить?(Ученики высказывают свои предположения.)

Проблемный вопрос -Каковы итоги правления Федора Ивановича и Бориса Го-дунова?

Работа по теме урока

1. Внутренняя политика Федора Ивановича. Учреждение па¬триаршества

19 марта 1584 г. на престол взошел царь Федор Иванович. «Никогда отец и сын, — отмечала современница А.С. Пушкина писательница А.О. Ишимова, - не имели так мало сходства между собою, как Иоанн и наследник его: никогда после такого гневного, жестокого, могущественного государя не было такого кроткого и слабого. Федор от природы был робок, застенчив и чрезвычайно набожен: одна мысль согрешить в чем-нибудь перед Богом была так ужасна для него, что с самого начала своего царствования, чувствуя слабые способности свои и боясь от того дурно испол¬нить великие обязанности государя и тем прогневить Бога, сми¬ренный царь отказался от занятий делами государственности».

— Изучив дополнительный материал, охарактеризуйте лич¬ность царя Федора Ивановича.

Дополнительный материал

Современники о царе Федоре Ивановиче

Царь мал ростом, довольно худощав, с тихим, даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слыхал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо сидя на престоле во вре¬мя приема, не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу. (Сапега Л., польский посол)

Царь Федор от природы был почти лишен рассудка, находил удо¬вольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам, трезво¬нил в колокола и слушал обедню. Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского сына. (Ерлезунда де П., шведский дипломат)

Федор небольшого роста, приземист, опухл, нос у него ястребиный, походка нетвердая. Он прост и слабоумен, но очень тих и милостив и чрезвычайно набожен. (Флетчер Дж., английский дипломат)

(Проверка выполнения задания.)

По мнению советского историка К.В. Базилевича, все харак¬теристики царя Федора «сходятся в общей точке зрения, что царь этот был совершенно не способен к государственным делам. Не¬большого роста, со слабыми ногами, которые с трудом держали тяжелый корпус, с вечно бессмысленной улыбкой на одутловатом лице, царь Федор производил на современников впечатление сла-боумного человека».

Иван Грозный понимал, в какие руки он передает власть. Оставляя престол Федору, он поручил государство заботам ближ¬них бояр. Молодого царя опекал совет знати. В совет входили зем¬ские бояре — Иван Петрович Шуйский, Иван Федорович Мсти¬славский, Никита Романович Захарьин-Юрьев — и Борис Годунов, брат жены царя Ирины.



(Коллективная работа с п. 1,2 § 11 учебника - комментирован¬ное чтение.)

1 ряд-задачи внутренней политики

2 ряд-мероприятия

3 ряд-итоги внутренней политики

1 ряд-Время правления царя Федора Ивановича — 1584—1597 гг. Основные задачи внутренней политики:

1. преодоление хозяйственной разрухи и восстановление эко¬номики;

2. сплочение верхушки общества/учредив опричнину, Иван 4 фактически натравил одну часть дворян и бояр на другую/

2 ряд-

1) указ о заповедных летах стал действовать постоянно;

2) издан указ об урочных летах (1597 г.); учебник, стр. 94

Изучаем документы

Лета 7106-го [1597 г.] ноября в 24 день царь и великий князь Фёдор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин... выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян... сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детьми и со всеми их животы возити их назад, ще хто жил.

1.Как вы оцениваете этот указ? 2. Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску?

3) учреждение в России патриаршества. В 1589 г. глава русского православного духовенства переменил сан митрополита на высший сан патриарха. Тем самым Русская православная церковь стала самостоятельной и независимой от грече-ской. Первым патриархом Московским и всея Руси стал московский митрополит Иов.

1.Итоги внутренней политики:

1)усиление закрепощения крестьян:

2)укрепление поместного и вотчинного хозяйств;

3)укрепление влияния Русской православной церкви как внутри страны, так и за рубежом в результате учреждения патриаршества в 1589 г.



2. Внешняя политика Федора Ивановича (Коллективная работа с п. 3 § 11 учебника - комментирован¬ное чтение.)

Запись в тетради

Основные задачи внутренней политики:

1)обеспечение безопасности границ;

2)возвращение российских территорий, захваченных в период Ливонской войны;

3)восстановление международного авторитета страны.



Итоги внешней политики:

1)продление перемирия с Речью Посполитой до 1602 г.; Это позволило собрать силы для борьбы со Швецией, ставшей главной соперницей России в борьбе за Прибалтику

2) Русско-шведская война 1590—1593 гг. была успеш¬ной для Российского государства. По Тявзинскому мирному договору (1595) России были возвращены захваченные шведами во время Ливонской войны города Ивангород, Ям, Копорье, Корела. И хотя Нарва осталась у шведов, Россия частично восстановила утраченные на Балтике позиции.

3)освоение Приуралья, вхождение Западной Сибири в 1598 г. в состав России;

4)укрепление системы обороны на южных границах, что по¬зволило успешно отражать набеги крымских татар

5)усиление российского влияния на Кавказе; Царь Кахетии Александр II в 1587 г. выразил желание перейти под рус¬ское покровительство.

6)расширение внешнеторговых связей через Архангельск с Европой и по Волге с Востоком.

Россия постепенно восстанавливала свой международный авторитет.

Вывод. В период царствования Федора Ивановича Россия до¬билась значительных успехов во внешней политике.

Голландец Исаак Масса, проживший в России восемь лет, о времени Федора Ивановича писал так: «Состояние всего Мо¬сковского государства улучшалось и народонаселение увеличилось. Московия, совершенно опустошенная и разоренная вследствие страшной тирании покойного великого Ивана и его чиновников... теперь, благодаря преимущественно доброте и кре¬пости князя Федора, а также благодаря необыкновенным спо¬собностям Годунова [ближайшего советника царя], снова начала оправляться и богатеть».

Историк В.И. Буганов утверждал, что Федор Иванович, «на¬смотревшись измлада на то, что творили отец и его присные, всю жизнь с неприязнью относился к расправам, жестокости... Ситуация в стране стала тише и спокойнее. Об оприч¬ном терроре вспоминали с ужасом и отвращением, в том числе и сам монарх, начинавший каждый день с молитвы: “Господи, сохрани меня, грешного, от злого действия”». Историк С.М. Соловьев полагал, что «для большинства, и большинства огромного, царствование Федора было временем счастливым, временем отдохновения».



3. Пресечение династии Рюриковичей

Федор Иванович умер в январе 1598 г., прожив немногим бо¬лее 40 лет. Царь Федор не имел детей. После его смерти власть должна была перейти к самому младшему сыну Ивана IV - Дмитрию. Ца¬ревич жил в Угличе вместе с матерью Марией Нагой — последней женой Ивана IV - и многочисленной родней. Однако в 1591 г. Дмитрий погиб.

— Изучив дополнительный материал, ответьте на вопрос.

Дополнительный материал

Версия первая. Царевич был убит по приказу Бориса Годунова или его ближайшего окружения.

Иностранцы (Флетчер, Буссов) сообщают, что Дмитрий характером похож на отца: жесток и любит смотреть на мучения животных. Рядом с такой характеристикой Буссов сообщает рассказ о том, что Дмитрий сделал однажды из снега чучела, называл их именами знатнейших мо¬сковских вельмож, затем саблей сшибал им головы, приговаривая, что так он будет поступать со своими врагами — боярами. И русский писатель Палицын пишет, что в Москву часто доносили о Дмитрии, будто он враждебно и нелепо относится к боярам и особенно к Борису Годунову. Палицын объясняет такое настрое¬ние царевича тем, что он был «смущаем ближними своими». И действи¬тельно, если мальчик высказывал такие мысли, то очевидно, что сам он их выдумать не мог, а внушались они окружающими его. Ясно также, что и бояре, слыша о настрое¬нии Дмитрия, который считался наследником престола, могли опасаться, что взрослый Дмитрий напомнит им о временах отца своего, и могли желать его смерти, как говорят иностранцы. Таким образом, немногие показания современников с ясностью вскрывают нам взаимные отноше¬ния Углича и Москвы. В Угличе ненавидят московских бояр, а в Москве получаются из Углича доносы и опасаются Нагих.



Версия вторая - официальная. Нечаянное самоубийство.

Царевич Дмитрий давно страдал эпилепсией. 12 мая, незадолго до трагического события, припадок повторился. 14 мая Дмитрию стало лучше, мать взяла его с собой в церковь, а вернувшись, велела погулять во дворе. В субботу 15 мая царица опять ходила с сыном к обедне, а потом отпустила гулять во внутренний дворик дворца. С царевичем были мам¬ка Василиса Волохова, кормилица Арина Тучкова, постельница Марья Колобова и четверо сверстников Дмитрия, сыновья кормилицы и по¬стельницы Петруша Колобов, Иван Красенский и Гриша Козловский. Дети играли в тычку — игру, в которой нужно было попасть заостренным железным стержнем (или перочинным ножом) в кольцо или несколько колец, лежащих на земле. Во время игры у царевича начался очередной припадок эпилепсии, он случайно ударил себя этим стержнем в горло и умер на руках у кормилицы.

17 мая в Углич из Москвы была прислана следственная комиссия, состоявшая из следующих лиц: князя В. Шуйского, окольничего Андрея Клешнина, дьяка Вылузгина и Крутицкого митрополита Геласия. Ко¬миссия заключила, что: 1) царевич сам себя зарезал в припадке падучей болезни в то время, когда играл ножом в тычку вместе со своими сверстниками; 2) Нагие без всякого основания побудили народ к напрасному убийству невинных лиц.

Версия третья. В Угличе был убит другой мальчик, а царевич Дми¬трий остался жив.

Когда началось Смутное время, эта версия стала прикрытием для множества самозванцев.

Вопрос по текстам

Какая из этих версий представляется вам наиболее правдо¬подобной?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

Царевич Дмитрий был последним представителем династии Рюриковичей. Со смертью Федора Ивановича пресеклась 700-лет¬няя династия, кончилась целая эпоха, когда на престоле находи¬лись «прирожденные государи».



4. Царь Борис Годунов

Когда страна осталась без царя, то Боярская дума в присут¬ствии патриарха Иова и епископов присягнула на верность жене Федора Ивановича — Ирине, которой он перед смертью «пере¬дал скипетр царства». Но она отказалась от власти и постриглась в монахини.

17 февраля 1598 г. впервые на Земском соборе был избран царь. Рассматривались три кандидатуры: Борис Годунов — фактический правитель в последнее десятилетие царствования царя Федора, князь Федор Мстиславский — старший член Бояр¬ской думы, боярин Федор Никитич Романов.



Все кандидаты могли заявлять об определенной степени род¬ства с покойным царем Федором. Бабушка князя Мстиславского приходилась двоюродной сестрой царю Ивану IV. Боярин Рома¬нов был двоюродным братом царя Федора. Борис Годунов был шурином царя - братом царицы Ирины - и считался опытным и одаренным правителем.

Ни за кого из кандидатов официально не голосовали.

Когда патриарх Иов обнаружил, что подавляющее большинство высту¬пает за Бориса Годунова, он убедил остальных принять Бориса в качестве царя, чтобы добиться единогласного голосования.

Когда Бориса известили об избрании, он отказался от престола. Видимо ему хотелось получить особые гарантии того, что его не только избрали новым государем, но и признали как основате¬ля новой династии.

18 февраля патриарх Иов созвал новое заседание выборного Собора. На нем было решено считать изменником каждого, ко¬торый признает своим государем любого другого человека, кро¬ме Бориса, его сына Федора и их потомков. Кроме того, Собор одобрил предложение патриарха членам Собора пойти в понедельник, 20 февраля процессией в Новодевичий монастырь, чтобы просить царицу Ирину (в монашестве Александру) убедить брата принять престол. Александра дала согласие просить брата взойти на престол, и он удовлетворил ее просьбу.



- Работая с п. 5,6 § 11 учебника и дополнительным материалом, охарактеризуйте нового царя.

Дополнительный материал

Род Годунова был не из первостепенных родов и выдвинулся случайно только в XVI в. Предок Годуновых, татарин Мурза-Чет в XIV в. на службу к московскому князю. Как его потомки успели выдвинуться из массы подобной им второстепенной знати, неизвестно. Пользуясь постоянным расположением Грозного царя, Борис участвовал в его опричнине. Но и в Александровской слободе держал он себя с большим тактом; народная память никогда не связывала имени Бориса с подви¬гами опричнины.

Собор стал на сторону патриарха, потому что предложенный патриархом Борис Годунов в глазах русского общества имел определенную репутацию хорошего правителя.

Во внутренней политике Бориса, когда вы читаете о ней показания русских и иностранных современников, вы раньше всего заметите один мотив, одну крайне гуманную черту. Это, выражаясь языком того време¬ни, «защита вдов и сирот», забота «о нищих», широкая благотворительность во время голода и пожаров. Кроме разнообразных льгот, он облегчал и даже освобождал от податей многие местности на три, на пять и более лет.



Страшная школа Грозного, которую прошел Годунов положила на него неизгладимый печальный отпечаток. Чуя глухой ропот бояр, Борис принял меры, чтобы оградить себя от их козней: с особенным озлоблением накинулся Борис на боярский кружок с Романовыми во главе, в ко¬торых, как в двоюродных братьях царя Федора, видел своих недобро¬желателей и соперников. Пятерых Никитичей, их родных и приятелей с женами, детьми, сестрами, племянниками разбросали по отдаленным углам государства, а старшего Никитича, будущего патриарха Филарета, при этом еще и постригли, как и жену его.

(Ключевский В.О. Русская история.

Начало царствования [Годунова] было отмечено неслыханными послаблениями. Освободили крестьян от податей на один год, купцов от пошлин на два года, иноверцев от уплаты ясака на один год. Служилым людям выдали годовое жалованье.

Сделал он многое и предполагал сделать еще больше. Например, завести школы и даже устроить университет. Вообще, мысль о том, что России необходимо приобщиться к европейской культуре, впервые яви¬лась в царствование Годунова. Он первым из русских правителей посылал юношей получить образование за границу, старался привлечь к себе образованных иноземцев и ученых.

Судя по всему, Годунов вполне мог оставить о себе память как о бле¬стящем правителе, но этого не получилось. И беда здесь была даже не в том, что вторая половина его короткого царствования омрачилась неурожаями, мором и смутами. Главное несчастье Годунова заключалось в том, что его так и не восприняли как Богом данного царя. Его не боялись, как раньше Ивана Грозного, его не любили, как позже Михаила Романова.

(Рыжов К. Все монархи мира)

Борис Годунов осознавал необходимость развития торговых и культурных связей России со странами Западной Европы.

1)Он предоставил дополнитель¬ные льготы английским купцам.

2)главное внимание царь уделял торговле с Ганзейским союзом, рассчитывая через него наладить морское сообщение с Европой. В 1603 г. царской грамотой крупнейшему ганзейскому горо¬ду Любеку было предоставлено право свободной и беспошлинной торговли в России. Эта грамота разрешала кораблям немецких купцов заходить в Ар¬хангельск без таможенного досмотра. Немецкие купцы вольны были объяв¬лять цену на свой товар, также они могли свободно приезжать в Москву, Новгород, Псков, Ивангород и иметь в этих городах гостиные дворы. В слу¬чае возникновения каких-либо недоразумений немецкие купцы имели право посылать жалобы в Москву лично государю.

Развитие торговли со странами Европы способствовало знакомству Рос¬сии с достижениями западноевропейской науки, техники и культуры.

3)развитие культуры:

-обучение дворянских детей за границей;

-проекты открытия школ и университета в Москве;

-приглашение в Россию иностранных ученых и специалистов.



Подведение итогов урока

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Домашнее задание

Прочитать §11.

Чтоб не бояться милостивым быть.

1. Какое событие описывается в данном фрагменте? Назовите его дату. 2. Ка¬кой образ царя Бориса рисует А. К. Толстой? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Бориса Годунова? Какие слова автора отрывка вы выделили бы в ка¬честве главных?



Выполнить задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, раз¬мышляем» на с. 95 учебника.

Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Назовите основные направления его деятельности во внутренней и внешней политике. Сделайте вывод.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!