СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии по теме "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Лишайники" с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии по теме "Лишайники"»

Методическая разработка урока биологии. 7 класс.


Тема урока: Лишайники.


Тип урока: Урок изучения нового материала.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Фронтальный опрос.

-Что изучает наука систематика?

-Что такое классификация организмов?


-Какие систематические категории вам известны? (выкладывание на доске схемы для растений)

-Какие систематические группы, относящиеся к систематической категории царство, вам известны?

-Какие царства живых организмов вы знаете.

-По каким признакам можно определить, к какому царству относится тот или иной организм?


- наука о многообразии живых организмов

-объединение организмов в группы на основе их сходства и родства

-перечисляют систематические категории



-молчат



-перечисляют царства

-Растения – автотрофы, фотосинтезируют. Зеленые. Неподвижные. Питаются путем всасывания.

-Животные - гетеротрофы. Подвижные. Пищу захватывают, заглатывают.

-Прокариоты – одноклеточные, без ядра. Питание автотрофное или гетеротрофное.

-Грибы похожи на растения и на животных. Гетеротрофы. Состоят из мицелия.

  1. Прослушайте информацию. Попробуйте определить, о каких организмах идет речь?

«Во время долгих странствий древнееврейского народа по пустыне (согласно Библии 40 лет) люди сильно бедствовали от недостатка пищи. Но после месяца невзгод, проснувшись как-то утром, они обнаружили на Земле непонятный налет, похожий на крупу или иней. Впервые увидев его, люди удивленно стали спрашивать друг у друга: «Манна?» (в переводе на русский «Что это?»). Манна (так и назвали этот налет) оказалась съедобной. Её мололи, толкли в ступах, варили в горшках или пекли из неё лепешки. Все 40 лет странствий каждое утро евреи собирали принесенную ветром или упавшую с неба манну, «небесный хлеб», что помогло им прокормиться в пустыне». (Отсюда и произошло название «манна небесная»)

Современные ученые считают, что речь идет о комочках лишайника аспицилия съедобная.


А теперь рассмотрите предложенные вам гербарные экземпляры лишайников. В группах обсудите, к какому царству они относятся?

-Слушают информацию. Предполагают, о каких организмах идет речь.



















-Рассматривают предложенные гербарные экземпляры лишайников: вислянка, пармелия, ягель, цетрария.



  1. Предлагает высказать гипотезы.

Можно определить царство методом исключения: не бактерии, потому что не одноклеточные; не животные, потому что пищу не захватывают, неподвижны. Остаются царства грибов и растений.

-Высказывают гипотезы и обосновывают свой выбор.

Осознание противоречия.

  1. Формулирование проблемы.

- Итак, мы столкнулись с противоречием. Сформулируйте проблемный вопрос нашего урока.


-Какие версии у нас есть?


-К какому царству относятся лишайники?

(запись вопроса на доске).

- Царства Растения или Грибы.

(Версии записываются на доске под проблемным вопросом).


  1. Актуализация знаний. Формулирование темы урока и плана урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Сформулируйте тему урока. О чем или о ком мы будем говорить?

  2. Чтобы составить план нашего урока, вспомните, каких знаний нам не хватает для того, чтобы отличить одно царство от другого?


  1. Значит, один из пунктов плана – строение лишайников.

  2. Какой важный вопрос еще надо рассмотреть для определения царства?

  3. Как вы думаете, от чего зависит строение организмов?

  4. Еще один пункт плана – среда обитания.

  5. Предлагаю добавить размножение.

  6. Как вы думаете, зачем вообще мы изучаем лишайники? Какой еще пункт плана мы сможем сформулировать?

  7. Итак, план изучения такой:





  1. Как будем отвечать на проблемный вопрос? Где будем брать информацию?


Формулируют тему урока: Лишайники.


-Строение лишайников (есть в клетках ядро? Хлоропласты? Присутствует ли в строении мицелий? Есть ли органы передвижения?)



-Характер питания. Растения – автотрофы, грибы – гетеротрофы.

-От среды обитания.




-Значение лишайников в природе и жизни человека.


  1. Строение лишайников.

  2. Питание лишайников.

  3. Среда обитания.

  4. Размножение лишайников.

  5. Значение лишайников.

- Будем работать с текстом и иллюстрациями учебника.


  1. Открытие нового знания. Работа с текстом учебника. Поиск информации в соответствии с планом.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Строение лишайников.

Демонстрация видеоролика.






Как называется тело лишайников?

Какие различают типы слоевищ у лишайников?


Какое внутреннее строение имеет слоевище?




Значит, по особенностям строения, к какому царству можно отнести лишайники?

Работают с текстом учебника. Просматривают видеоролик.

Лишайники – группа симбиотических организмов, в теле которых сочетаются два компонента: автотрофный – водоросль или цианобактерия и гетеротрофный – гриб.

-Слоевище или таллом.

-Накипные (корковые), листоватые, кустистые.

-Верхний и нижний корковые слои из плотно переплетенных гиф, между которыми сердцевина – рыхлый слой грибных нитей с водорослями.

- Наличие гриба – царство Грибы.

-Наличие водорослей – царство Растения.

  1. Питание лишайников.

Как питаются лишайники?









Таким образом, информация о питании подходит также к двум царствам.


-Лишайники – автогетеротрофные организмы. Симбиотические отношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба как бы выполняют функцию корней, клетки водорослей – функцию фотосинтеза. Гриб обеспечивает водоросль водой и минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества.

  1. Среда обитания.

Где обитают лишайники?


Действительно, лишайники могут поселиться там, где не выживает никакое другое растение. Это первопроходцы, пионеры растительности. Всегда, везде на голой, бесплодной поверхности первыми поселяются лишайники. И только после них появляются более сложные формы жизни. Лишайники находили в Антарктиде и на раскаленных камнях пустынь. В опытах они переносили 200-градусную жару. Они живут на застывшей лаве вулканов, на кирпичах, бронзовых памятниках, старинных пушках, фарфоре, стекле. Некоторые лишайники продолжают фотосинтез при температуре до – 35 градусов.

А вот в неволе лишайники жить не могут. В лаборатории их удалось выращивать не более полугода. Погибают.

Итак, изучив среду обитания, какой выбор вы будете делать? К какому царству ближе лишайники – к растениям или грибам?



Лишайники можно встретить на почве, деревьях, скалах, на коре деревьев, обнаженной древесине, листьях. На обрабатываемых землях лишайники не встречаются из-за очень медленного роста. Они очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, особенно сернистых газов.

Лишайники встречаются во всех биогеографических зонах, особенно в умеренных и холодных областях, а также в горах. Они способны переносить длительное высушивание. Устойчивость к засухе и низкой температуре позволяет им выживать там, где многие растения погибают.





- Лишайники по среде обитания не похожи ни на растения, ни на грибы. Растениям часто нужна почва. Ни растения, ни грибы не могут расти на голом субстрате.

  1. Размножение лишайников.

Как лишайники размножаются?


На лишайнике 5-10 лет зреют плодовые тела, в которых находятся соредии – клетки водорослей, оплетенные гифами. Лишайниковый гриб может размножаться сам спорами, но в этом случае велик риск, что проросшие споры не сумеют найти себе подходящих служанок – водорослей.

Как оцените информацию о размножении?



Лишайники очень медленно растут. Особенно, накипные. Один альпийский лишайник вырастает на 1мм за 200 лет. Зато и живут они дольше других живых существ. Чтобы определить возраст лишайника надо узнать скорость, с которой он растет, и его размер, а затем подсчитать их соотношение. В Арктике были найдены экземпляры возрастом 4,5 тыс. лет. А возраст некоторых антарктических лишайников составил более 10 тыс. лет. Это даже больше секвойи гигантской и сосны долговечной (3-5 тыс. лет). Ученые по лишайникам определили возраст знаменитых гигантских изваяний на острове Пасхи (более 400 лет).


-Лишайники размножаются, в основном, вегетативно – частями слоевища. Они легко ломаются. Отдельные кусочки, попав в соответствующие условия, развиваются в новое слоевище. Могут размножаться спорами, которые образуются половым и бесполым путем.



-Бесполое размножение частями тела (вегетативное) и спорами присутствует как у растений, так и у грибов.

-Грибы растут быстро. Лишайники обладают признаками, не характерными ни для растений, ни для грибов.

  1. Полученная информация не дала нужного результата. Может быть, нам поможет информация о том, кто в лишайнике главный?


Кто – гриб или растение преобладает по размерам в лишайнике?

Некоторые ученые сравнивают гриб с хозяином, а водоросль – с захваченным им рабом. Действительно, все началось с нападения гриба на водоросль. Гриб оплетал водоросли своими нитями и всасывал из них питательные вещества. Но полностью уничтожить своих пленниц грибу было невыгодно – он сам терял при этом источник пищи. Гриб стал защищать водоросли от высыхания, поставлять им воду и минеральные соли. Так образовался новый организм – лишайник.


Ученые еще в 19 веке проделали несложный опыт. Размельчили лишайник и поместили его в банку с водой. Грибные нити сгнили, а водоросли продолжали спокойно жить и размножаться. Парадокс заключался в том, что водоросли могут жить на свободе, а лишайниковые грибы жить на свободе разучились. В природе их без водорослей не встретишь. Лишайник очень легко разделить на части, а вот собрать обратно очень трудно. В опытах гриб и водоросль не проявляли ни малейшего желания объединяться обратно и гриб вскоре погибал. Ученым удалось их все же соединить, но далеко не сразу.





-Гриба больше. Гриб главный.













-Растения главные (более самостоятельные и независимые).

  1. Ответили ли мы на проблемный вопрос?


Лишайники – не грибы и не растения, а самостоятельная группа организмов, к которой принадлежит более 26 тыс. видов. Природа в лишний раз показывает, что она сложнее любых придуманных человеком схем. Современные ученые относят лишайники к царству грибов. Но вопрос остается спорным.

-Нет.

  1. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Демонстрируются кадры презентации. Делаются выводы о значении лишайников:

- На голом субстрате сначала появляются накипные, потом листоватые, потом кустистые лишайники.

- Лишайники создают условия для других растений. Когда те разрастаются – лишайники исчезают.

- У лишайников есть слабая сторона. Они не могут, как деревья, с листопадом избавляться от вредных продуктов, которые в них накапливаются и губят их. Поэтому лишайники совершенно не переносят загрязнения воздуха. Их почти нет в городских парках. Особенно они чувствительны к сернистому газу.

- Ягель, или «олений мох», и цетрария, или «исландский мох» - отличный корм для северных оленей. В течение долгих зимних месяцев это единственный их корм. Хотя в лишайниках не хватает белков и оленям надо летом подкрепляться сочной травой, без лишайников они гибнут от кишечных болезней. Сохранять здоровье оленям помогают особые лишайниковые вещества.

- Лишайники используются для получения пищевых добавок.

- Лишайники используют для приготовления пудры, духов, душистых сортов мыла. Из них получают лакмус для химических лабораторий.

- -Сказочный вид лесам придает бородатый лишайник, или уснея. Его «борода» вырастает на 7-8 м в длину. Получаемая из неё усниновая кислота убивает бактерии, помогает заживлению ран. Отвары различных лишайников известны в народной медицине как взбадривающее и противовоспалительное средство.





- Лишайники – «пионеры» растительного мира.


- Лишайники – защита других растений.



- Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Обилие и разнообразие лишайников является признаком чистого воздуха.




- Лишайники – корм для северных оленей и других животных.







- Пищевые добавки.


- Красители и ароматизаторы.



Медицинские препараты.

  1. Поскольку лишайники представляют собой экосистему в миниатюре, они должны обладать признаками, которыми не обладают растения и грибы по отдельности. Что это за признаки?

- Общее достижение гриба и водоросли, объединившихся в лишайник, заключается в том, что они могут заселять места, не доступные растениям и грибам по отдельности – голые субстраты. Также лишайники выделяют особые вещества «лишайниковые кислоты», которые разрушают горные породы (биологическое выветривание).


  1. Формулирование выводов по теме урока (по проблемному вопросу с использованием плана). Выводы формулируют учащиеся:

  1. Лишайники – симбиоз гриба и водоросли. (Растениями-сфинксами назвал их К.А.Тимирязев).

  2. Лишайники имеют автогетеротрофное питание.

  3. Современные ученые относят лишайников к грибам, хотя это особая группа живых организмов. (Разделение лишайников на классы и семейства проводят в соответствии с принадлежностью вида гриба – компонента лишайника – к определенному отделу грибов. В основном, - к отделу Аскомикота. Небольшая часть - к отделу Базидиомикота).

  4. Лишайники – «пионеры» растительного мира.

  5. Лишайники – индикаторы чистоты атмосферного воздуха.

  6. Лишайники – главный корм оленей.


  1. Рефлексия. Выполнение заданий, предложенных учителем (составление схем «Виды лишайников», «Значение лишайников», схемы симбиоза). Сочинение стихов, загадок, ребусов по изученной теме с использованием опорных слов (на доске: симбиоз, пионеры, накипные, листоватые, кустистые, автогетеротрофы, корм, индикатор, ароматизатор).


Используемая литература.

  1. С.Н.Сонин, В.Б.Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник. 7 класс. М.: Дрофа, 2016.

  2. С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан. Биология. О тех, кто растет, но не бегает.Учебник. 6 класс. Москва.: Баласс, 2010.

  3. Энциклопедия для детей. Том 2. – М.: Аванта+.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!