СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Охрана животного мира"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии 7 класс по теме: Охрана животного мира

Цель:  Осознание учащимися ценностного отношения к животным через выявление способов охраны животного мира.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии 7 класс по теме "Охрана животного мира"»


Урок биологии 7 класс по теме: Охрана животного мира

Цель: Осознание учащимися ценностного отношения к животным через выявление способов охраны животного мира.

Задачи:

  1. Определить способы охраны животных;

  2. Развивать познавательную активность у обучающихся посредством использования ИКТ, умения анализировать, делать выводы;

  3. Воспитывать у обучающихся личностные качества: ценностное отношение к живым организмам, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать собеседника, умение обосновывать свою позицию, навыки взаимодействия и сотрудничества, чувство ответственности.


Планируемые образовательные  результаты:

1. Предметные: изучить основные способы охраны животного мира, знать типы особо охраняемых территорий.

2. Метапредметные:

Познавательные:  Знакомятся со способами охраны животных. Определяют признаки охраняемых территорий.

Регулятивные:  уметь организовать  выполнение заданий, сделать выводы по результатам работы, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров

Коммуникативные: уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать ответы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы, уметь работать в составе творческих групп

3. Личностные: Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: проблемный, наглядно-образный, диалогический, информационный.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, аудиозаписи (фоновое сопровождение урока), раздаточный материал.


Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный этап

Учитель предлагает отгадать загадку: В Нью-Йоркском зоопарке у клетки с толстыми прутьями висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Кого или что можно увидеть внутри клетки?

После дискуссии приходим к правильному ответу - зеркало, следовательно, самый опасный хищник на Земле - человек!

Наша планета существует больше четырех с половиной миллиардов лет. Такой долгий период трудно себе представить. Но давайте вычеркнем в этом числе все нули, получится 45 космических лет. По этому исчислению самые древние динозавры жили около года назад. Млекопитающие появились всего лишь 8 месяцев назад. Современный человек родился 4 часа назад. В течение последнего часа он научился обрабатывать землю, а первая фабрика начала работать минуту назад. И именно за последние 60 секунд человек превратил огромные пространства Земли в пустыни, уничтожил рыбу в реках. Каждая секунда космического времени несет все новые и новые разрушения.

- Презентация «Потомки нам этого не простят» (фоновое сопровождение песня «Лосиха с лосенком. Жестокость»).


- Обсуждение … Какие чувства у вас вызвал этот клип? Почему исчезают животные? !


- Какими качествами, на ваш взгляд, отличаются люди, уничтожавшие животных?

Очень часто мы бываем, жестоки и порой даже сами этого не осознаем. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного или растений… (Рерих)

Можем мы люди изменить ситуацию? А что можно сделать, чтобы остановить исчезновение животных? Как можно охранять животных?


Учебная задача: познакомиться со способами охраны животного мира.


2. Операционно-содержательный этап

- Ученикам предлагается разбиться на группы и придумать слова-ассоциации к теме урока. Получается примерно такой список слов: охрана животных, МСОП, заповедники, заказники, Красная книга, разведение животных в зоопарках и др.

- Составление в группах кластера из названных слов.


- Презентация кластеров, на доске прикрепляем



- Обратите внимание на наш кластер. Там есть еще одна стрелка. Как вы думаете, чего не хватает? А какую помощь можете оказать вы животным?


- Давайте познакомимся со способами охраны природы. Работа в группах.

Подготовьте сообщение и оформите плакат по теме:

  1. Какие международные организации по охране животных существуют? Какова цель их создания?

  2. С какой целью была создана Красная книга? Какие страницы она включает?

  3. Какие охраняемые территории выделяют? Дайте краткую характеристику охраняемым территориям

  4. Какую помощь можете оказать вы животным?


- проверка работы групп, дополняем кластер.

Делаем вывод, какие способы охраны животных существуют?

В наших силах все изменить… Видеоролик


3.Рефлексивно-оценочный этап


- Какое впечатление оставил у вас урок? Прошу вас проанализировать свою работу на уроке, ответив на вопросы:

- Зачем нам был нужен этот урок?

- Сегодня на уроке я научился…

- Мне было трудно…

- Урок  навёл меня на размышления...(заставил задуматься)

- Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…


Д/з. Мини проект на выбор:  «Даурский заповедник», «Сохондинский заповедник», «Животные красной книги Забайкальскогокрая» - заочная экскурсия



Лист самооценки работы в группе

Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.

-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А) да, все работали одинаково.

Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

В) нет. Работал только один.

-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) работали дружно, ссор не было.

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.

- Тебе понравился результат работы группы?

А) да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.

В) нет, не нравится.

   Лист самооценки работы в группе

Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.

-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А) да, все работали одинаково.

Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

В) нет. Работал только один.

-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) работали дружно, ссор не было.

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.

- Тебе понравился результат работы группы?

А) да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.

В) нет, не нравится.

Лист самооценки работы в группе

Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.

-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А) да, все работали одинаково.

Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

В) нет. Работал только один.

-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) работали дружно, ссор не было.

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.

- Тебе понравился результат работы группы?

А) да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.

В) нет, не нравится.

Лист самооценки работы в группе

Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.

-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

А) да, все работали одинаково.

Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.

В) нет. Работал только один.

-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А) работали дружно, ссор не было.

б) работали дружно, спорили, но не ссорились.

В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.

- Тебе понравился результат работы группы?

А) да, все получилось хорошо.

б) нравится, но можно было бы лучше.

В) нет, не нравится.

 1 группа. Международные организации по охране животных

Самые известные международные организации


1. Всемирный фонд дикой природы (WWF или World Wildlife Fund)

Крупнейшая в мире природоохранная организация, собравшая под своими знаменами больше пяти миллионов сторонников. WWF был основан британским биологом и бизнесменом Джулианом Хаксли вскоре после того, как он посетил Восточную Африку. Хаксли был поражен тем, с какой скоростью в этом регионе происходит уничтожение местной флоры и фауны, и тут же начал «бить тревогу», публикуя тревожные статьи. Его призыв был услышан, и 11 сентября 1961 года была официально зарегистрирована благотворительная организация WWF, главный офис которой располагался в Швейцарии. За десятилетия своего существования представителям Всемирного фонда удалось реализовать множество проектов. Символом WWF тоже стало редкое животное, занесенное в Международную Красную книгу – большая панда.

2. Гринпис (Greenpeace) Поводом для создания этой организации послужили ядерные испытания. Один из самых популярных методов борьбы «гринписсовцев» - акции и протесты. Так, в свое время «зеленые» выступали против коммерческой охоты на китов, привлекали внимание к разрушению озонового слоя планеты.


3. BirdLife International

В 1922 году британские орнитологи основали организацию, которая специализировалась на защите птиц и охране мест их обитания. Прошло больше семидесяти лет, общество получило свое нынешнее название и превратилось в международную организацию, которая сегодня насчитывает сто двадцать одно представительство в разных странах мира. В России за сохранность пернатых отвечает Союз охраны птиц России или СОПР. А сама международная организация в 2007 году запустила крупный проект, основной целью которого стало спасение вымирающих видов птиц.

4. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Создан в 1948г. Содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП подготовил Международную Красную книгу (10 томов). Цели МСОП: сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; организация заповедников, национальных природных парков; экологическое просвещение.



2 группа. Охраняемые территории

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. К ним относятся:

  1. Государственные природные заповедники

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

  1. Национальные парки

Национальные парки включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

  • заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

  • познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

  • рекреационная, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта.

  1. Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Для целей познавательного туризма особое значение имеют комплексные заказники, в которых туристов знакомят с редкими видами животного и растительного мира, живописными пейзажами. Как правило, разбивка туристических стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь прокладка туристских троп.

  1. Памятники природы

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе[6]:

  • участки живописных местностей;

  • места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;

  • местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

  • отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утёсы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т. п.).








3 группа. Красная книга

Красная книга — официальный документ, он содержит систематизированные сведения о представителях флоры и фауны, которые нуждаются в охране. Существуют международные, национальные и региональные Красные книги. Обычно Красная книга или Красный список есть у каждой страны, а иногда области или города, ведь сохранение вида в целом напрямую зависит от его положения в конкретной среде обитания.

Автором идеи создания Красной книги стал английский исследователь, один из основателей Всемирного фонда охраны дикой природы, председатель Комиссии по редким и исчезающим видам Питер Скотт. Он предложил выбрать красный цвет как символ тревоги, опасности и вместе с тем стремления к жизни.

Все страницы Красной книги, конечно белые, но они взяты в рамочки, раскрашенные в разные цвета.

Чёрный

Самые траурные – чёрные листочки. Именно на них осталась память о тех представителях, которых мы больше никогда не увидим рядом с собой, кто уже вымер.

Так, к 1914 году полностью был истреблён человеком странствующий голубь, ранее обитавший в Северной Америке. Такая же судьба у верескового тетерева, которого добывали ради мяса: его последний представитель погиб в специально для него созданном заповеднике в 1932 году.


.

Международная экспедиция в 2006 году констатировала полное исчезновение китайского речного дельфина байцзи. И таких примеров – множество.










Красный

На страницах с красными рамочками собраны особо редкие и исчезающие виды. Их осталось мало, но они всё ещё встречаются в природе и нуждаются в особой защите.

Среди них – самое большое животное на Земле – синий кит, достигающий в длину до 33 метров массой более 150 тонн, численность которого год за годом снижается из-за бесконтрольного промысла.



К уязвимым видам относится гепард, способный развивать скорость до 110 км\час за 3 секунды.



Жёлтый

Жёлтые странички посвящены тем, численность которых стремительно уменьшается, и если мы не предпримем никаких мер, то они могут поменять «своё книжное место жительства» и оказаться на красных страницах. Так, раз за разом, сокращаются популяции амурского, или дальневосточного тигра, взятого под наблюдение лично Президентом России.


К редким видам относится розовый фламинго.



Белый

Белые странички собрали тех представителей, которых изначально всегда было немного. География их распространения ограничена определённой, небольшой по площади, территорией. Встречаются представители флоры и фауны с белых листов редко, так как их по природе мало.



Так, например, в природе редко встретишь таких грызунов, как орешниковая соня. Внешним видом напоминающая белку, но размерами с мышку, она живёт в Южной Европе, но вот в центральной России встречается нечасто.


Серый

На страничках с серой рамочкой вписаны такие представители, которые ещё мало изучены, а места их произрастания и обитания труднодоступны для человека либо малоизвестны. Среди таких уникальных экземпляров императорские пингвины, которые поселились в Антарктиде.



Согласитесь, учёным довольно трудно изучить проживающих в вечной зиме животных, тем более, что эти пингвины редко выходят на сушу, а предпочитают проводить больше времени на морских льдинах.


Зелёный

Зелёными страницами мы с вами можем по праву гордиться, так как благодаря усилиям человека жители этих листочков были спасены от вымирания, и они с красных и жёлтых страниц перекочевали на безопасные для них зелёные.


Согласитесь, что очень хотелось бы, чтоб зелёных страниц с каждым обновлённым выпуском становилось всё больше и больше.















Подготовьте сообщение и оформите плакат по теме:

1 группа. Какие международные организации по охране животных существуют? Каковы направления их деятельности?




Подготовьте сообщение и оформите плакат по теме:

2 группа. С какой целью была создана Красная книга? Какие страницы она включает?




Подготовьте сообщение и оформите плакат по теме:

3 группа. Какие охраняемые территории выделяют? Какова цель их создания?




Подготовьте сообщение и оформите плакат по теме:

4 группа. Какую помощь можете оказать вы животным?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!