Урок в 9 классе по теме «Сероводород. Сульфиды.»
Цель: формирование на междредметном уровне системных знаний о сероводороде как летучем водородном соединении серы, а также о сульфидах как производных сероводородной кислоты
Задачи урока: 1.Изучить строение, свойства и применение сероводорода;
Изучить соли сероводородной кислоты - сульфиды и их качественное определение;
Изучить влияние сероводорода на окружающую среду и здоровье человека
4.Нравственное и эстетическое воспитание учащихся к окружающей среде.
5.Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Уметь применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: а) экологически грамотного поведения в окружающей среде; б) оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека.
Методы обучения: беседа, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент, рассказ
Средства обучения: внутри- и межпредметные связи, мультимедийный проектор, компьютер, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, химический эксперимент
Урок комбинированный (объяснение нового материала), носит проблемный характер, сопровождается презентацией.
Основные вопросы урока:
1.История открытия и изучения сероводорода.
2.Распространение и роль сероводорода в природе. Его действие на живые организмы.
3.Физичские свойства и способы получения сероводорода.
4.Строение молекулы сероводорода.
5.Химические свойства сероводорода. Сульфиды.
6.Применение сероводорода и сульфидов.
Вводная часть урока: подготовка к восприятию нового материала
Беседа. Неметаллы с водородом образуют летучие водородные соединения. Какую степень окисления атомы неметалла проявляют в этих соединениях? (низшую) Как изменяются свойства водородных соединений неметаллов по периодической системе в пределах периода и главной подгруппы? (по периоду слева направо и по главной подгруппе сверху вниз основные свойства убывают, кислотные усиливаются). Сегодня мы будем с вами изучать состав, строение и свойства летучего водородного соединения серы – сероводорода и его солей. Слайд 1. Сообщение темы и цели урока.
Объяснение нового материала
История открытия сероводорода
Сероводород впервые был получен К. Шееле прямым синтезом и действие кислот на сульфид железа и марганца, а затем был описан под названием «удушающий серный газ». Сообщения учащихся по теме.
Нахождение и роль сероводорода в природе (слайд 2)
Сообщения учащихся. Скопления сероводорода встречаются в природе не только вблизи вулканов. Он образуется всюду, где гниют органические вещества, а потому является постоянным спутником человека и загрязняет окружающую среду. Большие скопления его находятся в Чёрном море (Слайд 3).
Обращаю внимание на то что газ ядовит. 0,1% объёма его в воздухе вызывает тяжёлые отравления (потеря сознания из-за паралича дыхательного центра, так как сероводород соединяется с железом гемоглобина крови). Коварство его состоит в том, что после лёгкого отравления запах газа перестаёт ощущаться. Противоядие – вдыхание чистого воздуха (слайд 4)
Состав и строение
Один из учащихся у доски составляет формулу сероводорода – H2S и показывает механизм образования связи в его молекуле, опираясь на знания, полученные ранее. Учащиеся знают, что свойства веществ зависят от их строения. Ставлю перед учащимися проблему: «Как объяснить различие физических свойств водородных соединений кислорода и серы – веществ, образованных элементами-аналогами, близкими по своему составу и строению?» Ученики отмечают, что связь в молекуле ковалентная полярная, так как образована разными атомами неметаллов (с разной электроотрицательностью). Я поясняю, что молекула имеет угловую форму и валентный угол составляет 920 (слайд 5). Далее мы выясняем с учащимися, что полярность связи Н-S- в молекуле сероводорода невелика по сравнению с полярностью связи Н-О- в молекуле воды, поэтому в отличии от воды молекулы сероводорода не способны образовывать водородные связи. Именно по этой причине сероводород – газообразное вещество.
Физические свойства (слайд 6)
Информацию на слайде дополняю. Рассматривая растворимость, сообщаю, что при этом образуется слабая двухосновная сероводородная кислота:
Н2S → H+ + HS- → 2 H+ + S2-
Поэтому сероводородная кислота образует 2 типа солей: средние – сульфиды и кислые – гидросульфиды.
Получение сероводорода (слайд 7)
Химические свойства
Итак, если пары сероводорода изменяют окраску лакмуса в красный цвет, то о чём это говорит? (сероводород обладает кислотными свойствами). Следует предположить, что сероводородная кислота будет проявлять свойства, общие для неорганических кислот, а именно, будет взаимодействовать с основаниями и солями. Помним о том, что это слабая кислота.
Кислотные свойства сероводорода: (слайд 8)
1.С щёлочами: а) H2S + NaOH = NaHS + H2O
б) H2S + 2NaOH = Na2S + 2H2O
2.С солями более слабых кислот: Na2СО3 + H2S = Na2S + H2O + CO2 ↑
Качественная реакция на сероводородную кислоту и сульфиды (слайд 9):
Взаимодействие с растворимыми солями свинца (образуется чёрный осадок PbS):
H2S + Pb(NO3)2 → PbS↓ + 2HNO3
Na2S + Pb(NO3)2 → PbS↓ + 2NaNO3
Pb2+ + S2- → PbS↓
Загрязнение атмосферы вызывает почернение поверхности картин, написанных масляными красками, в состав которых входят свинцовые белила. Одной из основных причин потемнения художественных картин старых мастеров было использование свинцовых белил, которые за несколько веков, взаимодействуя со следами сероводорода в воздухе (образуются в небольших количествах при гниении белков; в атмосфере промышленных регионов и др.) превращаются в PbS. Свинцовые белила – это пигмент, представляющий собой карбонат свинца (II). Он реагирует с сероводородом, содержащимся в загрязнённой атмосфере, образуя сульфид свинца (II), соединение чёрного цвета:
PbCO3 + H2S = PbS↓ + CO2 + H2O
При обработке сульфида свинца (II) пероксидом водорода происходит реакция:
PbS + 4H2O2 = PbSO4 + 4H2O,
при этом образуется сульфат свинца (II) - соединение белого цвета.
Таким образом реставрируют почерневшие масляные картины
Какие степени окисления может проявлять сера в соединениях? (-2, 0, +2, +4, +6). В молекуле сероводорода какую степень проявляет сера? (-2). Что вы можете сказать о проявлении окислительно-восстановительных свойств этого соединения? (так как сера в молекуле сероводорода проявляет низшую степень окисления, следовательно, сероводород будет вступать в окислительно-восстановительные реакции только в качестве восстановителя). С какими веществами он должен взаимодействовать? (с окислителями) Самый универсальный окислитель – это кислород.
Восстановительные свойства сероводорода: (слайд 10)
1.С кислородом – горение (сероводород горит голубым пламенем):
а) в избытке кислорода: 2H2S + 3O2 = 2SО2 ↑+ 2H2O
б) в недостатке кислорода: 2H2S + O2 = 2S↓ + 2H2O
2.С галогенами: H2S + Br2 = S↓ + 2HBr
H2S + J2 = S↓ + 2HJ
3.С сернистой кислотой: 2H2S + H2SО3 = 2S↓ + 3H2O
Демонстрация: 1.Получение сероводорода 2.Растворение сероводорода в воде 3.Действие индикатором на пары сероводорода и его раствор в воде 4.Горение сероводорода 5.Качественная реакция на сероводородную кислоту и её соли (слайд 11)
Вывод: сероводород обладает кислотными и восстановительными свойствами.
Применение сероводорода (слайд 12)
Закрепление
В конце урока учащиеся решают задачу. Один из учеников у доски. (слайд 13)
Домашнее задание: §18, №6
Литература
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Химия. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2008.
Кузнецова Н.Е, Шаталов М.А., Обучение химии на основе межпредметной интеграции. 8-9 классы. Учебно-методическое пособие – М.: «Вентана-Граф», 2006.
Шаталов В.А., Уроки химии. 9 класс. Методическое пособие – М.: «Вентана-Граф», 2007.