СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Человек славен добрыми делами" .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС.  Рекомендуется дополнить  презентацией. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Человек славен добрыми делами" .»

Урок «Человек славен добрыми делами»

  1. Цель урока:

Учебная - создать условия для формирования представлений о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное,

Воспитательная - формирование у учащихся нравственных качеств и моральных ориентиров.

Развивающая - формирование УУД, с помощью которых он сможет управлять своей деятельностью.

  1. Задачи:

Личностные:

Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей,

учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

Развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу

Метопредметные:

Развивать умение работать в группах, коммуникативные компетенции учащихся, творческие способности. Развивать умение обобщать, делать выводы.

Предметные:

Выработать понимание терминов «Добро» и «зло», «Золотое правило морали»

  1. Тип урока: открытия нового знания

  2. Формы работы учащихся: Беседа, работа с иллюстрированным материалом, индивидуальная работа, участие в учебном диалоге, работа в парах, работа в группах.

  3. Необходимое техническое оборудование: Учебник «Обществознание», 6 кл, компьютер, мультимедиапроектор, иллюстрации, контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс/ Сост. А.В.Поздеев. М.: ВАКО,20011

  4. Структура и ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

УУД

Время

(в мин.)

1

Мотивации

Приветствие. Поздороваться с гостями. Создание положительного эмоционального настроя. 
Учитель проверяет готовность детей к уроку.

-Давайте, друзья улыбнемся друг другу

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы?

Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам.

Приветствуют учителя и друг друга

(выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку)

Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию

Коммуникативные

1

2

Актуализация

- Послушайте стихотворение и дополните его нужным словом.

Слово это серьезное;

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень важно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважней, чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец… (доброта)


Слушают


Осмысление, диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока.

Познавательные, общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта, Коммуникативные слушают мнение др.учеников

3

3

Выявление места и причины затруднения

Добрые поступки или люди?

Работа с притчей об императоре, который любил птиц (Приложение №1):

Вопросы: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок?

Подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока.

Проблемный вопрос:

Легко ли быть добрым и что для этого необходимо?


формулируют проблему урока Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию

Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, целеполагание, планирование, прогнозирование,)

Коммуникативные

Познавательные

(общеучебные, формулирование проблемы)

5

4

Построение проекта и выхода из затруднения

Что нам нужно знать и что мы можем сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

На какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

Определяют способ и средства построения нового знания

Составляют план работы:

  1. Что такое «ДОБРО» и «ЗЛО»

  2. Почему люди ценят добро?

  3. Какие поступки можно назвать добрыми?

  4. Что необходимо для того, что бы быть добрым?

Познавательные

(самостоятельное создание способов решения проблем)

Регулятивные логические рассуждения планирование, прогнозирование

Коммуникативные


5

5

Реализация построенного проекта

Работа над понятием «добро»

Какие ассоциации вызывает у вас это понятие? Запишите слова– ассоциации к слову «добро» или нарисуйте, как вы его себе представляете

Что для вас добро?


Запишите в тетради свое определение понятия ДОБРО






Работа над понятием ЗЛО

Что такое зло?!!! Запишите слова– ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете.

Запишите определение понятия ЗЛО.


Почему люди ценят добро?

- Организует чтение сказки Оскара Уайльда «Счастливый Принц» по ролям и дискуссию по вопросам к сказке, с. 86-87


Сделаем вывод: Когда делаешь добро, тебе самому становится лучше.

Самостоятельно выполняют задние (мама, дом, здоровье, красота, мир и т.д.)

отвечают


ДОБРО- все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок


Самостоятельно выполняют задние:

ЗЛО- все то, что мешает человеку и обществу развиваться, процветать, нечто дурное, вредное, противоположное добру

(ложь, ненависть, война)


Читают текст по ролям и отвечают на вопросы

П.10, стр. 86-87

Познавательные общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию,

Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы,

8


Физ. минутка

3. Динамическая пауза

Цели: Снять усталость. Закрепить слова, близкие по смыслу слову «доброта»

- Настало время поиграть.

- Встаньте, пожалуйста!

- Я  буду называть слова.  Если вы считаете, что оно помогает  человеку стать лучше, добрее, то вы должны сделать хлопок над головой, если слово имеет противоположное значение – топаем ногами.

Внимание к людям

Злоба

Помощь

Милосердие

Жадность

Сострадание

Забота

Равнодушие Зависть

Сочуствие

НенавистьУважение                      

 Нежность  Счастье  Бескорыстность-

Что значит бескорыстие? Бескорыстный человек?
Совершая доброе деяние -
Не жди добра в ответ, 
Сведет такое ожиданье 
Добро твое на нет.



Физ. Минутка
















               






















Отвечают на вопрос.

Личностные Коммуникативные

1



Организует работу с главным правилом доброго поведения: На свете много разных правил. Есть правила русского языка, есть правила дорожного движения и др. А есть правила доброго поведения – это правила морали.

Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы узнать о «золотом правиле морали».

Читают текст на с. 89: рубрика «Путешествие в прошлое»



2

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Беседа по Вопросам:

- Какие поступки можно назвать добрыми?

- Чему учит нас золотое правило?

- Почему главное правило морали называют золотым?

- Почему это правило живет много тысяч лет?

- Считаешь ли ты себя добрым?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения

Познавательные общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта и прочитанного текста

Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию,

Регулятивные (смысловое слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, Коммуникативные

4

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самооценка















Если останется время

Тест «Добрый ли, я». Если вы дали положительный ответ на вопросы как у меня в первой строке, значит вы действительно добрый человек, если у вас получился второй вариант, значит вам нужно ещё поработать над собой.

Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл



Прочитать памятку :Учимся делать добро. Стр.92. КГ «Возвращение блудного сына» стр.90



выполняют тест и осуществляют самопроверку


Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы



Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

7

9

этап рефлексии учебной деятельности

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми


- Хотите ли вы продолжить разговор на следующем уроке?

- мое ощущение на уроке?

- как оцениваешь свою работу на уроке?

домашнее задание: §19, читать,

задания на выбор:

- Найти и приготовить рассказ о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. Для этого зайти на сайт «Горячее сердце». На сайте много информации о добрых и геройских поступках детей и молодежи, рассказы о волонтерах, бескорыстно помогающим людям.

http://cordis.fondsci.ru/


Просмотр




Беседа по вопросам


Самооценка




Выбор д/з












Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Личностные

направленные на нравственно-этическую ориентацию



7



Приложение №1.Притча об императоре, который любил птиц

Когда-то жил император, который любил птиц.

Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:

-Зачем столько птиц?

Император ответил:

-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми

-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.

- Каких птенцов?- спросил император.

- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал,- признался император .

Тогда мудрец сказал:

- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.

- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо. Но добро без ума - не лучше.


Приложение №2

«1.У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2.Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3.Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4.Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5.Часто ли ты используешь злые шутки?

6.Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7.Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8.С желание ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9.Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10.Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11.Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?

12.Станешь ли ты передразнивать кого – то , чтобы развеселить своих друзей?

Если вы дали положительный ответ на вопросы как у меня в первой строке, значит вы действительно добрый человек, если у вас получился второй вариант, значит вам нужно ещё поработать над собой.

Да - № 1,3,4,7,11 - 1 балл

Нет - № 2,5,6,8,9,10,12 - 1 балл







Приложение №3

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Притча о ложках

Oднажды добрый человек беседовал с богом и спросил его:
- Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.

Господь подвел его к двум  дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь. 
Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно. 
Добрый человек почувствовал, что у него слюнки потекли. 
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели больными и умирающими от голода. У них были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными  к их рукам. Они могли достать чашу, наполенную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести их ко рту. 
Добрый человек был потрясен видом их несчастья.
Господь сказал: "Ты  только что видел Ад".
Господь и добрый человек затем направились ко второй двери. Господь отворил ее. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей. Такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаща, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом. 
Добрый человек сказал господу: "Я не понимаю". 

- Это просто, - ответил ему Господь, - эти научились кормить друг друга. А те думают только о себе. 
Ад и Рай устроены одинаково. Разница - внутри нас .





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!