СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока 5 класс "Древняя Индия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с бытом и культурой народов Индии. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока 5 класс "Древняя Индия"»

Древняя Индия

5 класс

Цель: ознакомить учащихся с природно-климатическими условиями и географическим положением Индии; ознакомить с древнейшими цивилизациями долин рек Инд и Ганг; определить причины арийского вторжения в Индию; совершенствовать навыки установления взаимосвязей между географическим и хозяйственным развитием страны; воспитывать у учащихся интерес и уважение к истории древних стран.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Объявление темы и поставленных целей урока.

I слайд.

Изучать тему мы будем по плану:

  1. Природные и климатические условия Индии

  2. Древнейшие цивилизации

  1. Актуализация опорных знаний.

II слайд. (Картинка Древняя Индия)

Вступительное слово учителя. Об этой далекой, таинственной стране вы уже неоднократно слышали и видели, благодаря информации из Интернета, телевидения, книг и информации, полученной на других уроках.

  1. Мотивация.

III слайд.

Эпиграф:

«Индия – это страна, где современность существует с древностью»;

«Эта страна сказочная и неповторимая, со своей древней и самобытной культурой, историей, которая объединяет глубину тысячелетий»;

«Индия – это сон, описать который дело нелегкое»

(Но мы попытаемся)

А сейчас, будьте добры, закройте глаза и вспомните, что вы уже знаете об Индии. (Индийская муза поможет)

Ассоциативный куст

Антилопа

Фильмы

Пальмы, море

ИНДИЯ много зверей

Танцы

Обычаи

Чай, кофе

  1. Изучение нового материала.

IV слайд (Карта)

Рассказ учителя. В южной Азии за самым высоким Гималайским хребтом раскинулся огромный полуостров Индостан, который омывает Индийский океан.

Земля на полуострове Индостан практически всюду – равнина богатая залежами меди и железа. Она орошается двумя огромными реками Инд и Ганг, долины которых расположены на северо-востоке. Территория Индии густо изрезана небольшими реками (Годавари, Нармада, Джамна и др.)

Климат в этой стране сухой на северо-западе и теплый и влажный на юге, поскольку высокие Гималайские горы сдерживают натиск северных ветров. Заболоченные русла густо поросли зарослями кустов, деревьев, которые называют джунглями. Здесь всегда водились дикие звери – волки, медведи, тигры, ядовитые змеи и т.д. Очень хорошо описана природа джунглей, повадки животных, жизнь населения в книге Дж. Р. Киплинга «Книга джунглей».

V слайд. Учащиеся подготовили сообщения «Природа джунглей» (Опережающее задание одному учащемуся).

VI слайд. Задания на соответствие понятий. Что такое?

а) княжество; б) город-государство; в) государство;

г) класс; д) общество; е) цивилизация.

VII слайд. Что такое цивилизация? Покажите на карте, где возникли первые цивилизации. Назовите их. (В долинах больших рек Египет, Вавилон)

VIII слайд. Задание на соответствие. Где находятся реки: Нил, Тигр, Евфрат, Амударья.

Подумайте, почему древнейшие цивилизации были созданы в долинах больших рек? (Жизнь и плодородная почва – земледелие, рыболовство, перевоз грузов, торговые пути).

IX слайд. Поиграем в игру «Верю – не верю». Чем похожи долины рек Инд и Ганг? (Взаимопроверка)

+ а) полноводные непересыхающие реки;

- б) текут с юга на север;

+ в) широко разливаются;

+ г) жаркий пояс;

- д) водятся крокодилы;

- е) зимой лед на реках.

X слайд. Древнейшие цивилизации.

Почему долину реки Ганг начали осваивать позднее, чем бассейн реки Инд? (Джунгли). Могли ли не селиться в долине реки Ганг? (Нет. Щедрая природа, но очень опасно).

XI слайд. Работа с учебником по вопросам

- население;

- климат;

- города;

- что свидетельствует о высоком уровне развития;

- занятие населения.

Заполните таблицу:

Название, период цивилизации

население

города

Занятия населения

Индская

III тыс. до н.э.

дравиды

Мохсиджа, Даро, Хараппа, Рупар, Ранчур

Земледелие, скотоводство, ремесло

Государство ариев (союз общин)

XIX – XVIII ст.

Арийские переселенцы, кочевники


Торговля, земледелие, скотоводство

Государство Ашоке

периода железного века (322—187 годы до н. э.),

(династия Маурьев)

арии


Военное дело

Справка: одна каменная колонна Ашоке была увековечена скульптурным изображением львов, которое в наше время стало национальным символом Индии, (герб)

XII слайд. Сравним таблицу

Справка: Арья – «господствующий» (руководящее положение). Индоарийцы – скотоводческо-земледельческие патриархальные племена. В XV веке до н.э. Иранское нагорье в долине реки Инд спустились арийские переселенцы-кочевники. Они увидели руины цветущих городов и остались.

Учитель зачитывает отрывки о древнейших находках в Индии и предлагает их назвать.

«У одного раджи могучего государства Бенарес не было детей. Стал он умолять бога Ишвара (верховный повелитель) подарить ему сына. Ишвар выслушал его мольбы. Он подарил родне семечко, из которого вырос сахарный тростник , среди стеблей которого оказался мальчик.… Так рассказывает древняя Индия. В IV в. до н.э. Неарх полководец Александра Македонского, записал. В Индии есть тростник, который без пчел дает мед.

О культуре и религии Индии мы узнаем на следующем уроке - шахматы, цифры от 1 до 9 также изобрели индийцы.

XIII слайд. Вашему вниманию демонстрируется Мохенджо-Даро город, где в результате раскопок найдено самое ценное, здесь проживало около 100 тыс. человек. Город был построен по четкому плану.

Прямые параллельные улицы пересекались под прямым углом.

Город огорожен крепкими стенами. Стены защищали город не только от врагов, но и от ежегодного затопления. В центре города стояла башня. Здесь располагался дворец правителя, зернохранилище, торговые ряды, бассейн, культовые сооружения. Это был центр города. Возле башни стояли 2х-3х этажные дома богатых жителей города. Город был оснащен канализацией. Во многих домах были ванные комнаты (что свидетельствует о высоком уровне цивилизации)

  1. Закрепление изученного материала.

Что нового вы узнали об Индии? (дописываем ассоциативный куст)

  1. Домашнее задание.

Вы – путешественник. Напишите ваши впечатления, что вас удивило, когда вы побывали в Индии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!