СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии по теме "Слуховой анализатор", 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Слуховой анализатор.

Цели урока: Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; рассмотреть строение и функции наружнего, среднего и внутреннего уха, преобразование звуковой энергии в механическую; дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии по теме "Слуховой анализатор", 8 класс»

Тема урока: Слуховой анализатор.

Цели урока: Сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; рассмотреть строение и функции наружнего, среднего и внутреннего уха, преобразование звуковой энергии в механическую; дать понятие о причинах заболеваний слухового анализатора и правилах гигиены слуха.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: слово учителя, групповая работа по решению познавательных заданий, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий, проверка усвоения новых знаний с помощью решения биологических задач .

Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная

работа в группах), проблемный метод (при решении проблемных заданий)

Оборудование: презентация по теме «Слуховой анализатор», карточки с заданиями (приложения)

Ход урока

1.Организационный этап урока: настроить учащихся на изучение темы.

2.Актуализация знаний: промежуточный контроль. Организация проведения теста.

Тест по теме «Зрительный анализатор»

I. Анализатор – это:

1) рецептор

2) рецептор и чувствительный нерв

3) рецептор, чувствительный нерв и зона коры больших полушарий

II. Зрительные рецепторы – это:

1) только палочки

2) только колбочки

3) палочки и колбочки

III. Зрительная зона коры больших полушарий находится в … доле.

1) теменной

2) височной

3) затылочной

IV. Прозрачная часть наружной оболочки глаза – это:

1) сетчатка

2) радужка

3) роговица

V. Хрусталик имеет форму … линзы.

1) двояковыпуклой

2) двояковогнутой

3) уплощенной


VI. Место выхода зрительного нерва, не воспринимающее лучей света:

1) желтое пятно

2) слепое пятно

3) темная область

VII. Дальнозоркость развивается при:

1) недостаточной выпуклости хрусталика

2) избыточной выпуклости хрусталика

3) удлиненном глазном яблоке


Учитель: Вы выполнили тест. Я предлагаю вам проверить результаты работы.

Обратимся к экрану. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее

количество баллов занесите в оценочный лист.


Учитель: "С. Смирнов в своей книге "Рассказы о неизвестных героях" описывает такой случай. Русский солдат 9 лет находился в подземелье Брестской крепости. Запасов продовольствия и воды у него было в достатке, а спичек и свечей, хватило только на 4 года. Когда он вышел на свет тут же ослеп ".


Ответ: Полная адаптация глаза к темноте занимает 60-80 минут. Через минуту пребывания в темноте чувствительность глаз к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин. - в 6 тыс. раз. Именно поэтому, выйдя на яркий свет после долгого пребывания в темноте, можно ослепнуть.



3. Постановка учебной задачи.


Учитель читает стихотворение.


Как хорошо, что мне дано судьбою

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив.

И можно мне на миг остановиться

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев дождя.

Пусть эхо многократно повторит,

Что каждый здесь судьбу благословит!


Какому органу чувств посвящено это стихотворение? (органу слуха).

А какова его функция? (улавливать и проводить звуки).

Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки:

  • звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и т.д.),

  • звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера),

  • но главное- общение с окружающими людьми.

Не зря Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”.

Запишите тему урока

«Слуховой анализатор»

4.Открытие «нового» знания.



А что такое звук, вы поймёте, прочитав стихотворение Заболоцкого.

Рождённый пустыней, колеблется звук,
Колеблется синий на нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звёздах
Колеблется лист.

(Н. Заболоцкий)

Учитель: Так что же такое звук?

Обратимся к физике. Дело в том, что звук – это механические колебания, происходящие с частотой от 20 до 20 000 Гц т.е. от 20 до 20 000 раз в секунду. Говоря о строении человеческого организма, мы не должны забывать о том, что мы изучаем себя для того, чтобы сохранить здоровье.



Учитель: Какого же строение слухового анализатора? Предлагаю вам заполнить

схему «Слуховой анализатор» на основе знаний о зрительном

анализаторе.



Схема «Слуховой анализатор»


Слуховая зона

(височные доли)

коры больших

полушарий


Слуховой

нерв

Слуховые

рецепторы







Учитель: Проверим выполнение работы.

Назовите первое звено слухового анализатора.

Обучающиеся: Слуховые рецепторы.

Учитель: Второе звено слухового анализатора это …

Обучающиеся: Слуховой нерв.

Учитель: Слуховой нерв передает импульс в …

Обучающиеся: В слуховую зону коры больших полушарий.

Учитель: Где находится слуховая зона?

Обучающиеся: В височных долях головного мозга.

Учитель: Огромная ценность звуковой информации состоит в том, что

пользоваться ею можно там, где зрение бессильно: в густом лесу, в

тумане, в темноте.

Орган слуха – парный орган. Он сконструирован достаточно

сложно. Посмотрите на рисунок «Строение уха» и

скажите: сколько отделов уха различают?

Обучающиеся: Три отдела.

Учитель: Назовите их.

Обучающиеся: Наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо.

Учитель: Каждый из отделов органа слуха выполняет свои функции.

Наружное ухо помогает человеку ориентироваться в пространстве,

улавливает звук, проводит его и преобразует звуковые волны в

механические колебания.

Среднее ухо- полость, заполненная воздухом, в ней имеются

слуховые косточки, усиливающие звуковые колебания в 20 раз.

Полость среднего уха сообщается с носоглоткой с помощью

слуховой трубы, что важно при выравнивании давления на

барабанную перепонку со стороны среднего уха.

Внутреннее ухо представлено двумя органами: органом слуха,

который находится в улитке, и органом равновесия,

поддерживающим тело в пространстве. В улитке слуховые

рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы.

Рассмотрите строение каждого отдела органа слуха по рисунку и

заполните вторую графу таблицы «Строение органа слуха».

Формат выполнения работы – 3 минуты.

(Ребята заполняют таблицу)

  1. Первичное усвоение новых знаний.


Учитель: Итак, наружное ухо состоит из …

Обучающиеся: Ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной

перепонке.

Учитель: Ребята, как вы думаете, соответствует ли строение наружного уха

его функциям?

Обучающиеся: Соответствуют. Форма ушной раковины способствует

улавливанию звуковых волн. Наружный слуховой проход

проводит их. Барабанная перепонка преобразует воздушные

звуковые волны в механические колебания.

Учитель: Переходим к характеристике среднего уха. Оно представлено…

Обучающиеся: Слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко, и

евстахиевой (слуховой) трубой.

Учитель: Какие функции выполняют слуховые косточки?

Евстахиева труба?

Учитель: Где на практике мы сталкиваемся с выполнением функции

евстахиевой трубы?

Закройте нос и рот и сильно выдохните. Что вы ощутили?

Обучающиеся: Потрескивание.

Учитель: О чем это говорит?

Обучающиеся: Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой.

Учитель: В этом опыте воздух проникает в ухо и сильно давит на

барабанную перепонку, при этом нарушается равновесие давления

воздуха по обе стороны барабанной перепонки.

Учитель: Ребята, какое строение имеет внутреннее ухо?

Обучающиеся: Внутреннее ухо состоит из органа слуха и органа равновесия.

Орган слуха состоит из улитки, заполненной жидкостью. Орган

равновесия - из 3 полукружных канала.

Учитель: По таблице «Строение органа слуха» определите: какие функции

соответствуют органу слуха, а какие - вестибулярному аппарату?

Обучающиеся отвечают.

Учитель: Подробно о строении и функциях вестибулярного аппарата вы

узнаете на следующих уроках.



Таблица «Строение органа слуха».


Части уха

Строение

Функции


Наружное ухо

1 ушная раковина


2 наружный слуховой проход.

3 барабанная перепонка

1.Улавливает звук и направляет его в слуховой проход.

2.Проводит звук, содержит железы, которые выделяют серу.

3.Преобразует воздушные звуковые волны в механические, колеблет слуховые косточки.


Среднее ухо

1 слуховые косточки:

-молоточек,

-наковальня,

-стремечко;

2 евстахиева труба

1.Проводят и усиливают звуковые колебания.




2.Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке.


Внутреннее ухо

1 орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью.



2 орган равновесия состоит из трех полукружных каналов


1.Слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, передающиеся в слуховую зону коры больших полушарий.

2.Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий.



Учитель: Молодцы! Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Предлагаю

вам отдохнуть


Учитель: Чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, сделаем

массаж ушей. На одном ухе выявлено более ста биологически

активных точек, которые связаны с разными внутренними органами человека, а также органами чувств. Для их активизации врачи рекомендуют делать массаж ушной раковины. Чем мы с вами сейчас и займемся.

  1. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

  2. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

  3. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.


Учитель: Продолжаем работу.

Учитель: Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе

зрения.


  1. Первичная проверка понимания.

Задание: составить схему передачи звуковой волны в слуховом анализаторе. На доске даны части схемы. Расположите их в правильном порядке:

Звуковая

волна

Слуховые косточки

Барабанную

перепонку




Головной мозг

Нервный импульс

Улитка



В процессе восстановления схемы ученик комментирует процессы, происходящие в каждом отделе слухового анализатора.


Учитель: Я предлагаю вам проверить результаты выполнения работы. Быстрее! Среди вас есть копуши! Кто такие копуши? (сообщение учащегося)


Учитель: Только здоровое состояние всего слухового анализатора позволяет

слышать. Если какая – либо его часть повреждена, то слуховых

ощущений не возникает, наступает глухота.


Учитель: В конце 90-х годов 18 века у великого композитора Людвига ван

Бетховена начала развиваться глухота. Он был человеком

титанической воли, могучего духа, что помогало ему продолжать

творить. Но как? Ведь он практически не слышал. Делал он это с

помощью трости, один конец которой приставлял к роялю, другой -

к зубам, так как кости способны проводить звуковые волны, их-то и

чувствовал Бетховен при сочинении музыки. Глухота у Бетховена

развилась после перенесенной им болезни. Как известно, многие

вирусные заболевания ведут к ослаблению слуха или полной

глухоте.

Болезни уха (сообщение учащегося)

В современном обществе к нарушению слуха может

привести не только инфекция, но и различные шумовые

загрязнения.

Шумовое загрязнение (сообщение учащегося)


Учитель: В вашей тетради помещена памятка «Гигиена слуха». Я предлагаю

проанализировать первые 5 правил. Обратимся к ним.

Гигиена слуха

  1. Не чистите уши спичками, вязальными спицами.

  2. Защищайте уши от сильного шума.

  3. Если уши заболели, обратитесь к врачу.

  4. Каждое утро разминайте ушную раковину.

  5. Слушайте спокойную ритмичную музыку.

  6. Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.

  7. Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха.

  8. Открывайте рот при взрыве, стрельбе.

  9. От шума на производстве вставляйте в уши беруши.

  10. Берегите уши от ударов.

Учитель: Остальные пять правил рассмотрите дома.


6. Первичное закрепление.

Задания по группам. На обсуждение и выполнение задания отводится 3 минуты.

I группа:

«В 1972 году в логове волка в Индии были обнаружены две девочки(2 года и 7 лет). Речь у них полностью отсутствовала. После четырёх лет обучения старшая девочка знала и могла произнести только шесть слов». Почему это произошло? Кто такие дети- маугли? ( Чтобы у человека сформировалась речь, он должен ее слышать от других людей. Слух формирует речь.)

II группа:

В 1855 году Бухарский эмир Насрулла Баходур по прозвищу «мясник», захватил соседний Шахрисяб. Дочь шахрисябского шаха становится наложницей в его многочисленном гареме. Но девушка не захотела мириться с этим, однажды ночью ей удалось подкрасться к Насрулле, когда он крепко спал, и влить ему в ухо ртуть. Как известно, ртуть не может просочиться сквозь барабанную перепонку. Но эмир умер.

Почему же так случилось? (в барабанной перепонке у него была дырка. К образованию дырок в барабанной перепонке могут привести воспаления среднего уха, вызванные скарлатиной, корью, золотухой).

III группа:

При взлете и посадке самолета стюардесса раздает пассажирам леденцы. Объясните, для чего она это делает? (ОБЖ)

IV группа:

С возрастом бабушки и дедушки начинают плохо слышать. Объясните, почему это происходит?

(С возрастом барабанная перепонка изнашивается, и частота её меняется и звук хуже передается на среднее ухо).

  1. Рефлексия.

Возвращаемся к целям урока, обсуждаем, что выполнено, а что нет. В чем были трудности, что было особенно интересно.

  1. Итоги урока. Информация о домашнем задании.

§ 51, № 1-4 (вопросы для самоконтроля), провести домашний эксперимент по определению остроты слуха.


Приложение

Кто такие копуши? (сообщение учащегося)

- Кто такой копуша?

Так принято называть медлительного человека, ленивого тугодума.

- Какое же это имеет отношение к уху? Как оказалось, самое непосредственное. Заглянем в историю.

- Новгородский историко-археологический музей-заповедник. На витринах - найденные при раскопках ножи, топоры, наконечники копий и стрел. А вот какие-то странные палочки, под ними написано «Копоушечки». В Древнем Новгороде каждый уважающий себя человек помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета Слуховых проходов. Обычно палочки эти, называемые «копоушечками» изготавливались из дерева, но иногда находят отдельные искусно украшенные экземпляры из металла или кости. Ну, а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей. В дальнейшем этим словом стали в насмешку называть всех тех, кто уделяет непомерно много внимания второстепенным, мелочным занятиям в ущерб главному. (слайд 11)

Позже копоушечки стали называть «уховертками». Копоушечка, уховертка на Руси использовалась много веков, от древней Новгородской республики до Москвы эпохи смутного времени. Использовали их все слои населения - от крестьян (деревянные уховертки), купцов (костяные, бронзовые, железные копоушечки) до царской фамилии.



Вредное влияние шума на слух (сообщение учащегося)

В крупных городах свыше 60% люди жалуются на чрезмерный шум. Под постоянными резкими ударами звуковых волн барабанная перепонка колеблется с большой амплитудой. Из-за этого она постепенно теряет свою эластичность, и как результат притупляется слух. Чрезмерный и длительный шум вызывает торможение в клетках коры головного мозга. Помимо этого через орган слуха шум может вызывать разнообразные физиологические (усиленное сердцебиение, повышение давления) и психические (ослабление внимания, нервозность) нарушения. Длительное воздействие шума является одним из факторов, способствующих развитию язв и даже инфекционных заболеваний. Вследствие этого сокращается продолжительность жизни. Шум – дело рук человеческих, поэтому они могут и должны с ним бороться.

Как правило, шум раздражает: мешает работать, отдыхать, думать.

Но шум может действовать и успокаивающе. Такое влияние на человека оказывают, например, шелест листьев, рокот морского прибоя. Отдых в тиши полей, на берегу, где раздается плеск воды, в лесу среди успокоительного шелеста листвы благотворен не только для органа слуха, но и для всего организма.

Источником шума, отрицательно влияющим на здоровье населения, чаще всего является автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт. Допустимым уровнем шума является 70 – 80 децибел (дБ), что равноценно постоянно работающему рядом двигателю легковому автомобиля. Превышение этого уровня ведет к шумовому загрязнению. Практически шум от любого источника, созданного разумом человека, можно отнести к антропогенному загрязнению. Превышение уровня шума над предельно допустимым ведет к повышению утомляемости, снижению умственной и физической активности на 40 – 70 %, постепенной потере слуха.

Особенно часто последствием шумового загрязнения являются нервные загрязнения – неврозы.

Постоянное действие уровней шума более 90 дБ может быть причиной нервной перегрузки, вызывать язвенную болезнь, гипертонию, повышение агрессивности. В условиях постоянного загрязнения неврозы быстрее всего возникают у женщин.

Во многих населенных пунктах шумовое загрязнение от тяжелого

автотранспорта превышает предельный уровень на 25%. Рядом с крупными железными дорогами даже на небольших станциях уровень шума выше допустимого на 15 – 20 дБ. По санитарно – гигиеническим правилам жилые дома должны находиться не ближе чем 100 – 150 м. от железнодорожных путей, тогда как во многих населенных пунктах это не соблюдается.


«Болезни уха» (сообщение учащегося)


В ухе и прилегающих структурах содержатся разнообразные типы тканей, и каждая из них может служит источником заболевания; поэтому болезни уха включают в себя широкий спектр патологических состояний. Любые болезни кожи, хряща, костей, слизистых оболочек, нервов или кровеносных сосудов могут локализоваться в ухе или вокруг него.

Экзема и кожные инфекции – довольно частые заболевания наружного уха. Особенно восприимчив к ним наружный слуховой проход в силу того, что он темный, теплый и влажный.

Экзема плохо поддается лечению. Ее основные симптомы – шелушение и трещины кожи, сопровождающиеся зудом, жжением и иногда выделениями. Инфекционное воспаление наружного уха субъективно причиняет много неприятностей, поскольку твердая стенка канала и близость кости вызывают сдавливание раздраженной кожи в случае развития фурункула или иного воспалительного процесса; в результате даже очень небольшой фурункул, который был бы едва заметен в мягких тканях, может оказаться чрезвычайно болезненным в ухе. Часто встречаются также грибковые поражения наружного слухового прохода.

Инфекционные заболевания среднего уха. Инфекция вызывает воспаление среднего уха (средний отит); она попадает в барабанную полость из носоглотки через соединяющий их канал – слуховую трубу. Барабанная перепонка краснеет, становится напряженной и болезненной. В полости среднего уха может скапливаться гной. В тяжелых случаях производят миринготомию, т.е. надрезают барабанную перепонку, чтобы обеспечить отток гноя; под давлением скопившегося гноя она может разорваться и самопроизвольно. Обычно средний отит хорошо поддается лечению антибиотиками, но иногда заболевание прогрессирует и развивается мастоидит (воспаление сосцевидного отростка височной кости), менингит, абсцесс мозга или другие тяжелые инфекционные осложнения, при которых может потребоваться срочное хирургическое вмешательство.

Острое инфекционное воспаление среднего уха и сосцевидного отростка может перейти в хроническое, которое, несмотря на слабо выраженные симптомы, продолжает угрожать пациенту. Введение в полость пластиковых дренажей и вентиляционных трубок снижает вероятность рецидива острого состояния.

Важнейшим осложнением заболеваний среднего уха является тугоухость, вызванная нарушением звукопроводимости. Больной кажется полностью выздоровевшим после лечения пенициллином или иными антибиотиками, однако небольшое количество жидкости остается внутри барабанной полости, и этого вполне достаточно, чтобы вызвать ухудшение слуха, сопровождающееся напряжением, утомляемостью и плохим пониманием речи. Такое состояние – секреторный средний отит – может привести к снижению успеваемости ребенка в школе. Скудость симптомов не позволяет быстро поставить диагноз, но лечение несложно – делают небольшой разрез барабанной перепонки и удаляют жидкость из полости.

Болезнь Меньера – заболевание внутреннего уха, характеризуется потерей слуха, звоном в ушах и головокружением – от легкого головокружения и неустойчивости походки до тяжелых приступов с полной потерей равновесия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!