с. Найфельд, 2017
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | - Добрый день ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Спасибо. Я готова продуктивно сотрудничать с вами. | Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока | Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Проверка домашнего задания | Итак, ребята, давайте проверим как вы выполнили домашнее задание. Начинаем говорить по одному, цепочкой. Учитель просит говорить ответы цепочкой РТ: №38, №39, №42, №44 - Молодцы. У кого-нибудь остались вопросы по домашнему заданию? Оценим себя. Если все правильно ставим 3 бала, есть 1 ошибка – 2 бала, 2 ошибки – 1 бал. | По одному цепочкой говорят ответы №38. а) программное обеспечение; б) операционная система; в) приложения. №39. Windows 2000, Windows XP, Windows 8, Linux, Mac OS №42. Рисуют значки указателей мыши №44. Меню, ПУСК, главное меню, Рабочий стол | Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска Личностные УУД: - развитие грамотной речи |
3. Актуализация новых знаний | Давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке: Что такое информация? Какие виды информации вы знаете? С помощью чего мы получаем информацию? 4. Как человек может поступить с полученной информацией? Все эти действия носят общее название – информационные процессы. На сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на одном из них. Как вы думаете о каком информационном процессе идет речь в отрывке из исторической повести В.Яна «Финикийский корабль»? слайд 2 (зачитывается отрывок). Что еще мы узнали? Подумайте, как современные люди узнают о событиях прошлого? Слайд 3 -тема урока: Слайд 4 - о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать и чему научиться? | Отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют ранее изученный материал. Хранение информации, как хранили информацию в древности. - Люди, живущие ранее, сохранили различную информацию в виде картин, записей, наскальных рисунков. - Хранение информации - узнать как можно хранить информацию, научиться ее сохранять; | Регулятивные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; Познавательные УУД: -актуализация сведений из личного опыта -анализ объектов с целью выделения элементов управления компьютером Личностные УУД: - умение структурировать знания; |
4. Изучение нового материала | Мы уже знаем, что окружающий нас мир – это мир информации. Полученную нами информацию часто бывает нужно сохранить – человек может просто запомнить то, что вызывает его интерес, но не всегда можно положиться на свою память. Существуют и другие способы хранения информации – записные книжки, диски. Какие еще? А теперь давайте вспомним старика Софэра, который описывал свои путешествия на глиняных табличках. Для чего он это делал? Все что мы перечисли относится к носителям информации. Запишем в тетрадь. Слайд 5 Существует память отдельного человека и память человечества. Как вы думаете в чем их отличие? На каких носителях информации представлены знания, полученные человечеством? Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров. Слайд 6 Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потом- ков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён. Слайд 7 Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее — с помощью записи нот. В 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука — фонограф. Слайд 8 В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и пр.). Слайд 9 - А современный компьютер какую информацию может хранить? Слайд 10 - У меня к вам вопрос – кто знает, что означает слово «оперативный»? Действительно, из словаря Ушакова: «Приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач». Слайд 11- А как хранится информация в памяти человека? Давайте посмотрим видеоролик. Слайд 12 Оказывается, у памяти есть свой срок хранения информации – одна память (внешние носители информации) хранит информацию долговременно (как например записная книжка), а другая – наша внутренняя память, хранит информацию более короткое время, но до нее легче добраться. Давайте зафиксируем это в тетради. | Можно хранить в книге, в записной книжке, на кинопленке, на диске, на каменных плитах, в памяти человека, в сети интернет и т.д. Чтобы сохранить для потомков сведения как жили люди в древности Слушают учителя, смотрят презентацию текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию. Быстрый, скорый Смотрят видеоролик | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5. Физминутка | | | |
6. Первичная проверка понимания | Устно, фронтальная работа. Слайд 13 Рабочая тетрадь стр 47 № 56 Итак, проверяем. Смотрим на слайд. Если все правильно ставим 3 бала, есть 1 ошибка – 2 бала, 2 ошибки – 1 бал. Слайд 14 А сейчас задание для работы в группе РТ № 57: Воспользуйтесь текстом учебника (§3.1), а также справочниками и энциклопедиями и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке Оценим себя. Если все правильно ставим 3 бала, есть 1 ошибка – 2 бала, 2 ошибки – 1 бал. | Отвечают на вопрос Самостоятельно в рабочей тетради Работа в группе по 4 человека, можно пользоваться учебником, сетью Интернет | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками. Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать |
7. Первичное закрепление. | Сейчас проведем самостоятельную работу в форме диктанта. Слайд 15 Диктант с последующей взаимопроверкой: Выпиши правильные места хранения информации: Книга, погреб, дискета, телефон, видеокассета, холодильник, жесткий магнитный диск, классный журнал, аудиокассета, монитор, клавиатура, портрет, фотография, флэш-карта. Оценим себя. Если все правильно ставим 3 бала, есть 1 ошибка – 2 бала, 2 ошибки – 1 бал. | В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
8. Информация о домашнем задании | Слайд 16 Ваше домашнее задание: Базовый: параграф 1.2, 1.3 из учебника, ответить на вопросы в конце параграфа. Повышенный: Придумайте свое собственное устройство хранения информации. Опишите, как оно будет работать – как будет считываться с него информация. | Записывают варианты домашнего задания | |
Итоги урока, рефлексия | Слайд 17 Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? Слайд 18 Посмотрим на критерии оценивания и оценим себя: 10 – 12 балов оценка «5» 7-9 балов оценка «4» 4 – 6 балов оценка «3» Слайд 19 Ваше настроение? | Работа с дневниками | Личностные УУД: --рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
За это время я натаскал домой глины, размял ее, очистил от камешков и приготовил старику сто таких ровных плиток, какие ему были нужны.
Затем я подавал ему на доске глиняные плитки, еще сырые и мягкие, и старик очень искусно и быстро выдавливал лопаточкой и царапал иглой буквы, которые я уже немного знал. Кусок стекла он держал перед глазами и смотрел через него.
— Это замечательное стекло, и за него я заплатил дорого литейщику.
Если смотреть сквозь это стекло, то самые маленькие мушки или жучки делаются такими большими, точно они выросли в сто раз. Если бы не было у меня этого стекла, я бы не мог написать ни одной строки. А теперь я пишу на этих плитках целую книгу о том, как я приехал из города Мараканды в Вавилон и оттуда — сюда, к берегу моря.
И старик усердно ставил значки на глиняных плитках и наконец исписал одну за другой все сто, которые я приготовил.
Мать сходила к горшечнику Абибаалу, чтобы с ним условиться, не возьмет ли он обжечь эти плитки.
Горшечник Абибаал перестал сердиться; сам пришел к нам в хижину, уселся на циновке около Софэра и заговорил очень почтительно:
— Вай-вай! Сколько мудрости в твоей седой голове! Ты, наверное, понимаешь, что поет ветер или о чем трещит сорока. Ты можешь напускать болезнь и прогонять ее. Поэтому не сердись на меня — я опять возьму в ученье мальчика Эли и сделаю из него настоящего мастера.
Горшечник взялся обжечь в печи все написанные плитки и обещал делать это и впредь за плату.