СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока истории, 6 класс «Образование первых государств»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: содействовать формированию представлений о древнейших народах на территории России, о жизни, расселении, хозяйстве финно-угорских народов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории, 6 класс «Образование первых государств»»


Разработка урока истории, 6 класс «Образование первых государств»

Тип урока - комбинированный
Цель: содействовать формированию представлений о древнейших народах на территории России, о жизни, расселении, хозяйстве финно-угорских народов.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. актуализировать знания учащихся о греческих городах –государствах на территории Северного Причерноморья, познакомить с Боспорским царством.

2. изучить Скифское царство.

3. показать влияние нашествия кочевников на развитие оседлых народов.

4. изучить хозяйственный уклад и верования финно-угорских народов.

Планируемые результаты:

Предметные: применять понятий­ный аппарат исторического знания для раскрытия причин по­явления первых государств; определять исторические процессы, события во времени; устанавливать синхронистические связи древнейшей истории России и стран Европы и Азии; использовать картографические сведения; описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; использовать приемы исторического анализа: со­поставление и обобщение фактов; использовать текст историче­ского источника при ответе на вопросы; выделить знания о городе Симферополе

Метапредметные:

  1. коммуникативные: определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение; формировать и развивать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении;

регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия реше­ний и осуществления осознанного выбора в учебной и познава­тельной деятельности; 3) познавательные: использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; рабо­тать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; ставить репродуктивные вопро­сы по изученному материалу; устанавливать аналогии; классифи­цировать явления; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи;

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России и Крыма, уважительное отношение к историческому наследию; осмысли­вать роль и значение истории в жизни человека; развивать твор­ческие способности через активные формы деятельности.

Понятийный аппарат - Полис. Каганат. Ислам. Дань

Основные даты

V в. до н. э. — образование Боспорского царства.

IV-VII вв. н. э. — Великое переселение народов.

VII в. — образование Хазарского каганата.

IX в. — образование Волжской Булгарии

Дидактическое обеспечение:
Учебник «История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева— М.: Просвещение, 2016., материал для проверки д/з, карточки для групповой работы.


Ход урока

1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, оценивает их готовность к уроку.

2.Вводно-мотивационный этап. Актуализация знаний

Учитель приветствует учащихся и проверяет знания по изученному параграфу с помощью тестирования, подводит к новой теме.

Тест №1. Древние люди и их стоянки на территории современной России В-т 1

  1. Какой вид деятельности древнего человека можно отнести к присваивающему хозяйству?

  1. земледелие 3) охоту

  2. скотоводство 4) торговлю

  1. Установите соответствие между названием периода каменного века и его значением.

ПЕРИОДЫ КАМЕННОГО ВЕКА ЗНАЧЕНИЕ

А) неолит 1) древний каменный век

Б) мезолит 2) новый каменный век

В) палеолит 3) средний каменный век

  1. Что из перечисленного можно отнести к характеристике древних людей Костёнки, а что – к стоянке Сунгири?

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТОЯНКИ

А) возраст около 35-45 тыс. лет 1) Костёнки

Б) возраст около 25 тыс. лет 2) Сунгирь

В) находки «палеолитических венер»

Г) одна из древнейших стоянок в Европе

Д) обнаружены фрагменты изделий

Е) найдены копья с наконечниками из костей мамонта

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д

Е








  1. Начало ледникового периода учёные относят ко времени

  1. 1 млн. лет назад

  2. 80 тыс. лет назад

  3. 5 тыс. лет назад

  4. 1 тыс. лет назад

  1. Переход от присваивающего труда к производящему ученые называют

  1. мезолитом

  2. модернизацией

  3. индустриализацией

  4. неолитической революцией

  1. Распределите действия древнего человека в соответствии с его занятиями

ДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТИЯ

А) обработка шкуры животных 1) охота

Б) изготовление ямы для загона мамонта 2) ремесло

В) сшивание шкур для изготовления одежды

Г) преследование зверя

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г







  1. Человек современного типа сформировался, как считают ученые, около

  1. 100 тыс. лет назад

  2. 80 тыс. лет назад

  3. 40 тыс. лет назад

  4. 12 тыс. лет назад

  1. В списке перечислены черты родовой общины. Найдите ДВЕ лишние черты. Запишите цифры, под которыми они указаны

  1. в общину входили кровные родственники

  2. каждый член общины обладал собственным имуществом

  3. все члены общины имели примерно равные права

  4. все вопросы жизни общины регулировались письменным законодательством

  5. наибольшим влиянием пользовались самые старшие члены общины

  6. в родовой общине формировалось разделение труда между мужчиной и женщиной

Ответ:




  1. Запишите термин, о котором идет речь

Объединение людей, сменившее родовую общину и основанное на совместном проживании на определенной территории, - это ________________________________.

  1. Установите соответствие между термином и его значением

ТЕРМИН ЗНАЧЕНИЕ

А) вождь 1) присвоение результатов чужого труда

Б) раб 2) глава общины, военный руководитель

В) эксплуатация 3) человек, пользовавшийся уважением в общине и Г) старейшина следивший за соблюдением обрядов

4) взятый в плен человек из другого племени, вынужденный трудиться на победителя

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г






  1. Расположите в хронологическом порядке следующие исторические процессы

  1. возникновение территориальной общины

  2. появление законов вместо обычаев

  3. выделение ремесла в отдельное занятие

  4. разделение труда между мужчиной и женщиной

  1. Запишите термин, о котором идет речь

Большая группа людей, объединенная общей территорией проживания, говорящая на одном языке, обладающая общей культурой, - это ______________________________.


Тест №1. Древние люди и их стоянки на территории современной России В-т 2

  1. Какой вид деятельности древнего человека можно отнести к производящему хозяйству?

  1. охоту 3) земледелие

  2. собирательство 4) рыболовство

  1. Расположите в хронологической последовательности периоды каменного века

  1. мезолит

  2. неолит

  3. палеолит

  1. Установите соответствие между видами занятий древних людей и находками археологов

ЗАНЯТИЯ НАХОДКИ

А) охота 1) рисунки в пещерах

Б) ремесло 2) кости мамонта

В) искусство 3) браслеты, украшения

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В






  1. Какое последствие относят к наступлению ледникового периода?

  1. резкое потепление климата на планете

  2. вымирание теплолюбивых животных и растений

  3. таяние снегов Арктики

  4. расширение зон обитания теплолюбивых животных

  1. Разделение общества на группы, появление богатых и бедных слоев населения, обладавших разными возможностями, ученые называют

  1. неолитической революцией

  2. социальным неравенством

  3. первобытной религией

  4. палеолитом

  1. Установите соответствие между описанием деятельности древних людей и их занятиями

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ

А) изготовление одежды из шкур животных, использование игл 1) охота

Б) поиск растений, пригодных для пищи 2) ремесло

В) преследование мамонта с целью загнать его в специально вырытую яму 3) собирательство

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В






  1. Окончание ледникового периода произошло

  1. около 80 тыс. лет назад

  2. около 40 тыс. лет назад

  3. около 12 тыс. лет назад

  4. около 1 тыс. лет назад

  1. В списке перечислены черты, характерные для первобытного общества. Найдите ДВЕ лишние черты. Запишите цифры, под которыми они указаны

  1. родовая община включала кровных родственников

  2. имущество общины считалось общим достоянием

  3. главным занятием общины была торговля

  4. несколько родовых общин составляли племя

  5. первобытное общество отличалось высоким уровнем строительства городов

  6. люди эпохи первобытности использовали примитивные орудия труда

  1. Запишите термин, о котором идет речь

Появление земледелия вместо собирательства, скотоводства вместо охоты, переход от присвоения к производству необходимых продуктов – это _____________________________.

  1. Соотнесите виды ремесла древних людей и изделия ремесла

РЕМЁСЛА ИЗДЕЛИЯ

А) кузнечное дело 1) изготовление тканей

Б) ткачество 2) обработка железа, изготовление из него

В) гончарное дело изделий 3) изготовление керамической посуды

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В






  1. Расположите в хронологическом порядке следующие процессы

  1. появление излишков продуктов

  2. образование государства

  3. возникновение социального неравенства

  1. Запишите термин, о котором идет речь

Организация жизни людей на единой территории, которая контролируется едиными правилами (законами), обладает общей властью, регулируется взаимоотношениями с другими народами, - это _________________________________.


Учитель сообщает тему урока: «Образование первых государств» Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

3. Мотивационно-целевой этап.
Что такое государство? Назовите его признаки. Ответы учащихся отражаются на слайде: единая система управления, единая территория, единые законы, единые налоги, регулируются взаимоотношения с другими государствами.

Дайте определение государства. Начните со слов «государство – это организация жизни, при которой существует …

Каким образом на смену родо-племенному строю приходит государство?

Прочитайте заголовки пунктов в параграфе 2 и назовите древние государства европейской территории современной России

Будут ли древние государства оказывать влияние друг на друга? Каким будет это влияние?

Задача урока? Познакомиться с первыми государствами на территории современной России и узнать о взаимном влиянии народов в древности.
4. Изучение нового материала .
Учащиеся записывают тему урока: «Образование первых государств»

Учитель делит на 6 групп и организовывает групповую работу по карточкам.

1 группа

«Боспорское царство» (п.1 §2)

  1. Местоположение

  2. Население

  3. Управление

  4. Столица

2 группа

«Дербент» и «Тюркский каганат» (п.5,6 §2)

  1. Местоположение

  2. Население

  3. Управление

  4. Столица

3 группа

«Великая Булгария» (п.8 §2)

  1. Местоположение

  2. Население

  3. Управление

  4. Столица

4 группа

«Скифское царство» (п.2 §2)

  1. Местоположение

  2. Население

  3. Управление

  4. Столица

5 группа

«Хазарский каганат» (п.7 §2)

  1. Местоположение

  2. Население

  3. Управление

  4. Столица

6 группа

«Жители лесной полосы Восточной Европы» (п.9 §2)

  1. Местоположение

  2. Население

  3. Управление

  4. Столица


5 в ходе изучения новой темы, заполняют таблицу, карту, записки путешественника.

Занимаемая территория

Занятия населения

Религия













Учитель: Объясните понятия «каганат», «дань».(записывают в тетрадь)

Каганат- средневековое восточное государственное образование, во главе которого стоял каган, то есть хан ханов.

Дань – натуральный или денежный побор с покорённых народов.

4. Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) этап.

С помощью карты назовите, какие государства существовали в VII-IХ вв. на территории Северного Причерноморья, Поволжья. Каковы причины их возникновения? Как вы думаете, почему Хазарский каганат и Волжская Булгария были более прочными государствами, чем Тюркский каганат? О каком из перечисленных государств вы хотели бы узнать больше?

В чём проявилось взаимное влияние народов?

  1. Торговали друг с другом

  2. Перенимали занятия, учились ремёслам

  3. Завоёвывали территории соседей

  4. Перенимали религии

Учащиеся на этом этапе
1) Самостоятельно излагают свои позиции и аргументируют их;
2) Отмечают успешные ответы одноклассников (взаимооценка)

Рефлексия

Поделитесь своими впечатлениями от урока. Продолжите следующие фразы.

Мне больше всего удалось...

Для меня было открытием то, что...

Мои достижения на уроке...


6. Домашнее задание

Задание на выбор.

Выполнить задания рубрики «Работаем с картой» на с. 25 учебника (ч. I).

Написать мини-сочинение об истории одного из первых государств на территории Крыма



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!