Тема: «Функция y = k/x, её график и свойства»
Цели урока:
образовательные: ввести понятие функции y=k/x как обратно пропорциональную зависимость, через рассмотрение свойств данной функции и построение графика.
развивающие: развивать внимание, логическое мышление, культуру речи.
воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, умения выслушивать ответы товарищей, старательность, прививать интерес к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Ход урока.
І. Организационный момент.
(включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока)
Организация учебного процесса:
- Здравствуйте дети!
- Какую главу мы начали изучать на прошлых уроках? (Степенная функция)
- Сегодня мы продолжим работать над этой темой.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
1. Укажите области определения следующих функций:
y=2x+8, y=1/x-7, y=4x-1/5; y=2x, y=7-5x, y=2/x, y= -10/x
2. На каком рисунке из таблицы (приложение) изображен график:
- линейной функции;
- прямой пропорциональности;
3. Какой знак имеет коэффициент k в формулах вида y=kx+b, которым соответствуют графики на рисунке 1, 2, 4, 5 таблицы?
4. Найдите в таблице графики линейных функций, у которых угловые коэффициенты:
равны; равны по модулю и противоположны по знаку.
5. Как называются следующие функции, заданные формулами: y=kx+b, y=k/x?
III. Мотивация учебной деятельности школьников
- Почему это задание вызвало затруднение? (Незнакомы с данной функцией).
- Какова цель урока? (Познакомиться с функцией y=k/x, ее свойствами и графиком.)
- Записываем число, классная работа и тему урока: “Функция y=k/x, ее свойства и
график”.
IV. Восприятие и первичное осознание учащимися нового материала.
Опр. Функцию, которую можно задать формулой вида у = k/х, где k = 0, называют
обратной пропорциональностью.
Работа по алгоритму:
-Заполнить таблицу значений x и y для функции y = 8/x.
х | -8 | -6 | -4 | -2 | -1 | 1 | 2 | 4 | 6 | 8 |
у | -1 | -1,33 | -2 | -4 | -8 | 8 | 4 | 2 | 1,33 | 1 |
-По данным в таблице координатам (x;y) построить на координатной плоскости
соответствующие точки.
Ответить на вопросы:
- какова область определения заданной функции? (x не равно 0);
- принадлежит ли точка (0;0) графику функции? (Не принадлежит);
- пересекает ли график функции оси OY и OX? (Не пересекает).
- соединить точки и получить график целиком;
- Сравните полученные графики (они симметричны относительно начала координат).
Если k0, то график расположен в I и III координатных углах, а если k
Чем больше k по абсолютной величине, тем выше над началом координат располагается одна ветвь графика и тем ниже – другая.
V. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале.
(Выступление ученика с заранее подготовленным сообщением)
Полученная кривая называется гиперболой, что в переводе с греческого означает “прохожу через что-либо”. Эта кривая была открыта математиками древнегреческой школы примерно в IV в. До н.э. Термин “гипербола” ввел Аполлоний г. Пергам (Малая Азия), живший в III–II вв. до н.э. Он показал, что гипербола получается, если взять произвольный круговой конус, полости которого простираются по обе стороны от вершины, и пересечь обе его полости плоскостью. Мы увидим ее в сечении всякий раз, когда плоскость проходит через обе полости конуса. Гипербола устремляется ввысь настолько быстро и настолько падает вниз, прижимаясь соответственно то к оси ординат, то к оси абсцисс, что становится ясно, почему таким же словом “гипербола” называется стилистический прием, состоящий в образном преувеличении или преуменьшении, например: “наметали стог выше тучи”, “стал Иванушка ниже былинки в поле”.
Как известно, всякая функция описывает какие-то процессы, происходящие в окружающем нас мире. Рассмотрим, например, прямоугольник со сторонами x и y.
и площадью12 см. Известно, что x y=12. Но что будет, если начать изменять одну из сторон прямоугольника, допустим сторону длиной x? Длину стороны y можно узнать из формулы y=12/x. Если x увеличить в 2 раза, то будем иметь y=12/2x, т.е. сторона y во столько же раз уменьшиться. Наоборот, если значение x увеличить в 3, 4, 5…раз, то значение y во столько же раз уменьшается. Наоборот, если x уменьшать в несколько раз, то y будет увеличиваться во столько же раз. Поэтому функцию вида y=k/x называют обратной пропорциональностью. Такие функции встречаются очень часто. Все помнят из курса физики закон Ома: I=U/R. Он, гласит, что если напряжение U постоянно, то сила тока I обратно пропорциональна сопротивлению R проводника. Сходной формулой описан закон Бойля-Мариотта для идеального газа: если его масса m постоянна, то объем V газа обратно пропорционален его температуре: V= m/t.
VІ. Применение знаний.
Постройте график обратной пропорциональности y= - 6/x с помощью таблицы
x | - 6 | - 4 | - 3 | - 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 |
y | + 1 | +1,5 | + 2 | + 3 | - 6 | - 3 | - 2 | - 1,5 | - 1 |
VІI. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что использовали для “открытия” нового знания?
- Какие трудности встретили?
- Что нам помогло справиться с затруднениями?
- Проанализируйте свою работу на уроке.
VIII. Домашнее задание. Мерзляк: § 1 п.10 (выучить), ст. 84 (вопросы), № 323
(комментарий к выполнению домашней работы)
2