Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Урадинская средняя общеобразовательная школа им.Танкаева Магомеда Танкаевича »
Разработка урока по обществознанию для 5 кл.
Тема:
«Семья и семейные отношения»
Автор : Хамзатов Хусейн Зубарович .
учитель обществознания
2017г
Тип урока: проблемно-диалогический
Цели урока:
-углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких;
- развивать навыки сравнения,выявлять сходство и различияобществоведческих понятий;
- формировать у учащихся положительное отношение к процессу познания
Планируемые результаты:
Личностный
– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
Метапредметный
– выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах;
– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
Предметный
- дать представления о семье, видах семьи, функциях семьи.
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся приносят фотографии из семейного альбома; опережающее задание одному из учащихся составить рассказ и презентацию по вопросу из учебника (вопрос № 1 стр.32, раздел «В классе и дома», учебник - Л.Н. Боголюбов «Обществознание»)
Оборудование: УМК Л.Н. Боголюбова, презентация
I. Актуализация темы:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем обсуждать очень важные для каждого человека на земле вопросы. Чтобы определить тему сегодняшнего урока вы должны закончить фразу: Мама папа для тебя это дружная ….. (семья)(Слайд № 1) Правильно ребята! Сегодня на уроке мы поговорим о семье.
II. Изучение нового материала:
Учитель задаёт учащимся вопросы, побуждающие их к диалогу с использованием визуального ряда (Слайд №2 – фото животных, класса, профессионального сообщества, семей)
На каких фотографиях мы видим семью? Прокомментируйте свой выбор.
Кого можно назвать членом семьи?
Какие семьи бывают? (фото двухпоколенной и трёхпоколенной, полной и неполной семей)
Ученики в ходе беседы составляют определение понятия семья, которое появляется на слайде № 3
Семья - это группа живущих вместе близких родственников.
Учитель предлагает ученикам альтернативное понятие семьи
Семья – группа людей, основанная на браке и кровном родстве, связанных между собой правами и обязанностями.
Учитель: Сравните, что общего и особенного в этих понятиях?
Предполагаемые ответы учащихся: брак, права и обязанности.
Учитель: Какие ассоциации вызывает у вас слово брак?
Предполагаемые ответы учащихся: что-то плохое, некачественное, свадьба, жених и невеста.
Учитель: Как вы думаете,какие значения соответствуют нашей теме? (Ответы учащихся)
Учитель: Знаете ли вы как познакомились ваши родители? Какие события семейной жизни они считают самыми важными? Эти вопросы вы можете задать своим родителям дома, но в нашем классе есть ученик, который подготовил творческий проект о своей семье.(выступление ученика)
Учитель: Семья дает поддержку нам,
С ней все по силам, по зубам,
Все по плечу и по судьбе –
Семья, святой поклон тебе!
Вопрос: объясните главную мысль этого стихотворения?
Что даёт человеку семья?
Предполагаемые ответы учащихся:любовь, защиту, заботу, комфорт, уют, семейные праздники, традиции.
Учитель: У каждой семьи есть свои традиции, которые предаются из поколения к поколению. Сейчас я предлагаю вам записать высказывания о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии.
Для успешного выполнения творческой деятельности я предлагаю вам небольшую разминку.
Разминочка
Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает близким, встаньте и хлопните в ладоши
- Хлопните те, кто очень любит свою семью.
Учитель: После весёлой разминки мы возвращаемся к работе.
III. Творческая деятельность учащихся.
(Ученики занимаются творческой деятельностью)
IV. Подведение итогов уроков. Рефлексия
— Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.
На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
Урок мне показался… (коротким / длинным).
За урок я (не устал(а) /устал(а)).
Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
V. Домашнее задание
Учитель: 1. Из ваших рассказов мы увидели, что вы любите своих близких, вас объединяют общие традиции ценности, что придаёт вашей семье своеобразие, неповторимость, поэтому дома предлагаю вам вместе с родителями изготовить из подручных материалов (бумага, рисунок, пластилин, крупы, природные материалы и др.) символ вашей семьи.
2. Выполнить задание № 1,2 стр. 13-14 в рабочей тетради.
3. Найти пословицы и поговорки о семье, раскрыть смысл одной из них.
До свидания