Урок биологии 7 класс по теме: Охрана животного мира
Цель: Осознание учащимися ценностного отношения к животным через выявление способов охраны животного мира.
Задачи:
Определить способы охраны животных;
Развивать познавательную активность у обучающихся посредством использования ИКТ, умения анализировать, делать выводы;
Воспитывать у обучающихся личностные качества: ценностное отношение к живым организмам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать собеседника, умение обосновывать свою позицию, навыки взаимодействия и сотрудничества, чувство ответственности.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: изучить основные способы охраны животного мира, знать типы особо охраняемых территорий.
2. Метапредметные:
Познавательные: Знакомятся со способами охраны животных. Определяют признаки охраняемых территорий.
Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий, сделать выводы по результатам работы, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров
Коммуникативные: уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать ответы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы, уметь работать в составе творческих групп
3. Личностные: Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: проблемный, наглядно-образный, диалогический, информационный.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, аудиозаписи (фоновое сопровождение урока), раздаточный материал.
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап
Учитель предлагает отгадать загадку: В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки?
После дискуссии приходим к правильному ответу - зеркало, следовательно, самый опасный хищник на Земле - человек!
Наша планета существует больше четырех с половиной миллиардов лет. Такой долгий период трудно себе представить. Но давайте вычеркнем в этом числе все нули, получится 45 космических лет. По этому исчислению самые древние динозавры жили около года назад. Млекопитающие появились всего лишь 8 месяцев назад. Современный человек родился 4 часа назад. В течение последнего часа он научился обрабатывать землю, а первая фабрика начала работать минуту назад. И именно за последние 60 секунд человек превратил огромные пространства Земли в пустыни, уничтожил рыбу в реках. Каждая секунда космического времени несет все новые и новые разрушения.
- Презентация «Потомки нам этого не простят» (фоновое сопровождение песня «Лосиха с лосенком. Жестокость»).
- Обсуждение … Какие чувства у вас вызвал этот клип? Почему исчезают животные? !
- Какими качествами, на ваш взгляд, отличаются люди, уничтожавшие животных?
Очень часто мы бываем, жестоки и порой даже сами этого не осознаем. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного или растений… (Рерих)
Можем мы люди изменить ситуацию? А что можно сделать, чтобы остановить исчезновение животных? Как можно охранять животных?
Учебная задача: познакомиться со способами охраны животного мира.
2. Операционно-содержательный этап
- Ученикам предлагается разбиться на группы и придумать слова-ассоциации к теме урока. Получается примерно такой список слов: охрана животных, МСОП, заповедники, заказники, Красная книга, разведение животных в зоопарках и др.
- Составление в группах кластера из названных слов.
- Презентация кластеров, на доске прикрепляем
- Обратите внимание на наш кластер. Там есть еще одна стрелка. Как вы думаете, чего не хватает? А какую помощь можете оказать вы животным?
- Давайте познакомимся со способами охраны природы. Работа в группах.
Подготовьте сообщение и оформите плакат по теме:
Какие международные организации по охране животных существуют? Какова цель их создания?
С какой целью была создана Красная книга? Какие страницы она включает?
Какие охраняемые территории выделяют? Дайте краткую характеристику охраняемым территориям
Какую помощь можете оказать вы животным?
- проверка работы групп, дополняем кластер.
Делаем вывод, какие способы охраны животных существуют?
В наших силах все изменить… Видеоролик
3.Рефлексивно-оценочный этап
- Какое впечатление оставил у вас урок? Прошу вас проанализировать свою работу на уроке, ответив на вопросы:
- Зачем нам был нужен этот урок?
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне было трудно…
- Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)
- Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Д/з. Мини проект на выбор: «Даурский заповедник», «Сохондинский заповедник», «Животные красной книги Забайкальскогокрая» - заочная экскурсия
Лист самооценки работы в группе
Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны. |
-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? | А) да, все работали одинаково. |
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше. |
В) нет. Работал только один. |
-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? | А) работали дружно, ссор не было. |
б) работали дружно, спорили, но не ссорились. |
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось. |
- Тебе понравился результат работы группы? | А) да, все получилось хорошо. |
б) нравится, но можно было бы лучше. |
В) нет, не нравится. |
Лист самооценки работы в группе
Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны. |
-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? | А) да, все работали одинаково. |
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше. |
В) нет. Работал только один. |
-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? | А) работали дружно, ссор не было. |
б) работали дружно, спорили, но не ссорились. |
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось. |
- Тебе понравился результат работы группы? | А) да, все получилось хорошо. |
б) нравится, но можно было бы лучше. |
В) нет, не нравится. |
Лист самооценки работы в группе
Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны. |
-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? | А) да, все работали одинаково. |
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше. |
В) нет. Работал только один. |
-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? | А) работали дружно, ссор не было. |
б) работали дружно, спорили, но не ссорились. |
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось. |
- Тебе понравился результат работы группы? | А) да, все получилось хорошо. |
б) нравится, но можно было бы лучше. |
В) нет, не нравится. |
Лист самооценки работы в группе
Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны. |
-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? | А) да, все работали одинаково. |
Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше. |
В) нет. Работал только один. |
-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? | А) работали дружно, ссор не было. |
б) работали дружно, спорили, но не ссорились. |
В) очень трудно было договориться, не всегда получалось. |
- Тебе понравился результат работы группы? | А) да, все получилось хорошо. |
б) нравится, но можно было бы лучше. |
В) нет, не нравится. |
1 группа. Международные организации по охране животных
Самые известные международные организации
1. Всемирный фонд дикой природы (WWF или World Wildlife Fund)
Крупнейшая в мире природоохранная организация, собравшая под своими знаменами больше пяти миллионов сторонников. WWF был основан британским биологом и бизнесменом Джулианом Хаксли вскоре после того, как он посетил Восточную Африку. Хаксли был поражен тем, с какой скоростью в этом регионе происходит уничтожение местной флоры и фауны, и тут же начал «бить тревогу», публикуя тревожные статьи. Его призыв был услышан, и 11 сентября 1961 года была официально зарегистрирована благотворительная организация WWF, главный офис которой располагался в Швейцарии. За десятилетия своего существования представителям Всемирного фонда удалось реализовать множество проектов. Символом WWF тоже стало редкое животное, занесенное в Международную Красную книгу – большая панда.
2. Гринпис (Greenpeace) Поводом для создания этой организации послужили ядерные испытания. Один из самых популярных методов борьбы «гринписсовцев» - акции и протесты. Так, в свое время «зеленые» выступали против коммерческой охоты на китов, привлекали внимание к разрушению озонового слоя планеты.
3. BirdLife International
В 1922 году британские орнитологи основали организацию, которая специализировалась на защите птиц и охране мест их обитания. Прошло больше семидесяти лет, общество получило свое нынешнее название и превратилось в международную организацию, которая сегодня насчитывает сто двадцать одно представительство в разных странах мира. В России за сохранность пернатых отвечает Союз охраны птиц России или СОПР. А сама международная организация в 2007 году запустила крупный проект, основной целью которого стало спасение вымирающих видов птиц.
4. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Создан в 1948г. Содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП подготовил Международную Красную книгу (10 томов). Цели МСОП: сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; организация заповедников, национальных природных парков; экологическое просвещение.
2 группа. Охраняемые территории
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. К ним относятся:
Государственные природные заповедники
На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.
Национальные парки
Национальные парки включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:
заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта.
Государственные природные заказники
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристических стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь прокладка туристских троп.
Памятники природы
Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе[6]:
участки живописных местностей;
места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утёсы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т. п.).
3 группа. Красная книга
Красная книга — официальный документ, он содержит систематизированные сведения о представителях флоры и фауны, которые нуждаются в охране. Существуют международные, национальные и региональные Красные книги. Обычно Красная книга или Красный список есть у каждой страны, а иногда области или города, ведь сохранение вида в целом напрямую зависит от его положения в конкретной среде обитания.
Автором идеи создания Красной книги стал английский исследователь, один из основателей Всемирного фонда охраны дикой природы, председатель Комиссии по редким и исчезающим видам Питер Скотт. Он предложил выбрать красный цвет как символ тревоги, опасности и вместе с тем стремления к жизни.
Все страницы Красной книги, конечно белые, но они взяты в рамочки, раскрашенные в разные цвета.
Чёрный
Самые траурные – чёрные листочки. Именно на них осталась память о тех представителях, которых мы больше никогда не увидим рядом с собой, кто уже вымер.
Так, к 1914 году полностью был истреблён человеком странствующий голубь, ранее обитавший в Северной Америке. Такая же судьба у верескового тетерева, которого добывали ради мяса: его последний представитель погиб в специально для него созданном заповеднике в 1932 году.
.
Международная экспедиция в 2006 году констатировала полное исчезновение китайского речного дельфина байцзи. И таких примеров – множество.
Красный
На страницах с красными рамочками собраны особо редкие и исчезающие виды. Их осталось мало, но они всё ещё встречаются в природе и нуждаются в особой защите.
Среди них – самое большое животное на Земле – синий кит, достигающий в длину до 33 метров массой более 150 тонн, численность которого год за годом снижается из-за бесконтрольного промысла.
К уязвимым видам относится гепард, способный развивать скорость до 110 км\час за 3 секунды.
Жёлтый
Жёлтые странички посвящены тем, численность которых стремительно уменьшается, и если мы не предпримем никаких мер, то они могут поменять «своё книжное место жительства» и оказаться на красных страницах. Так, раз за разом, сокращаются популяции амурского, или дальневосточного тигра, взятого под наблюдение лично Президентом России.
К редким видам относится розовый фламинго.
Белый
Белые странички собрали тех представителей, которых изначально всегда было немного. География их распространения ограничена определённой, небольшой по площади, территорией. Встречаются представители флоры и фауны с белых листов редко, так как их по природе мало.
Так, например, в природе редко встретишь таких грызунов, как орешниковая соня. Внешним видом напоминающая белку, но размерами с мышку, она живёт в Южной Европе, но вот в центральной России встречается нечасто.
Серый
На страничках с серой рамочкой вписаны такие представители, которые ещё мало изучены, а места их произрастания и обитания труднодоступны для человека либо малоизвестны. Среди таких уникальных экземпляров императорские пингвины, которые поселились в Антарктиде.
Согласитесь, учёным довольно трудно изучить проживающих в вечной зиме животных, тем более, что эти пингвины редко выходят на сушу, а предпочитают проводить больше времени на морских льдинах.
Зелёный
Зелёными страницами мы с вами можем по праву гордиться, так как благодаря усилиям человека жители этих листочков были спасены от вымирания, и они с красных и жёлтых страниц перекочевали на безопасные для них зелёные.
Согласитесь, что очень хотелось бы, чтоб зелёных страниц с каждым обновлённым выпуском становилось всё больше и больше.
Подготовьте сообщение и оформите плакат по теме:
1 группа. Какие международные организации по охране животных существуют? Каковы направления их деятельности?
Подготовьте сообщение и оформите плакат по теме:
2 группа. С какой целью была создана Красная книга? Какие страницы она включает?
Подготовьте сообщение и оформите плакат по теме:
3 группа. Какие охраняемые территории выделяют? Какова цель их создания?
Подготовьте сообщение и оформите плакат по теме:
4 группа. Какую помощь можете оказать вы животным?