Конспект учебного занятия
Тема занятия: Организационный план бизнес-проекта
Дисциплина: Основы предпринимательства
Курс: 1
Специальность: 38.02.03 Финансы
Форма обучения: очная
Время занятия: 90 мин
Форма проведения занятия: Лекция-беседа
Тип занятия: комбинированный
Место проведения: кабинет
Цели:
1. Познакомить обучающихся со структурой организационного плана бизнес-проекта.
2. Развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный интерес и способности, используя различные задания.
3. Формирование и воспитание интереса обучающихся к будущей профессии.
Методы: словесный (рассказ - объяснение), практический (задания).
Оборудование занятия: компьютер, мультимедиа.
Ход занятия:
Организационный момент – 2 минуты.
Повторение пройденного материала (тест) – 15 минут.
Изучение нового материала – 20 минут.
Практические задания (№ 2,3,4) – 35 минут.
Физкультминутка – 5 минут.
Подведение итогов занятия. Рефлексия – 10 минут.
Домашнее задание – 3 минуты.
Тема «Организационный план бизнес-проекта»
Задание для студентов № 1.
Тест на повторение пройденного материала.
Время выполнения задания – 15 минут.
1. Что в переводе с английского означает понятие «бизнес – план»?
а) план предпринимательской деятельности;
б) план маркетинга;
в) производственный план.
2. В каком году составление бизнес – планов стало обязательным для всех российских предприятий?
а) 1980;
б) 1990;
в) 1995.
3. Какая из перечисленных стадий не является стадией бизнес -планирования?
а) стадия разработки;
б) стадия продвижения;
в) стадия реализации;
г) стадия упадка.
4. Концепция бизнеса (резюме) – это:
а) краткое содержание бизнес – плана;
б) одна из задач коммуникативной политики;
в) цель бизнес – планирования.
5. Основной принцип формирования бюджета маркетинга состоит в том, чтобы:
а) ни на чем не экономить;
б) экономить на всем, но только не на маркетинге;
в) повысить финансовую устойчивость.
6. План действий предприятия, направленный на осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы называется:
а) коммуникативная политика;
б) ценовая политика;
в) сбытовая политика.
7. К элементам маркетинга на предприятии не относится:
а) исследование рынка;
б) управление персоналом;
в) организация сбыта;
г) продвижение товаров.
8. Ответственность за все неблагоприятные последствия от хозяйственной деятельности несёт:
а) само предприятие;
б) государство;
в) налоговые органы.
9. Бизнес – это:
а) деятельность в сфере обращения;
б) любая производственная деятельность;
в) деятельность в области производства и обмена с целью получения выгоды;
г) управленческая деятельность.
10. Какой документ обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства?
а) устав;
б) коллективный договор;
в) бизнес- план.
11. Как называется процесс разработки плана действий на ближайшую и отдаленную перспективу?
а) планирование;
б) сегментирование;
в) оценка возможности.
12. Оптимальный объём бизнес – плана составляет:
а) 140 страниц;
б) 40 страниц;
б) 14 страниц.
13. Объём резюме должен составлять:
а) 1-2 станицы;
б) 4 страницы;
в) не менее 3 страниц.
14. Одним из основных разделов бизнес- плана является:
а) план маркетинга;
б) план возврата заемных средств;
в) план о доходах и расходах.
15. Кем разрабатывается бизнес – план?
а) плановым органом управления;
б) самой фирмой.
16. Что представляет собой понятие «сегмент рынка»?
а) совокупность потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга;
б) система организации товародвижения товаров повседневного спроса;
в) набор признаков группировки различных товаропроизводителей на конкретном рынке.
17. Организация и проведение презентации бизнес- плана происходит на стадии:
а) продвижения бизнес- плана;
б) разработки бизнес- плана;
в) реализации бизнес- плана.
18. Слово «реклама» в переводе с латинского означает:
а) громко кричать;
б) отчаянно жестикулировать;
в) высоко прыгать.
Изучение нового материала
Вступление преподавателя:
Задача плана связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих организаций это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий – с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы:
1) Организационная структура.
2) План персонала организации.
3) Слабые и сильные стороны управленческой команды.
1. Организационная структура
Организационная структура представляет собой иерархию сотрудников в организации. Она покажет, кто, и за что несет ответственность, кто выполняет задачи, кто контролирует выполнение, кто регулирует коммуникацию между сотрудниками и т. п. Важно понимать, что это серьезный раздел, потому что вы планируете основу того, что должно отвечать требованиям в течение длительного времени. Вы не можете каждый месяц менять иерархию и структуру организации, что, допустим, позволительно с некоторыми другими разделами бизнес плана.
Организационная структура должна быть представлена в виде организационной диаграммы или графика.
Есть бесплатное онлайн приложение для создания органограмма — Gliffy.
…Преподаватель представляет обучающимся приложение для создания органограмм Gliffy… https://cameralabs.org/
На рисунке показан пример схемы организационной структуры предприятия «Beautiful Clothes».
Иллюстрация содержит позиции и должности, ответственные за каждую позицию. Эти позиции могут быть функции, такие как продажи, маркетинг, финансы, производство.
Задание для студентов 2. Разработайте схему организационной структуры вашего предприятия.
Время выполнения задания – 10 минут.
2. План персонала
План персонала является частью бизнес-плана, который будет включать все позиции в компании. Пример плана персонала представлен ниже в виде таблицы.
Специальность | Численность | Требуемый стаж | Заработная плата (ежемесячно) |
Ген. директор | 1 | От 10 лет | 80 тысяч руб. |
Коммерческий директор | 1 | От 10 лет | 65 тысяч руб. |
Главный бухгалтер | 1 | От 10 лет | 65 тысяч руб. |
Главный дизайнер | 1 | От 10 лет | 65 тысяч руб. |
Дизайнеры | 4 | От 5 лет | 45 тысяч руб. |
Маркетологи | 2 | От 5 лет | 45 тысяч руб. |
Швеи | 10 | От 5 лет | 30 тысяч руб. |
Кассиры | 3 | От 3 лет | 25 тысяч руб. |
Уборщицы | 2 | - | 15 тысяч руб. |
Администратор магазина | 1 | От 5 лет | 35 тысяч руб. |
Продавцы-консультанты | 3 | От 2 лет | 25 тысяч руб. |
Физкультминутка на координацию движений и психологическую разгрузку (сопровождается музыкой).
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.
Задание для студентов № 3. Заполните таблицу «План персонала» в соответствии с потребностями вашей организации.
Время выполнения задания – 15 минут.
Специальность | Численность | Требуемый стаж | Заработная плата (ежемесячно) | Индивидуальные требования к сотруднику |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
3. Возможные слабые стороны управленческой команды
Управленческая команда - группа людей, члены которой образуют верхушку управленческой пирамиды компании (группа топ-менеджеров во главе с генеральным директором или другим должностным лицом, выполняющим его функцию) и при этом образуют полноценную команду.
Задание для студентов № 4. Заполните схему «Сильные и слабые стороны управленческой команды».
Время выполнения задания – 10 минут.
Управленческая команда
Слабые стороны:
Сильные стороны:
Домашнее задание: Написать организационный план бизнес-проекта.
Раздаточный материал
Задание для студентов № 1.
Тест на повторение пройденного материала.
Время выполнения задания – 15 минут.
1. Что в переводе с английского означает понятие «бизнес – план»?
а) план предпринимательской деятельности;
б) план маркетинга;
в) производственный план.
2. В каком году составление бизнес – планов стало обязательным для всех российских предприятий?
а) 1980;
б) 1990;
в) 1995.
3. Какая из перечисленных стадий не является стадией бизнес -планирования?
а) стадия разработки;
б) стадия продвижения;
в) стадия реализации;
г) стадия упадка.
4. Концепция бизнеса (резюме) – это:
а) краткое содержание бизнес – плана;
б) одна из задач коммуникативной политики;
в) цель бизнес – планирования.
5. Основной принцип формирования бюджета маркетинга состоит в том, чтобы:
а) ни на чем не экономить;
б) экономить на всем, но только не на маркетинге;
в) повысить финансовую устойчивость.
6. План действий предприятия, направленный на осуществление взаимодействия фирмы со всеми субъектами маркетинговой системы называется:
а) коммуникативная политика;
б) ценовая политика;
в) сбытовая политика.
7. К элементам маркетинга на предприятии не относится:
а) исследование рынка;
б) управление персоналом;
в) организация сбыта;
г) продвижение товаров.
8. Ответственность за все неблагоприятные последствия от хозяйственной деятельности несёт:
а) само предприятие;
б) государство;
в) налоговые органы.
9. Бизнес – это:
а) деятельность в сфере обращения;
б) любая производственная деятельность;
в) деятельность в области производства и обмена с целью получения выгоды;
г) управленческая деятельность.
10. Какой документ обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства?
а) устав;
б) коллективный договор;
в) бизнес- план.
11. Как называется процесс разработки плана действий на ближайшую и отдаленную перспективу?
а) планирование;
б) сегментирование;
в) оценка возможности.
12. Оптимальный объём бизнес – плана составляет:
а) 140 страниц;
б) 40 страниц;
б) 14 страниц.
13. Объём резюме должен составлять:
а) 1-2 станицы;
б) 4 страницы;
в) не менее 3 страниц.
14. Одним из основных разделов бизнес- плана является:
а) план маркетинга;
б) план возврата заемных средств;
в) план о доходах и расходах.
15. Кем разрабатывается бизнес – план?
а) плановым органом управления;
б) самой фирмой.
16. Что представляет собой понятие «сегмент рынка»?
а) совокупность потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга;
б) система организации товародвижения товаров повседневного спроса;
в) набор признаков группировки различных товаропроизводителей на конкретном рынке.
17. Организация и проведение презентации бизнес- плана происходит на стадии:
а) продвижения бизнес- плана;
б) разработки бизнес- плана;
в) реализации бизнес- плана.
18. Слово «реклама» в переводе с латинского означает:
а) громко кричать;
б) отчаянно жестикулировать;
в) высоко прыгать.
Задание для студентов № 4. Заполните схему «Сильные и слабые стороны управленческой команды».
Время выполнения задания – 10 минут.
Управленческая команда
Слабые стороны:
Сильные стороны:
Задание для студентов № 4. Заполните схему «Сильные и слабые стороны управленческой команды».
Время выполнения задания – 10 минут.
Управленческая команда
Слабые стороны:
Сильные стороны: