I. Организационный момент | | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |
II. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | |
III. Актуализация знаний | Беседа | – К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Вспомните, что означает изученное нами ранее понятие «феодальная лестница»? (См. Приложение 1.) – Дайте определение понятиям «сеньор» и «вассал». – А входили ли крестьяне в феодальную лестницу? (Нет, крестьяне не входили в феодальную лестницу. Они считались простолюдинами и были зависимы от всех: короля, герцогов, графов, баронов, рыцарей.) – Середина XI–XIII вв. – это расцвет средневекового общества. В Западной Европе оно делилось на 3 сословия: 1) духовенство; 2) рыцарство; 3) крестьянство. Все сословия были закрытыми, то есть переход из одного сословия в другое был невозможен | Участвуют в диалоге | Фронтальная | Раскрывают смысл понятий феодальная лестница, сеньор, вассал. Знают, на какие сословия делилось средневековое общество | Познавательные: синтезируют учебный материал, осознанно строят речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи | Ответы на вопросы |
IV. Изучение нового материала | Рассказ учителя | Озвучивает ключевые моменты изучаемого материала (см. Приложение 2) | Слушают рассказ учителя, делают записи в тетради | Фронтальная | Умеют интерпретировать историческую информацию | Познавательные: выделяют главное из услышанного, записывают | Записи в тетрадях |
Работа с иллюстрациями учебника (с. 87– 88, 90– 93) | Задание: изучите иллюстрации учебника на указанных страницах и ответьте на следующие вопросы: – Какие работы выполняют крестьяне, изображенные на миниатюре? (Они рубят дрова, вскапывают поля, косят сено, собирают урожай с плодовых деревьев.) – Какие еще крестьянские работы изображены на с. 90–93? (Посев зерна, покос, жатва, обмолот, выпас скота, изготовление вина.) | Изучают иллюстрации учебника, формулируют устные ответы на поставленные вопросы | Работа в парах | Характеризуют условия и образ жизни, занятия крестьян, представляют близкие к действительности картины исторических явлений | Познавательные: умеют использовать иллюстративный материал. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности | Устные ответы |
Работа с историческим документом «Повинности зависимых крестьян (вилланов) Нормандии» (с. 90) | Задание: прочитайте исторический документ на с. 90 и ответьте на следующие вопросы: – Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку, какие – к барщине? (К оброку относятся следующие обязанности крестьян: пивная повинность, оплата за выпечку своего хлеба, необходимость отдать сеньору часть поросят. К барщине – необходимость косить луга, собирать сено, везти его на барский двор, должны чистить мельничные канавы, жать хлеб, собирать его и отвозить, молоть на мельнице.) – Какие еще дополнительные платы и ограничения были у крестьян? (Штрафы, плата за наличие подсобного хозяйства, пошлины. Например, нужно было платить пошлину, если виллан выдавал дочь замуж.) – Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян свое хозяйство? (Да, можно. Здесь сказано, что у вилланов есть свои поросята, своя лопата, что они должны отдавать долю от своего урожая пшеницы и ячменя.) | Осмысленно читают текст, отвечают на вопросы | Индивидуальная | Проводят поиск необходимой информации на основе исторического источника | Личностные: ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье | Работа с историческим документом, устные ответы |
Работа с текстом учебника (п. 6, с. 92–93) | – Как вы считаете, насколько тяжело жилось крестьянам? – Прочтите текст учебника и ответьте на следующий вопрос: какое хозяйство называется натуральным? (Натуральное хозяйство – тип хозяйства, в котором продукты и вещи производятся не для продажи, а для собственного потребления.) | Осмысленно читают текст, формулируют устные ответы | Индивидуальная | Дают оценку историческим событиям | Познавательные: владеют смысловым чтением текста; самостоятельно выделяют в нем необходимую информацию. Регулятивные: умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | Работа с текстом, устные ответы |
Презентация «В рыцарском замке» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах: • Жилище феодала – замок. • Основное занятие феодалов – военное дело. Рыцари – тяжеловооруженные конные воины. Феодалы готовились к военной службе с детства, а свободное время проводили на охоте, пирах и турнирах. • Рыцари считались людьми благородными, они гордились древностью своих родов и знаменитыми предками. • Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода, и девиз – краткое изречение, написанное на гербе. • Существовал кодекс рыцарской чести | Слушают учителя, делают записи в тетрадях | Фронтальная | Грамотно излагают исторический материал для описания и характеристики феодального замка и существующих взаимоотношений в нем | Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Записи в тетрадях |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Составление вопросов | Учитель предлагает учащимся придумать пять вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как». (При наличии времени ученики могут задать эти вопросы одноклассникам и оценить их ответы.) | Самостоятельно выполняют задание | Работа в парах | | Познавательные: ориентируются на разнообразие способов выполнения задания. Регулятивные: проявляют способность к волевому усилию | Составленные вопросы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа Домашнее задание | Закончите предложения: • На уроке я работал… • Мое настроение… • Своей работой на уроке я …• За урок я… • Урок для меня показался… • Материал урока мне был… Возможные варианты ответов: активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен Учебник, § 11, 12; записи в тетрадях. Групповой творческий проект «Средневековая деревня» (с. 101). Коллективный информационный проект «Рыцарский замок» (с. 101) | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке Записывают домашнее задание | Фронтальная Индивидуальная | | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала. Личностные: осознают причины успеха в учебной деятельности Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оценивание работы учащихся на уроке |