СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока «Фольклор в музыке русского композитора А.К. Лядова»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с творчеством русского композитора А. К. Лядова. Формировать интнрес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Фольклор в музыке русского композитора А.К. Лядова»»

Урок музыки

5 класс

По программе «Музыка» авторов Г. П. Сергеевой, Е.Д. Критской



Составитель: учитель музыки МБОУ «Шлиссельбургская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Феоктистова Г.В.



Тема урока:«Фольклор в музыке русских композиторов»



Цели урока.

1.Деятельностнаяформирование УУД при знакомстве с русской классической музыкой

2.Предметно-дидактическая – дать представление о творчестве композитора А.К. Лядова с целью осознания взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • формировать интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • познакомить с творчеством русского композитора А.К. Лядова;

  • моделировать музыкальные характеристики героев музыкального произведения;

  • Расширять музыкальный и общий кругозор;

  • совершенствовать вокально-хоровые навыки, чувство ритма, творческие способности.



Метапредметные:

Регулятивные

  • следовать при выполнении музыкально - творческой работы инструкциям учителя;

  • нацелиться на успешную деятельность;

  • осуществлять самостоятельную музыкально – творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально - исполнительские замыслы (в музыкально-пластическом движении и импровизации);

  • прогнозировать содержание произведения по его названию, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов;

  • определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы.

Познавательные

  • сопоставлять образцы разных музыкальных произведений;

  • самостоятельно находить информацию и осмысливать её;

  • обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Коммуникативные

  • слушать собеседника;

  • включаться в диалог о музыкальном искусстве;

  • излагать свое мнение,делиться впечатлениями;

  • участвовать в коллективных обсуждениях.

Личностные:

  • формировать положительную мотивацию к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности;

  • развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности

  • воспитать уважительное отношение к музыкальному наследию России.



Тип урока:

1. По ведущей дидактической цели – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

2. По способу организации - комбинированный.

3. По ведущему методу обучения – репродуктивный.



Методы обучения:

1.Основной – репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

2.Дополнительные – метод эмоционального настроя; метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность; целеполагание; метод размышления о музыке;метод вживания в образы искусства; метод импровизации;метод формирования певческих навыков; частично-поисковый; метод обобщения; метод самооценки; исследовательский.

Средства обучения:

Оборудование к уроку:Мультимедиа-проектор, экран, компьютер, учебник «Музыка, 5 класс», автор Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, тетрадь,карточки «фольклор, музыка, русские композиторы», плакат «Словарь настроений в музыке»,таблицы для детей «Средства музыкальной выразительности», стаканчики (пластиковые).

Музыкальный материал: видео песня «Сказки гуляют по свету»автор музыки: Евгений Птичкин, автор текста: Михаил Пляцковский; А.К. Лядов фрагмент из симфонической миниатюры «Волшебное озеро»; А.К. Лядов тема Кикиморы из симфонической миниатюры «Кикимора»; русская народная плясовая «Танец с притопами»; песня «В гостях у сказки» автор слов: Юлий Ким, автор музыки: Владимир Дашкевич.



























































Слайд №1

Организационный этап.

Дети входят в класс под музыку «Сказки гуляют по свету»

Слайд № 2

У. Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Галина Валентиновна. Дети! Вы пришли в этот класс на урок музыки. А так как у нас музыкальный урок, давайте поприветствуем друг друга при помощи музыки.

У. (поет): ЗДРАВСТВУЙТЕ! А теперь поздоровайтесь со мной.

    1. Д. Здравствуйте!

Актуализация.

У. Я очень рада вас видеть! Ребята, наша встреча сегодня необычная. Нам предстоит всего за один урок узнать много нового о музыке. И для этого мы отправимся в путешествие в волшебную страну музыкальных сказок.

Слайд № 3 (дворец с замком)

Прием необъявленная тема



    1. У. А вот и ворота, через которые мы туда пройдем.Но они закрыты на замок, а ключ от ворот хранит сказочный кот ученый.Он пропускает только тех, кто выполняет его задания.

У.А вот и первое задание кота.Нам нужно отгадать загадки.

Слайд № 4



«Пословицы, сказки, частушки, былины -

Как все назвать это словом единым?» (ьклрофол)

Слайд № 5

(Фольклор)

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народнаямудрость

Слайд № 6

Грустно было всем пока, не зазвучала ….. (зумыка)

Слайд № 7 (музыка)

Слайд № 8

Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
(торзимпоко)

Слайд № 9 (Композитор)

Ответы детей(фольклор, музыка, композитор)прикрепляю к доске карточки.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

У. Посмотрите на эти слова и постарайтесь (фольклор, музыка, композитор) определить тему сегодняшнего урока.

Ответы детей (фольклор в музыке композиторов).

У. Сегодня мы познакомимся с музыкой русских композиторов, которая появилась на свет благодаря фольклору – сказанию русского народа.

На партах лежит белые лист «Рабочий лист» Запишите на нем тему урока .

Слайд № 10

Тема урока «Фольклор в музыке русских композиторов».

Слайд № 11 ворота закрыты

У. Молодцы, вы справились с этим заданием.

Но ворота по-прежнему закрыты. Не пропускает нас кот – ученый. Нам нужно сформулировать цель урока.

Слайд № 12

Сформулируйте цель урока, используя опорные фразы:

-Сегодня на уроке мы познакомимся…

-Сегодня на уроке мы сможем увидеть взаимосвязь….

-Сегодня на уроке мы будем учиться …



Ответы детей

У. Цель нашего урока: «Познакомиться с творчеством русского композитора; увидеть взаимосвязь фольклора и музыки».



У. Ворота открыты. В добрый путь.



Слайд № 13 ворота открыты.

У .Обратите внимание! У вас на партах лежит лист с нарисованной ноткой. Для чего же она нужна? Во время урока вы будете выполнять задания. И если вы справились с ним, то нарисуете в тетради такую же ноту. А в конце урока посчитаете, сколько же ноток вы сумели заработать. Это позволит вам оценить свою работу на уроке.

С первым заданием все справились, можете нарисовать в нотку.





Первичное усвоение новых знаний

Слайд № 14 Портрет А.К.Лядова.

У. Итак, начинаем путешествие по волшебной музыкальной стране.

У. Перед вами портрет выдающегося русского композитора Анатолия Константиновича Лядова.Родился он в городе Санкт-Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, поэтому с детства его окружал артистический мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом, профессором Санкт-Петербургской консерватории.

Не случайно мы сегодня с вами будем говорить о нем. Ведь основу его творчества составляют музыкальные произведения на сюжеты русского фольклора.

Волшебный мир сказки вдохновлял композитора.

Слайд №15

«Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив» - говорил А. К. Лядов

Слайд № 16

У. Эти три музыкальных произведения наиболее известны в творчестве Анатолия Константиновича. А называются они - СИМФОНИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ

У.Пожалуйста, запишите в тетрадь новое понятие «Симфоническая миниатюра»

Слайд № 17

Симфоническая миниатюра- небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Записывают в тетрадь

У. Представьте сказочный пейзаж. Летняя ночь, светят звезды, тихо плещется вода, в камышах притаились русалки. Можно закрыть глаза, это поможет вам погрузиться в сказку.Послушаем фрагмент симфонической миниатюры Лядова «Волшебное озеро».

Слайд № 18 (не включаю)

Слушание «Волшебное озеро» А. Лядова (фрагмент)

У.Ребята, мне бы хотелось услышать, какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что в музыке есть такое, что помогает нам услышать в нем волшебство?

Ответы детей.

Слайд № 18

О своем сочинении Лядов говорил: «Какое мое «Волшебное озеро» хорошее! Играю – и упиваюсь. В таком роде я еще не сочинял».



У.Художник пишет картины при помощи красок, писатель словами описывает нам происходящее вокруг. А композитора есть свои помощники, которые помогают музыке меняться, развиваться, звучать интересно, ярко, красочно, выразительно. Это - темп, тембр, лад, ритм и другие. Именно поэтому мы, слушая музыку, можем представить ту или иную картину. Давайте разберемся, что же использовал А.К. Лядов для того чтобы мы поняли его замысел. В этом нам поможет волшебный цветок, который лежит на ваших партах. При помощи этого цветка вам не составит труда рассказать о симфонической миниатюре. Работать будете в парах. (розовый лист)



Игра «Расскажи мне о музыке». Работают в парах.



У. Что же использовал композитор для того, чтобы вы могли понять без слов музыкальное произведение. Какие средства он использовал?

Ответы детей.

У.Итак, мы прослушали отрывок, из какого произведения?

И узнали, что помогает композитору сделать музыку понятной для слушателей..



Дети, кто справился с этим заданием, можете нарисовать нотку у себя в тетради.

У.Музыку можно слушать, о ей можно рассказывать. Это вы уже делали. А сейчас я предлагаю нарисовать музыку, но не красками, а рукой в воздухе.

Представьте, что вы художники. Я прошу, возьмите в свою руку звук, как кисть и ведите его, строго следуя за мелодией. «Рисуйте» в воздухе картину, соответствующую звучащей музыке.

Это поможет вам отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование)

Звучит музыкальный фрагмент «Волшебное озеро» А. Лядова

«Музыкальное рисование». Метод пластического интонирования. Дети «рисуют» рукой движение музыки. Они улавливают движение, ритмический рисунок, рельефность музыкальной ткани.

Ответы детей.

У.Трудно было идти за мелодией?

И у вас получилось изобразить музыку?

Что вы чувствовали, когда рисовали музыку?

Этот способ помог лучше понять замысел композитора?

Ответы детей.

Можете нарисовать нотку у себя в тетради.

У. Продолжим путешествие по сказке. Представьте себе, что мы попали в волшебный дремучий лес. Кто же там живет?

Эта нечистая сила

На вид совсем некрасива.

На болоте обитает,

Всех вокруг она пугает(кикимора).

Слайд № 18

У.Правильно, кикимора. Злой дух, нечистая сила в женском обличье.

Давайте откроем учебник на странице 19.

И прочитаем, как описывает кикимору знаменитый собиратель фольклора И. Сахаров.

Работа с учебником. Стр. 19.

Скажите, вам сразу удалось представить кикимору? Какая она?

Метод «Моделирования» делю детей на группы по 4 человека.

У. Представьте себя на месте композитора, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

- Как бы вы охарактеризовали Кикимору?

Воспользуйтесь «Волшебным цветком».

Можно подчеркнуть те слова, которые вы выбрали.

У.А теперь послушаем тему Кикиморы из симфонической миниатюры «Кикимора».

Слайд № 19 (музыка)

Слушаниефрагмента из симфонической миниатюрыА.К. Лядова «Кикимора»

У.Вам страшно было? Почему?

У. А теперь скажите, похожи ли ваши кикиморы на кикимору Анатолия Константиновича?Что совпало? Есть ли расхождения?

Ответы детей.(анализируют групповые работы)

У. Есть ли в этом произведении связь фольклора и музыки?

Можно считать, что мы справились с заданием

Ответы детей.

Это очень сложное задание. Даже если что-то не совсем получилось, вы старались, поэтому – МОЛОДЦЫ! Рисуйте нотку в тетради.

У. А теперь подумайте, а что общее между симфоническими миниатюрами «Кикимора» и «Волшебное озеро»?

А чем они отличаются?

Ответы детей.

Кто отвечал верно, рисуйте нотку.



У.Дети, вы помните, как Сахаров описывал поведение кикиморы? «Стучит, гремит кикимора». Я предлагаю вам тоже немножко постучать и погреметь. Возьмите в руки стаканчики, которые стоят у нас на столе. Как вы думаете, для чего они нам нужны?

Ответы детей.

У.Мы их будем использовать как музыкальные инструменты. Эта игра поможет каждому проверить свои музыкальные способности, чувства ритма и темпа. Мы будем двигаться в соответствии с характером музыкального произведения)



Слайд № 20

Физминуткасо стаканчиками. С использованием элемента Орф – педагогики (музыка «Пляска с притопами»).

Наше тело тоже может звучать. Мы может хлопать, топать, щелкать пальцами. Давайте исполним музыку нашего тела.

У . Всем по нотке.



Вокально - хоровая работа.

У.Сегодня на уроке мы встретились со сказкой, и я думаю, что нам просто необходимо спеть песню о сказке. Но, сначала нам нужно подготовить голос для пения.

У. Мы в сказочном лесу и подошли к волшебному озеру. Подул сильный ветер, а теперь легкий, ласковый ветерок.

Дыхательное упражнение «Ветер и ветерок»



Слайд №21

Я – Кикимора лесная

обожаю всех пугать!

Но не бойтесь меня, детки,

Вас не буду обижать! Ух!

Распевка «Кикимора» исполняет учитель.

Исполняю дети вместе с учителем.

Игра «Музыкальное эхо». Учитель исполняет музыкальную фразу, дети повторяют.

У. Молодцы. Вы просто таланты. Рисуйте нотки.



У. Пришло время исполнить песню.

Слайд № 22

Дети исполняют песню « В гостях у сказки» (куплет)

У. Молодцы. Рисуем нотку.

Подведение итогов урока.

Наше путешествие подходит к концу.

Какой была тема урока?

Какие цели вы ставили?

Удалось ли достичь этих целей?

Возникали у вас затруднения?

Вы смогли их преодолеть?

Давайте проверим вашипри помощи теста.



Слайд №23

Ответы: 1 – 5; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 3.

У. Кот ученый остался доволен вашими результатами.

Выставление оценок.Самооценивание.

У.А как вы оцените свою работу на уроке? Пришло время посчитать нотки.Дети подсчитывают.

(Оценивание обучающихся с комментированием по листу самоконтроля)



Слайд № 24

У. На перемене можно подойти ко мне. Я выставлю оценки в дневник.



Домашнее задание

У. Я попрошу вас дома нарисоватьКикимору или волшебное озеро.И вы можете организовать выставку своих работ в классе.



Слайд № 25



У.Спасибо вам всем за работу на уроке! Я надеюсь, что вы сегодня получили большой заряд положительных эмоций и хорошего настроения!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!