Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке. Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии? Географию, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это география! | Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. |
II. Проверка изученного материала. Географический диктант. Как называли природу в старину? (естество) Что в переводе с греческого обозначает «логос»? ( наука, учение) Эта наука изучает происхождение , строение и движение небесных тел? (астрономия) Наука о веществах и их превращениях? (химия) В переводе с греческого языка эта наука означает учение о живых организмах. О какой науке идёт речь? (биология) Наука , изучающая разнообразные явления природы? (физика) Эта наука возникла как часть биологии. Сейчас это самостоятельная наука о природном доме человечества? (экология) Эта наука описывает нашу планету и в переводе с греческого означает «землеописание»? (география) | Ответы учащихся в тетрадях: Природа Наука, учение Астрономия Химия Биология Физика Экология География. Критерии оценивая: «5» - 8 баллов «4»- 6-7 баллов «3» - 4-5 баллов «2» - менее трёх баллов. |
III. Мотивация к учебной деятельности. Звучит песня « Гимн географов». Загадка. Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все - и млад, и стар, Что она - большущий шар. 1.Вопрос учителя: О чем идет речь в этой загадке? (Фото Земли из космоса.) 2.Вопросы учителя: Вот вид Земли из космоса. Какая она? Кто впервые увидел Землю из космоса? 3. Учитель читает стихотворение. Я Землю сравнил бы с моей Головой: Как наша планета – лесами, Покрыта местами она бородой, Усами и волосами. Мой взгляд называют бездонным не зря: Глаза, как озера, И даже – моря... Бывает, что слезы щекою Оттуда сбегают рекою. А гордый мой нос – он подобен хребту, И тянется горною цепью ко рту. А эти чудесные уши – Как часть неизвестная суши! Все части лица моего не пусты: Его поднесешь к микроскопу – И Азии где-то заметишь черты, А где-то увидишь Европу! Кругла, как земля, голова у меня, И так же она хорошеет, И так же меняется день ото дня, И вертится. Только на шее... Ну, в общем, всем ясно, Что наша планета Сходство имеет. С портретом поэта. Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, горы. 4. Вопрос учителя: Все это изучает наука? | Отвечают на вопросы. Слушают рассказ учителя. |
IV. Самоопределение ( целеполагание) Упражнение на целеполагание. Вопросы: Что такое география и какие науки входят в «семью» географических наук? Какие разделы есть в географии? Чем различаются эти два раздела географии? Если мы не знаем ответы на эти вопросы, то какие вопросы мы должны задать? В течение урока мы должны ответить на эти 3 вопроса. Это цели урока, написать на доске. | Перед каждым учеником табличка. Написать слова «ДА» или «НЕТ» в начале урока и в конце урока. | Знаю | Узнал | Какие науки входят в «семью» географических наук? | нет | да | Какие разделы есть в географии ? | нет | да | Чем различаются два раздела географии? | нет | да | |
V. Первичное усвоение новых знаний. Учитель: Ребята, мы с Вами начинаем изучать географию. -Что означает «география» в переводе древнегреческого? -Как появилась наука география? -Почему география долгое время была описательной наукой? -Чем занимается современная география? Физкультминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Мы работали отлично, Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычно На урок приходит в класс. Выше руки, выше пятки, Улыбнитесь веселей! Мы попрыгаем , как зайки, Сразу станем всех бодрей! Потянулись и вдохнули. Отдохнули? Отдохнули! Учитель: География – наука древняя. Знания о Земле накапливались тысячелетием. Кого называют «отцом географии?» (Слайд Эратосфен) Учитель: Что такое современная география? Учитель: Какую географию вы будете изучать? Работа в парах. Задание прочитать текст стр. 18-21 и проанализировать рис.1 2 | Учащиеся, используя текст учебника, §3 отвечают на вопросы. Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. Учащиеся работают с рис.12 «Семья » географических наук и текстом учебника Отвечают на вопросы. |
VI. Первичное усвоение новых знаний. Задание. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Электронный учебник. «Географ-специалист многих профессий» | Называют и аргументируют профессии. |
VII.Первичное закрепление. Ответить на вопросы в конце параграфа. 3 | Отвечают на вопросы самостоятельно, задавая их друг другу. |
IX. Подведение итогов урока. -Какую задачу мы ставили на уроке? -Удалось решить нам поставленную задачу? -Что еще нужно сделать? -Где можно применить новое знание? -Что на уроке у вас хорошо получалось? -Над чем еще нужно поработать? -Наш урок подходит к концу. Выставление отметок. | Отвечают на поставленные вопросы. |
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Д.з. §3 ; сообщения в тетради или в виде презентаций о науках составляющих «семью» географических наук. -Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся внимательно слушают. Всем: § 3 По желанию: сообщения об одной из наук о которых узнали на уроке. |
X.Рефлексия. -Кто работал на уроке лучше всех? -Кому еще надо стараться? -С каким настроением вы уйдете с урока? | Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»: красный–я работал отлично, мне всё понятно желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось |