СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока для 7 класса "Деепричастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность представленной разработки урока русского языка в 7 классе сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность обучающихся способствует формированию коммуникативной   личности, которая

  • стремится к максимальной реализации своих возможностей,
  • открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
  • умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока для 7 класса "Деепричастие"»










Урок русского языка по теме:

«Деепричастие»






















Выполнила:

Соколова Надежда Фёдоровна- учитель русского языка и литературы 1 категории

МБОУ «Наумовская ООШ» Пролетарского района Ростовской области



2014 г.



Урок русского языка в 7 классе по теме «Деепричастие» представлен в форме технологической карты с учетом требований ФГОС к основному общему образованию.


Содержание


Введение…………………………………………………………………… 3-7

Модель урока русского языка в 7 классе………………………………… 8-14

Литература………………………………………………………………….. 15

Приложение………………………………………………………………… 16-19

































Введение.

Целью федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования является формирование функционально грамотной личности. Для ее реализации ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные.

Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку. Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы в связи с чем:

  • целесообразно шире использовать работу с текстом;

  • отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;

  • обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

  • учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;

  • регулярно проводить многоаспектный анализ текста.


На уроках русского языка возможно решение как предметных, так и метапредметных задач.

Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:

1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);

2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);

3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа;

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как дает формирование «основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним».

Предмет «Русский язык», служит формированию коммуникативных универсальных учебных действий, так как обеспечивает «овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета и приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний».

Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.

Типовыми заданиями (действиями, материалами) по русскому языку, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, могут быть следующие в зависимости от желаемых результатов (УУД).

Аргументация.

Перед учащимися средних и старших классов очень остро, особенно в последнее время, стоит задача приобретения знаний и умений, необходимых для восприятия, понимания и интерпретации текстов различных стилей и жанров. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.

Актуальность.

Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления

М.М. Бахтин

Актуальность представленной разработки урока русского языка в 7 классе сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность обучающихся способствует формированию коммуникативной личности, которая

  • стремится к максимальной реализации своих возможностей,

  • открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

  • умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.


Личностные результаты.

Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: свободные диктанты, обучающие изложения и сочинения, их анализ, редактирование). Многие тексты упражнений учебников несут духовно-нравственный смысл, и, работая с ними, учитель не может пройти мимо нравственной оценки их содержания.


Регулятивные универсальные учебные действия.

Развитие организационных умений на уроках русского языка осуществляется, прежде всего, через использование проблемно-диалогической технологии. Материал в учебнике, конспектах, презентациях, сопровождающих поурочные разработки, на уроках открытия нового знания структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (в презентациях обеспечена интерактивная наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.




Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это могут быть:

– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.);

– использование разного ряда подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов;

– приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами; система работы с различными словарями.


Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Чётко выстроенная в учебниках, методических рекомендациях система работы по развитию речи включает совершенствование орфоэпических навыков, количественное и качественное обогащение словарного запаса, оперирование стилистическими ресурсами языка, развитие связной устной и письменной речи.

Представленный урок разработан с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.



Цели данного занятия:

Деятельностная:

Формирование у учащихся  способов действия, связанных с анализом текста,  поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной.


Содержательная:

Создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстами разной стилистической окраски, представлений о сфере и уместности использования каждого из стилей; анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;













Планируемые результаты.

Повышение уровня развития устной речи обучающихся, культуры их поведения в обществе.

Формирование привычки соблюдения правил приятного общения.

Приобретение дополнительных навыков работы с научной литературой.

Обогащение эмоционального мира обучающихся, развитие нравственной

личности.


Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

  • развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи.

Метапредметне результаты :

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Контроль.

Усвоения материала осуществляется как в процессе занятия, так и по итогам работы. Возможность перегрузки в ходе занятия исключается, поскольку практически весь необходимый объём работы возможно выполнить в классе. После уроков может быть рекомендовано провести какие-либо наблюдения, применить полученные знания на практике в процессе подготовки к выступлению (выбор школьных предметов в этих случаях осуществляется учащимися самостоятельно).

Основной принцип.

Обучение через действие и игру, понимание через познавание.


Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться.




Результаты занятия.

  • Умение сознательно структурировать собственную мысль, опираясь на общие законы и правила монологической речи;

  • Овладение техникой построения текста;

  • Выработка навыка структурирования замысла с учетом различных целевых установок и интерпретации информации в различных жанрах;

  • Овладение основными ресурсами аргументации;

  • Умение прогнозировать и устанавливать связи полученного и ожидаемыми результатами;

  • Умение находить и отбирать знания, материал для реализации частных тем; (отработка навыков и умения находить нужную информацию по заданной теме в специальной литературе, расширяя и углубляя учебный материал за счет жизненных наблюдений и интеграции учебных курсов);

  • произносить свои сочинения, опираясь на знание аудитории;

  • Освоение основных способов эмоционального воздействия на аудиторию;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков культурного индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи;

  • Повышение мотивации детей к обучению.










Модель

урока русского языка в 7 классе


Тема: Деепричастие.

Место урока в КТП: первый урок при изучении деепричастия.

Цель: Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, а также конструировать новые, сотрудничать в группе.

Задачи:

-Сформировать представление о деепричастии как части речи.

-Формировать умения присвоить учебную задачу, планировать действия по ее решению, сравнивать, классифицировать, доказывать, применять полученные знания на практике.

-Формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем в процессе учения.

Планируемый результат - учащиеся должны получить представление о деепричастии как части речи, оформить его с помощью текста, организовать сотрудничество при обсуждении учебного материала на уроке, уметь слушать товарищей, вносить коррективы в услышанное, обосновывать свои ответы.

Основные понятия: критерии деления слов на части речи, части речи, деепричастие, основное и добавочное действие, грамматические признаки, синтаксическая роль.

Ресурсы: Учебник

  1. Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014 год


Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные задачи

УУД

1.Организа

ционный.

Проверяет готовность класса к уроку.

Ребята, мы сегодня будем работать над исследованием. Как вы думаете, как лучше работать?

Отвечают, что над исследованием лучше работать в группах.

Рассаживаются по группам.

-

РегулУУД:умение управлять своей деятельностью

2.Мотивация учащихся к учению.

Актуализа

ция ранее полученных знаний

На экране высвечивается высказывание А.М.Пешковского «У каждой части речи свои достоинства».

Задание:

Как вы понимаете данное высказывание?

Задание:

В чём особенности каждой части речи?




Создает проблемную ситуацию через невыполнимое (при имеющемся уровне знаний) задание.

Задание:

Пользуясь знаниями о морфологическом разборе слова, определите части речи в предложении А из города уже выступало неприятельское войско, выгремливая в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окружённые несметными слугами.

Обращает внимание в диалоге с учащимися на

-способы классификации частей речи,

-обоснованность ответов,

-умение слушать товарищей, вносить коррективы в их ответы.

Сколько в данном предложении имён существительных, имён прилагательных, глаголов, причастий?

Как вы определили?

А какие слова вызвали затруднения в определении части речи? Почему?

А мы раньше встречались с таким явлением?

Признаки каких частей речи есть у причастия?


А признаки каких частей речи в данных словах (выгремливая, подбоченившись)?

На экране высвечиваются высказывания о деепричастии разных учёных – лингвистов.

Задание:

Что общего в этих высказываниях?


-Назовите учёных – лингвистов, которых вы знаете?


Давайте послушаем небольшие проекты, которые подготовили ваши одноклассники об учёных – лингвистах, составленные по инструкции (Приложение). В ходе выступлений вам необходимо заполнить таблицу в рабочих листах, которая пригодится вам в дальнейшем.

Как итог данного этапа урока предлагается выполнение небольшой тестовой работы

Задание:

Сопоставьте автора и высказываниие.









Каждая часть речи имеет свои особенности.


Особенности каждой части речи в его грамматических признаках.

Работа в группах.








Определение частей речи по алгоритму.



























Выявление слов незнакомой части речи











Да. Когда изучали причастие.


Причастие имеет признаки глагола и имени прилагательного.

Признаки глагола и наречия.



Данные высказывания о деепричастии.

Называют фамилии знакомых учёных – лингвистов.


Слушают и заполняют таблицы в рабочих листах.



Сопоставляют автора и высказывание

Повторение способов определения частей речи.








































































































Ознакомление с биографией учёных – лингвистов.

Личн.УУД: понимание значения получаемых знаний в дальнейшем.

РегулУУД:

умение выявлять известное и неизвестное.

КоммУУД:

умение сотрудничать в группе, слушать, участвовать в диалоге,создавать различные тексты в зависимости от ситуации на уроке.

Познав УУД:

умение сравнивать, классифицировать, доказывать, анализировать.


При обсуждении докладов-

РегулУУД:

умение вносить коррективы в свою деятельность и критически относиться к выступлениям других групп.

3.Изучение нового материала. Определе

ние значения новой части речи, грамматичес

ких признаков, синтаксичес

кой роли.

Дает задание определить значение новой части речи, грамматические признаки, синтаксическую роль.

Работа в группах по заданию учителя.

Формирова

ние представле

ний о новой части речи.

РегулУУД:

саморегуляция как способность к мобилизации по решению поставленной задачи.

ПознУУД:

умение определить и присвоить задачу, самостоятельное создание способов ее решения, конструирование знаний о новой части речи.

КоммУУД:


Выступления групп, обсуждение ответов, корректировка выступлений.

Приведение к научной норме.

Дает задание обратиться к учебнику теории: параграф 141, чтение, выявление нового о части речи деепричастие

Работа с текстом в группах.

Выявление нового о деепричастии.

Формирова

ние научных знаний о деепричас

тии.

Анализ текста (частичный)

КоммУУД

ПознУУД:

умение систематизировать знания, строить речевое высказывание.

Выступления групп, обсуждение ответов, корректировки выступлений.Формулировка темыурока. Запись в тетрадь сведений о деепричастии по плану: 1. Вопрос 2. Значение 3. Грамматические признаки 4. Синтаксическая роль в предложении


4.Закрепле

ние нового материала

Работа с упр № 230

Задани: найти в тексте и выписать деепричастия, устно обосновать свой выбор.

Работают индивидуально с упражнением 230

Закрепление знаний о деепричас

тии как части речи.

РегулУУД:

умение использовать полученные знания на практике.

Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению.


Работа с упр № 232 (2)

Задание: определить грамматические признаки деепричастий

Работают индивидуально с упражнением

Закрепление знаний о деепричас

тии как части речи

РегулУУД:

умение использовать полученные знания на практике.

Фронтальная беседа по выполненному заданию к упражнению.

5. Рефлексия

Предлагает учащимся ответить на вопросы

1.Что нового узнали на уроке?

2.Каким образом пришли к новому знанию?

3.Что не понравилось при работе в группе?

Отвечают на вопросы учителя или могут продолжить предложения:

-Сегодня я узнал..

-Теперь я могу…

-Я понял, что…

-Меня удивило…


ПознУУД:

умение анализировать ситуацию и собственные действия на уроке, давать оценку своей деятельности.


6. Домашнее задание

Дает дом. задание:

1.Составить вопросы по параграфу 141

2.Выполнить упр 235 (творческое задание с использованием в своей речи деепричастий)

Запись заданий в дневники

Закрепление изученного о деепричас

тии материала

через работу с теоретичес

ким материалом и минисочине

ние.


РегулУУД:

саморегуляция

ПознУУД:

умение осознанно читать текст, интерпретировать его,

построение речевого высказывания в письменной форме с использованием полученных на уроке знаний


Литература

  1. Русский язык . 7 класс: под редакцией М.М. Разумовской , П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014 год.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования[Электронный ресурс].

  3. Пичугов, Ю.С. Русский язык. Практика. 7 кл. [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов, - М.: «Дрофа» 2010, 289 с.















































Приложение





Алгоритм определения части речи


  1. На какой вопрос отвечает?

  2. Что обозначает?

  3. К какому слову в предложении относится?

  4. Как изменяется?

  5. Каким членом предложения является?


Выступления оценивается по следующим критериям:


1. Ответ должен быть логичным, последовательным;

2. Должен быть построен по типу рассуждения

(тезис – доказательство – вывод);

3. Сообщение не должно превышать 2 минут;

4. В речи выступающего не должны встречаться слова-

паразиты;


Памятка «Критерии оценки публичного выступления»

Область оценивания

Критерии

Индикаторы

Возможные баллы

Баллы

Оценка постановки цели и задач, их решения.

Соответствие целей и задач основным идеям работы.

1) Цель и задачи работы сформулированы четко и соответствуют идеям работы.
2) Цель и задачи работы сформулированы не конкретно.
3) Цель и задачи работы не сформулированы.

1) 2-3
2) 1
3) 0

 

Содержание речи.

Достоверность информации.

1) Информация достоверна.
2) Есть неточности в изложении материала.
3) Информация содержит много фактических ошибок.

1-3

 

Подбор информации.

1) Материал хорошо изучен и представлен в хорошо структурированном виде.
2) Отбор материала, последовательность изложения и композиция проекта демонстрируют глубокое понимание материала.

1) 0-2
2) 3-5

 

Презентация речи.

Речь оратора.

1) Аудитории было понятно изложение информации.
2) Изложение информации было ярким, запоминающимся.
3) Оратор говорил с энтузиазмом.
4) Оратор продемонстрировал достаточную экспрессивность речи.
5) Изложение информации было спонтанным.
6) Изложение информации было беглым.
7) Оратор продемонстрировал безукоризненное произношение и навыки артикуляции.

1) 1
2) 1
3) 1
4) 1
5) 0
6) 0
7) 1-2

 

Движения оратора.

1) Оратор выбрал удачную позу при публичном выступлении.
2) Движения оратора были адекватными.

1) 1
2) 1

 

Итого.

 

 

 

 

















Рабочий лист__________________



Автор








Дата жизни








Область исследования








Основные труды













Тестовая работа




Автор

Научные труды

1.



2.



3.





Желаю удачи!

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!