СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка учебного занятия по Астрид Линдгрен

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия для учащихся по специальности "Дошкольное образование"

Просмотр содержимого документа
«Разработка учебного занятия по Астрид Линдгрен»

Тема: А.Линдгрен. Жизнь и творчество. Тема воспитания и детского одиночества в произведениях «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» и «Пеппи Длинныйчулок».

Задачи:

-формировать представления о творчестве А.Линдгрен, об особенностях литературных сказок; содействовать формированию умения коллективно составлять план произведения;

-формировать умения работы с текстом художественного произведения;

-развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал;

-развивать творческое мышление, речь, воображение;

-развивать умение пользоваться ознакомительным, поисковым и просмотровым видами чтения, развивать навыки самооценки и самоконтроля, способствовать формированию личностного отношения к прочитанному;

-воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т.д., продолжать воспитание нравственных качеств учащихся;

-воспитывать любовь к Родине, к близким людям, прививать любовь к чтению художественной литературы.

Опережающее задание:

прочитать произведения А. Линдгрен; сделать иллюстрации, подготовить очерк жизни писательницы

Учебно-методическое обеспечение:

портрет писательницы, учебное пособие, выставка книг А. Линдгрен; иллюстрации учащихся к произведениям, компьютерная презентация, видеофильм.

Тип учебного занятия: комбинированный



Ход учебного занятия:

Эпиграф:

-Вы живёте одна?

-Одна-не одна… Вроде бы не одна…Жизнь штука непростая. Надо понимать, что всем тяжело, все борются за выживание, и за материальное благополучие иногда приходится платить нехваткой общения с любимыми людьми…Я не жалуюсь, но порой очень хочется, чтобы в соседней комнате кто-нибудь возился, а то так тихо- дверью никто не хлопнет, кастрюлями на кухне не загремит. Тихо…



I. Слово преподавателя.



Сегодня у нас учебное занятие, посвященное творчеству знаменитой детской писательницы из Швеции Астрид Линдгрен. Посмотрите, какие прекрасные книги подарила миру эта удивительная женщина. Несмотря на свой преклонный возраст, А.Линдгрен говорит о себе так: «Почему я пишу для детей? В моей груди, несмотря на годы, бьется сердце семилетнего ребенка».

«Чего только нет в этой голове! Да она полным полна выдумок!» – восхищалась Астрид ее подруга Ольга Карлсон, однофамилица знаменитого Карлсона.

Сегодня мы узнаем, как появились на свет многие герои, откроем для себя волшебный мир писательницы. Перелистаем страницы жизни и творчества А.Линдгрен.



II. Сообщения учащихся

Библиограф 1:

Всемирно известная шведская писательница родилась 14 ноября 1907г в семье крестьянина близ небольшого городка Виммербю. Там много странных церквей и поросших травой развалин. В этом краю жили сказки легенды и предания. Родители Астрид были прекрасные люди – трудолюбивые, любящие, добрые. В этой трудовой семье царила атмосфера дружбы и взаимной любви.

Библиограф 2:

Все дети выросли отличными людьми, и больше того – все оказались людьми талантливыми: брат Астрид, стал членом шведского парламента и писал ироничные и остроумные политические сатиры, сестра Стина – переводчицей, а Ингренд - журналисткой.

Библиограф 3:

Знакомство с родным фольклором развивало воображение детей, будило их фантазию. Именно в детстве – источник всего творчества. Знаменитый французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери писал:”Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.”

Линдгрен наделена редким даром. В её душе до сих пор живёт ребенок, живёт она сама – такая, какой была во времена своего детства.

Преподаватель:

Писательница дорожит доверием своих маленьких читателей и хочет быть совершенно искренней, правдивой. Линдгрен – человек очень необычный, оригинальный. Ей есть о чём рассказать детям, т.е. знает, какой должна быть настоящая детская книга.

В мире фантазий Линдгрен, который она называет самым большим из всех королевств, царят доброта и любовь, он полон чудесных, весёлых приключений, игр и юмора.

Библиограф 4:

Линдгрен – автор свыше 35 книг. Она – лауреат многих национальных шведских и международных премий.

Есть у Линдгрен и очень весёлый орден – орден Улыбки, вручаемый любимому детскому писателю польскими детьми. Есть и Международная Золотая медаль Ханса Христиана Андерсена, которая присуждается лучшим писателям и иллюстраторам детских книг.

Преподаватель:



– А. Линдгрен – лауреат премий Г.Х. Андерсена. А еще Линдгрен называют «Андерсеном наших дней».

Мне бы хотелось, чтобы к концу урока вы смогли ответить на один вопрос: «Почему же Астрид Линдгрен называют « Андерсеном наших дней»?

III. Беседа с учащимися.

– А теперь перечислите, пожалуйста, самые популярные произведения этой писательницы.

(«Малыш и Карлсон», «Расмус – бродяга», «Рони – дочь разбойника», «Пеппи Длинныйчулок», «Мио, мой, Мио!», «Приключения Калле Блюмквиста».)

– Пожалуй, самой любимой повестью Линдгрен для детей является книга «Малыш и Карлсон». Вспомним эпизод знакомства этих героев в повести.



IV. Просмотр видеоролика. Сцена знакомства Малыша и Карлсона

– Посмотрите, на доске вы видите свои рисунки к этой повести. Расскажите, какие фрагменты повествования они иллюстрируют.

V. Устное рассказывание 3-5 человек

Преподаватель:



– Что вы знаете о создании веселых приключений Пеппилоты?

-Не менее 2-х поколений детей и взрослых нашей страны привыкли называть веселую рыжеволосую девочку в разных чулках, героиню повести Астрид Линдгрен, именно так: Пеппи. Однако писательница называет ее Пеппи, потому что так зовут шведских девочек.

– Пеппи Длинныйчулок! Удивительно даже появление её на свет. Маленькая дочь Астрид Линдгрен – Карен, которой было 7 лет, лежала больна, и каждый вечер мама что-нибудь ей рассказывала. Однажды, в один из таких вечеров, Линдгрен спросила её: «О чем сегодня тебе рассказать?» «Расскажи о Пеппи Длинныйчулок»,– ответила дочь.

Это имя она придумала в ту самую минуту, и, так как оно было необычным, Астрид тоже придумала под стать имени необычную девочку. Несколько лет подряд она регулярно рассказывала Карин о Пеппи, но и не думала писать о ней книгу…

Но вот как-то вечером, когда шел снег, а на улицах было скользко, Линдгрен упала и сломала ногу. Во время болезни она начала стенографировать свои истории о Пеппи, решив преподнести рукопись в подарок ко дню рождения дочери.

А потом, уже готовую, взяла и отправила в издательство.

Так вот и началась эта история. А в 1945 году выпустила 1 часть трилогии «Пеппи Длинныйчулок», за которой последовали в 1946году «Пеппи Длинныйчулок садится на корабль», а в 1948 году – «Пеппи Длинныйчулок в стране Курренурредутов»

Пеппи бесстрашна и наделена изумительным даром фантазии. Ну, у кого из детей найдётся, как у этой девочки, целый чемодан с деньгами! Пеппи обладает огромной физической силой: она может поднять циркового артиста, разбросать в разные стороны полицейских и воров! Её собственному отцу, капитану Эфроиму Длинныйчулок, никак не справиться с дочерью. Да, у Пеппи есть отец, шведский капитан, силач, гроза морей, который стал негритянским королём на островах далёких южных морей. А мама её давно умерла.

Всё, что происходит с Пеппи, – её мечта. Мечта одинокого, лишенного отца и матери ребёнка. Да, Пеппи придумывает себе отца – негритянского короля. Но это для того, чтобы скрасить своё одиночество. Пеппи сказочно богата. Но это для того, чтобы не оказаться беззащитной в огромном мире, где полицейские хотят отправить её в детский дом, а бродяги – отнять деньги. Пеппи сочиняет немыслимые истории. Но это для того, чтобы развлечь себя в часы одиночества. Необыкновенные рассказы Пеппи – самое обыкновенное враньё, в чем со свойственным ей чистосердечием тут же признаётся девочка. Пеппи сама ужасно переживает, что ей приходится говорить неправду, но ничего не может с собой поделать.

Пеппидлинный чулок – умная и находчивая, добрая и человечная – подлинная героиня книги. И потому так любят Пеппи её друзья – Томми и Анника и все жители шведского городка и южных островов. Пеппи покорила детей и взрослых. Она весела, смешлива, остроумна. Она живёт в мире справедливости и счастья. И потому не желает становиться взрослой.

VI. Работа с текстом.

– Назовите полное имя этой удивительной девочки?

(Пеппилотта – Виктуалина – Рольгардина – Хрусмюнта – Эфранмсдоттер – Длинный чулок, дочь капитана Эфраима Длинныйчулок)

– Найдите в тексте произведения, как описывает свою героиню Астрид Линдгрен.

(Ответы учащихся)



VIII. Инсценировка. Сцена знакомства Пеппи с Томми и Анникой.

– Вспомните и перескажите самые любимые эпизоды из повести «Пеппидлинный чулок». (Устное рассказывание 3-5 человек.)

IX. Викторина

–Теперь ответьте на вопросы, которые ещё раз проведут нас по страницам увлекательных книг Астрид Линдгрен.

  1. Малыш звал фрекен Бок домомучительницей, а она просила называть её…? (домоправительница)

  2. Как назывался корабль, на котором плавали Пеппи и её отец: («Попрыгунья»)

  3. Коробка, которая так поразила Карлсона и куда мечтала попасть фрекен Бок? (телевизор)

  4. Подарок Карлсона Малышу в день его рождения. (Свисток).

  5. Лучшие друзья Пеппи? (Томми, Анника)

  6. Кличка щенка, которого подарили Малышу в день его рождения. (Бимбо)

  7. Имя фрекен Бок (Хильдур)

  8. Город, где родился и жил Малыш. (Стокгольм)

  9. Фамилия Малыша. (Свантесон)

  10. Жулики и воры в повести «Малыш и Карлсон». (Филле и Рулле)

  11. Самое лучшее сокровище Пеппилотты, которое она носила с собой в большом чемодане. (Якорь)

  12. Профессия человека, первым увидевшего домик Карлсона, но вскоре забывшего об этом. (Трубочист)

VIII. Подведение итогов.



– Итак, мы с вами сегодня путешествовали по произведениям Астрид Линдгрен, ещё раз окунулись в мир её творчества. А теперь ответьте на вопрос: почему Астрид Линдгрен называют «Андерсеном наших дней»?

– Сравните героев этих двух писателей?

– Что их объединяет?

– Вы правы, Линдгрен можно назвать Андерсеном наших дней, т.к. она, как и Андерсен, посвятила свои произведения детям. Её книги, как и книги Андерсена, учат доброте, честности, гуманности. Учат не только детей, но и взрослых.

IX. Домашнее задание:

Напишите небольшое эссе : Чему учат детей дошкольного возраста произведения А.Линдгрен?



Список использованной литературы:

  1. Арзамасцева, И.Н., Николаева, С.А. Детская литература / И.Н. Ар­замасцева, С.А. Николаева. М., 2000.

  2. Зарубежная литература / Н.В. Будур, Э.И. Иванова, С.А. Николаева, Т.А. Чеснокова. М., 1998.

  3. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2 ч. / Под ред. Н.Я. Мещеряковой, И.С. Чернявской. М., 1989.

  4. Зарубежные писатели. Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. М.ГТ. Михальской. М., 1997.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!