Диктатура Цезаря
Цель урока: конкретизировать представления учащихся о диктатуре, об устройстве Римского государства;
развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого, раскрытию причинно-следственных связей, навыков определения и аргументации своего отношения к историческим личностям, умения сопоставлять и анализировать факты и события;
воспитание интереса к античной культуре, гуманизма, уважения к истории других народов.
Ход урока
Организация начала урока. Положительная мотивация.
- Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце …»
- Я надеюсь, что всё, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, отложиться у вас в сердце, и вы сможете правильно оценить события истории, о которых мы будем говорить.
II. Актуализация ранее изученного материала.
Работа в парах.
- А с какими основными понятиями мы будем работать на уроке, вы сможете узнать, расшифровав анаграммы при работе в паре с соседом по парте:
МЕЙПОП (Помпей)
ТАРАТУДИК (Диктатура)
РЕЗЬЦА (Цезарь)
ПУБЛИРЕСКА (Республика)
НЕСТА (Сенат)
ЛОКНУС (Консул)
- Проверяем правильность выполнения задания.
Объясните, как вы понимаете слова «диктатура» и «республика»
Диктатура – Государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определённого класса, партии, группы. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на прямое насилие.
Республика - Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти.
III. Определение темы урока и постановка целей и задач урока.
- Первое ключевое слово темы урока вы найдете среди отгаданных анаграмм. Оно образовано от латинского глагола dikto – «предписываю».
- Мы продолжим знакомство с интересным человеком, противоречивой и многогранной личностью, политиком, оратором, полководцем и писателем. Надеюсь, вы догадались, о ком пойдет речь?
- Сформулируйте тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока – «Диктатура Цезаря».
Ребята, перед вами на столах лежат листочки-опросники. Я прошу вас ответить на вопросы, которые там есть.
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке?
IV. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
- Рост территории Римской республики, огромный приток рабов и всё чаще вспыхивающие восстания рабов, гражданские войны заставляли задуматься богатых римлян о недостатках республиканской формы правления.
2. Работа в группах.
- Прочитайте и обсудите в группах текст рассказа греческого писателя и историка Плутарха, жившего в I веке н.э. Ответьте на вопросы после текста.
Рим был подобен судну, несущемуся без управления. … управление Римом находилось в полном расстройстве. Римляне, желавшие стать консулами, садились на площади за столиками и бесстыдно подкупали чернь. В день выборов беднота являлась в Собрание, чтобы бороться за тех, кто дал ей деньги. Бороться не только голосованием, но и оружием. Выборы превращались в настоящие сражения с убитыми и ранеными. Однажды не удавалось выбрать консулов целых семь месяцев. Рим погружался в пучину бедствий. Здравомыслящие люди открыто говорили, что государство не может быть исцелено ничем, кроме единовластия.
1. Как римляне становились консулами?
2. За кого и как, по мнению Плутарха, боролась беднота в день выборов?
3. Как оценивает Плутарх остановку в Риме?
4. В чем «здравомыслящие» люди видели выход из кризиса в государстве?
3. Фронтальная беседа.
- Кандидатурами на роль единоличных правителей были полководцы Красс и Помпей, которые сыграли главную роль в подавлении восстания Спартака. В эти же годы большим влиянием в Риме стал пользоваться ещё один человек - Цезарь.
- Какими качествами обладал Цезарь? (Умен, красноречив, настойчив, последователен в достижении своей цели. Тяготы военной службы переносил стойко).
- Какой знаменитый полководец древности был его кумиром? (Александр Македонский).
- К чему стремился Цезарь? (Он стремился быть «первым», то есть стать во главе власти в Риме).
- Цезарь целенаправленно шел к своей.
- В какую провинцию был направлен Цезарь?
- Возьмите карточку с опорной схемой и вписывайте в нее по ходу нашей беседы слова и даты.
5. Работа с учебником (стр. 250, 1 абзац).
- Что принесло ему это назначение?
- К чему привело возвышение Цезаря? Прочитайте 3 абзац (стр. 138), как сложились отношения между Сенатом и Цезарем.
- Что потребовал от Цезаря Сенат, подстрекаемый Помпеем?
В каком году сенат потребовал возврата Цезаря?
- Как часто бывает в жизни, перед Цезарем встал выбор. Какие два выхода из ситуации были у него?
ВЫБОР ЦЕЗАРЯ
потерять армию, не подчиниться Сенату,
авторитет, деньги, начать войну против него
власть
- Цезарь решается на силовой захват власти. 12 января 49 до н. э. он собрал солдат 13-го легиона.
- На берегу, какой реки Цезарь принимает бесповоротное, судьбоносное решение?
- Стоя на берегу вот этой реки, он произносит свою знаменитую фразу «Жребий брошен». Так появляется крылатое выражение «Перейти Рубикон», которое обозначает принятие бесповоротного решения.
- В первые же дни Цезарь занял несколько городов, не встречая сопротивления. В Риме началась паника. Консулы и некоторые сенат покинули столицу. Вступив в Рим, Цезарь созвал оставшуюся часть сената и предложил сотрудничество в совместном управлении государством. Цезарь был провозглашен диктатором.
- Помпей спешно собрал огромное войско, но в течение 3-х лет Цезарю удалось расправиться со своими противниками. Именно в этом походе он писал знаменитую фразу: «пришел, увидел, победил».
- Когда в 46 г. до н.э. Цезарь возвратился в Рим единственным правителем, его ждало 4-х кратное триумфальное шествие. Он прошел по улицам Рима, как победитель, 4 раза над его головой держали золотой венок.
- Цезарь сосредоточил в своих руках полномочия диктатора, императора, понтифика, трибуна и проконсула. Он получает почетные титулы «Отца Отечества» и «Освободителя»
V. Первичное закрепление изученного материала.
1. Проблемный вопрос.
- Получив всю власть в государстве, чтобы вы сделали на месте Цезаря, какие провели бы преобразования, реформы для укрепления своей власти и во благо народа?
2. Работа в группах.
- Перед вами реформы, которые в должности диктатора осуществил Цезарь. Распределите их на две группы:
А - реформы, которые укрепляли централизованную власть в государстве,
Б – реформы, которые были направлены на улучшение жизни граждан.
Реформы Цезаря:
Запрет повышать процентные ставки по ссудам (6% в год)
Создание центрального административного аппарата
Раздача земельных участков ветеранам, в том числе в провинциях
Изменения в составе Сената (до 900 человек, ввел много своих сторонников)
Чеканка монет с собственным изображением.
Отмена задолжностей по квартирной плате
- Назовите номера реформ Цезаря, которые укрепляли централизованную власть в государстве. (2, 4, 5)
- Назовите номера реформ, которые были направлены на улучшение жизни граждан. (1, 3, 6)
3. Работа с учебником
- Помимо этих реформ, были проведены и другие, например, реформа календаря. А что Цезарь сделал, чтобы в большей степени укрепить свое положение, вы прочитайте п. 2 абзац 2 стр. 138 и, работая в группах, обведите внешние атрибуты власти, введенные Цезарем.
- Закончив работу, представитель группы вывешивает лист на доску.
- Все группы выделили трон, пурпур скипетр, фасции. Атрибутами, какой власти являются все эти предметы?
Фронтальная беседа по прочитанному материалу.
- Что вызвало недовольство верхов и низов римского народа?
- К чему привело это недовольство?
- Среди кого возникает заговор?
- Как действовали заговорщики?
Дочитываем пункт 2 до конца и под скрепкой
- Назовите дату убийства Цезаря.
- Цезарь был убит в 56 лет.
- Где произошло убийство? (В сенате).
- Чьего предательства больше всего не ожидал Цезарь?
- Какую крылатую фразу он произносит в адрес этого человека?
- Что она обозначает сейчас?
- Все распоряжения Цезаря остались без изменений, республиканцы через два года были разбиты войсками сторонников Цезаря. Во главе цезарианцев были: лучший друг Цезаря, начальник конницы Марк Антоний, и, объявленный наследником диктатора, племянник Цезаря, Октавиан.
- Почему победа оказалась на стороне цезарианцев?
- После победы над республиканцами Марк Антоний и Октавиан поделили между собой власть в Римской державе. Территориями, расположенными на западе от Аппенинского полуострова, управлял Октавиан, а восточными территориями управлял Марк Антоний.
5. Первичный контроль знаний.
- Пришло время, узнать, насколько вы были внимательными на уроке. Возьмите карточку с тестом и ответьте на 5 вопросов, выбрав один вариант ответа.
1 | «Здравомыслящие» люди хотели для выхода из кризиса в государстве … | А | оставить республиканское правление |
Б | установить единовластие |
В | разделить территорию государства на части |
2 | Цезарь был направлен наместником… | А | в Африку |
Б | в Сирию |
В | в Галлию |
3 | Цезарь с войсками двинулся на Рим… | А | в 44 г. до н.э. |
Б | в 49 г. до н.э. |
В | в 71 г. до н.э. |
4 | Цезарь был убит… | А | крестьянами |
Б | солдатами |
В | сенаторами |
5 | После убийства Цезаря Сенат… | А | отменил все распоряжения Цезаря |
Б | оставил в силе все распоряжения Цезаря |
В | немного изменил распоряжения Цезаря |
- Проверьте правильность ответов соседа по парте по образцу на экране.
- Поднимите руки, кто справился с заданием на «Отлично». А кто допустил ошибки?
VI. Подведение итогов урока.
- Никто из последующих римских императоров не мог сравниться с яркой и удивительной личностью Гая Юлия Цезаря, который с непостижимой твёрдостью шёл к вершинам власти, Цезарь намного более человечен, чем все правители позднего Рима. Он был способен на любовь и искреннее милосердие. Перед нами Гай Юлий Цезарь предстаёт, как писатель и талантливый дипломат, гениальный полководец и всесильный диктатор Рима, так мало и так много сумевший сделать для того, чтобы его имя осталось в веках.
- Продолжите фразу: Я УЗНАЛ НА УРОКЕ…
МЕНЯ ВЗВОЛНОВАЛО…
Опросник.
- Возвращаясь к началу нашего урока, к словам китайского мудреца, что вы отложили в своем сердце?
- А я в своем сердце отложила вашу поддержку, ваши грамотные ответы, вашу любознательность. Спасибо вам за работу на уроке.