СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока информатики в 5 классе "Хранение информации",ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор УМК Л.Л. Босова

Тема урока Хранение информации §5

Тип урока урок усвоения новых знаний

Номер урока по программе: 5

Цель урока:

  1. Познакомить понятиями «действия с информацией, хранение информации, передача информации, обработка информации, оперативная и долговременная память.»
  2. Научить учащихся определять действие, выполняемое с информацией, различать устройства, используемые для выполнения различных действий с информацией, различать оперативную и долговременную память.

Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»













План-конспект урока

по информатике в 5 классе

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Найфельд»

на тему «Хранение информации»










Разработал: Соловченкова Е.А., слушатель курсов профессиональной переподготовки «Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: _Чапляева Т.Б., заместитель директора по УВР



Руководитель УО МП / __________/ /____________________/

подпись ФИО





с. Найфельд, 2017

Класс: 5

Автор УМК Л.Л. Босова

Тема урока Хранение информации §5

Тип урока урок усвоения новых знаний

Номер урока по программе: 5

Цель урока:

  1. Познакомить понятиями «действия с информацией, хранение информации, передача информации, обработка информации, оперативная и долговременная память.»

  2. Научить учащихся определять действие, выполняемое с информацией, различать устройства, используемые для выполнения различных действий с информацией, различать оперативную и долговременную память.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение.


План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Актуализация знаний.

  4. Первичное усвоение новых знаний.

  5. Первичная проверка понимания

  6. Первичное закрепление.

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный момент

- Добрый день ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Спасибо. Я готова продуктивно сотрудничать с вами.


Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Проверка домашнего задания

Итак, ребята, давайте проверим как вы выполнили домашнее задание. Начинаем говорить по одному, цепочкой.

Учитель просит говорить ответы цепочкой

РТ: №38, №39, №42, №44

- Молодцы. У кого-нибудь остались вопросы по домашнему заданию?

Оценим себя. Если все правильно ставим 3 бала, есть 1 ошибка – 2 бала, 2 ошибки – 1 бал.

По одному цепочкой говорят ответы

№38. а) программное обеспечение; б) операционная система; в) приложения.

№39. Windows 2000, Windows XP, Windows 8, Linux, Mac OS

№42. Рисуют значки указателей мыши

№44. Меню, ПУСК, главное меню, Рабочий стол

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой

информации;

-применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

3. Актуализация новых знаний

Давайте вспомним, что мы изучили на прошлом уроке:

        1. Что такое информация?

        2. Какие виды информации вы знаете?

        3. С помощью чего мы получаем информацию?

4. Как человек может поступить с полученной информацией?

Все эти действия носят общее название – информационные процессы. На сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на одном из них. Как вы думаете о каком информационном процессе идет речь в отрывке из исторической повести В.Яна «Финикийский корабль»? слайд 2 (зачитывается отрывок). Что еще мы узнали?

Подумайте, как современные люди узнают о событиях прошлого? Слайд 3

-тема урока: Слайд 4

- о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать и чему научиться?

Отвечают на поставленные вопросы. Систематизируют ранее изученный материал.









Хранение информации, как хранили информацию в древности.


- Люди, живущие ранее, сохранили различную информацию в виде картин, записей, наскальных рисунков.

- Хранение информации

- узнать как можно хранить информацию, научиться ее сохранять;

Регулятивные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

структурирование знаний;

Познавательные УУД:

-актуализация сведений из личного опыта

-анализ объектов с целью выделения

элементов управления компьютером

Личностные УУД:

- умение структурировать знания;


4. Изучение нового материала


Мы уже знаем, что окружающий нас мир – это мир информации.

Полученную нами информацию часто бывает нужно сохранить – человек может просто запомнить то, что вызывает его интерес, но не всегда можно положиться на свою память. Существуют и другие способы хранения информации – записные книжки, диски. Какие еще?

А теперь давайте вспомним старика Софэра, который описывал свои путешествия на глиняных табличках. Для чего он это делал?

Все что мы перечисли относится к носителям информации. Запишем в тетрадь. Слайд 5

Существует память отдельного человека и память человечества. Как вы думаете в чем их отличие? На каких носителях информации представлены знания, полученные человечеством?

Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.

Слайд 6 Изобретённая в 1839 году фотография позволила сохранить для потом- ков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.

Слайд 7 Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее — с помощью записи нот. В 1877 году был создан первый прибор для записи и воспроизведения звука — фонограф.

Слайд 8 В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и пр.).

Слайд 9 - А современный компьютер какую информацию может хранить?

Слайд 10 - У меня к вам вопрос – кто знает, что означает слово «оперативный»? Действительно, из словаря Ушакова: «Приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач».

Слайд 11- А как хранится информация в памяти человека? Давайте посмотрим видеоролик.

Слайд 12 Оказывается, у памяти есть свой срок хранения информации – одна память (внешние носители информации) хранит информацию долговременно (как например записная книжка), а другая – наша внутренняя память, хранит информацию более короткое время, но до нее легче добраться.

Давайте зафиксируем это в тетради.







Можно хранить в книге, в записной книжке, на кинопленке, на диске, на каменных плитах, в памяти человека, в сети интернет и т.д.


Чтобы сохранить для потомков сведения как жили люди в древности








Слушают учителя, смотрят презентацию














текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.







Быстрый, скорый





Смотрят видеоролик







Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5. Физминутка




6. Первичная проверка понимания

Устно, фронтальная работа.

Слайд 13 Рабочая тетрадь стр 47 № 56

Итак, проверяем. Смотрим на слайд. Если все правильно ставим 3 бала, есть 1 ошибка – 2 бала, 2 ошибки – 1 бал.

Слайд 14 А сейчас задание для работы в группе РТ № 57:

Воспользуйтесь текстом учебника (§3.1), а также справочниками и энциклопедиями и подберите к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке

Оценим себя. Если все правильно ставим 3 бала, есть 1 ошибка – 2 бала, 2 ошибки – 1 бал.


Отвечают на вопрос

Самостоятельно в рабочей тетради




















Работа в группе по 4 человека, можно пользоваться учебником, сетью Интернет

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение, умение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.

Коммуникативные: умение организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать

7. Первичное закрепление.

Сейчас проведем самостоятельную работу в форме диктанта.

Слайд 15 Диктант с последующей взаимопроверкой:

Выпиши правильные места хранения информации:

Книга, погреб, дискета, телефон, видеокассета, холодильник, жесткий магнитный диск, классный журнал, аудиокассета, монитор, клавиатура, портрет, фотография, флэш-карта.


Оценим себя. Если все правильно ставим 3 бала, есть 1 ошибка – 2 бала, 2 ошибки – 1 бал.


В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.



Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

8. Информация о домашнем задании

Слайд 16 Ваше домашнее задание: Базовый: параграф 1.2, 1.3 из учебника, ответить на вопросы в конце параграфа.

Повышенный: Придумайте свое собственное устройство хранения информации. Опишите, как оно будет работать – как будет считываться с него информация.

Записывают варианты домашнего задания


Итоги урока, рефлексия

Слайд 17 Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Слайд 18 Посмотрим на критерии оценивания и оценим себя:

10 – 12 балов оценка «5»

7-9 балов оценка «4»

4 – 6 балов оценка «3»

Слайд 19 Ваше настроение?

Работа с дневниками

Личностные УУД:

--рефлексия способов и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Список использованной литературы


  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»

  2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

  3. http://knijky.ru/books/finikiyskiy-korabl?page=7 отрывок из исторической повести В.Яна «Финикийский корабль»


Отрывок из исторической повести В.Яна «Финикийский корабль»

За это время я натаскал домой глины, размял ее, очистил от камешков и приготовил старику сто таких ровных плиток, какие ему были нужны.

Тогда Софэр-бобо вытащил из мешка кусок стекла странной формы. Оно напоминало большую чечевицу; с обеих сторон стекло было выпукло. Потом он достал костяную палочку — один конец ее был острый, другой оканчивался лопаточкой.

Затем я подавал ему на доске глиняные плитки, еще сырые и мягкие, и старик очень искусно и быстро выдавливал лопаточкой и царапал иглой буквы, которые я уже немного знал. Кусок стекла он держал перед глазами и смотрел через него.

— Почему ты смотришь сквозь стекло?

— Это замечательное стекло, и за него я заплатил дорого литейщику.

Если смотреть сквозь это стекло, то самые маленькие мушки или жучки делаются такими большими, точно они выросли в сто раз. Если бы не было у меня этого стекла, я бы не мог написать ни одной строки. А теперь я пишу на этих плитках целую книгу о том, как я приехал из города Мараканды в Вавилон и оттуда — сюда, к берегу моря.

И старик усердно ставил значки на глиняных плитках и наконец исписал одну за другой все сто, которые я приготовил.

Мать сходила к горшечнику Абибаалу, чтобы с ним условиться, не возьмет ли он обжечь эти плитки.

Горшечник Абибаал перестал сердиться; сам пришел к нам в хижину, уселся на циновке около Софэра и заговорил очень почтительно:

— Вай-вай! Сколько мудрости в твоей седой голове! Ты, наверное, понимаешь, что поет ветер или о чем трещит сорока. Ты можешь напускать болезнь и прогонять ее. Поэтому не сердись на меня — я опять возьму в ученье мальчика Эли и сделаю из него настоящего мастера.

Горшечник взялся обжечь в печи все написанные плитки и обещал делать это и впредь за плату.



Просмотр содержимого документа
«приложение 3»

Самоанализ урока информатики в 5 классе


Автор УМК Л.Л. Босова

Тема урока Хранение информации §5

Тип урока урок усвоения новых знаний

Номер урока по программе: 5

Цель урока:

  1. Познакомить понятиями «действия с информацией, хранение информации, передача информации, обработка информации, оперативная и долговременная память.»

  2. Научить учащихся определять действие, выполняемое с информацией, различать устройства, используемые для выполнения различных действий с информацией, различать оперативную и долговременную память.

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, интерактивная доска, программное обеспечение.

Структура урока соответствует требованиям ФГОС.

Ребята были подготовлены к восприятию нового материала за счет чтения отрывка из исторического произведения В. Ян «Финикийский корабль», в ходе которого была установлена тема урока, ребята сформулировали задачи на урок.

Объяснение нового материала проходило в форме беседы, с включением исторического материала, с просмотром видеоролика, тем самым пробуждался познавательный интерес.

После объяснения учитель вновь вернулся к отрывку из произведения.

На этапе первичного закрепления ребята работали самостоятельно в рабочих тетрадях, затем проверяли ответы с помощью ответов на слайде. Была организована работа в группе с использованием справочников, дополнительной литературы, сети Интернет.

Проверить как усвоен материал ребята смогли в ходе диктанта с последующей взаимопроверкой.

Была смена одного вида деятельности другим; фронтальная беседа, работа в группах, парах, индивидуальная работа.

Время на уроке было распределено рационально. Доброжелательная обстановка, готовность помочь друг другу способствовало активизации умственной деятельности. Рефлексия была осуществлена. Домашнее задание дано посильное, дифференцированное.




Соловченкова Е.А.

Просмотр содержимого презентации
«приложение 2»

Какое у тебя настроение?

Какое у тебя настроение?

Подумай, как современные люди узнают о событиях прошлого?

Подумай, как современные люди узнают о событиях прошлого?

Тема урока: «Хранение информации»

Тема урока:

«Хранение информации»

Прочитай и запомни!  Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения информации .

Прочитай и запомни!

Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения информации .

1839 г.  Один из первых фотоаппаратов, 1840 г. Фото середины XIX в. Изобретение фотографии

1839 г.

Один из первых фотоаппаратов, 1840 г.

Фото середины XIX в.

Изобретение фотографии

70-е гг. XIX в Эдисон (1847-1931) Фонограф  Эдисона,  конец XIX в. Первая запись звука с помощью фонографа

70-е гг. XIX в

Эдисон (1847-1931)

Фонограф Эдисона, конец XIX в.

Первая запись звука с помощью фонографа

1895 г. Изобретатели кинематографа братья Люмьер, конец XIX в. Первый короткометражный фильм « Прибытие поезда на вокзал  Ла Сьота», 1895 г. Демонстрация первого кинофильма

1895 г.

Изобретатели кинематографа братья Люмьер, конец XIX в.

Первый короткометражный фильм « Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», 1895 г.

Демонстрация первого кинофильма

А современный компьютер какую информацию может хранить?

А современный компьютер какую информацию может хранить?

  • текстовую,
  • графическую,
  • числовую,
  • звуковую и видеоинформацию.
« Оперативный » - Приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач

« Оперативный » - Приспособленный для правильного и быстрого практического выполнения тех или иных задач

Заполни схему: Виды памяти Оперативная Внешняя

Заполни схему:

Виды памяти

Оперативная

Внешняя

Рабочая тетрадь стр 47 № 56 Оцени себя!

Рабочая тетрадь стр 47 № 56

Оцени себя!

Оцени себя! РТ № 57 Работа в группе V –IV тысячелетия до н.э. Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае Начало книгопечатания в Европе II – I тысячелетия до н.э. Появление алфавитного письма в Финикии II в. н.э. Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте Середина XV в. Середина XVI в. Начало книгопечатания в России 1839 г. Появление первых жестких дисков для компьютеров 70 –е гг. XIX в. Изобретение магнитофона 1895 г. Изобретение фотографии 20-е гг. XX в. Первая запись звука с помощью фонографа 60-е гг. XX в. Демонстрация первого кинофильма

Оцени себя!

РТ № 57

Работа в группе

V –IV тысячелетия до н.э.

Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае

Начало книгопечатания в Европе

II – I тысячелетия до н.э.

Появление алфавитного письма в Финикии

II в. н.э.

Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте

Середина XV в.

Середина XVI в.

Начало книгопечатания в России

1839 г.

Появление первых жестких дисков для компьютеров

70 –е гг. XIX в.

Изобретение магнитофона

1895 г.

Изобретение фотографии

20-е гг. XX в.

Первая запись звука с помощью фонографа

60-е гг. XX в.

Демонстрация первого кинофильма

Оцени соседа! Самостоятельная работа Выпиши правильные места хранения информации: Книга, погреб, дискета, телефон, видеокассета, холодильник, жесткий магнитный диск, классный журнал, аудиокассета, монитор, клавиатура, портрет, фотография, флэш-карта.

Оцени соседа!

Самостоятельная работа

Выпиши правильные места хранения информации:

Книга, погреб, дискета, телефон, видеокассета, холодильник, жесткий магнитный диск, классный журнал, аудиокассета, монитор, клавиатура, портрет, фотография, флэш-карта.

Домашнее задание Базовый: .§5,с.35-39, вопросы на с.39-40 Повышенный: Придумайте свое собственное устройство хранения информации. Опишите, как оно будет работать и как с него будет считываться информация.

Домашнее задание

Базовый: .§5,с.35-39,

вопросы на с.39-40

Повышенный: Придумайте свое собственное устройство хранения информации. Опишите, как оно будет работать и как с него будет считываться информация.

- Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Оцени себя! 10 – 12 балов оценка « 5 » 7-9 балов оценка « 4 » 4 – 6 балов оценка « 3 »

Оцени себя!

10 – 12 балов оценка « 5 »

7-9 балов оценка « 4 »

4 – 6 балов оценка « 3 »

Какое у тебя настроение? Мне было достаточно комфортно на уроке, но я принимал в нем не очень  активное  участие.   Мне было не очень   интересно  Я понимал всё, о чём говорилось  и, что делалось  на уроке.  Я принимал активное участие в работе.   Мне было интересно. Домашнее задание я не понял. К ответам на уроке я был не готов. Мне  было скучно на уроке.

Какое у тебя настроение?

Мне было достаточно комфортно на уроке,

но я принимал в нем не очень  активное  участие.  

Мне было не очень   интересно 

Я понимал всё, о чём говорилось  и,

что делалось  на уроке.

Я принимал активное участие в работе.  

Мне было интересно.

Домашнее задание я не понял.

К ответам на уроке я был не готов.

Мне  было скучно на уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!