СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока 5 класс" История изучения клетки. Увеличительные приборы: лупа, микроскоп"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 5 класс" История изучения клетки. Увеличительные приборы: лупа, микроскоп"»

Урок № 38

5-А класс_____

5-Б класс_____

Тема: «История изучения клетки. Увеличительные приборы: лупа, микроскоп.»

Цели:

  • познакомить учащихся со строением и многообразием клеток;

  • раскрыть значение органоидов клетки;

  • сформировать понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах;

  • познакомить с историей увеличительных приборов.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Самый организованный ряд.

  2. Актуализация опорных знаний. Беседа по домашнему заданию.

Работа с карточками (приложение 1)

Приложение 1

РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В 1.

1. Дайте ответы на вопросы теста:

1. Развитие жизни на Земле началось

А. 2,5 млрд лет назад; Б.3,5 млрд лет назад; В.4,5 млрд лет назад.

2. О каком древнем живом организме идет речь?

Эти животные являются дальними родственниками раков и имеют размеры от 2 до 75 сантиметров. Они вели придонный образ жизни. Одеты были в панцирь. Позднее данные животные вымерли.

А. динихтис; Б. стегоцефал; В. трилобит.

3. Какой существующий геологический период носит название полезного ископаемого?

А. каменноугольный; Б. торфяной; В. железорудный.

4. Какое живое существо является родственником слона?

А. мамонт; Б. стрекоза; В. динозавр.

5. Как на русский язык с греческого переводится слово «динозавр»?

А. большой ящер; Б. быстрый ящер; В. ужасный ящер.


РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В 2.

1. Дайте ответы на вопросы теста:

1. В какой среде зародилась жизнь на Земле?

А. в океане; Б. на суше; В. на суше и в океане одновременно

2. Какое из перечисленных живых существ в древности было «грозой морских глубин»?

А. динихтис; Б. стегоцефал; В. трилобит.

3. Предки какого живого существа в древности имели размеры около 1 метра?

А. мамонта; Б. стрекозы; В. саблезубого тигра.

4. Какой из перечисленных ящеров является летающим?

А. плезиозавр; Б. ихтиозавр; В. птерозавр.

5. Как называется геологический период, являющийся периодом расцвета динозавров?

А. триассовый; Б. юрский; В. меловой.


2.Расположите предложенные организмы в порядке их появления на Земле.

1. Простейшие.


2.Мамонт.


  1. Бронтозавр.

  1. Ихтиостега.

  1. Карнозуб.

  1. Медуза.

3. Изучение нового материала.

1) Понятие о клетке как структуре живого организма.

Что нужно для строительства красивого кирпичного дома?

(Кирпичи - это основа для строительства дома)

- Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, из которых состоит предложений).

- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв).

- А все тела растений, животных, человека состоят? (Из клеток).

Мы можем предположить, что у слова клетка есть много значений. Чтобы узнать какие значения имеет слово «клетка» давайте воспользуемся ресурсами интернета и заглянем в толковый словарь русского языка С.И.Ожегова. Он определяет слово клетка так:

1. Помещение со стенками из поставленных с промежутками прутьев. К. для птиц, для зверей.

2. Отдельный квадрат разграфленного пространства.

3. Клетки шахматной доски.

4. Ткань в крупную клетку.*

5. Грудная клетка - часть туловища, ограниченная грудными позвонками, ребрами и грудиной; костная основа этой

части туловища.

6. Лестничная клетка

7. Тетрадь. в клеточку

8. Элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.

- Какое определение подходит нам? (последнее)

Физкультминутка.

2) История изучения клетки. (приложение 2)



Вопрос учителя: Наверное, каждый из вас неоднократно держал в руках увеличительное стекло. Иначе оно называется лупа. Скажите, что же можно делать с помощью увеличительного стекла?

Да, можно выжигать, добывать огонь, читать мелкие буквы, рассматривать мелкие предметы. Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы, а еще мы познакомимся с учеными, которые своими изобретениями помогли нам увидеть живую клетку, с помощью увеличительных приборов. Ваша задача внимательно прочитать материал приложения 2 и запомнить какие изобретения сделали эти люди. Как результат усвоения материала, вы должны оформить кластеры.


Приложение 2

Лупа была известна еще в Древней Греции. За 400 лет до нашей эры драматург Аристофан описывал свойства увеличительного стекла в одной из своих комедий. Но обычная лупа дает не очень большое увеличение. Она может увеличивать в 2 – 30 раз.

Первый увеличительный прибор в истории – это простая лупа. Изобрели ее в Италии в средние века. Имя первого мастера осталось неизвестным. Скорее всего, он делал очки на заказ. В те времена это было модно, и очки в красивой оправе носили даже люди с хорошим зрением.



Микроскоп был изобретен в 1590 году голландцем Иоанном Липерсгеем. Но еще за полвека до этого один из знаменитых итальянских врачей, доктор Фракасторо, публично предложил идею создания микроскопа. По его словам, нужно было лишь усилить одну линзу второй.

Мастер Липперсгей (на жизнь он зарабатывал изготовлением очков) в 1608 году изобрел и первый телескоп. Но не одному ему в голову пришла эта идея. Чертежи телескопа нашли еще в бумагах Леонардо да Винчи.

Первым микроскопом, который был подтвержден документами, был микроскоп знаменитого астронома Галилео Галилея в 1624 году. Не только лишь на звезды смотрел этот ученый.

Первые микроскопы и телескопы в истории, конечно, были оптическими. Они давали увеличение всего лишь в пятьдесят раз – в среднем. Они состояли из обычных линз, усиливавших действие друг друга. И увеличительные приборы оставались такими еще долго, прежде чем стали изобретать электронные, радио-, рентгеновские и прочие виды приборов.

Знаменитые биологи Роберт Гук (открывший клетку) и Антони Ван Левенгук (тоже сделавший немало открытий) уже пользовались микроскопами. Ван Левенгук заметно улучшил микроскоп, и тот уже давал увеличение в двести-триста раз!

А современный электронный микроскоп может дать увеличение в миллион раз! Первый в истории электронный микроскоп был построен в 1932 году немцем по фамилии Руска. За изобретение Руска позже получил Нобелевскую премию.



4. Закрепление изученного материала.

Составление кластеров «Строение и применение лупы» и «Изобретение микроскопа».

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание. Подготовить по группам дополнительный материал «Биография Галилея», «Биография Гука»; подготовить рассказ по кластерам урока.

7. Рефлексия. Смайлики.





Приложение 1

РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В 1.

1. Дайте ответы на вопросы теста:

1. Развитие жизни на Земле началось

А. 2,5 млрд лет назад; Б.3,5 млрд лет назад; В.4,5 млрд лет назад.

2. О каком древнем живом организме идет речь?

Эти животные являются дальними родственниками раков и имеют размеры от 2 до 75 сантиметров. Они вели придонный образ жизни. Одеты были в панцирь. Позднее данные животные вымерли.

А. динихтис; Б. стегоцефал; В. трилобит.

3. Какой существующий геологический период носит название полезного ископаемого?

А. каменноугольный; Б. торфяной; В. железорудный.

4. Какое живое существо является родственником слона?

А. мамонт; Б. стрекоза; В. динозавр.

5. Как на русский язык с греческого переводится слово «динозавр»?

А. большой ящер; Б. быстрый ящер; В. ужасный ящер.




РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. В 2.

1. Дайте ответы на вопросы теста:

1. В какой среде зародилась жизнь на Земле?

А. в океане; Б. на суше; В. на суше и в океане одновременно

2. Какое из перечисленных живых существ в древности было «грозой морских глубин»?

А. динихтис; Б. стегоцефал; В. трилобит.

3. Предки какого живого существа в древности имели размеры около 1 метра?

А. мамонта; Б. стрекозы; В. саблезубого тигра.

4. Какой из перечисленных ящеров является летающим?

А. плезиозавр; Б. ихтиозавр; В. птерозавр.

5. Как называется геологический период, являющийся периодом расцвета динозавров?

А. триассовый; Б. юрский; В. меловой.


2.Расположите предложенные организмы в порядке их появления на Земле.

1. Простейшие.

2.Мамонт.


3. Бронтозавр.


4. Ихтиостега.

5. Карнозуб

6.Медуза.

Приложение 2

Лупа была известна еще в Древней Греции. За 400 лет до нашей эры драматург Аристофан описывал свойства увеличительного стекла в одной из своих комедий. Но обычная лупа дает не очень большое увеличение. Она может увеличивать в 2 – 30 раз.

Первый увеличительный прибор в истории – это простая лупа. Изобрели ее в Италии в средние века. Имя первого мастера осталось неизвестным. Скорее всего, он делал очки на заказ. В те времена это было модно, и очки в красивой оправе носили даже люди с хорошим зрением.


Микроскоп был изобретен в 1590 году голландцем Иоанном Липерсгеем. Но еще за полвека до этого один из знаменитых итальянских врачей, доктор Фракасторо, публично предложил идею создания микроскопа. По его словам, нужно было лишь усилить одну линзу второй.

Мастер Липперсгей (на жизнь он зарабатывал изготовлением очков) в 1608 году изобрел и первый телескоп. Но не одному ему в голову пришла эта идея. Чертежи телескопа нашли еще в бумагах Леонардо да Винчи.

Первым микроскопом, который был подтвержден документами, был микроскоп знаменитого астронома Галилео Галилея в 1624 году. Не только лишь на звезды смотрел этот ученый.

Первые микроскопы и телескопы в истории, конечно, были оптическими. Они давали увеличение всего лишь в пятьдесят раз – в среднем. Они состояли из обычных линз, усиливавших действие друг друга. И увеличительные приборы оставались такими еще долго, прежде чем стали изобретать электронные, радио-, рентгеновские и прочие виды приборов.

Знаменитые биологи Роберт Гук (открывший клетку) и Антони Ван Левенгук (тоже сделавший немало открытий) уже пользовались микроскопами. Ван Левенгук заметно улучшил микроскоп, и тот уже давал увеличение в двести-триста раз!

А современный электронный микроскоп может дать увеличение в миллион раз! Первый в истории электронный микроскоп был построен в 1932 году немцем по фамилии Руска. За изобретение Руска позже получил Нобелевскую премию.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!