Методическая разработка урока
по теме : «Дружба» урок № 14 (модуль ОСЭ)
Чибугаева Елена Петровна - учитель начальных классов
МБОУ «Тихоновская СОШ имени Щербакова Д.Г.»
Цель: раскрытие сущности понятия «дружба», формирование представления о качествах, которыми должен обладать настоящий друг.
Задачи:
Развивать этические чувства доброжелательности и отзывчивости;
Готовить учащихся к умению слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
Развивать понимание у детей их значение в выстраивании дружеских отношений в семье и обществе.
Оборудование. Учебник «Основы светской этики».
Ход урока:
І. Организационный момент.
Ребята посмотрите друг на друга и поздоровайтесь.
II. Мотивация. Введение в тему урока.
Учитель. Сегодня мы с вами постараемся разобраться в очень важном вопросе для каждого из нас. Послушайте притчу внимательно.
Снег
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
Как думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Наш урок сегодня посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе.
III. Актуализация знаний. Приём «Знаем – не знаем».
Что вы уже знаете о дружбе? Что хотите узнать? (запись на доске)
Обратимся к рубрике учебника «Вы узнаете»
Сегодня попробуем разобраться:
Что такое дружба?
Какие отношения существуют между людьми?
Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?
Ребята мы все споем один куплет песенки «Если с другом вышел в путь…» И так в путь?
-Вы уже четвертый год вместе .Вы все сдружились. Мне очень хочется услышать имена ваших друзей.
IV. Открытие нового знания. Работа в группах.
Обратимся к учебнику и поработаем в группах.
1 группа – находит объяснение слову «дружба» в учебнике.
2 группа –на парте у каждого лежат карточки , где написаны качества и черты характера людей . Дети должны ответить на вопрос «Какие качества и черты характера ты ценишь больше всего в людях?» (подчеркнуть)
Работа со словарем В.И.Даля. Ребята записывают определение дружбы в тетрадь.
V. Физминутка.
VI. Первичное закрепление.
Ребята, оказывается ученые психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное вероисповедование. Разное воспитание. Мнение людей едино в том, что они считали дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы:
-Может кто-нибудь знает и нам назовет их.
1) доверять другу
2) делиться новостями. успехами или неудачами;
3) уметь хранить чужие тайны;
4) радоваться вместе с другом его успехам;
5) предлагать свою помощь. а не ждать свою просьбы о помощи;
6) стараться. Чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;
7) защищать друга ( если кто-то говорит плохо в его присутствие);
8) не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен сказать об этом наедине);
9) уважать право другого иметь других друзей, не быть навязчивым;
10) всегда выполнять свои обещания.
-Какие из этих правил ты выполняешь, а каких тебе нужно научиться?
VII. Самостоятельная работа. Работа в группах.
Подумайте, какой можно дать совет, чтобы помирить
1 гр. – мальчика с девочкой;
2 гр. – друзей;
3 гр. – маму с сыном.
Молодцы! Можете в различных ситуациях найти выход, чтобы не обидеть друга.
VIII. Включение нового знания в систему Пословицы для групповой работы.
Соберите пословицы. Карточки с заданием у каждой группы на столах.
Человек без друзей, хоть брось.
Дружно не грузно - будь другом.
Хочешь дружбы, что дерево без корней.
Не имей сто рублей, чем родная матушка.
Нет лучше дружка, а имей сто друзей.
IX. Рефлексия.
Перед вами доска объявлений. Она пока ещё пустая. Напишите самостоятельно маленькую заметку в газету на тему «Ищу друга». Укажите качества, которыми на ваш взгляд должен обладать настоящий друг (прилагательные)
Доска объявлений заполняется заметками. Зачитываются 2 – 3 работы.
Оцените свою работу. Смогли ли вы найти для себя ответ, каким должен быть настоящий друг?
X. Домашнее задание по выбору.
Составить рассказ по рисункам
Написать сочинение о друге.