Конспект открытого урока по географии в 7 Г классе
Урок разработан и проведен учителем географии МБУ гимназии №39 «Классическая» г.о. Тольятти Подоляк О.А.
Дата проведения урока: 19.11.2014
Тема урока: «Географическое положение Африки. История открытия и исследования».
Цель: изучить особенности географического положения Африки и его влияние на природу материка, познакомить с путешественниками-исследователями.
Задачи:
Обучающие: активизировать творческую, самостоятельную, познавательную деятельность учащихся.
Развивающие: развивать умение слушать, работать с текстом учебника, картами атласа, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: прививать любовь и уважение к природе нашей планеты, повысить интерес к предмету.
Оборудование: презентация, проекты учащихся, карта Африки, атласы, интерактивная доска, учебник Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс: учебник для образовательных учреждений / В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. - М., Дрофа.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: метод проектов, информационно-компьютерные технологии.
Методы работы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации, проекта учащихся), практические (работа с картой).
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению материка Африка. У каждого человека с детства формируются представления об этом материке. А какой представляется Африка вам?! (Рассуждения ребят на основе собственных имеющихся знаний и просмотра слайд-шоу). Вспомните, какие мультфильмы и фильмы вам знакомы, где мы можем услышать об Африке. Слайд 1, 2.
Возможные варианты ответа – мультфильм «Доктор Айболит», фильм «Красная шапочка».
Учитель: Что мы узнаем из них об Африке.
Предполагаемые ответы:
В Африке акулы, гориллы, большие крокодилы
Если долго долго ехать – можно в Африку попасть, реки там вот такой ширины, горы – вот такой высоты, крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты и зеленый попугай.
Учитель: Африка – это материк контрастов. Слайд 3.
У каждого человека есть определенное представление об этом материке. С одним из них я и хочу вас познакомить. Слайд 4.
Синее море! Белый пароход!
Говорят, что в Африке, лето круглый год.
Говорят, что в Африке, круглый год жара.
В самом центре Африки золота гора!
Говорят, что в Африке, злой шаман живет.
Носит он сандалики задом наперед.
Говорят, что в Африке, слон и бегемот
В полдень - спят под пальмами,
В полночь пьют компот.
Говорят, что в Африке,
Много разных стран,
Отвези нас в Африку, грозный капитан!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Африку. Начнем изучение с географического положения материка.
Тема урока: «Географическое положение Африки. История открытия и исследования». Слайд 5. Запишите тему в тетрадь.
Вопрос: Как вы думаете, почему именно с географического положения?
Предполагаемые ответы: Ребята должны ответить, что именно географическое положение влияет на климат, растительный и животный мир материка.
Учитель: Географическое положение мы будем характеризовать по плану. Слайд 6. Этот план у вас есть в учебнике на стр. 311, откройте его, пожалуйста. В заключении мы должны будем ответить на проблемный вопрос – Слайд 7.
«Как географическое положение влияет на природу материка?»
Учитель: Итак, приступаем. Какой первый пункт плана?
Предполагаемый ответ: 1. Положение материка по отношению к экватору, к нулевому меридиану, к тропикам, полярным кругам. Слайд 8.
Учитель: Подумайте и ответьте на этот пункт.
Предполагаемые ответы: Экватор пересекает Африку почти посередине. Нулевой меридиан в западной части, северный тропик – в северной части, южный – в южной.
Устная работа по определению географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты.
На контурной карте красным цветом выделите линию экватора, синим цветом линию нулевого меридиана, тропики любым другим цветом.
Учитель: Следующий пункт плана? Слайд 9.
Предполагаемые ответы: 2. В каких полушариях расположен материк. И ответ – во всех – северном, южном, западном и восточном.
Учитель: Пользуясь атласом, определите крайние точки, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах. Расчеты запишите в тетрадь. Слайд 10, 11.
Предполагаемые ответы:
Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш., 9ºв.д.
Южная - м. Игольный 34ºю.ш., 20ºв.д.
Западная - м. Альмади 14ºс.ш., 17ºз.д.
Восточная - м. Рас-Хафун 10ºс.ш., 51ºв.д.
Обозначьте крайние точки на контурной карте.
Протяженность материка.
1). Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км.
32 + 34 = 66 (градусов)
66 х 111 = 7326 (км)
2). Расстояние с запада на восток по 10 параллели в градусах и км.
14 + 51 = 65 (градусов)
65 х 109,6 = 7124 (км)
Учитель: По карте определите, в каких климатических поясах находится Африка? Слайд 12.
Ребята отвечают: Экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом.
Учитель: Далее мы рассматриваем элементы береговой линии. Слайды с 13 по 36. Работая, со слайдами и атласом ребята определяют, что за объекты появляются на каждом слайде (13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35) и после этого узнают краткую информацию об объекте (14, 16, 18, 20, 22, 24 , 26, 28, 30, 32,34, 36) .
Подпишите их на контурной карте.
Учитель: Следующее задание. По карте определите, какие материки, и с какой стороны от Африки находятся. Слайд 37.
Ребята отвечают: Ближе всего расположена Евразия с северной и северо-восточной стороны. Остальные материки – далеко – С.Америка и Ю.Америка с запада, Австралия – с востока, Антарктида – с юга.
На контурной карте подпишите близлежащие материки, моря и проливы, которые их отделяют от Африки.
Учитель: Итак, мы рассмотрели все пункты плана.
Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу. Слайд 38.
Как влияет физико-географическое положение на особенности природы материка? Поскольку мы с вами только учимся делать выводы, я облегчила вам работу – посмотрите на эти фразы и вставьте пропущенные слова. Слайд 39.
Учитель: Давайте вместе проверим записи. Слайд 40.
т.к. пересекает экватор, то на части территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки незамерзающие.
т.к. пересекают тропики – в этих местах климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек.
Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания. Слайд 41. Учитель показывает цифры на слайде.
Предполагаемые ответы: ребята называют объекты, которые рассмотрены ранее.
И ответим на 2 теста (слайд 42,43)
Учитель: Следующая часть урока посвящается краткому знакомству с историей исследования материка. Заранее подготовленные учащиеся выступают со своими сообщениями в форме презентации.
Задание на дом. Слайд 44.
§ 24, выполнить задания в контурной карте на стр. 4 №1, 3
Подведение итогов урока в форме рефлексии учащихся. Выставление оценок.
- Что особенно Вам понравилось на уроке?
- По каким вопросам вы хотели бы расширить свои знания?
4