Методическая разработка урока биологии. 7 класс.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Фронтальный опрос. -Что изучает наука систематика? -Что такое классификация организмов? -Какие систематические категории вам известны? (выкладывание на доске схемы для растений) -Какие систематические группы, относящиеся к систематической категории царство, вам известны? -Какие царства живых организмов вы знаете. -По каким признакам можно определить, к какому царству относится тот или иной организм? | - наука о многообразии живых организмов -объединение организмов в группы на основе их сходства и родства -перечисляют систематические категории -молчат -перечисляют царства -Растения – автотрофы, фотосинтезируют. Зеленые. Неподвижные. Питаются путем всасывания. -Животные - гетеротрофы. Подвижные. Пищу захватывают, заглатывают. -Прокариоты – одноклеточные, без ядра. Питание автотрофное или гетеротрофное. -Грибы похожи на растения и на животных. Гетеротрофы. Состоят из мицелия. |
Прослушайте информацию. Попробуйте определить, о каких организмах идет речь? «Во время долгих странствий древнееврейского народа по пустыне (согласно Библии 40 лет) люди сильно бедствовали от недостатка пищи. Но после месяца невзгод, проснувшись как-то утром, они обнаружили на Земле непонятный налет, похожий на крупу или иней. Впервые увидев его, люди удивленно стали спрашивать друг у друга: «Манна?» (в переводе на русский «Что это?»). Манна (так и назвали этот налет) оказалась съедобной. Её мололи, толкли в ступах, варили в горшках или пекли из неё лепешки. Все 40 лет странствий каждое утро евреи собирали принесенную ветром или упавшую с неба манну, «небесный хлеб», что помогло им прокормиться в пустыне». (Отсюда и произошло название «манна небесная») Современные ученые считают, что речь идет о комочках лишайника аспицилия съедобная. А теперь рассмотрите предложенные вам гербарные экземпляры лишайников. В группах обсудите, к какому царству они относятся? | -Слушают информацию. Предполагают, о каких организмах идет речь. -Рассматривают предложенные гербарные экземпляры лишайников: вислянка, пармелия, ягель, цетрария. |
Предлагает высказать гипотезы. Можно определить царство методом исключения: не бактерии, потому что не одноклеточные; не животные, потому что пищу не захватывают, неподвижны. Остаются царства грибов и растений. | -Высказывают гипотезы и обосновывают свой выбор. Осознание противоречия. |
Формулирование проблемы. - Итак, мы столкнулись с противоречием. Сформулируйте проблемный вопрос нашего урока. -Какие версии у нас есть? | -К какому царству относятся лишайники? (запись вопроса на доске). - Царства Растения или Грибы. (Версии записываются на доске под проблемным вопросом). |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Строение лишайников. Демонстрация видеоролика. Как называется тело лишайников? Какие различают типы слоевищ у лишайников? Какое внутреннее строение имеет слоевище? Значит, по особенностям строения, к какому царству можно отнести лишайники? | Работают с текстом учебника. Просматривают видеоролик. Лишайники – группа симбиотических организмов, в теле которых сочетаются два компонента: автотрофный – водоросль или цианобактерия и гетеротрофный – гриб. -Слоевище или таллом. -Накипные (корковые), листоватые, кустистые. -Верхний и нижний корковые слои из плотно переплетенных гиф, между которыми сердцевина – рыхлый слой грибных нитей с водорослями. - Наличие гриба – царство Грибы. -Наличие водорослей – царство Растения. |
Питание лишайников. Как питаются лишайники? Таким образом, информация о питании подходит также к двум царствам. | -Лишайники – автогетеротрофные организмы. Симбиотические отношения гриба и водорослей проявляются в том, что нити гриба как бы выполняют функцию корней, клетки водорослей – функцию фотосинтеза. Гриб обеспечивает водоросль водой и минеральными солями, а сам получает от водоросли органические вещества. |
Среда обитания. Где обитают лишайники? Действительно, лишайники могут поселиться там, где не выживает никакое другое растение. Это первопроходцы, пионеры растительности. Всегда, везде на голой, бесплодной поверхности первыми поселяются лишайники. И только после них появляются более сложные формы жизни. Лишайники находили в Антарктиде и на раскаленных камнях пустынь. В опытах они переносили 200-градусную жару. Они живут на застывшей лаве вулканов, на кирпичах, бронзовых памятниках, старинных пушках, фарфоре, стекле. Некоторые лишайники продолжают фотосинтез при температуре до – 35 градусов. А вот в неволе лишайники жить не могут. В лаборатории их удалось выращивать не более полугода. Погибают. Итак, изучив среду обитания, какой выбор вы будете делать? К какому царству ближе лишайники – к растениям или грибам? | Лишайники можно встретить на почве, деревьях, скалах, на коре деревьев, обнаженной древесине, листьях. На обрабатываемых землях лишайники не встречаются из-за очень медленного роста. Они очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, особенно сернистых газов. Лишайники встречаются во всех биогеографических зонах, особенно в умеренных и холодных областях, а также в горах. Они способны переносить длительное высушивание. Устойчивость к засухе и низкой температуре позволяет им выживать там, где многие растения погибают. - Лишайники по среде обитания не похожи ни на растения, ни на грибы. Растениям часто нужна почва. Ни растения, ни грибы не могут расти на голом субстрате. |
Размножение лишайников. Как лишайники размножаются? На лишайнике 5-10 лет зреют плодовые тела, в которых находятся соредии – клетки водорослей, оплетенные гифами. Лишайниковый гриб может размножаться сам спорами, но в этом случае велик риск, что проросшие споры не сумеют найти себе подходящих служанок – водорослей. Как оцените информацию о размножении? Лишайники очень медленно растут. Особенно, накипные. Один альпийский лишайник вырастает на 1мм за 200 лет. Зато и живут они дольше других живых существ. Чтобы определить возраст лишайника надо узнать скорость, с которой он растет, и его размер, а затем подсчитать их соотношение. В Арктике были найдены экземпляры возрастом 4,5 тыс. лет. А возраст некоторых антарктических лишайников составил более 10 тыс. лет. Это даже больше секвойи гигантской и сосны долговечной (3-5 тыс. лет). Ученые по лишайникам определили возраст знаменитых гигантских изваяний на острове Пасхи (более 400 лет). | -Лишайники размножаются, в основном, вегетативно – частями слоевища. Они легко ломаются. Отдельные кусочки, попав в соответствующие условия, развиваются в новое слоевище. Могут размножаться спорами, которые образуются половым и бесполым путем. -Бесполое размножение частями тела (вегетативное) и спорами присутствует как у растений, так и у грибов. -Грибы растут быстро. Лишайники обладают признаками, не характерными ни для растений, ни для грибов. |
Полученная информация не дала нужного результата. Может быть, нам поможет информация о том, кто в лишайнике главный? Кто – гриб или растение преобладает по размерам в лишайнике? Некоторые ученые сравнивают гриб с хозяином, а водоросль – с захваченным им рабом. Действительно, все началось с нападения гриба на водоросль. Гриб оплетал водоросли своими нитями и всасывал из них питательные вещества. Но полностью уничтожить своих пленниц грибу было невыгодно – он сам терял при этом источник пищи. Гриб стал защищать водоросли от высыхания, поставлять им воду и минеральные соли. Так образовался новый организм – лишайник. Ученые еще в 19 веке проделали несложный опыт. Размельчили лишайник и поместили его в банку с водой. Грибные нити сгнили, а водоросли продолжали спокойно жить и размножаться. Парадокс заключался в том, что водоросли могут жить на свободе, а лишайниковые грибы жить на свободе разучились. В природе их без водорослей не встретишь. Лишайник очень легко разделить на части, а вот собрать обратно очень трудно. В опытах гриб и водоросль не проявляли ни малейшего желания объединяться обратно и гриб вскоре погибал. Ученым удалось их все же соединить, но далеко не сразу. | -Гриба больше. Гриб главный. -Растения главные (более самостоятельные и независимые). |
Ответили ли мы на проблемный вопрос? Лишайники – не грибы и не растения, а самостоятельная группа организмов, к которой принадлежит более 26 тыс. видов. Природа в лишний раз показывает, что она сложнее любых придуманных человеком схем. Современные ученые относят лишайники к царству грибов. Но вопрос остается спорным. | -Нет. |
Значение лишайников в природе и жизни человека. Демонстрируются кадры презентации. Делаются выводы о значении лишайников: - На голом субстрате сначала появляются накипные, потом листоватые, потом кустистые лишайники. - Лишайники создают условия для других растений. Когда те разрастаются – лишайники исчезают. - У лишайников есть слабая сторона. Они не могут, как деревья, с листопадом избавляться от вредных продуктов, которые в них накапливаются и губят их. Поэтому лишайники совершенно не переносят загрязнения воздуха. Их почти нет в городских парках. Особенно они чувствительны к сернистому газу. - Ягель, или «олений мох», и цетрария, или «исландский мох» - отличный корм для северных оленей. В течение долгих зимних месяцев это единственный их корм. Хотя в лишайниках не хватает белков и оленям надо летом подкрепляться сочной травой, без лишайников они гибнут от кишечных болезней. Сохранять здоровье оленям помогают особые лишайниковые вещества. - Лишайники используются для получения пищевых добавок. - Лишайники используют для приготовления пудры, духов, душистых сортов мыла. Из них получают лакмус для химических лабораторий. - -Сказочный вид лесам придает бородатый лишайник, или уснея. Его «борода» вырастает на 7-8 м в длину. Получаемая из неё усниновая кислота убивает бактерии, помогает заживлению ран. Отвары различных лишайников известны в народной медицине как взбадривающее и противовоспалительное средство. | - Лишайники – «пионеры» растительного мира. - Лишайники – защита других растений. - Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. Обилие и разнообразие лишайников является признаком чистого воздуха. - Лишайники – корм для северных оленей и других животных. - Пищевые добавки. - Красители и ароматизаторы. Медицинские препараты. |
Поскольку лишайники представляют собой экосистему в миниатюре, они должны обладать признаками, которыми не обладают растения и грибы по отдельности. Что это за признаки? | - Общее достижение гриба и водоросли, объединившихся в лишайник, заключается в том, что они могут заселять места, не доступные растениям и грибам по отдельности – голые субстраты. Также лишайники выделяют особые вещества «лишайниковые кислоты», которые разрушают горные породы (биологическое выветривание). |
Используемая литература.