СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Что изучает синтаксис" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Что изучает синтаксис" 5 класс»

Урок №: ___ Дата: _______________ Класс 5

Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Тип урока: урок “открытия” нового знания

Цель урока:

Познавательные:

* знать, что изучают синтаксис и пунктуация;

* познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса – словосочетанием,

предложением, текстом;

* познакомить учащихся с новым разделом науки о языке и основными понятиями,

изучаемыми в разделе «Синтаксис. Пунктуация»;

* ввести понятие «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица»

Практические:

* учить редактировать текст;

* самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации;

* конструировать предложения;

* находить словосочетания.

Общепредметные:

* развивать у детей интерес к предложению и тексту как единицы языка;

* развивать стремление обогащать свой словарный запас, нормы орфоэпии.

Оборудование: 1)Русский яэык.5кл:Учебник для общеобразовательных школ. В двух ч. Авт.-сост.Л.М. Рыбченкова и др.-Москва.Просвещение.2014, проектор, презентация, доска.

Ход урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Послушайте сказку о греческом купце и богине Афине.

Однажды в бурном море тонул греческий купец. И чувствуя неминуемую гибель, обратился к богине Афине: «О премудрая дева Паллада! Спаси мою душу! И тогда я воздвигну тебе статую золотую пику держащую!» Богиня спасла купца. Но каково же было ее возмущение, когда вместо золотой статуи она увидела обыкновенную, но с золотой пикой в руке….

- Почему так получилось? (Греческий купец воспользовался хитростью, он прекрасно разбирался в законах синтаксиса. Его обращение двусмысленно).

- Как нужно было построить предложение, чтобы избежать двусмысленности?

Если купец хотел поставить золотую статую, то предложение должно быть такоеЯ воздвигну тебе золотую статую, пику держащуюА если только пика должна была быть золотой, тогда такЯ воздвигну тебе статую, держащую золотую пику.

- Для чего мы должны изучать синтаксис? (Правильно строить предложения, чтобы грамотно формулировать свои мысли)

3) Актуализация знаний.

Объясните, что вы видите в этих трех колонках.

Стол Кухонный стол Я подошел к кухонному столу

Аккуратно   Писать аккуратно В тетрадях мы будем писать аккуратно

4) Первичное усвоение новых знаний.

1. Определить главное и зависимое слово (по вариантам с взаимопроверкой)

1 в.Белый шарф, дети поют, красиво писать,

2 в. бежать быстро, маленький котенок, самый умный.

5) Первичная проверка понимания

Расставьте знаки препинания в стихотворении-шутке.

(работа в парах)

кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют.


6) Первичное закрепление.

1. Составьте предложение: (игра «Конструктор»)

  • Парашютисты опустились в центре стадиона. (взять сказуемое)

  • Вдруг послышались лёгкие шаги. (взять определение)

  • На щеках тают снежинки. (взять подлежащее)

  • Тропинки в саду засыпали листья. (взять дополнение, употребив сущ. в вин. п. с предлогом на)

2. Редактирование текста, который является самостоятельной работой.

Пришел золотой осень птицы полететь юг поля собирают урожай скоро наступить зима.

Ученик: Пришла золотая осень. Птицы полетели на юг. С полей собирают урожай. Скоро наступит зима.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На 4: составить 5 словосочетаний, выделить в них главное и зависимое слово

На 5: составить текст на тему «Весна пришла», из текста выписать 5 словосочетаний, выделить в них главное и зависимое слово.

Дополнительное задание (по желанию): придумать свой пример, где от знака препинания меняется смысл предложения (По примеру: «казнить нельзя помиловать», «статую золотую пику держащую»)

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Чтение текста учителем о пользе знаков препинания.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни проходили – в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

А. Каневский.

Загадки на знаки препинания

1) Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом (вопросительный знак)

2) Бурным чувством нет конца – пылкий нрав у молодца (восклицательный знак)

3) Загораживает путь – предлагает отдохнуть (запятая)

4) Ляжет палочкой на строчку, проходите по мосточку (тире)

5) Если текст вдруг незаконченный
Вместо точки стоит… (многоточие)

6) Я писал письмо Серёжке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю … (точку)

7) Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему. (двоеточие)

- Ребята, о каких знаках препинания не прозвучало загадок? (точка с запятой, скобки, кавычки)




кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…


кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…


кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…




кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…


кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…


кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…


кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…


кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…


кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!