СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по всем требованиям ФГОС. Обучающиеся работают с текстом учебника, приложением, атласом.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока»

Водный и другие виды транспорта.

Цели урока: изучить виды, достоинства и недостатки водного транспорта; рассмотреть достоинства и недостатки авиационного и трубопроводного транспортов; значение ЛЭП; их размещение на территории страны.

Планируемый результат:

Предметный: познакомиться с видами морского транспорта; найти плюсы и минусы морского, речного, авиационного, трубопроводного транспортов, ЛЭПа; узнать, каково их значение в хозяйстве и жизни населения; как они размещены по территории нашей страны; рассмотреть проблемы и перспективы развития всех видов транспорта.

Метапредметные: продолжить развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать тематические карты; логически мыслить; вести дискуссии;

уметь самостоятельно определять цели своего обучения, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

Личностные: вызвать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к своей стране, малой родине.

Методы обучения: частично - поисковый, беседа, рассказ, учебные дискуссии .

Тип урока: комбинированный, повторение изученного, урок усвоения новых знаний.


УМК: Учебник: География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс: / В. Б.  Таможняя, Толкунова С.Г. , под общ. ред. В. П. Дронова  – М.: Вентана-Граф,2016.

Атлас, контурные карты.


Понятийно- категориальный аппарат урока: морской, речной, авиационный, трубопроводный, электронный транспорт.

Ход урока.

1. Организационный момент.



2. Проверка домашнего задания.

1. В чем заключаются особенности железнодорожного и автомобильного транспорта?

2. Назовите преимущества железнодорожного и автомобильного транспорта.

4. Назовите их недостатки?

5. В чем заключаются проблемы и перспективы сухопутного транспорта?



3. Актуализация полученных ранее знаний и умений.



Учитель: Ребята, вспомните, с какими странами Россия имеет морские границы? Какова общая протяженность морских границ современной России? К бассейну какого океана принадлежит большинство рек России? Какие преимущества имеет воздушный транспорт? Почему трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного?

Учитель: Ребята, а почему мы говорим про морские границы, про реки России?



Учащиеся: Тема нашего урока "Водный и другие виды транспорта".



4. Постановка учащимися цели урока.


5. Проблемный вопрос: Можно ли утверждать, что какие- то виды транспорта более предпочтительны для России в современных условиях?



5. Изучение новой темы:

Учитель: Водный транспорт делится на морской и речной транспорты (схема).

Водный транспорт

морской Речной

Дискуссия: Особенности морского транспорта, его значение, преимущества и недостатки по сравнению с сухопутными и другими видами транспорта.

Задание индивидуально: Используя учебник, назовите специализацию морского транспорта (учебник с.111)

Задание в парах: В чем заключаются преимущества и недостатки морского транспорта?

Учитель: Боль­шая часть морей Рос­сии в се­вер­ной части за­мер­за­ет. Порты России относятся к Азово- Черноморскому, Каспийскому, Балтийскому, Северному и Тихоокеанскому морским бассейнам.

Задание в парах: Работа с картами атласа, текстом учебника (с.113, рис.63) и статистическими материалами учебника (Приложение 1, табл.19,20): показатели грузооборота и пассажирооборота морского транспорта. Распределение портов по морским бассейнам. Показать по настенной карте и обозначить на контурной карте главные морские порты.

Задание в парах: Заполните таблицу:

Морской бассейн

Крупнейшие порты

Структура экспорта

Структура импорта

Вывод о специализации порта








Дискуссия: В чем заключаются особенности речного транспорта, его значение, преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта.

Задание в парах: Работа с картами атласа, текстом учебника (с.113, рис.63) и статистическими материалами учебника (Приложение 1, табл.19,20): показатели грузооборота и пассажирооборота речного транспорта. Показать по настенной карте главных речных портов России.

Учитель: К другим видам транспорта относится авиационный, трубопроводный и ЛЭП.

Авиационный один из самых дорогих видов транспорта. На самолетах и вертолетах можно доставить грузы в любую точку страны. Авиационным транспортом обычно отправляют грузы в труднодоступные места, а также скоропортящиеся и срочные грузы. Специализируется авиационный транспорт на перевозке пассажиров на дальние расстояния. В России действуют 800 аэропортов, их них 50 считаются международными.


Задание в группах: Прочитайте авиационный и трубопроводный транспорты в учебнике с. 116-118. Выявите особенности авиационного и трубопроводного транспортов, их значение. Сравните в чем их преимущества и недостатки по сравнению с другими видами транспорта. Беседа.


Учитель: По проводам высоковольтных линий электропередачи (ВЛЭП) движется электрический ток. В настоящее время протяженность электросетей России составляет более 1 млн. км. Электроэнергия поступает в жилые дома и на предприятия от множества электростанций, которые могут находиться в сотнях и даже тысячах километров от места ее потребления.


Закрепление изученного материала. Учащиеся делают вывод по изученной теме.


Подведение итогов. Выставление оценок за урок.


Рефлексия. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. я приобрел…

Домашнее задание §20, прочитать. Выучить номенклатурные единицы (важнейшие морские и речные порты, магистральные нефте- и газопроводы)
























К водному транспорту относят морской и речной. Морской транспорт обычно обслуживает внешнюю торговлю. А плавание по внутренним портам страны называют каботажным. Его доля в перевозках обычно невелика. Морской транспорт обладает рядом особенностей: во-первых, он дешевый из-за высокой грузоподъёмности, во-вторых, обладает прямыми бесплатными морскими путями, но, к сожалению, зависит от погодных условий: ветер, шторм. Большая часть морей России в северной части замерзает. В морской транспорт входит: флот, порты и судоверфи. По числу торговых судов (около 5000 шт) Россия входит в пятерку стран-лидеров мира. Но более 60% судов имеют возраст более 15 лет и не могут заходить во многие иностранные порты. Доля молодых судов в возрасте до пяти лет всего 10%. В составе морского флота России есть рыболовные суда – траулеры, сейнеры (45%), специальные суда – ледоколы, буксиры (24%), сухогрузы – контейнеровозы, лесовозы (23%), наливные суда – танкеры (5%), пассажирские суда (3%). Крупные порты России: Санкт-Петербург, Новороссийск, Мурманск, Архангельск, Владивосток. Нефтеналивные грузы идут через Новороссийск, Туапсе, Махачкалу, Астрахань


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!