Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии
«педагогической мастерской»
«Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина
«Алые паруса»
Кулешова Екатерина Александровна
Цель:
Образовательная
Сформировать представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».
Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.
Формировать собственное отношение к феерии А.С. Грина «Алые паруса», ее героям.
Развивающая
Развивать информационную компетенцию: умение извлекать из текста необходимую информацию, пользоваться дополнительными источниками информации для подготовки.
Развивать предметную компетенцию: выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно -выразительные средства языка в тексте; владеть различными видами анализа произведения в единстве содержания и формы; владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; проявлять эмоциональную чуткость.
Развивать коммуникативную компетенцию: опыт группового взаимодействия, работы в парах.
Развивать познавательные компетенции: иметь представления о жанре феерии; свободно ориентироваться в учебнике; обобщать, делать выводы.
Воспитательная
Формировать эмоциональную чуткость обучающихся через приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Оборудование: портрет А.С. Грина (художник В.А.Кашин,1995), иллюстрации художников к феерии «Алые паруса», выставка книг «Александр Грин - последний сказочник 20 века», учебник, раздаточный материал для самостоятельной работы по теме урока, мультимедийный проектор.
Ход урока.
Постановка целей и задач урока.
Начало педагогической мастерской «Индуктор»
Педагог Ребята, с чем в вашем сознании ассоциируется алый цвет?
(расположить в произвольной последовательности фигуры алого цвета)
Учащиеся осуществляют подбор ассоциаций: одиночество, страх, агрессия, ярость, кровь, злоба, опасно, стоп, тепло, горячий, солнце, лето, чувства, любовь, счастье, строить, создавать.
Педагог: Какие слова вы бы отнесли к миру жесткой реальности, а какие – к миру романтической мечты?
Учащиеся высказывают предположения:
- мир жестокой реальности: одиночество, страх, агрессия, ярость, кровь, злоба, опасно, стоп;
- мир романтической мечты: любовь, жарко, счастье, тепло, солнце, лето, чувства, , строить, создавать.
Педагог: Измените расположение фигур на нашей доске и сложите их в определенной последовательности ( включает фонограмму «Шум моря» [2]). Теперь, что вы видите перед собой?
Учащиеся: Корабль с алыми парусами.
Педагог: Как поменялось ваше настроение?
Учащиеся: Захотелось отправиться в путешествие, осуществить мечту.
Педагог: Продолжим ассоциативный ряд, связанный теперь уже с данным образом.
Учащиеся: Любовь, море, счастье, плыть, красиво, радость, путешествие, мечтать, далеко и т.д.
Педагог: Как вы думаете, в мир жестокой реальности или романтической мечты переносит нас это изображение?
Учащиеся: В мир романтической мечты.
Педагог: Используя образ и слова-ассоциации, напишите небольшой текст (4-5 предложений в течение 3-4 минут) на тему: «Под алым парусом».
Учащиеся создают и озвучивают текст.
Таким образом, на стадии индукции происходит мотивация учебной деятельности обучающихся через создание эмоционального и психологического настроя, включение чувств обучающегося, создание личностного отношения к предмету обсуждения, создание проблемной ситуации. Происходит “вызов” уже имеющихся знаний по изучаемой теме, активизация познавательной деятельности обучающихся.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Феерия
http://muzofon.com/search /звуки+ шум+ моря
Список литературы:
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998.
УМК под редакцией В.Я. Коровиной «Литература. 6 класс».