СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока для 7 класса по теме "Физика - наука о природе"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для 7 класса по теме "Физика - наука о природе"

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 7 класса по теме "Физика - наука о природе"»

Тема урока: «Физика – наука о природе»

Цели урока:

Предметные:

- дать понятие о предмете изучения физики;

- дать понятие, что такое физическое тело и вещество.

- сформировать представление о явлениях природы: механические, тепловые, звуковые, световые, магнитные, электрические.

Метапредметные:

- развитие умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Личностные:

- воспитание самостоятельности, дисциплинированности, умения слушать ответы одноклассников

Оборудование: презентация, стальной шарик, стакан с водой, карандаш, камертон, магниты и магнитная стрелка, воздушный шарик и бумага, электрофорная машина, лед, свеча.

Организационный момент.

Учащимся сообщается, что они находятся в физическом кабинете, учитель знакомит их с правилами по технике безопасности во время занятий и на переменах в данном кабинете.

Сообщение новой темы. Организационный этап.

Откройте тетради и запишите в тетрадь число и тему урока: «Физика – наука о природе». Название темы говорит за себя. Да, физика изучает природу и в переводе с греческого означает природа. Древнегреческий ученый Аристотель более двух тысяч лет написал книгу под названием «Физика». С того момента и возникла эта наука. В те времена знания о природе были достаточно скудными, поэтому их можно было изложить в одной книге. Трудно было представить, какой должна быть книга, чтобы написать о ней все, что известно человечеству о природе в настоящее время! В школе природу изучают четыре дисциплины: физика, биология, география и химия.

Постановка цели деятельности

Что же все-таки изучает физика как наука? На сегодняшнем уроке мы узнаем это. На уроке у вас будет возможность заработать баллы. За каждый правильный ответ – наклейка (1 балл).

Ход урока

Учащиеся выполняют построение схемы в тетради о том, что изучает физика.

Ф изика изучает

Тела Явления природы:

Вещества Механические

Поле Звуковые

- гравитационное Тепловые

- электрическое Световые

- магнитное Электрические

Магнитные

Физики договорились, что любой предмет, встречающийся в мире, называть физическим телом или просто телом. Поэтому, когда вы встретите в тексте задачи фразу: «Тело падает с высоты 100 метров», пугаться не надо, падает не человеческое тело, а, например, камень. Тело – это то, что можно потрогать руками, увидеть. Приведите свои примеры физических тел.

Как вы знаете, все физические тела состоят из веществ. Например, чайная ложка может быть серебряной, стальной или алюминиевой, корпуса авторучек – пластмассовые. Вы называли примеры тел, назовите, из каких веществ они могут состоять?

Что же такое поле? В отличие от тела, поле мы не можем увидеть и потрогать. Рассмотрим демонстрацию – падение шарика. Что заставляет его двигаться вниз? Притяжение Земли. На шарик действует поле земного притяжения, его называют гравитационным. Не только наша планета оказывает такое действие, но и все тела вокруг, просто их действие незначительно.

Также существует электрическое поле и магнитное. Демонстрация взаимодействия наэлектризованного воздушного шарика с бумажной крошкой и взаимодействие двух магнитов одинаковыми и разными полюсами.

Нас окружает удивительный мир, в нем постоянно происходят различные изменения. Например, смена дня и ночи, изменения погоды, таяние льда… Примеров можно привести много.

Любые изменения, которые происходят с телами, называют явлениями.

Явления, при которых могут изменяться размеры, форма, состояние, но вещества остаются прежними, не превращаются в другие, называются физическими явлениями. Например, испарение воды. Приведите примеры явлений природы. Физические явления очень разнообразны. Нам и урока не хватит, для того, чтобы перечислить малую часть явлений, которые существуют в природе. Для удобства их изучения мы поделим их на отдельные категории (слайд 2). Запишите название групп явлений природы.

Давайте представим, что летит самолет или едет машина. В этих явлениях тела движутся. Явления, связанные с изменением положения какого-либо тела по отношению к другому называют механическими (слайд 3). Приведите свои примеры механических явлений. Запишите два примера в схему.

А какие явления называют звуковыми? (слайд 4) Приведите свои примеры звуковых явлений. Запишите два примера в схему. Демонстрация камертона. Камертон используют для настройки звуковых инструментов.

Многие явления вызываются сменой тепла и холода, при этом происходит изменение свойств самих тел, они меняют форму, размеры, состояние. Например, лед при нагревании превращается в пар и т.д. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел, называют тепловыми (слайд 5). Приведите свои примеры тепловых явлений. Запишите два примера в схему.

Явления, которые связаны со светом, называются световыми. Встретившись с прозрачным препятствием, свет преломляется. Демонстрация стакана с водой и карандаша в нем (слайд 6). Приведите свои примеры световых явлений. Запишите два примера в схему.

Теперь рассмотрим электрические явления. Что происходит со свитером, когда вы его снимаете. Мы слышим легкий треск. А если мы потрем о волосы расческу и поднесем ее к мелким кусочкам бумаги, то кусочки будут притягиваться. Тела, которые способны после натирания притягивать легкие предметы, называются наэлектризованными телами. Демонстрация взаимодействующих наэлектризованных с помощью электрофорной машины султанчиков (слайд 7).

Магнитные явления – это все, что обусловлено взаимодействием магнитов: притяжение магнитом железных опилок, поворот стрелки компаса под действием огромного магнита – Земли (слайд 8). Демонстрация взаимодействующих магнитов, магнитов и магнитной стрелки.

В ходе урока учащиеся приводят свои примеры явлений каждой группы. Часто они путают такие понятия как «явление» и «тело». Например, ученик может привести примет светового явление – «свеча». В течение урока необходимо постоянно корректировать ответы учащихся. Не свеча, а горение свечи.

Закрепление нового материала.

Назови, к какой группе явлений относится данное (слайды 9-13)

Виктóрия — водопад на реке Замбези в Южной Африке.

Падение метеорита в Челябинске.

Извержение вулкана в Чили.

Смерч в Америке.

Учащиеся делают вывод о том, что явления природы можно отнести сразу же к нескольким группам явлений.

Подведение итогов урока

Какую цель на уроке мы поставили? Что же все-таки изучает физика? Давайте ответим на этот вопрос, взглянув на схему, которую мы заполняли в течение урока.

Физика – это наука, которая изучает тела, вещества, из которых тела состоят, поле, а также явления природы (механические, звуковые, тепловые, световые, электрические и магнитные)

Рефлексия.

Учащиеся подсчитывают количество заработанных за время урока баллов, оценивают свою активность на уроке.

Домашнее задание.

Параграф 1 читать, ответить на контрольные вопросы письменно.

Подумайте, как мы изучаем явления окружающего мира?

Работа с карточкой. Заполни таблицу.

Спуск с горы на санках, взаимодействие магнитной стрелки с магнитным полем Земли , выпадение осадков, вспышка молнии, таяние снега, перемещение камней водой, радуга, солнечный зайчик, плавление металлов, звучание музыкальных инструментов, работа электрического звонка, электризация волос, шум прибоя

Механические явления


Световые явления


Тепловые явления


Звуковые явления


Электрические явления


Магнитные явления


Химические явления





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!