СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока Группировка стран мира. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • сформировать представление о классификации стран по уровню социально-экономического развития (высокоразвитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой, страны с командно-централизованной экономикой)
  • сформировать представление об основных показателях, применяемых для оценки уровня развития страны (ВВП на душу населения и индекс человеческого развития)

Развивающие цели урока:

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока Группировка стран мира. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны.»

Дата: __________ Предмет: География Класс:10 Урок № 3

Тема урока: Группировка стран мира. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны.

Цели урока:

  • сформировать представление о классификации стран по уровню социально-экономического развития (высокоразвитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой, страны с командно-централизованной экономикой)

  • сформировать представление об основных показателях, применяемых для оценки уровня развития страны (ВВП на душу населения и индекс человеческого развития)

Развивающие цели урока:

  • способствовать развитию самостоятельности мышления учащихся: умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, выделять главное, делать выводы,

  • развитию умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.

  • формированию навыков практической самостоятельной исследовательской деятельности учащихся

Воспитательные цели урока:

  • продолжать воспитывать культуру учебного труда: аккуратность, усидчивость, умения

  • слушать и работать в заданном режиме.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения:

Словесные, наглядные, метод проблемного обучения, практические методы, метод контроля, метод исследования, частично-поисковый.

Основная направленность урока: системно- деятельностный подход

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал ,атлас, политическая карта мира.

Ход урока:


1. Организационный этап.

Приветствие учителя, проверяется готовность к уроку.

2. Мотивационная установка урока.


3. Повторение домашнего материала.(15 мин)

Учитель:Мы уже познакомились с многообразием стран современного мира, некоторыми признаками классификации. Сейчас мы немного повторим этот материал. Для начала скажите, что такое суверенное государство?
Ученики: независимое

Учитель: Какие признаки классификации государств вы знаете?

Ученики: по площади

Учитель: как различаются страны по площади?

Ученик отвечает у карты, показывает страны.

Основание

 Крупнейшие

 Средние

 Небольшие

Микро-государства

По величине территории

Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия, Аргентина, Казахстан, Судан

Франция, ФРГ, Парагвай, Ангола, Ливия, Иран, Пакистан

Дания, Чехия, Греция, ОАЭ, Сирия, Тунис, Конго, Габон, Лаос, Чили

Люксембург, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн


Учитель: Как различаются страны по численности населения?

Ученик отвечает у карты:

По численности

Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Бангладеш, Россия, Нигерия, Япония

Украина, Франция, Польша, Италия, Филиппины, Ирак, Мексика, Венесуэла

Норвегия, Швеция, Кувейт, Монголия, Тунис, Боливия

Монако, Сан-Марино, Науру, Ватикан, Маврикий, Барбадос


Учитель: Как различаются государства по географическому положению:

Ученик отвечает у карты:

Основание

Не имеют выход к морю

Имеют выход к морю

приморские

полуостровные

островные

страны-архипелаги

По географическому положению

Монголия, Парагвай, Австрия, Непал

Бразилия, Мексика, Канада, Саудовская Аравия, Швеция

Италия, Индия, Республика Корея

Мадагаскар, Великобритания, Исландия

Япония, Индонезия, Филиппины


Задание классу: сгруппируйте страны по разным основаниям. Состав действий:

1. Выделить признак.

2. Подобрать страны по данному признаку

Страны: Россия, Чад, Монголия, Япония, Люксембург, Куба, Китай, США, Норвегия, Филиппины, Индия, Италия, Андорра, Индонезия.

4. Изучение нового материала

Учитель: Итак, ребята, мы рассмотрели немало признаков классификации стран. А какой,самый главный, критерий нам предстоит сегодня изучить?

- Уровень социально-экономического развития.

Учитель: Верно. Тема сегодняшнего урока: Группировка стран мира. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой. Новые индустриальные страны.


Учитель: на сегодняшнем уроке мы должны познакомиться с классификацией стран по уровню социально-экономического развития (высокоразвитые, развивающиеся, страны с переходной экономикой, страны с командно-централизованной экономикой)

  • сформировать представление об основных показателях, применяемых для оценки уровня развития страны (ВВП на душу населения и индекс человеческого развития)

А вот основными показателями уровня социально-экономического развития являются:

1.ВВП на душу населения

2.Доля продукции обрабатывающей промышленности в ВВП.

3.Уровень образования населения

4. Продолжительность жизни.

(ВВП) – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США. В последнее время стали применять новый показатель социально-экономического развития стран мира – индекс человеческого развития.

(ИЧР) – учитывает не только ВВП, но и среднюю продолжительность жизни, уровень образованности.

ВОПРОС: Как вы думаете, в каких странах и регионах показатель ИЧР самый высокий?

Учащиеся: В США, Канаде, странах Северной Европы, Японии. (Если учащиеся допускают неточности в названии стран и регионов, учитель помогает.)

ВОПРОС: А в странах какого региона ИЧР самый низкий?

Учащиеся: Самый низкий показатель ИЧР будет у стран Африканского региона. (Учитель уточняет:Бурунди, Сьерра-Леоне, Нигер.)

Учитель: Россия в этом перечне находится в начале группы стран со средним уровнем ИЧР.

(выступление учащегося с сообщением об ИЧР)

ВВП – сумма всех благ, произведенных на территории страны за год на душу населения, ИЧР - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории.

Показатели ИЧР стран мира Показатели ВВП стран мира 2010

Страны

ВВП ↑, $

Швейцария

40630

Япония

39640

Норвегия

31250

Дания

29890

ФРГ

27510

США

26980

Австрия

26890

Сингапур

26730

Франция

24990

Бельгия

24710

Норвегия 0,943

Австралия 0.929

Нидерланды 0.910

США 0.910

Новая Зеландия 0.908

Канада 0.908

Ирландия 0.908

Лихтенштейн 0.905

Германия 0.905

Швеция 0.904

Швейцария 0.903

Япония 0.901

Гонконг 0.898

Исландия 0.898

Республика Корея 0.897

Дания 0.895

По данным показателям все страны мира делятся на три группы: экономически развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран с рыночной экономикой Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Эта группа стран отличается значительной внутренней неоднородностью и в её составе можно выделить три подгруппы.

К числу развивающихся стран (страны «третьего мира») относится около 150 стран и территорий, которые можно разделить на шесть подгрупп.

группа стран с переходной экономикой.

С планово-централизованной экономикой.

Для этого каждая группа на листе бумаги оформляет тезисы или типичные характеристики каждого типа стран

1 группа – экономически развитые страны

2 группа – развивающиеся

3 группа – страны с переходной экономикой

Слушаем выступления групп

Ответы:

  1. Экономически развитые страны: высокие показатели выпуска высокотехнологичной промышленной продукции, являются крупными центрами финансов и экономики; политическая стабильность; высокие показатели ВВП; высокое качество жизни; велика доля экспорта

  2. Развивающиеся страны: низкий показатель ВВП, доля обрабатывающих отраслей низка; зависимость экономики от сельского хозяйства – отстающие в развитии страны. Страны НИС имеют иные общие черты: быстрый рост производительности труда, перестройка экономики, повышение уровня жизни людей. Страны ОПЭК в последнее десятилетие демонстрируют значительный рывок в развитии и находятся на высоких позициях по некоторым показателям

  3. Страны с переходной экономикой: структура хозяйства с преобладанием добывающих отраслей промышленности; спад производства во всех отраслях экономики; экономические реформы разрушают авторитарную политическую систему, но не меняют реальную картину развития хозяйства в странах.

I группа выступает с темой «Развитые страны»

(Один человек работает со схемой на интерактивной доске, другой показывает страны на политической карте, третий схематично наносит на контур мира).

Развитые страны – это страны, которые достигли своего социально-экономического уровня. Их роль велика в мировой экономике, политике. У них высокий уровень производительности труда, жизни населения. Выделяют:

1. Страны «Большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Япония)

2. Страны Западной Европы с традиционной рыночной экономикой. Их развитие связано со спецификой отраслевой структуры экономики (выпуск «патентной» высокотехнологичной продукции), с повышенной долей транспортного обслуживания больших стран, туризма, научно-исследовательских центров и др.

К таким странам относятся Австрия, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия…

3. Внеевропейские страны: бывшие доминионы Великобритании – Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. Также сюда относится Израиль.

II группа выступает с темой «Развивающиеся страны»

Один человек работает со схемой на интерактивной доске, другой показывает страны на политической карте, третий схематично наносит на контур мира.

Развивающиеся страны – страны, находящиеся в системе рыночной экономики и отличающиеся либо средним, либо высоким в отдельных сферах экономики, показывающих социально-экономическое развитие.

1. Новые индустриальные страны (НИС). Их особенности в том, что в прошлом они были сырьевыми придатками высокоразвитых стран Запада. У этих стран достаточно высокие темпы экономического прироста, специализирующихся на производстве высокотехнологичных товаров и до 80% осуществляется экспорт продукции.

Выделяют «азиатские тигры» - страны первой волны Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг.

«Азиатские драконы» - страны второй волны Малайзия, Таиланд, Индонезия

2. Страны нефтеэкспортеры, входящие в международную организацию ОПЕК, созданная в 1960 году для стабилизации цен на нефть.

Входят 12 стран: Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Алжир, Ливия, Эквадор, Венесуэла, Нигерия, Ангола (вступила в организацию в 2007)

В состав ОПЕК входила Индонезия с 1962 по 2008 год, но вышла из организации, так как начала импортировать нефть. Если она займется экспортом нефти, то, скорее всего, вернется обратно.

3. Страны «квартиросдатчики» или страны-«отели», которые получили свое развитие за счет туризма, транзита, плантационного хозяйства и т.д. Например, это страны Карибского региона, где существует политическая стабильность и либерализм экономического законодательства.


4. «Ключевые» страны. Это страны, обладающие высоким природно-ресурсным и людским потенциалом, следовательно, возможностями для экономического роста. Это Бразилия, Индия, Мексика.

6.Бедней­шие страны, которые имеют очень низкий доход на одного жителя (1-2 долл. в сутки) и испытывают постоянную потребность во вне­шней помощи для решения своих социально-экономических проблем. Для них характерны:

широкое распространение родоплеменных и натуральных отно­шений, архаичных форм хозяйства, значительная роль религии и тра­диций;

низкая доля обрабатывающей промышленности, отсталость тех­нологий и примитивность орудий труда, высокая доля ручного труда;

высокий уровень неграмотности взрослого населения, большая доля голодающих и живущих в условиях обнищания, лишенных нор­мального медицинского обслуживания и доступа к полноценному обра­зованию.

Основная часть из более 40 наименее развитых стран располагает­ся в Африке (Чад, Эфиопия), частично в Азии (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Мьянма) и Океании (Вануату, Кирибати).

(показ фильма)

III группа выступает с темой «Страны с переходной экономикой»

Это бывшие социалистические страны, строящие основы рыночной экономики и отличающиеся средними мировыми показателями социально-экономического развития.

1. Страны, образовавшиеся после распада СССР, в том числе и Россия. 15 бывших республик: Страны Балтии, Белоруссия, Украина, Молдова, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Однако здесь есть страны которые находятся в крайне тяжелом экономическом положении и их уже можно отнести к слаборазвитым странам (Таджикистан)

2. Страны Европы, так называемого социалистического лагеря. Чехия, Словакия, Румыния, Венгрия, Польша, Болгария, Страны бывшей Югославии (Балканского полуострова).

Статус "страны с плановой централизованной экономикой"(соци­алистической страны) сохранило незначительное количество госу­дарств современного мира: Китайская Народная Республика (КНР), Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), Корейская Народ­но-Демократическая Республика (КНДР), Республика Куба. Китай и Вьетнам, формально сохраняя социалистический строй, фактически создали смешанные экономические системы, в которых значительное распространение получили рыночные элементы и отношения. Их эко­номические системы часто называют «рыночным социализмом».


Не следует забывать о том, что созданные в определённый период классификации и типологии являются динамичными образованиями, отражающими экономическое и социальное развитие государств. С течением времени отдельные страны перемещаются из одного типа в другой, появляются новые их группы, меняется социально-экономическая и политическая сущность государственных образований, что находит своё отражение в новых теоретических разработках.

Закрепление

Задание №1

Игра: Что лишнее? Почему?

  1. Великобритания, США, Франция, Чили, Япония – большая 7

  2. Китай, Саудовская Аравия, Венесуэла, Нигерия, Иран - ОПЕК

  3. Руанда, Эфиопия, Бразилия, Бангладеш, Чад - беднейшие

  4. Швеция, Израиль, Мьянма, Бельгия, Австрия - высокоразвитые

  5. Юж.Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг , Австралия – НИС


Задание №2

Готовимся к ЕГЭ.

ТЕСТ (1 вариант)

1.В настоящее время общее количество стран в мире составляет:

1)около 150

2)около 230

3)около 50

4) около100

2.В мировую десятку по показателю площади территории входят:

1)Бразилия и Индия

2)ЮАР и Саудовская Аравия

3)Китай и Мексика

4)США и Иран

3.В мировую десятку по численности населения входят:

1) Пакистан и Индонезия

2)Аргентина и США

3)Канада и Индия

4) Япония и Австралия

4. В Азии находятся:

1)Индия и Китай

2)Мексика и Бразилия

3)Нигер и Алжир

4)Франция и Италия

5. К экономически развитым государствам относятся:

1)Индия и Китай

2)Мексика и Бразилия

3)Нигер и Алжир

4)Франция и Италия

ТЕСТ (2 вариант)

1. К ключевым странам развивающегося мира относятся:

1)Индия и Китай

2)Мексика и Боливия

3)Нигер и Алжир

4)Франция и Италия

2. Полуостровными странами являются:

1)Израиль и Парагвай

2) Иран и Филиппины

3)Индонезия и Перу

4)Италия и Турция

3. Островными странами являются:

1)Великобритания и Шри-Ланка

2) Индия и Мадагаскар

3)Аргентина и Перу

4)Исландия и Индия

4. Не имеет выхода в море:

1)Австралия

2) Египет

3)США

4)Монголия

5. В «большую семерку» входят:

1) Мексика и Индия

2)Италия и ФРГ

3)Мексика и Бразилия

4) Австрия и Дания

Ответы:

1 вариант – 1-2; 2-1; 3-1; 4-1; 5-4

2 вариант - 1-1; 2-4; 3-1; 4-4; 5-2

Рефлексия

Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны – получили

оценку пять, прикрепите к дереву плоды – яблоки. Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – и вы получили четыре –

прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – получили три - желтые листочки.

Домашнее задание : параграф 22, повторить карту, на контурной карте отметить страны "большой семёрки" и "новые индустриальные страны"

Все учащиеся, которые выступали с сообщениями у карты получили оценку "5".


Приложение 1

Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня развития человека в стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям:

  1. Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

  2. Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.

  3. Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, . Затем государства ранжируются на основе этого показателя (см. ниже таблицу по странам). Все страны в рейтинге классифицируются четырьмя категориями:

  1. Страны с очень высоким уровнем ИЧР.

  2. Страны с высоким уровнем ИЧР.

  3. Страны со средним уровнем ИЧР.

  4. Страны с низким уровнем ИЧР.

В 1990 году ООН опубликовала первый доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, в котором было сформулировано понятие человеческого развития: «Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».

В изданиях доклада традиционно содержится информация об Индексе человеческого развития, который ежегодно рассчитывается  группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Индекс человеческого развития был разработан пакистанским экономистом Махбубомуль-Хаком (Mahbubul-Haq) в 1990 году и используется ООН как альтернативный показатель общественного прогресса, в противоположность чисто экономическим оценкам. Исходная идея исследования заключалась в следующем: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве государств.

Уровень жизни населения мира и отдельных стран

Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимы­ми материальными и духовными благами, а также степень удовлет­ворения потребностей людей в этих благах (по сравнению с научно обоснованными нормами или с другими странами). Он характеризу­ется величиной доходов населения, количеством потребляемых мате­риальных благ, обеспеченностью жильем и его качеством, объемом и качеством рекреационных и транспортных услуг, уровнем развития системы образования и здравоохранения, величиной пенсий, стипен­дий, пособий на детей, состоянием окружающей среды.

Об уровне жизни можно судить по наличию у населения предметов длительного пользования (телевизоров, компьютеров, видеомагнито­фонов, пылесосов, холодильников, легковых автомобилей). По этому показателю лидируют высокоразвитые страны. Например, в 2008 г. на 100 жителей США приходилось более 120 автомобилей, в то время как на 100 жителей Киргизии - 32, Украины - 35, России - 44. На 100 жителей США приходится более 250 телевизоров, России - более 150, а Киргизии - лишь 35.

Население развитых стран тратит значительно меньше средств на продукты питания и существенно больше на приобретение товаров длительного пользования и услуг. Например, в 2008 г. доля затрат на питание в Армении, Азербайджане, Таджикистане превышала 50% общих расходов населения. Аналогичный показатель в Великобрита­нии, США, Канаде, Дании, Нидерландах, Швеции не превышал 10%.

Неравенство в распределении доходов приводит к тому, что во всех странах имеется определенная численность бедного населения. К нему относят население, доходы которого ниже величины прожиточ­ного минимума. МВФ относит к бедному населению людей, реальный доход которых не превышает 1 долл. на человека в день, Всемирный банк - 2 долл.

Больше всего бедняков в Африке (Гвинее-Бисау, Замбии, Зимбабве, Кении, Лесото, Мадагаскаре, Мали, Непале, Нигере, Сенегале, Уганде, ЦАР) и Южной Азии (Индии, Бангладеш, Пакистане, Шри-Ланке).

Для стран с наименее низким уровнем развития и жизни разра­батываются специальные программы по оказанию гуманитарной помо­щи, созданию предприятий, поддержке отдельных отраслей. Беднейшие страны также пользуются различными льготами при получении иност­ранных кредитов, экспорте продукции в развитые страны.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!