Методическая разработка урока
Автор: Адова Т.Н., учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории, 2014 год.
ТЕМА: Имя числительное
ЦЕЛЬ:
1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя числительное»
2. Развитие устной речи учащихся (правильное произношение числительных при их склонении)
3. воспитание красоты правильной речи
ОБОРУДОВАНИЕ:
- рабочая тетрадь (Л.Г.Ларионова. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. Орфография. М.; Дрофа,2013 г.);
- Орфографический словарь (Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь)
- карточки;
- схематизированный теоретический материал
ХОД УРОКА:
МОБИЛИЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО.
Предлагаю сегодняшний урок русского языка начать с математики. На доске записаны примеры. Выполняя математические действия, получите ответ.
( К ) 10 + 3 = ____ + 7 =(От) ____ - 10 = ____ - 5 = ______
Я желаю вам сегодня на уроке получить свои пятёрки. Это сделать под силу каждому, так как мы закончили изучать раздел «Имя числительное» и сегодня обобщаем и систематизируем весь изученный материал.
ОБОБЩЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА:
Верно ли утверждение, что…
- числительное – это часть речи, не имеющая значения. (Ответ уч-ся: нет, числительное-это…)
- все числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые. (да, количественные числительные-это…., порядковые числительные-это …)
- слова «двойня», «двойка» являются числительными, так как отвечают на вопрос СКОЛЬКО? (нет, это существительные, т.к. обозначают предмет)
- есть две группы числительных, в середине которых пишется мягкий знак. (да, первая группа …, вторая группа ….)
- и количественные, и порядковые числительные в предложении всегда являются определениями. (нет, количественные числительные в предложении являются…., порядковые …)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.
Подтвердим примерами теорию. Докажем правильность наших утверждений
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ
РАЗРЯДЫ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Задание:
Запишите предложения. Определите разряд числительных, подчеркните числительные как члены предложения
В моей библиотеке шестьдесят три книги.
У семи нянек дитя без присмотру.
Вторые заморозки оказались сильнее.
Вывод: количественные числительные, сочетаясь с существительными, являются одним членом предложения, порядковые - нет.
СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛНЫХ
ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Речевая зарядка (На доске записаны числительные только цифрами)
Задание:
Запишите каждый своё предложение, заменяя числа словами, дополните предложение именем существительным. Определите падеж числительного.
Нет 657 ( шестисот пятидесяти семи)
Отдам 571 ( пятистам семидесяти одному)
Думаю о 786( семистах восьмидесяти шести)
Нет 964 (девятисот шестидесяти четырёх )
Любуюсь 853( восьмьюстами пятьюдесятью тремя)
Нет 985 (девятисот восьмидесяти пяти)
Любуюсь 682 ( шестьюстами восьмьюдесятью двумя)
Проверка: каждый зачитывает своё предложение, если правильно – ставит +
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ: правильное произношение числительных делает нашу речь красивой и грамотной.
ИГРА «ДИКТОР»
РАБОТА В ПАРАХ (один – диктор, второй - консультант)
Задание:
Прочитать выразительно текст, употребляя числительные в нужной форме.
1пара: Олимпийские игры в современной истории прошли в 1896 году.
А с 7 по 23 февраля 2014 года в городе Сочи проведены 22 Олимпийские игры
2 пара: Олимпийский огонь побывал во всех 83 регионах России. Он был в пути более 65000 километров 123 дня. В сочинской Олимпиаде приняли участие 2800 спортсменов из 88 стран-участниц.
3 пара: В 7 видах спорта были разыграны 98 комплектов медалей. Общее количество медалей российской сборной составило 33. Речь идёт о 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых.
4 пара: В медальном зачёте Россия вышла на первое место. Второе место заняла Норвегия, третье – Канада, 4 - США. Около 4 миллиардов зрителей всего мира посмотрели Олимпиаду по телевидению.
Проверка: дикторы читают текст, консультанты проверяют правильность речи и определяют тему данного сообщения
Домашнее задание: Написать три предложения на тему «Паралимпийские игры», используя числительные.
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Мы знаем, что от числительных могут образовываться и другие слова. Очень важно научиться отличать числительные от других частей речи, имеющие в своём составе значение числа.
Какие это части речи?
Работа со словарём.
Рабочая тетрадь упр. 187. Заполните примерами таблицу.
ФИЗМИНУТКА: по цепочке заполнить таблицу на доске своими примерами.
Проверка: правильно ли подобраны слова, докажите, что они являются этими частями речи.
СОГЛАСОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
Карточки
Задание:
Перепишите, заменяя цифры словами и раскрывая скобки.
7 пар (сапоги) | |
15 пар (носки) | |
18 (килограммы) (помидоры) | |
65 (апельсины) | |
878 (банки) (томаты) | |
19 (этажи) | |
966 (места) | |
Самопроверка – оценка – анализ ошибок.
ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Рабочая тетрадь упр. 182 по заданию
( устно распределяем по группам, объясняем правописание)
Задание: Записать числительные в два столбика по их структуре
РЕФЛЕКСИЯ.
Проанализируйте свою работу на уроке.
Посмотрите на систему знаний по теме «Имя числительное»
Ответьте письменно на два вопроса ( по одному из каждой группы) .
Я хорошо знаю ___________________________________________
Я научился ______________________________________________
Мне нужно повторить ________________________________________
Я испытываю затруднения ____________________________________