СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии в 7 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал можно использовать на своих уроках.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии в 7 классе»

Габидуллина Гюзелия Габдулхаковна, учитель биологии МБОУ «Катмышская СОШ»

Урок биологии в 7 классе «Класс насекомые общая характеристика. Лаб. раб. «Изучение представителей »

Цель урока: Выяснить особенности строения насекомых, их специфические свойства, роль в природной среде и жизни человека.

Задачи: Образовательные

1.раскрыть существенные признаки организации насекомых, позволившие им наиболее широко расселиться по Земле;

2.познакомить с многообразием насекомых, изучить основные особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Развивающие

1.развивать навыки сравнительно-аналитической мыслительной деятельности;

2.развивать умение работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы;

3.формировать информационные компетенции учащихся при работе с интернет -ресурсами.

Воспитательные

1.воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе;

способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе коллективного обсуждения вопросов изучаемой темы, воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;

Ключевые смыслы, слоганы: «« Человека издавна восхищают не только бабочки, но и легионы других жужжащих, звенящих, скачущих насекомых. Мы живем с этими созданиями на одной планете, но многое в их жизни для нас до сих пор остается для нас загадкой» Уильям Спенс.

Возраст или класс: 7 класс


Этап и время

Что делают учащиеся?

Что делает педагог?

Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование

1.Организация начала урока –

2 мин


Приветствуют учителя.

Учащиеся внимательно слушают

Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих. Учитель ставит классическую музыку (настрой на урок)


ноутбук

2.Актуализация знаний учащихся-12 мин.






















































































3.Изучение нового материала-15 мин












































































































































































4. Релаксационная пауза

2 мин
























5.

Закрепление знаний.

10 мин








































6.

Рефлексия

2 мин
















7.

Домашнее задание

2 мин



Учащиеся выполняют работу по разноуровневым карточкам
















Учащиеся проверяют.

(парная работа)







Учащиеся разгадывают кроссворд























Самостоятельная формулировка учащимися темы урока;















Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.











Учащиеся в тетрадях из текста выписывают предложения характерные для класса насекомых.
































































































Учащиеся выполняют задание по инструктивной карте и коллекциям насекомых.











Все учащиеся заполняют таблицу в тетрадях. Учитель и учащиеся корректируют ответы и вносят их в таблицу.

Каждая группа рассказывает всему классу о системе органов данной в карточке с заданием и с помощью правильно выбранных опорных терминов записанных на листах бумаги (из пакетов с заданиями) выстраивают логические схемы своего рассказа по мере раскрытия своего задания, указывают на черты сходства и отличия с паукообразными.

Пример: 1. задание – по изучению кровеносной системы насекомых, цепочка терминов – незамкнутая кровеносная система - гемолимфа – перенос питательных веществ – трубковидное сердце (Приложение 6) (Работа с понятием гемолимфа)

2. Задание по изучению дыхательной системы

Трахеи – дыхальца – доставка кислорода – удаление углекислого газа

3.Задание по изучению пищеварительной системы

Ротовая полость – зоб – слепозамкнутые выросты между желудком и средней кишкой – переваривание пищи – всасывание


Учащиеся выполняют физкультминутку


























Учащиеся выполняют задание на соответствие.




















Учащиеся выполняют задачу.





















Учащиеся анализируют работу на уроке через самооценку















Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Ребята, чем мы занимались с вами на прошлом уроке?

Проверим ваши знания.

Учитель задает следующее задание по карточкам:

Карточка №1.

- Какова роль ракообразных в природе и жизни человека?

Карточка №2.

- К каким отрядам относятся изображенные животные? (каракурт, таежный клещ, скорпион).

Карточка №3.

-Как используется паутина в жизни пауков?

- Чем объяснить тот факт, что средняя численность пауков скакунов, живущих в Гималаях на высоте до 6000 м., не меняется, хотя там не встречаются ни растения, ни другие виды животных, годных паукам в пищу?

Ребята поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

Задание 2.

Ребята разгадав кроссворд вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь.

Вопросы

1.Какой тип животных мы сейчас изучаем?

2.Отряд паукообразных, представители которого плетут паутину.

3.Отряд паукообразных, представители которого ядовиты

4.Отряд паукообразных

5.Какое пищеварение у пауков?

6.Паутинная защита яиц у пауков

7.Кровеносная система у раков?

8.Как называется вторая пара конечностей у пауков?

9.Как называется пара конечностей, предназначенная для измельчения и раздавливания пищи?

Правильно. О насекомых.

Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души.

Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые

Откройте тетради, запишите тему урока «Класс насекомые»

На фоне музыки учитель задает учащимся работу с текстом

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые.

У нас четыре конечности – у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха – уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Наши органы вкуса – вкусовые сосочки – помещаются на языке, а у бабочек и мух на передних лапках. Мы обоняем носом, а насекомые усиками. Насекомые видят иначе, не так, как мы. Им “видны” ультрафиолетовые лучи. Они слышат ультразвуки. Обоняние и вкус у них тоньше нашего. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахара в одну двенадцатитысячную, а мы различаем вкус сахара при концентрации в одну пятидесятую. Значит, у бабочек орган вкуса в двести сорок раз чувствительнее, чем у человека. У нас пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. А у насекомых их больше: есть у них чувство ориентировки в пространстве, есть чувство времени. Есть указания, что насекомые воспринимают магнитное поле и его направление. Но это еще не все отличия. -

У нас постоянная температура тела – около 36,6 °С. У насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые – настоящие дети солнца. Если солнце греет – они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой.

На нашей планете свыше миллиона различных насекомых. Есть полезные и есть вредные (по отношению к человеку), есть красивые и есть безобразные, но все очень интересны, о всех хочется знать как можно больше. В их жизни, в строении их тела еще много загадочного.

Насекомые всюду сопровождали человека – они живут в его доме, нападают на него, прокалывая ему кожу, поедают его пищу и одежду, спорят с ним за урожай с полей или просто пляшущими пылинками кружатся над ним в летнем воздухе. Предположительно существует 2 – 3 миллиона видов насекомых, почти 70% от общего числа животных нашей планеты. Если сравнить число звезд в нашей Галактике и с количеством насекомых, то насекомых будет значительно больше.

Выполните лабораторную работу "Внешнее строение насекомых".

Попробуйте самостоятельно определить ход вашего исследования, затем сверьте ваши предполагаемые действия с пунктами инструктивной карты.



Диагностическое задание

Допишите схему.

Тело насекомого

? ?



Грудь

Задание

Насекомые – самый процветающий в настоящее время класс живых организмов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать составной частью экосистем суши, пресных вод, почвы. Какие особенности строения насекомых позволили им стать процветающей группой животных?

Итак, мы переходим к изучению внутреннего строения насекомых.

Учащиеся делятся на группы получают пакеты с карточками-заданиями по изучению одной из внутренних систем насекомых и готовятся по своему вопросу.

Задание. Каждая группа изучает свою систему органов и отвечает на вопрос:

В чём сходство и различия в строении систем внутренних органов у паукообразных и насекомых?

Изучив информацию по странице 119-120 заполняем таблицу.























































Гимнастика для глаз.

- Закройте глаза, послушайте занимательную историю о пчеле.

Жила -  была медоносная пчела . Чтобы сообщить о находке своим пчелам, она начинает танцевать: Откройте глаза. Мы с вами глазами повторим танцы пчелы:

Круговой танец: пчела бегает кругами по сотам – круг налево – разворот, круг направо – разворот. Еще раз. Так пчела рассказала, что нашла прекрасный цветущий луг. Если пчела хочет рассказать более подробно о том, далеко ли находится луг, исполняет другой танец: Она виляет брюшком -  этот танец напоминает восьмерку, проведите глазами ее путь.



Выполнить задание на соответствии.

Соотнесите классы Членистоногих (левая колонка) с соответствующими характеристиками в правой колонке и зашифруйте ответы.

ХАРАКТЕРИСТИКА

КЛАССЫ ЧЛЕНИСТОНОГИХ

1) зеленые железы

2) 3 пары ног

3) 5 пар ходильных ног

4) 4 пары ног

5) наличие крыльев

6) усиков нет

А) ракообразные

Б) паукообразные

В) насекомые

Ответ: А – 1,3; Б – 4, 6; В – 2, 5.

Выполните задачу :

Большое впечатление на нас производят прыжки блохи. Насекомое длиной всего 3 мм может подпрыгнуть на высоту 20 см, а расстояние от стартовой площадки до места приземления достигает 35 см. Подсчитайте, на какую высоту мог бы подпрыгнуть человек, рост которого 170 см. как далеко мог бы прыгнуть человек, если бы он был таким же прыгуном, как блоха? (Если бы человек был таким прыгуном, как блоха, он мог бы прыгать на 113 метров в высоту и на 198 метров в длину.)




Учитель проводит рефлексию.

Оценка учащихся за работу на уроке.

Рефлексия (методика цветопись Лутошкина):

Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали.

Перед вами цветок, на котором лепестки трёх разных цветов,

каждый цвет отвечает за определённое настроение. Прикрепите божьих коровок, которые лежат у вас на столе, к лепестку того цвета, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку.


Учитель объясняет параграф 15 Класс насекомые стр 63-65

Подготовить мини - сообщение об особенностях:

тараканов, кузнечиков,

медведки, уховертки.





разноуровневые карточки































ноутбук,

презентация


























































доска,

ноутбук






































Ноутбук











































Инструктивная карта,

коллекция насекомых




































ноутбук,

учебник






























музыка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!