СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока биологии 11 класса по теме " Вдообразование. Микроэволюция"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  в 11 классе по теме "Образование новых видов . Микроэволюция" в разделе " Основы эволюционного учения"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока биологии 11 класса по теме " Вдообразование. Микроэволюция"»

Биология 11 класс 

Тема урока: Видообразование. Микроэволция.


Цели урока:

Образовательные: закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании ,дать понятия о путях, скорости и типах видообразования.

Развивающие: развивать умения на основе сравнения раннее изученного материала с новым, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, умение связать теоретический материал с практикой жизни

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний

Вопросы к классу

  1. Назовите основные положения теории Дарвина

  2. Что является единицей эволюции? Почему?

  3. К чему могут привести эволюционные процессы в популяциях?

  4. Что такое вид? Какими критериями он характеризуется?

III. Подготовка к восприятию нового материала

IV. Объявление темы и постановка цели:

  1. Что такое видообразование, его пути, типы и скорость.

  2. Что такое микроэволюция и каковы ее результаты.

Проблема:

Нас с вами окружает огромное разнообразие организмов. Много видов птиц, рыб, растений и т.д. Как оно возникло? Что лежит в основе видообразования?

Объяснение учителя

 Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при определенных условиях.

Задание в течение урока: Эти типы видообразования будем заносить в таблицу

  1. Что такое дивергенция? (расхождение признаков)

  2. Причины дивергенции?  (изоляция, расширение ареала)

Учитель:

 Все это приводит к образованию новых видов, т.е. к микроэволюции 

Дивергентное видообразование является  истинным, самым распространенным, самым древним. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, т.к. способствует увеличению числа видов. На нем остановимся подробно.

А теперь рассмотрим типы дивергентного видообразования.

СХЕМА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ВИДООБРАЗОВАНИЯ

  1. Аллопатрическое – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции.

 - возникновение географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к появлению изолятов – географически изолированных популяций.

  ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

Слайд 9  РАЗНООБРАЗИЕ ДАРВИНОВСКИХ ВЬЮРКОВ НА ГАЛАПАГОССКИХ ОСТРОВАХ

Учитель:

Таким образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные Дарвиным.

РАССЕЛЕНИЕ ВИДА НА БОЛЬШУЮ ТЕРРИТОРИЮ

Вносим в  таблицу новый материал

видообразование

событие

итог

Филетический

Это процесс превращения одного вида в другой,

вид-предок в вид-потомок

А—В

Дивергентное

Видообразование

Аллопатрическое

Простанственно-территориальная изоляция

Расселение вида на большие территории

способствует увеличению числа видов.

А—А+В

Проблемный вопрос:   Какова скорость видообразования?

Возможные варианты ответа:

  1. постепенное видообразование

  2. внезапное видообразование

Учитель:

Посмотрите на таблицу и определите:

Какое видообразование постепенное какое внезапное?

Вывод: (запись в тетрадь)

  1. постепенное видообразование: дивергентное и филетическое

  2. внезапное: гибридогенное     

V. Закрепление знаний. 

Тестирование с применением ИКТ.

VI. Задание на дом: Д/З §40, составить 3 вопроса по теме

Вопрос для обсуждения:  Сходство и различия способов видообразования.

Вариант ответа:

 Сходство: Их основа — движущие силы эволюции.

Различие: 

  1. Географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных  популяций.

  2. Экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.

VII. Итог урока





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!