Мотивационно-целевой | Реализуется требование концепции побуждать к самостоятельному рассуждению Формулирование темы и цели урока в соответствии с требованиями раздела I ИКС «ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ» подраздел «Русь в середине XII – начале XIII в.», отразить внешнюю политику русских земель в евразийском контексте. | 100 вёрст не дошли монголы до Новгорода… Но появился новый враг. Почему крестоносцы выбрали именно это время — середину XIII в. — для нападения на Северо-Запад Руси? Чем грозило Руси завоевание её земель крестоносцами? Предлагает высказать мнение о путях решения проблемы, выслушивает предложения, корректирует по необходимости, цель и задачи урока. Записывает на доске тему урока. | Формулируют познавательную задачу урока Высказывают предположения о возможной судьбе государства (как позитивные, так и негативные). (Часть учеников способна связать активность внешних вторжений с последствиями раздробления государства, некоторые предполагают взаимосвязь между последствиями монгольского нашествия и началом западной экспансии) Способны предположить, что нужно знать более подробно о новых завоевателях, их силе, целях, примерах организации сопротивления им. Записывают тему в рабочих тетрадях. |
Ориентационный (актуализация\ повторение) | Определение роли и места отечественной истории в русле мировых событий | Беседа: Были ли захвачены Новгородские земли? Почему? Кто управлял новгородскими землями? Что вам известно о западно-европейских рыцарях? Известно ли вам, почему их привлекали русские земли? Что такое Крестовые походы? Кто и когда объявил их? Кто в них участвовал? Каковы были цели участников Крестовых походов? Как вели себя крестоносцы в Палестине, Византийской империи? Какие земли ещё должны были быть покорены, чтобы «замкнуть» католическое кольцо в Европе? | Беседа Отвечают на вопросы, используя знания домашнего параграфа и знания по всеобщей истории. Актуализируют знания из курса всеобщей истории. Аргументируют выводы и суждения для приобретения опыта цивилизационного подхода к оценке событий |
Содержательно-операционный | Реализуются требования к содержанию в соответствии с требованиями раздела I ИКС «ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ»: Понятия и термины: Военные монашеские Ордена. Крестоносцы. Персоналии: Александр Невский Источники: Житие Александра Невского События/даты: 1240, 15 июля – Невская битва 1242, 5 апреля – Ледовое побоище | Руководит поиском решения проблемы, изучением фактического материала, подразделяя на проблемные вопросы. 1.Причины вторжения и цели западных завоевателей. Дает задание, выяснить причины вторжения и цели западных завоевателей, возможные опасности, изучив материал учебника. 1группа: шведские феодалы (п.1 параграфа 17) 1группа: немецкие феодалы (п.2 параграфа 17) Организует проверку задания. Кем и как была организована борьба? 2.Александр Ярославович. Рассказывает о князе Александре Ярославовиче, фактах его биографии, подготовке к Невской битве. (проблемное изложение) Каковы основные события и результаты? 3.Невская битва (15.07.1240.) Организует работу с историческим источником: Прочесть отрывок из «Повести о житии Александра Невского», рассмотреть схему сражения, ответить на вопросы к источнику, Выполнить задания рабочего листа. 4.Ледовое побоище (05.04.1242). Организует выполнение задания по сравнению вооружения рыцарей и русских воинов, изучению схемы сражения карта учебника, интерактивная карта), хода сражения (видеофрагмент), результатов сражения. Организует проведение тематической физкультминутки: составить на доске схему сражения на Чудском озере. Предлагает подумать над вопросом: Благодаря чему были одержаны победы в Невской битве и на Чудском озере? Корректирует ответы. Выполнить задания рабочего листа Организует обобщение по поставленной проблеме. Помогает сформулировать вывод: Политическая раздробленность Руси привела к ослаблению обороноспособности государства, его уязвимости перед внешними вторжениями, благодаря героической борьбе народа, полководческому таланту князя Александра Ярославовича Русь сохранила свою веру, государственность, северо-западные земли остались независимыми от завоевателей. | Выполняют задания в группах и индивидуально Находят информацию в тексте. Устанавливают причины события, явления. Раскрывают историческое значение события. Дают характеристику деятельности полководца. Формулируют ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме Работают с различными источниками информации |
Контрольно-оценочный ( в том числе рефлексивный) | Реализуются требования к содержанию в соответствии с требованиями раздела I ИКС «ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ»: Понятия и термины: Военные монашеские Ордена. Крестоносцы. Персоналии: Александр Невский Источники: Житие Александра Невского События/даты: 1240, 15 июля – Невская битва 1242, 5 апреля – Ледовое побоище Реализация воспитательного потенциала исторического образования, его роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма | Предлагает задания разных уровней сложности для закрепления изученного: Имя Александр в переводе с греческого означает «защитник людей». Какой образ князя Александра Невского сложился у вас? Какие качества привлекают вас в этом человеке? Князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский… Но в истории этот легендарный князь получил от потомков прозвище «Невский». А какие ещё прозвища мог, на ваш взгляд, заслуженно получить этот князь? Обоснуйте свой выбор. Напишите синквейн «Александр Невский». Выберите из ваших про- изведений самое точное и яркое. По итогам Всероссийского кон- курса «Имя России» Александр Невский был выбран подавляю щим числом россиян. Как вы считаете, почему князь стал одним из самых почитаемых деятелей российской истории? Оцените свою деятельность на уроке (рабочий лист) | Характеризовать историческую личность. Применять полученные знания для выполнения творческого, частично — поискового задания. Высказывать собственное отношение к результатам деятельности правителя. Оценивать итоги выполнения творческого задания одноклассниками Оценивать результаты своей работы и эмоциональное состояние |
Домашнее задание | Реализация раздела «Примерный перечень «Трудных вопросов истории России»: 3. исторический выбор Александра Невского Реализация требования концепции: стимулировать на получение исторических знаний из других источников | Поясняет домашнее задание § 17 учебника. Продолжите синхронистическую таблицу «История в лицах: современники». Кто из известных исторических деятелей был современником князя Александра? При наличии мотивированных обучающихся:подготовка сообщений «Александр Невский и Нижегородский край» «Александр Невский и Орда» | Записывают задание в соответствии с выбором |