СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока и презентация "Диктатура Цезаря"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока содержит разноуровневые задания для фронтальной, групповой, индивидуальной работы на уроке. Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Презентация содержит яркие и красочные иллюстрации.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Диктатура Цезаря

Цель урока: конкретизировать представления учащихся о диктатуре, об устройстве Римского государства;

развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого, раскрытию причинно-следственных связей, навыков определения и аргументации своего отношения к историческим личностям, умения сопоставлять и анализировать факты и события;

воспитание интереса к античной культуре, гуманизма, уважения к истории других народов.


Ход урока


  1. Организация начала урока. Положительная мотивация.

- Древнекитайский философ Сюнь-цзы, живший около 300 лет до н.э., говорил: «Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце …»

- Я надеюсь, что всё, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, отложиться у вас в сердце, и вы сможете правильно оценить события истории, о которых мы будем говорить.

II. Актуализация ранее изученного материала.

Работа в парах.

- А с какими основными понятиями мы будем работать на уроке, вы сможете узнать, расшифровав анаграммы при работе в паре с соседом по парте:

МЕЙПОП (Помпей)

ТАРАТУДИК (Диктатура)

РЕЗЬЦА (Цезарь)

ПУБЛИРЕСКА (Республика)

НЕСТА (Сенат)

ЛОКНУС (Консул)

- Проверяем правильность выполнения задания.

Объясните, как вы понимаете слова «диктатура» и «республика»

Диктатура – Государственная власть, обеспечивающая полное политическое господство определённого класса, партии, группы. Ничем не ограниченная власть, опирающаяся на прямое насилие.

Республика - Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти.


III. Определение темы урока и постановка целей и задач урока.

- Первое ключевое слово темы урока вы найдете среди отгаданных анаграмм. Оно образовано от латинского глагола dikto – «предписываю».

- Мы продолжим знакомство с интересным человеком, противоречивой и многогранной личностью, политиком, оратором, полководцем и писателем. Надеюсь, вы догадались, о ком пойдет речь?

- Сформулируйте тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока – «Диктатура Цезаря».

Ребята, перед вами на столах лежат листочки-опросники. Я прошу вас ответить на вопросы, которые там есть. 

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы на уроке?


IV. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

- Рост территории Римской республики, огромный приток рабов и всё чаще вспыхивающие восстания рабов, гражданские войны заставляли задуматься богатых римлян о недостатках республиканской формы правления.


2. Работа в группах.

- Прочитайте и обсудите в группах текст рассказа греческого писателя и историка Плутарха, жившего в I веке н.э. Ответьте на вопросы после текста.

Рим был подобен судну, несуще­муся без управления. … управление Римом находилось в полном расстройстве. Римляне, же­лавшие стать консулами, садились на площади за столиками и бесстыд­но подкупали чернь. В день выбо­ров беднота являлась в Собрание, чтобы бороться за тех, кто дал ей деньги. Бороться не только голосо­ванием, но и оружием. Выборы превращались в настоящие сраже­ния с убитыми и ранеными. Однаж­ды не удавалось выбрать консулов целых семь месяцев. Рим погру­жался в пучину бедствий. Здраво­мыслящие люди открыто говорили, что государство не может быть ис­целено ничем, кроме единовластия.

1. Как римляне становились консулами?

2. За кого и как, по мнению Плутарха, боролась беднота в день выборов?

3. Как оценивает Плутарх остановку в Риме?

4. В чем «здравомыслящие» люди видели выход из кризиса в государстве?


3. Фронтальная беседа.

- Кандидатурами на роль единоличных правителей были полководцы Красс и Помпей, ко­торые сыграли главную роль в подавлении восстания Спартака. В эти же го­ды большим влиянием в Риме стал пользоваться ещё один чело­век - Цезарь.

- Какими качествами обладал Цезарь? (Умен, красноречив, настойчив, последователен в достижении своей цели. Тяготы военной службы переносил стойко).

- Какой знаменитый полководец древности был его кумиром? (Александр Македонский).

- К чему стремился Цезарь? (Он стремился быть «первым», то есть стать во главе власти в Риме).

- Цезарь целенаправленно шел к своей.

- В какую провинцию был направлен Цезарь?

- Возьмите карточку с опорной схемой и вписывайте в нее по ходу нашей беседы слова и даты.

5. Работа с учебником (стр. 250, 1 абзац).

- Что принесло ему это назначение?

- К чему привело возвышение Цезаря? Прочитайте 3 абзац (стр. 138), как сложились отношения между Сенатом и Цезарем.

- Что потребовал от Цезаря Сенат, подстрекаемый Помпеем?

В каком году сенат потребовал возврата Цезаря?

- Как часто бывает в жизни, перед Цезарем встал выбор. Какие два выхода из ситуации были у него?

ВЫБОР ЦЕЗАРЯ



потерять армию, не подчиниться Сенату,

авторитет, деньги, начать войну против него

власть

- Цезарь решается на силовой захват власти. 12 января 49 до н. э. он собрал солдат 13-го легиона.

- На берегу, какой реки Цезарь принимает бесповоротное, судьбоносное решение?

- Стоя на берегу вот этой реки, он произносит свою знаменитую фразу «Жребий брошен». Так появляется крылатое выражение «Перейти Рубикон», которое обозначает принятие бесповоротного решения.

- В первые же дни Цезарь занял несколько городов, не встречая сопротивления. В Риме началась паника. Консулы и некоторые сенат покинули столицу. Вступив в Рим, Цезарь созвал оставшуюся часть сената и предложил сотрудничество в совместном управлении государством. Цезарь был провозглашен диктатором.

- Помпей спешно собрал огромное войско, но в течение 3-х лет Цезарю удалось расправиться со своими противниками. Именно в этом походе он писал знаменитую фразу: «пришел, увидел, победил».

- Когда в 46 г. до н.э. Цезарь возвратился в Рим единственным правителем, его ждало 4-х кратное триумфальное шествие. Он прошел по улицам Рима, как победитель, 4 раза над его головой держали золотой венок.

- Цезарь сосредоточил в своих руках полномочия диктатора, императора, понтифика, трибуна и проконсула. Он получает почетные титулы «Отца Отечества» и «Освободителя»


V. Первичное закрепление изученного материала.

1. Проблемный вопрос.

- Получив всю власть в государстве, чтобы вы сделали на месте Цезаря, какие провели бы преобразования, реформы для укрепления своей власти и во благо народа?


2. Работа в группах.

- Перед вами реформы, которые в должности диктатора осуществил Цезарь. Распределите их на две группы:

А - реформы, которые укрепляли централизованную власть в государстве,

Б – реформы, которые были направлены на улучшение жизни граждан.


Реформы Цезаря:

  1. Запрет повышать процентные ставки по ссудам (6% в год)

  2. Создание центрального административного аппарата

  3. Раздача земельных участков ветеранам, в том числе в провинциях

  4. Изменения в составе Сената (до 900 человек, ввел много своих сторонников)

  5. Чеканка монет с собственным изображением.

  6. Отмена задолжностей по квартирной плате

- Назовите номера реформ Цезаря, которые укрепляли централизованную власть в государстве. (2, 4, 5)

- Назовите номера реформ, которые были направлены на улучшение жизни граждан. (1, 3, 6)


3. Работа с учебником

- Помимо этих реформ, были проведены и другие, например, реформа календаря. А что Цезарь сделал, чтобы в большей степени укрепить свое положение, вы прочитайте п. 2 абзац 2 стр. 138 и, работая в группах, обведите внешние атрибуты власти, введенные Цезарем.

- Закончив работу, представитель группы вывешивает лист на доску.

- Все группы выделили трон, пурпур скипетр, фасции. Атрибутами, какой власти являются все эти предметы?

Фронтальная беседа по прочитанному материалу.

- Что вызвало недовольство верхов и низов римского народа?

- К чему привело это недовольство?

- Среди кого возникает заговор?

- Как действовали заговорщики?

Дочитываем пункт 2 до конца и под скрепкой

- Назовите дату убийства Цезаря.

- Цезарь был убит в 56 лет.

- Где произошло убийство? (В сенате).

- Чьего предательства больше всего не ожидал Цезарь?

- Какую крылатую фразу он произносит в адрес этого человека?

- Что она обозначает сейчас?

- Все распоряжения Цезаря остались без изменений, республиканцы через два года были разбиты войсками сторонников Цезаря. Во главе цезарианцев были: лучший друг Цезаря, начальник конницы Марк Антоний, и, объявленный наследником диктатора, племянник Цезаря, Октавиан.

- Почему победа оказалась на стороне цезарианцев?

- После победы над республиканцами Марк Антоний и Октавиан поделили между собой власть в Римской державе. Территориями, расположенными на западе от Аппенинского полуострова, управлял Октавиан, а восточными территориями управлял Марк Антоний.



5. Первичный контроль знаний.

- Пришло время, узнать, насколько вы были внимательными на уроке. Возьмите карточку с тестом и ответьте на 5 вопросов, выбрав один вариант ответа.

1

«Здравомыслящие» люди хотели для выхода из кризиса в государстве …

А

оставить республиканское правление

Б

установить единовластие

В

разделить территорию государства на части

2

Цезарь был направлен наместником…

А

в Африку

Б

в Сирию

В

в Галлию

3

Цезарь с войсками двинулся на Рим…

А

в 44 г. до н.э.

Б

в 49 г. до н.э.

В

в 71 г. до н.э.

4

Цезарь был убит…

А

крестьянами

Б

солдатами

В

сенаторами

5

После убийства Цезаря Сенат…

А

отменил все распоряжения Цезаря

Б

оставил в силе все распоряжения Цезаря

В

немного изменил распоряжения Цезаря

- Проверьте правильность ответов соседа по парте по образцу на экране.

- Поднимите руки, кто справился с заданием на «Отлично». А кто допустил ошибки?

VI. Подведение итогов урока.

- Никто из последующих римских императоров не мог сравниться с яркой и удивительной личностью Гая Юлия Цезаря, который с непостижимой твёрдостью шёл к вершинам власти, Цезарь намного более человечен, чем все правители позднего Рима. Он был способен на любовь и искреннее мило­сердие. Перед нами Гай Юлий Цезарь предстаёт, как писатель и талантливый дипломат, гениальный полководец и всесильный диктатор Рима, так мало и так много су­мевший сделать для того, чтобы его имя осталось в веках.

- Продолжите фразу: Я УЗНАЛ НА УРОКЕ…

МЕНЯ ВЗВОЛНОВАЛО…

Опросник.

- Возвращаясь к началу нашего урока, к словам китайского мудреца, что вы отложили в своем сердце?

- А я в своем сердце отложила вашу поддержку, ваши грамотные ответы, вашу любознательность. Спасибо вам за работу на уроке.


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце…   Сюнь-цзы,  древнекитайский  философ,  III век до н.э.

Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце… Сюнь-цзы, древнекитайский философ, III век до н.э.

Собери слово МЕЙ П ОП ТАРАТУ Д ИК РЕЗЬ Ц А ПУБЛИ Р ЕСКА НЕ С ТА ЛО К НУС П ОМПЕЙ Д ИКТАТУРА Ц ЕЗАРЬ Р ЕСПУБЛИКА С ЕНАТ К ОНСУЛ

Собери слово

МЕЙ П ОП

ТАРАТУ Д ИК

РЕЗЬ Ц А

ПУБЛИ Р ЕСКА

НЕ С ТА

ЛО К НУС

П ОМПЕЙ

Д ИКТАТУРА

Ц ЕЗАРЬ

Р ЕСПУБЛИКА

С ЕНАТ

К ОНСУЛ

Диктатура – ничем не ограниченная власть Республика – верховная власть принадлежит выборным органам власти

Диктатура – ничем не ограниченная власть

Республика – верховная власть принадлежит выборным органам власти

Диктатура Цезаря

Диктатура Цезаря

Выбор Цезаря Потерять армию,  авторитет, деньги, власть Не подчиниться Сенату, начать войну против него

Выбор Цезаря

Потерять армию,

авторитет,

деньги,

власть

Не подчиниться

Сенату,

начать войну

против него

ЦЕЗАРЬ «Отец Отечества» и «Освободитель» ПОЖИЗНЕННЫЙ диктатор император понтифик трибун проконсул

ЦЕЗАРЬ

«Отец Отечества» и «Освободитель»

ПОЖИЗНЕННЫЙ

диктатор

император

понтифик

трибун

проконсул

Реформы Цезаря Запрет повышать процентные ставки по ссудам (6% в год) Создание центрального административного аппарата Раздача земельных участков ветеранам, в том числе в провинциях Изменения в составе Сената (до 900 человек, ввел много своих сторонников) Чеканка монет с собственным изображением. Отмена задолжностей по квартирной плате

Реформы Цезаря

  • Запрет повышать процентные ставки по ссудам (6% в год)
  • Создание центрального административного аппарата
  • Раздача земельных участков ветеранам, в том числе в провинциях
  • Изменения в составе Сената (до 900 человек, ввел много своих сторонников)
  • Чеканка монет с собственным изображением.
  • Отмена задолжностей по квартирной плате

Реформы Цезаря А - реформы, которые укрепляли централизованную власть в государстве 2. Создание центрального административного аппарата 4. Изменения в составе Сената (до 900 человек, ввел  много своих сторонников) 5. Чеканка монет с собственным изображением Б – реформы, которые были направлены на улучшение жизни граждан  Запрет повышать процентные ставки по ссудам (6% в год) 3. Раздача земельных участков ветеранам, в том числе в провинциях 6. Отмена задолжностей по квартирной плате

Реформы Цезаря

А - реформы, которые укрепляли

централизованную власть в государстве

2. Создание центрального административного

аппарата

4. Изменения в составе Сената (до 900 человек, ввел

много своих сторонников)

5. Чеканка монет с собственным изображением

Б – реформы, которые были направлены

на улучшение жизни граждан

  • Запрет повышать процентные ставки по ссудам

(6% в год)

3. Раздача земельных участков ветеранам, в том

числе в провинциях

6. Отмена задолжностей по квартирной плате

Убийство Цезаря

Убийство Цезаря

Борьба за власть после смерти Цезаря Сторонники Республики Кассий Марк Юний Брут Сторонники Цезаря Марк Антоний Октавиан г. Филиппы 42 г. до н.э.

Борьба за власть после смерти Цезаря

Сторонники

Республики

Кассий

Марк Юний Брут

Сторонники

Цезаря

Марк Антоний

Октавиан

г. Филиппы

42 г. до н.э.

Тестирование 1 – Б 2 – В 3 – Б 4 – В 5 – Б   5 правильных ответов – «5» 4 правильных ответа – «4» и т.д.

Тестирование

1 – Б

2 – В

3 – Б

4 – В

5 – Б

5 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4» и т.д.

Я УЗНАЛ(А) НА УРОКЕ… МЕНЯ ВЗВОЛНОВАЛО…
  • Я УЗНАЛ(А) НА УРОКЕ…
  • МЕНЯ ВЗВОЛНОВАЛО…
Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце…   Сюнь-цзы,  древнекитайский  философ,  III век до н.э.

Совершенный человек учится так: всё, что он воспринимает, он откладывает в сердце… Сюнь-цзы, древнекитайский философ, III век до н.э.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!