СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку, в которой раскрываюся понятия "экспрессионизм", "модернизм" и "постимпрессионизм". Визуальный ряд представлен работами художников этих направлений, например: Эдвард Мунк и др.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Тема «экспрессионизм» МХК 11 класс

Тема «экспрессионизм»

МХК 11 класс

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие с 1905 по 1920-е гг., возникшее как отклик на острейший социальный кризис (мировая война и революционные потрясения), основа – восприятие действительности через призму страха, тревоги, разочарования   главная цель искусства – выражение духовного мира человека,  попытка показать внутренний мир человека в момент предельного духовного переживания.

Экспрессионизм

  • (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие с 1905 по 1920-е гг., возникшее как отклик на острейший социальный кризис (мировая война и революционные потрясения), основа – восприятие действительности через призму страха, тревоги, разочарования

  • главная цель искусства – выражение духовного мира человека,
  • попытка показать внутренний мир человека в момент предельного духовного переживания.
Экспрессионизм — художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.

Экспрессионизм — художественное направление, утверждающее: отчужденный человек живет во враждебном мире. В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями личность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир.

В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены произведения, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Эль Греко

В широком смысле к экспрессионизму могут быть отнесены произведения, в которых художественными способами выражены сильные эмоции, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения.

Эль Греко

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля

Модерни́зм

(итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля

Предшественники экспрессионизма ЭДВАРД МУНК. АВТОПОРТРЕТ  Постимпрессионизм: Венсент Ван Гог - голландец, развивший свою особую художественную манеру на почве французской школы, постимпрессионист Эдвард Мунк – норвежский художник – символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению

Предшественники экспрессионизма

ЭДВАРД МУНК. АВТОПОРТРЕТ

  • Постимпрессионизм:
  • Венсент Ван Гог - голландец, развивший свою особую художественную манеру на почве французской школы, постимпрессионист
  • Эдвард Мунк – норвежский художник – символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению

Предшественники направления: ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ   Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации ( Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген). Изображая человека, живописец нередко рассматривал его как любой другой предмет, интересуясь лишь передачей форм, словно это был не портрет, а натюрморт или пейзаж. При этом внутренний мир человека, его характер, настроение отступали на второй план.

Предшественники направления:

  • ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации

( Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген).

  • Изображая человека, живописец нередко рассматривал его как любой другой предмет, интересуясь лишь передачей форм, словно это был не портрет, а натюрморт или пейзаж. При этом внутренний мир человека, его характер, настроение отступали на второй план.
Винсент Ван Гог Беспокойные мазки, колорит, стремление к гармонии, красоте и одновременно страх перед враждебными силами

Винсент Ван Гог

Беспокойные мазки, колорит, стремление к гармонии, красоте и одновременно страх перед враждебными силами

Поль Сезанн Форма доминирует над цветом, натюрморты

Поль Сезанн

Форма доминирует над цветом, натюрморты

Поль Гоген. 1848 -1903гг. «Трапеза»

Поль Гоген. 1848 -1903гг. «Трапеза»

Анри Тулуз-Лотрек

Анри Тулуз-Лотрек

 Эдварда Мунк (1863-1944), норвежский живописец, график, театральный художник  Главный герой наделён безотчётным страхом перед жизнью

Эдварда Мунк (1863-1944), норвежский живописец, график, театральный художник

Главный герой наделён безотчётным страхом перед жизнью

«Больная девочка»  «Осенний салон» 18 86, портрет сестры

«Больная девочка» «Осенний салон» 18 86, портрет сестры

 «Крик» (из цикла «Фриз жизни») «Солнце ушло прямо в низ – небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил крик, пронизывающий природу».

«Крик» (из цикла «Фриз жизни»)

«Солнце ушло прямо в низ – небеса стали красными, будто кровь. Я ощутил крик, пронизывающий природу».

      «Тревога»  1894

«Тревога»

1894

«Страх»  1894

«Страх» 1894

Эдвард Мунк. Отроковица (Половая зрелость)

Эдвард Мунк. Отроковица (Половая зрелость)

«Фризы жизни» - «это поэма жизни, любви и смерти» основные аспекты человеческого бытия Поцелуй. Вампир.

«Фризы жизни» - «это поэма жизни, любви и смерти» основные аспекты человеческого бытия

Поцелуй.

Вампир.

Эдвард Мунк. «Мадонна». 1894 г. В картине «Мадонна» Мунк отражает свои смешанные трагические ощущения. Чувственная, манящая своей таинственной привлекательностью обнаженная Мадонна запечатлена \ погруженной в себя, полностью отрешенной от внешнего мира. Общий тревожный фон картины, цветовая и сюжетная гамма – приближающаяся гроза, уставшие глаза женщины и ее иссиня-черные волосы – создает ощущение неминуемой беды.

Эдвард Мунк. «Мадонна». 1894 г.

В картине «Мадонна» Мунк отражает свои смешанные трагические ощущения. Чувственная, манящая своей таинственной привлекательностью обнаженная Мадонна запечатлена \ погруженной в себя, полностью отрешенной от внешнего мира. Общий тревожный фон картины, цветовая и сюжетная гамма – приближающаяся гроза, уставшие глаза женщины и ее иссиня-черные волосы – создает ощущение неминуемой беды.

ОСОБЕННОСТИ : Предчувствие неизбежной катастрофы - отпечаток нервозности и трагизма. Дисгармония и душевная неуравновешенность  Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура  Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.

ОСОБЕННОСТИ :

  • Предчувствие неизбежной катастрофы - отпечаток нервозности и трагизма.
  • Дисгармония и душевная неуравновешенность
  • Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура

Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.

  • Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
Экспрессионизм Художественные приемы - отказ от иллюзорного пространства, пространство – бесформенность Стремление к плоскостной трактовке предметов Деформация предметов Любовь к резким красочным диссонансам Особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм.   Цвет – от импульсивных вспышек до глухой, тяжёлой тьмы колорита Линии извиваются или поворачиваются одна к другой, образуя уродливые углы.

Экспрессионизм

Художественные приемы -

  • отказ от иллюзорного пространства, пространство – бесформенность
  • Стремление к плоскостной трактовке предметов
  • Деформация предметов
  • Любовь к резким красочным диссонансам
  • Особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм.
  • Цвет – от импульсивных вспышек до глухой, тяжёлой тьмы колорита
  • Линии извиваются или поворачиваются одна к другой, образуя уродливые углы.

«Мост» : (Дрезден, 1905 год) Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф и другие.

«Мост» :

  • (Дрезден, 1905 год)
  • Эрнст Людвиг Кирхнер, Эмиль Нольде, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуфф и другие.
Эрнст Людвиг Кирхнер 1880-1936 гг.  Отражение жизни через деформацию формы Мир его полотен – улицы большого индустриального города, населённые бродягами и кокотками (женщина лёгкого поведения) Герои – отталкивающая уродливость, лица искажены гримасой отчаяния, раскрашены в кричащие тона

Эрнст Людвиг Кирхнер

1880-1936 гг.

  • Отражение жизни через деформацию формы
  • Мир его полотен – улицы большого индустриального города, населённые бродягами и кокотками (женщина лёгкого поведения)
  • Герои – отталкивающая уродливость, лица искажены гримасой отчаяния, раскрашены в кричащие тона
Эрнст Кирхнер. «Фрэнци в резном кресле»

Эрнст Кирхнер. «Фрэнци в резном кресле»

«Автопортрет в солдатской форме»   состояние душевной угнетённости со времён Первой Мировой войны, на полотне – инвалид, который тянет вниз обрубок правой руки – символ загубленной творческой энергии живописца

«Автопортрет в солдатской форме» состояние душевной угнетённости со времён Первой Мировой войны, на полотне – инвалид, который тянет вниз обрубок правой руки – символ загубленной творческой энергии живописца

Эрнст Кирхнер. «Улица»

Эрнст Кирхнер. «Улица»

Эрнст Кирхнер. «Красная башня в Хале»

Эрнст Кирхнер. «Красная башня в Хале»

Эмиль Ханзен (Нольде) 1867-1956 гг.

Эмиль Ханзен (Нольде)

1867-1956 гг.

Эмиль Нольде. «Пляска вокруг золотого тельца» Символ бессмысленного поклонения человечества власти денег

Эмиль Нольде. «Пляска вокруг золотого тельца»

Символ бессмысленного поклонения человечества власти денег

«Мой прекрасный, мой трагический мир». Эмиль Нольде. «Мельница на севере»

«Мой прекрасный, мой трагический мир».

Эмиль Нольде. «Мельница на севере»

Оскар Кокошка 1886-1980 гг. Нервная, напряжённая манера Психологические портреты: большое значение жестам, непропорционально большие руки

Оскар Кокошка

1886-1980 гг.

  • Нервная, напряжённая манера
  • Психологические портреты: большое значение жестам, непропорционально большие руки
О. Кокошка. «Портрет девушки»

О. Кокошка. «Портрет девушки»

Оскар Кокошка. «Благовещение» библейские сюжеты

Оскар Кокошка. «Благовещение» библейские сюжеты

Отто Дикс 1891-1969 гг. Провёл в окопах несколько лет в период Первой мировой войны. Война- главная тема творчества: её ужасы, мерзости Разработал технику – «кромсание на куски»

Отто Дикс

1891-1969 гг.

Провёл в окопах несколько лет в период Первой мировой войны. Война- главная тема творчества: её ужасы, мерзости

Разработал технику – «кромсание на куски»

Отто Дикс. «Большой город»(триптих)

Отто Дикс. «Большой город»(триптих)

О. Дикс. «Война». Триптих

О. Дикс. «Война». Триптих

Отто Дикс. «Семь смертных грехов»   яркая карикатура на Гитлера-диктатора, изображённого в виде подростка, оседлавшего старуху-зависть

Отто Дикс. «Семь смертных грехов» яркая карикатура на Гитлера-диктатора, изображённого в виде подростка, оседлавшего старуху-зависть

Задание:  Автопортрет в стиле экспрессионизм

Задание: Автопортрет в стиле экспрессионизм

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!