СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка раздела годового плана работы малокомплектной сельской школы «Работа с педагогическими кадрами»

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка раздела годового плана работы малокомплектной сельской школы «Работа с педагогическими кадрами»»


ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»


Кафедра управления развитием образовательных систем









КУРСОВОЙ ПРОЕКТ



Разработка раздела годового плана работы

малокомплектной сельской школы

«Работа с педагогическими кадрами»



слушателя комплексных курсов повышения квалификации


директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Заревская основная школа»



Зайцевой Ольги Валентиновны








Научный руководитель

Андреева Анна Викторовна










Смоленск

2018


Рациональная организация всей школьной жизни зависит от ясности перспектив, конкретности решаемых задач, четкого распределения обязанностей и умелого оперативного координирования работы образовательного учреждения. Все это возможно только при наличии продуманного годового плана работы на каждом участке многогранной школьной жизни, целью которого является создание в школе единого образовательного пространства, координация деятельности всех участников педагогического процесса, школьных общественных формирований, субъектов социума.

План работы школы составляется директором, но не является плодом его единоличного творчества. В его разработке участвуют администрация школы, учителя, учащиеся, родительский актив.

Одним из основных разделов годового плана работы школы является «Работа с педагогическими кадрами».

Работа с педагогическими кадрами – важнейшая составляющая система управления школой и строится в соответствии со стратегическими целями образовательного учреждения и корректируется ее тактическими целями.

Стратегические цели, а следом и тактические, тесно связаны с мировоззрением, философией и принципами руководства.

Кадровая работа – это цели, ценности и принципы в работе с педагогами, это свод правил, норм и принципов относительно всех аспектов работы с педагогическим коллективом, ориентированный на достижение стратегических целей образовательного учреждения. Работа с кадрами не только формируется под влиянием администрации школы, но и зависит от уровня развития школы. По состоянию кадровой политики вполне можно судить о том, на каком этапе своего развития находится образовательное учреждение.

Под работой с педагогическими кадрами в общеобразовательной школе нами понимается деятельность директора школы, заместителя директора, руководителя школьного методического объединения с учителями, воспитателями по повышению их профессиональной компетентности, педагогического мастерства, квалификации, по сплочению работоспособного, конкурентоспособного коллектива, обеспечивающего функционирование школы на инновационной основе с широким использованием передовых идей передового педагогического опыта.

Это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение педагогического мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном итоге – на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности и развития школьников.

Главное в работе с педагогическими кадрами - оказание реальной, действенной, своевременной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений, необходимых для современного педагога, его свойств, качеств личности.

Работа руководителей с педагогическими кадрами в общеобразовательной школе способствует решению актуальной проблемы повышения квалификации учителей, а именно:

- быстрой и качественной подготовке учителя к управлению инновационными процессами, вызванными модернизацией российского образования;

- обучению без отрыва от основного места работы и возможности

непосредственного использования полученных знаний в профессиональной деятельности;

- возможности учета информационных потребностей учителей;

- реализации принципа индивидуализации и дифференциации обучения учителей;

- снижению затрат на обучение за счет сокращения расходов, связанных с замещением педагогических работников.

Одна из задач директора – думать о будущем школы. А это, прежде всего, связано с учительскими кадрами. В.А.Сухомлинский писал: «Педагогический коллектив - это своего рода стержень школы. Школа как очаг воспитания, как сила морального и идейного влияния старшего поколения на подрастающее поколение, как центр многогранной духовной жизни живет только в педагогическом коллективе».

Очень важно, чтобы не только учителя, которые имеют за плечами не один десяток лет педагогического труда, сознавали свое высокое предназначение, но и вновь пришедшие в школу, вчерашние студенты дорожили честью и достоинством учителя, умели воспитывать не только знающих, активных, деятельных, оптимистично настроенных людей. А для этого нужно обладать не только педагогическим даром, но и жизнеутверждающим мировоззрением, профессиональным достоинством.

Работать с профессиональным, творческим коллективом педагогов одновременно и легко, и трудно. Легко, потому что деятельность педагогов отличается высоким уровнем профессионализма, а сами они руководствуются в своих действиях чувством долга и ответственности. Трудно, так как вопросы и проблемы они ставят перед руководителями, не дают останавливаться на достигнутом. Каждый директор школы мечтает иметь педагогический коллектив с высоким уровнем развития. Под уровнем развития коллектива понимается его способность самостоятельно ставить актуальные и реальные цели, формировать индивидуальные цели, интегрированные с общими, способность строить и гибко изменять структуру взаимодействий, обеспечивающих достижение целей с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива с максимально возможной эффективностью.

Кадры являются основой любой школы. Школа живет и функционирует только потому, что в ней есть учителя. Они создают ее продукт, формируют культуру школы, ее внутренний климат, от них зависит социальная миссия школы. В связи с этим директор школы должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. Каждый педагог имеет желания, и он может оценить свои действия и действия окружающих. А это может очень серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи директору школы приходится решать ряд чрезвычайных сложных задач, от чего в большей степени зависит успех функционирования школы.

Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей школы. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:

• подбор и расстановка кадров;

• обучение и развитие кадров;

• компенсация за выполненную работу;

• создание условий на рабочем месте;

• поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.

Почти каждому учителю хочется быть личностью, но он не всегда видит путь, чтобы стать ею. Помочь ему следует, воспитывая на положительном опыте, вскрывая его потенциальные возможности.

В работе с кадрами ставятся следующие задачи:

• изучить уровень квалификации, профессионализма каждого учителя и воспитателя;

• наметить план и определить формы повышения квалификации;

• изучить опыт учителей высокого профессионализма и сделать его достоянием всего коллектива;

• познакомить учителей с достижениями передовой педагогической науки;

• наметить план индивидуальной работы с разными категориями учителей;

• гуманизировать учебно-воспитательный процесс;

• повысить культурный уровень учителей.

Формы работы могут быть разными:

• собеседование;

• диагностика;

• изучение опыта работы учителя по совместному плану;

• посещение уроков;

• анализ работы учителя в индивидуальных беседах, на педсоветах, производственных совещаниях;

• наставничество.

Работа с кадрами во многом определит достижение поставленной цели.

Как организовать эту деятельность, чтобы она была успешной?

Во-первых, узнать, что представляет собой каждый учитель, его потенциальные возможности, качество его преподавания, его отношение к педагогической деятельности.

Во-вторых, определить уровень культуры, круг его интересов, эрудицию.

В-третьих, особое внимание уделить молодым специалистам, помочь им стать учителями.

В-четвертых, выделить группу ведущих учителей, отличающихся талантом, самобытностью. Постичь свойства их мастерства, рассказать о них на педагогическом совете. Сделать их наставниками молодых специалистов.

Основные направления деятельности педагогического коллектива по достижению оптимальных конечных результатов:

- непрерывное повышение уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного роста, использование ими современных педагогических технологий;

- повышение эффективности и качества педагогического труда через организацию и посещение семинаров – практикумов, взаимопосещение уроков, педагогические чтения, оказание поддержки в работе по самообразованию;

- учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

диагностика состояния образовательного процесса с последующим проблемным анализом и коррекцией, диагностика уровня профессиональной компетентности учителей для выявления запросов на методическую помощь, мониторинг результатов государственной (итоговой) аттестации.

Работа с педагогами охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Поэтому очень важно правильно подойти к разработке раздела «Работа с педагогическими кадрами» годового плана работы школы.

Процесс этот осуществляется в четыре этапа.

Первый этап. Подготовка к планированию.

Цель подготовительного этапа разработки раздела — собрать и проанализировать материалы о влиянии планирования работы с кадрами на результаты обучения и воспитания учащихся.

Директор систематизирует свои наблюдения за работой педагогических работников, анализирует материалы, накопленные его заместителем, руководителем школьного методического объединения учителей, советуется с отдельными учителями.

Научно обоснованный анализ работы учителя является основой совершенствования учебного процесса, планирования методической работы. Основа успешной работы - правильно выбранная система управления кадрами. При анализе, учитывая методическую тему школы и муниципального управления образованием, следует показать, как был обеспечен оптимальный уровень квалификации педагогических кадров, необходимый для успешного развития школы, каковы итоги внедрения инновационных, педагогических технологий обучения и воспитания.

Анализируется уровень творческой отдачи учителей первой и высшей квалификационных категорий, формы повышения методической и педагогической культуры. Очень важно иметь перспективный план аттестации педагогических работников, который позволяет регулировать прохождение аттестации.

Администрация школы должна владеть данными обо всех, даже не очень значимых результатах работы учителя, победах и промахах. Диагностические карты упрощают этот процесс, а также способствуют целенаправленной методической работе с кадрами. Необходимо установить связь между деятельностью учителя и результатом его труда, выраженными в умственном развитии, культуре, эрудиции учащихся. Всякие факты, полученные при анализе, должны быть осмыслены, приведены к единой идее, из которой потом вытекают рекомендации.

Чтобы сделать вывод о том, какие факторы стимулируют творческий труд педагогов, а что препятствует эффективному труду, необходимо проанализировать эффективность работы методического совета, проблемно-теоретических семинаров, творческих групп, ШМО, педагогических советов, самообразовательной работы; рассмотреть итоги распространения ППО, результаты аттестации; оценить уровень креативности педагогов через участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, публикации в научно-методических сборниках, СМИ, участии в образовательных проектах.

Обязательному анализу и контролю подлежит уровень квалификации педагогических работников.

Анализ качественного и количественного состава позволяет администрации рационально расставить педагогические кадры, направить на курсы, рекомендовать заочное обучение, сделать выводы о причинах сменяемости или текучести кадров.

Разработчикам проекта раздела, для того чтобы он был глубоким, содержательным и не носил поверхностный характер, целесообразно провести анкетирование учителей, руководителя ШМО, обучающихся 5-9 классов и родителей, чтобы выяснить положительные и отрицательные моменты жизнедеятельности школы за данный учебный год. Важно учитывать их пожелания по совершенствованию всех сторон образовательного процесса на предстоящий учебный год. Высказанные советы и предложения необходимы для совершенствования работы учителей.

После проведения анкетирования и анализа его результатов директор совместно с заместителем группирует собранный материал по разделам годового плана, выделяя информацию о достигнутых успехах и нерешенных задачах; формулирует пункты плана, определяет сроки исполнения, тщательно подбирает исполнителей, зная, что от их инициативы и добросовестности зависит успех дела. Издается приказ о подготовке проекта плана работы школы на новый учебный год.

На этом этапе директор школы, заместитель, руководитель ШМО изучают новые нормативные документы по планированию работы школы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности.

Источниками информационных материалов для подготовки раздела «Работа с педагогическими кадрами» могут быть:

• протоколы заседаний совета школы;

• протоколы заседаний педагогических советов;

• протоколы совещаний при директоре;

• протоколы собраний трудового коллектива школы;

• протоколы общешкольных родительских собраний;

• протоколы заседаний общешкольного родительского комитета;

• протоколы общешкольных ученических собраний;

• справки по итогам проверки школьной номенклатурной документации (классных журналов, дневников, тетрадей и личных дел учащихся, журналов по технике безопасности и т. д.);

• материалы психологических и социологических исследований учителей;

• справки по содержанию учебно-воспитательного процесса;

• справки по результатам контроля внеклассной работы;

• итоги диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников;

• итоги школьных, районных, региональных предметных олимпиад;

• результаты спортивных соревнований;

• статистические документы;

• материалы об аттестации образовательного учреждения;

• материалы об аттестации и повышении квалификации педагогических кадров;

• справки по состоянию учебно-материальной базы и санитарно-гигиенического режима школы и другие материалы.

При разработке раздела необходимо соблюдать следующие условия:

• описать состояние кадрового потенциала к началу планового периода;

• четко спланировать задачи, которые школа должна решить к концу планируемого периода;

• определить конкретные действия по выполнению задач.

Второй этап. Подготовка проекта раздела «Работа с педагогическими кадрами», который включает в себя план работы с педкадрами.

Планирование — это подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важных мест в системе управления школой. Разработать план — значит предусмотреть определенный комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела обучения и воспитания. Идеальный план, который бы соответствовал всем требованиям, о которых велась речь выше, создать практически невозможно, да и не нужно — жизнь часто вносит в наши планы свои коррективы. Нужно помнить, что хороший план характеризуется не числом и звучностью мероприятий, а их педагогической целесообразностью, продуманностью, позволяющей на основе комплексного подхода к воспитанию школьников осуществлять взаимодействие педагогов, учащихся, родителей, общественности.

В плане работы с педкадрами школы должна быть обеспечена внутренняя логическая связь содержания его частей: анализа, задач и мероприятий. Необходимо, чтобы в содержании аналитической части плана глубоко, убедительно и полно были рассмотрены итоги прошедшего учебного года. Задачи и мероприятия, содержащиеся в плане, должны соответствовать выводам, сделанным на основе анализа.

Очень важно, чтобы план не представлял собой механического соединения полученных составителями материалов, а был проникнут единством педагогических взглядов руководства школы и коллектива, взаимосвязанностью с другими разделами Плана работы школы, имел ясно очерченную координацию действий. Он должен ориентировать на более высокий по сравнению с достигнутым уровень преподавания; стать инструментом сплочения коллектива, способствующим обеспечению эффективного сочетания коллегиальности в управлении с единоначалием.

В разделе «Работа с педагогическими кадрами» часто встречаются следующие ошибки:

• отсутствует системный подход к планированию (раздел не увязывается с запланированными целями работы школы);

• недостаточная аналитическая основа раздела (анализ подменяется перечнем проведенных мероприятий или статистическими данными);

• отсутствуют связи:

- между анализом состояния и результатов работы с кадрами и поставленными задачами;

- между задачами и намеченными на новый учебный год мероприятиями;

• обезличенность и неконкретность мероприятий;

• формулировки основных задач на новый учебный год неконкретны;

• неравномерное распределение мероприятий по срокам и между исполнителями;

• высокая плотность плана работы с кадрами, планирование нереальных по объему работ;

• несогласованность плана работы с кадрами с планами работы органа управления образованием и другими ведомствами, с которыми контактирует школа.

Все перечисленные недостатки плана делают его выполнение нереальным.

Третий этап. Оценка плана с точки зрения его выполнимости

На данном этапе директору школы предстоит провести самоанализ и дать оценку проекта раздела по критерию выполнимости. Оценка по данному критерию предполагает определение разумной плотности плана, исключающей перегрузку исполнителей планируемыми мероприятиями.

Основой критерия выполнимости являются реализация идеи педагогической целесообразности, достаточности и необходимости планируемой работы. Характеристика плана по критерию выполнимости предполагает одновременно количественный прогноз фактов выполнения или невыполнения плановых мероприятий и анализ причин возможного их невыполнения.

С этой целью в мае -июне на заседании педагогического совета директор образовательного учреждения знакомит учителей, с проектом годового плана, частью которого является раздел «Работа с педагогическими кадрами».

Четвертый этап. Утверждение годового плана на заседании педсовета

Подготовка годового плана, как правило, завершается к концу текущего учебного года, а окончательный его вариант утверждается в августе на первом заседании педагогического совета нового учебного года. После обсуждения и принятия педсоветом решения, проанализировав все замечания и предложения, директор окончательно редактирует план, утверждает его и издает приказ по школе об утверждении годового плана. После прохождения всех процедурных вопросов годовой план приобретает силу нормативного документа, обязательного для исполнения всеми работниками школы.

Структура раздела «Работа с педагогическими кадрами»

1. Планирование аттестации педагогических кадров. Деятельность школьной аттестационной комиссии.

2. План работы с молодыми специалистами.

3. Список учителей, работающих на самоконтроле.

4. План организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников школы.

6. План изучения и обобщения опыта учителей школы.

7. Повышение квалификации учителей, их самообразование, организация и проведение научно-практических конференций и педагогических чтений.

ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ в 2018-2019 уч.г.



Содержание работы

Сроки

Ответственные

Проведение инструктивно-методического совещания «Должностные обязанности, требования Устава, режим работы, правила внутреннего распорядка, концепция развития ОУ, нормативно-правовая база школы».

Август


Директор




Планирование переподготовки кадров в целях повышения профессионального мастерства по проблемам:

  • ФГОС НОО;

  • ФГОС ООО;

  • развивающие технологии обучения и воспитания;

  • новые технологии образовательного процесса, в т.ч. здоровьесберегающие технологии, системно-деятельностный подход, обновление содержания образования;

  • изучение 2 иностранного языка;

  • электронное образование;

  • инклюзивное образование;

  • подготовка к ОГЭ .

В течение года

Администрация

Проведение методических семинаров:

  1. Разработка и экспертиза рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Методические рекомендации

  2. Когнитивная технология интеллектуального развития учащихся

  3. Проблемно-ориентированная технология ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

  4. Образовательной технологии ТОГИС (технология Образования в Глобальной Информационной Сети)

По плану ШМО

Зам. директора

Организация проведения постоянно действующих методических семинаров по проблемам и секциям:

  • процесс реализации ФГОС НОО, ООО нового поколения

  • технологии современного урока;

  • методическое и психологическое обеспечение развивающего обучения;

  • творческие задания на уроках;

  • современная законодательная, правовая, научно-методическая база образования,

  • система подготовки к ОГЭ.

В течение года

Зам. директора

Заслушивание творческих отчетов учителей, работающих по направлениям инновационной деятельности

Март, май

Зам. директора

Организация наставничества, работы «Школы начинающего педагога»

В течение года

Наставники

Организация и проведение предметных недель, недель педмастерства

В течение года

Зам. директора, руководитель Ш МО, наставники

Сотрудничество с СОИРО

В течение года

Администрация

Подготовка и проведение аттестации учителей:

  1. Проведение организационного семинара с аттестующимися учителями

  2. Изучение положения, законодательных нормативных документов по вопросам образования и воспитания, связанных с аттестацией.

  3. Заполнение заявлений

  4. Проведение открытых творческих методических дней аттестуемых учителей.

  5. Обобщение и распространение интересных методических находок по результатам аттестации учителей.

  6. Работа аттестационной комиссии по аттестации на соответствие занимаемой должности

В течение года

Зам. директора

Планирование исследовательской работы по проблемам, вытекающим в ходе учебного года, индивидуальное планирование для одаренных учащихся.

В течение года

Руководители проектов

Заслушивание отчетов о выполнении ранее принятых решений, о проделанной работе, о повышении своего образовательного и профессионального уровня

В течение года

Директор






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!