СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка учебного занятия на тему: "Развитие менеджмента в России. Принципы менеджмента"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка учебного занятия на тему: "Развитие менеджмента в России. Принципы менеджмента" предназначена для изучения обучающимися основ менеджмента: целей, задач , функций, видов и принципов менеджмента. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка учебного занятия на тему: "Развитие менеджмента в России. Принципы менеджмента"»

Раздел 4. Тема 4.1. Развитие менеджмента в России. Принципы менеджмента – 2 часа

Цели:

1. Обеспечить в ходе учебного занятия усвоение понятий менеджмент и

его принципы.

2. Развивать интеллектуальные качества обучающихся, познавательный

интерес и способности, используя различные задания и учебные дискуссии.

3. Воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость и упорство при выполнении заданий.

Задача: Изучить основные принципы менеджмента и положения менеджмента в России.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент – 5 минут.

Повторение пройденного материала – 10 минут.

Практические задания – 35 минут.


Задание для студентов № 1. Используя слова: «управляющий, отвечающий», дайте определение понятию «менеджер».

Время выполнения задания – 3 минуты.


Задание для студентов № 2. Приведите примеры видов менеджеров. Например, менеджер по персоналу, инвестиционный менеджер и т.д.

Время выполнения задания – 5 минут.

Вариант ответа на задание № 1, № 2.

Менеджер — руководитель или управляющий, отвечающий за определённое направление деятельности предприятия (менеджер по персоналу, инвестиционный менеджер, менеджер по связям с общественностью, финансовый менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер, экаунт-менеджер, менеджер по продажам и так далее и тому подобное), управляющий проектом (менеджер проекта, менеджер в сфере культуры) или целой компанией (топ-менеджер).


Задание для студентов № 3. Впишите пропущенные слова в целях менеджмента.

Время выполнения задания – 5 минут.

  1. Получение (увеличение)_______________.

  2. Повышение ___________________ организации.

  3. Удовлетворение ___________________ рынка.

  4. ________________ социальных вопросов.

Информационный материал для преподавателя

Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом.

Цели менеджмента:

  • получение (увеличение) прибыли;

  • повышение эффективности организации;

  • удовлетворение потребностей рынка;

  • решение социальных вопросов.


Задание для студентов № 4. Выделите задачи менеджмента.

Время выполнения задания – 10 минут.

1.Организация производства конкурентоспособных товаров.

2. Совершенствование производственного процесса.

3. Заключение финансовых договоров.

4. Внедрение новейших наукоемких технологий.

5. Доставка товаров.

6. Повышение качества продукции.

7. Предоставление кредитов.

8. Снижение затрат на производство.

9. Выдача заработной платы сотрудникам.

10. Развитие образования.

Информационный материал для преподавателя

Задачи менеджмента:

· организация производства конкурентоспособных товаров;

· совершенствование производственного процесса;

· внедрение новейших наукоемких технологий;

· повышение качества продукции;

· снижение затрат на производство.

Основные функции менеджмента — организация и управление производством продукции.

Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью. Менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают не одинаковые.

· высший уровень (top manager) — это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;

· среднее звено (middle manager) — руководители управлений, отделов, цехов;

· низшее звено (entry manager) — руководители подотделов, секторов, бригад, групп.

Современному менеджеру необходимы следующие качества:

· глубокие познания в организации производства, экономике, финансах и своей отрасли деятельности;

· знания в области человеческих отношений, позволяющие успешно работать с людьми, добиваться их заинтересованности в повышении экономических результатов деятельности предприятия;

· предприимчивость (способность добиваться конкретных экономических и социальных целей благодаря нахождению и реализации нестандартных решений);

· новаторство, изобретательность;

· напористость, смелость, целеустремленность.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, процессов и подпроцессов, но, несмотря на это, можно выделить 7 групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента:

  • производство;

  • материально-техническое снабжение и сбыт;

  • маркетинг;

  • финансы;

  • кадры;

  • инновации (нововведения);

  • эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Виды менеджмента

Управление производством (производственный менеджмент) заключается в определении оптимального объема и структуры выпуска продукции, виды применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования, расстановки людей и т.д.

Снабженческо-сбытовой менеджмент состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, а также произведенных товаров и отправки их покупателям.

Маркетинговый менеджмент - занимается вопросом изучения рынка, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработка ценовой и рекламной политики.

Суть финансового менеджмента заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении денежных ресурсов, оценке текущего и перспективного финансового состояния.

Персонал-менеджмент - решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования; улучшения условий труда и быта персонала.

Менеджмент инновациями имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов и внедрения новинок в производство.

Менеджмент эккаунтинга связан с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями с целью выявления проблем, вскрытие резервов более полного использования имеющегося потенциала.

Физкультминутка – 5 минут.

Принципы менеджмента.

Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:

1.Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.

2.Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо.

3.Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение.

4.Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

5.Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.

6.Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.

7.Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

8.Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.

9.Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения).

10.Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.

11.Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12.Стабильность рабочего места для персонала.

13.Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.

14.Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

Главные особенности современного российского менеджмента:

1. Традиции (технологический подход к управлению, склонность к спонсорству).

2. Научность (высокий научно-интеллектуальный потенциал, прежде всего в ОПК).

3. Опыт (государственного регулирования экономики, освоения высоких технологий).

4. Становление (образования, в том числе креативного и профессиональная подготовка менеджеров).

5. Своеобразие (менталитета, организационной культуры).

6. Предприимчивость (в условиях либеральной экономики).

7. Затруднения (например, в регионально-политическом аспекте).

Специфика менеджмента в России

Как известно, рынок есть результат естественного отбора наиболее эффективных и действенных инструментов ведения хозяйства. Рынок нельзя создать искусственно, с помощью насильственного внедрения рыночных отношений. Рыночная экономика — результат длительного исторического процесса.

Россия находится на первом, переходном, этапе развития рыночных отношений. Задачи этого этапа:

· достижение материально-финансовой сбалансированности народного хозяйства;

· изменение стереотипов сознания и поведения;

· подготовка кадров новой формации.

Рынок всегда отражает национальные и исторические традиции и особенности той или иной страны. Рыночная экономика в России, имея общие признаки, отличается от таковой в других странах. В первую очередь речь идет о наследии советской системы с ее жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, практически полным отсутствием какой-либо самостоятельности у руководителей предприятий. Высокоэффективным в настоящее время может быть регулируемый, социально-ориентированный рынок.

Другой субъект рыночных отношений — руководитель. Типичный представитель руководства — это администрация государственных предприятий, сохраняющаяся, как правило, при акционировании и приватизации этих предприятий. Современный российский руководитель — это обычно человек с высшим инженерно-техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени.

Общероссийский рынок формируется как единое структурное образование. Каждая из его частей должна выполнять свою функциональную роль в общественном разделении труда, решении социальных, экономических и производственно-технических задач общества.

Главный фактор формирования рынка в России в настоящее время — это увеличение предложения и соответственно производства разнообразных товаров и изделий. Огромные размеры необеспеченного платежеспособного спроса населения и действующих производств стимулируют развитие экономической деятельности небольших предприятий.

В числе особенностей менеджмента в России одно из ведущих мест занимает проблема регионов. Менеджер может столкнуться в своей деятельности с давлением со стороны местных органов власти. В действиях руководителей ряда отдельных регионов России прослеживается стремление: к автономности, самостоятельности в хозяйственном отношении; формированию замкнутого цикла производства и потребления, ввоза и вывоза товаров; самостоятельной внешнеэкономической деятельности; финансовому самообеспечению; точному соизмерению собственных доходов и расходов.

Таким образом, перспективы развития российского менеджмента определяются развитием рыночных отношений в стране. Но для того чтобы начать решать проблемы менеджмента в России, необходимо их четко выявить и определить.

Подведение итогов занятия. Рефлексия – 10 минут.

Задание для студентов № 5. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое менеджмент.

  2. Какие уровни менеджеров вы знаете.

  3. Как вы считаете, относится ли президент к менеджеру высшего уровня? Объясните почему?

Домашнее задание – 2 минуты.


Задание для студентов № 3. Впишите пропущенные слова в целях менеджмента.

Время выполнения задания – 5 минут.

1. Получение (увеличение)_______________.

2. Повышение ___________________ организации.

3. Удовлетворение ___________________ рынка.

4. ________________ социальных вопросов.



Задание для студентов № 4. Выделите задачи менеджмента.

Время выполнения задания – 10 минут.

1.Организация производства конкурентоспособных товаров.

2. Совершенствование производственного процесса.

3. Заключение финансовых договоров.

4. Внедрение новейших наукоемких технологий.

5. Доставка товаров.

6. Повышение качества продукции.

7. Предоставление кредитов.

8. Снижение затрат на производство.

9. Выдача заработной платы сотрудникам.

10. Развитие образования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!