Урок геометрии в 9 классе по теме «Синус, косинус, тангенс угла»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать знание понятий синуса, косинуса и тангенса для углов от 0° до 180°;
- доказать основное тригонометрическое тождество;
- формировать умение применять полученные знания при решении задач.
Развивающие:
- развивать у обучающихся логическое мышление, математическую интуицию, умение анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях;
- развивать интерес к предмету, познавательную и творческую активность, математическую речь, память, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волю;
- формировать эмоциональную культуру и культуру общения.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, тексты самостоятельной работы в двух вариантах.
Ход урока
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(слайд № 1 )
- Аристотель сказал: «Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного».
Не для кого не секрет, что вся элементарная геометрия пришла к нам в основном из древнего Египта и Греции. В далекие времена геометрия использовалась как наука для измерения земли, а также в строительстве (в том числе и знаменитых пирамид), в астрономии. Все теоремы, законы и аксиомы выводили и доказывали для того, чтобы облегчить измерительные или строительные работы. Тема, которую мы будем изучать на уроке, нужна и важна сегодня, как и тысячи лет назад.
II. Актуализация и пробное учебное действие
- Для начала давайте с вами ответим на некоторые вопросы, которые пригодятся нам для дальнейшей работы. (Слайд №2 )
-Какую геометрическую фигуру вы видите? (Угол)
-Какие единицы используют для измерения углов?
-Где встречаются углы? (В геометрических фигурах)
-Какая геометрическая фигура перед вами? (Треугольник)
-Сколько у него углов? Какие это углы?
-Какие вы знаете понятия, связанные с острыми углами прямоугольного треугольника? (Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника)
-Что называется синусом острого угла прямоугольного треугольника? (Отношение противолежащего катета к гипотенузе)
-Найдите синус угла А.
Что называется косинусом острого угла прямоугольного треугольника? (Отношение прилежащего катета к гипотенузе)
Найдите косинус угла А.
Что называется тангенсом острого угла прямоугольного треугольника? (Отношение противолежащего катета к прилежащему)
-Найдите тангенс угла А.
-Как по-другому можно найти тангенс? (Отношение синуса к косинусу)
-Можете вы найти синус, косинус, тангенс ˪О? (Нет) (Слайд №2 )
- Почему?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Учиться находить синус, косинус, тангенс угла)
- Итак, какая тема нашего урока?
(Синус, косинус и тангенс угла) (Слайд №3 )
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
IV. «Открытие» нового знания
- Как же нам найти синус, косинус, тангенс угла?
(Слайд №5 )
Введем прямоугольную систему координат Оху, построим полуокружность радиуса 1 с центром в начале координат. Назовем ее единичной полуокружностью. Из точки О проведем луч h, пересекающий единичную полуокружность в точке М(х;у). Обозначим буквой α угол между лучом h и положительной полуосью абсцисс.
Проведем MD ┴ Ox. Получим прямоугольный треугольник ОМD.
- Найдите из треугольника ОМD синус угла α и косинус угла α.
(sin α = , cos α = )
- Чему равны стороны этого треугольника? (ОМ=1, МD=у, ОD=х)
sin α =у, cos α =х
- Что такое у? (ордината точки М), что такое х? (абсцисса точки М)
Итак, синус острого угла α равен ординате у точки М, косинус острого угла α равен абсциссе х точки М.
(Слайд №6 )
Если a - тупой, прямой, развёрнутый или a = 0°, определим синус и косинус по этим же формулам.
Таким образом, для любого угла a из промежутка от 0° до 180 ° синусом угла a называется ордината точки М, а косинусом угла a - абсцисса точки М.
-А теперь давайте посмотрим, какие значения могут принимать х и у?
(0≤у≤1 , -1≤х≤1)
Значит, 0≤ sin α ≤1 , -1≤ cos α ≤1
(Слайд №7 )
- С синусом и косинусом мы разобрались, а как же найти тангенс угла? Попробуйте догадаться по аналогии с тангенсом острого угла прямоугольного треугольника.
(Чтобы найти тангенс угла, надо синус этого угла разделить на косинус)
Тангенсом угла α (α≠90) называется отношение sinα /cosα.
- Найдите значения синуса и косинуса для углов 0°,90° и 180° и занесите полученные данные в таблицу(работа в парах).
α | 0° | 90° | 180° |
sin α | 0 | 1 | 0 |
cos α | 1 | 0 | 1 |
tg a | 0 | -- | 0 |
Найдите значения тангенса для углов 0°,90° и 180° и заполните таблицу.
- Удалось найти значение tg 90°? (Нет) Почему?
- tg 90°не определен
(Слайд №8 )
- Обратимся снова к единичной полуокружности. Частью какой геометрической фигуры является полуокружность? (окружности) Какое уравнение имеет эта окружность?
Подставив полученные выражения для х и у, получим:
Это равенство называется основным тригонометрическим тождеством.
Физкультминутка
VI. Первичное закрепление новых знаний
Решить задачи:
№1011(устно)
№1012 (4)
№1013(а)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
1 вариант: №1012 (2), №1013(в)
2 вариант: №1012 (3), №1013(б)
Самопроверка по эталону(ответы с решением выведены на экран )
Постановка домашнего задания (cлайд № 12)
Сообщение ученика «Из истории тригонометрии»
VII. Рефлексия
- А теперь давайте подведем итог урока.
-Какие цели мы ставили в начале урока?
- Достигли мы целей, поставленных в начале урока?
- Продолжите следующие фразы:
Сегодня на уроке я узнал …
На уроке мне пригодились знания…
Для меня было сложно…
Я смог…
С урока я ухожу с …. настроением