СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Буквы о а в корне раст ращ рос

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике; сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ; комментировать условия написания; развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Буквы о а в корне раст ращ рос»

Тема Буквы о а в корне раст ращ рос

Цели  изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ; комментировать условия написания; развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать культуру речи детей

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

                                                                 

С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-).Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы: Тр..пинка, пол..гаться, разгл..деть, прил.жить, р..стения, пол..жение, водор..сли, выр..щивание, р..сковать.                                      

 3. Изучение нового  Целеполагание.  Проанализируйте слова, представленные на доске.             Расти, выращивать, поросль.

От чего зависит выбор гласной в этих корнях? Выведем закономерность в наших наблюдениях.  Какие гласные чередуются? Когда пишется  А, когда О.

Правы ли были мы, увидев такую закономерность? Откройте, пожалуйста, учебник на  стр.34-35. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры. Правильно ли мы выявили закономерность? Выполнение упражнения № 451, стр. 35.

  Но чтобы лучше запомнить в каком корне, какую гласную нужно писать, ученые-лингвисты придумали рифмованное правило (чтение правила учителем):

                                 О напишем в корне –рос-:

                                 Вырос, перерос, подрос.

                                 Но не путай никогда –

                                 В -раст- и -ращ- напишем А.

Откройте  тетради для правил, запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.

Но есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называются исключениями:

  РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ.

(Увидели, проговорили, записали слова-исключения.)

Есть хорошее стихотворение, которое поможет вам запомнить правило и слова - исключения.

Если вслед за корнем СТ или Щ,

То писать, запомни, нужно букву А.

Но, к большому сожаленью,.

Существуют исключенья:

Ростовщик в Ростове жил,

Ростиславом звали.

Он росток себе купил

Где-то на вокзале.

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).                                                                                                       1) выделить корень;  2)подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст \ращ перед  С  пишем О. перед СТ и Щ пишем А –         В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных  гласных корня зависит от последующих согласных)      

 4. Этап усвоения новых знаний. Найти слова с чередованием букв а-о в корне -раст-рос- и выписать их. Ребята, так как мы сегодня проходим корни жизни, я хочу поговорить с вами об окружающей нас природе. Давайте прочитаем текст, который написан у вас на карточках. Ваша задача определить тему и придумать название.                                                           Мне исполнилось 10 лет-вполне солидный возр..ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшочке. Сказали, что это редкое р..стение, что в нашем климате оно вообще почти не р..стет, и если я сумею его выр..стить, то я герой. Потому что потом на нем выр..стет удивительный плод, наполненный  настоящими изумрудами! Взял я этот р..сточек и стал его выр..щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р..ст пошел, дал отр..стки и как начал р..сти-подр..стать! я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр..с, что выше меня стал, через две выр..с больше папы! А через три так разр..сся, что в комнате умещаться перестал! Не знаю, что мне теперь с моим быстрор..стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек  мой скоро так разр..стется, что нам всем от этой р..стительности в доме места не останется!

Как можно сформулировать тему этого текста? (тема природы). 

Как вы озаглавите этот текст? (Природа в нашей жизни. Природа в жизни человека.Бешеный росточек) 

Найдите в тексте и выпишите слова с корнями -раст-//-ращ-//- рос- , вставляя пропущенные буквы.

Посмотрим , какие пословицы есть, упоминающие растения.

Выборочный диктант. Я читаю пословицы, вы записываете слова только с корнями -раст-, -ращ-, -рос-.

1)Растения тянутся к свету, а народы к миру.

2)Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы.

3)И камень лежа мохом обрастает.

4) Где сосна взросла, там она и красна.

Проверяем по цепочке, комментируем написание.

5. Этап закрепления новых знаний. Самостоятельная работа                                                                 -Чтобы проверить ,как вы усвоили материал, надо поработать самостоятельно.

                       

 Буквенный диктант «Проверяю себя»

1         _        2         3 _        4 _        5         6 _        7 _        8 _        9 _        10

а                о        о        а        о        а        а        о        о        а

Растение, росток, выросло, выращенный, заросли, расти, выращивать, ростовщик, отросла, отрасль.

6. Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

7. Домашнее задание: 1. Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму. 2. Упр. № 456(диктант).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!