СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы спец.курса по математике для 5-6 классов "Реальная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа спецкурса в 5-6 классы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы спец.курса по математике для 5-6 классов "Реальная математика"»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №2»

Утверждаю Согласовано

Директор школы: зам. директора по УВР

Карпачева Т.И.___________ Кузнецова О.И._________

Приказ №_______от_______ Протокол педсовета№___

«_____»__________________ от_____________________









«Реальная математика»

Рабочая программа

по спецкурсу

основное общее образование

Срок реализации: 2 года

68 часов: 34 часа в 5-6 классах

(1 час в неделю, 34 учебные недели)














Автор – составитель:

учитель математики

Маташова Н.А.





Промышленная

2021г





1.Планируемые результаты изучения учебного курса



Цель:

развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области математики;

  • развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

  • учить применять математическую терминологию;

  • учить проектной деятельности;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Основные виды деятельности обучающихся:

  • решение задач;

  • участие в математических олимпиадах;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • выполнение проекта, творческих работ;

  • создание презентаций;

  • самостоятельная работа, работа в парах, в группах;

  • уроки-зачеты.

5 КЛАСС

Предметные результаты: Обучающийся научится:

  • выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приѐмы вычислений;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом.

  • использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближѐнными значениями величин

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире линии, углы, многоугольники, треугольники, четырехугольники, многогранники;

  • распознавать развѐртки куба, прямоугольного параллелепипеда,

  • определять по линейным размерам развѐртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

  • вычислять объѐм прямоугольного параллелепипеда

  • использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объѐма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот

  • выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить значения числовых выражений

Обучающийся получит возможность научиться:

  • научиться использовать приѐмы, рационализирующие вычисления.

  • понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближѐнными.  вычислять объѐмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

  • углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

  • применять понятие развѐртки для выполнения практических расчѐтов.

  • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников

  • понимать существо понятия алгоритма

Личностными результатами

  • является формирование следующих умений: развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • формирование качеств логического мышления.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Учиться планировать учебную деятельность.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных заданий ).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Познавательные УУД:

  • осуществлять сравнение, классификацию;

  • классифицировать; наблюдать; сравнивать, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач ;  устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить схемы и модели для решения задач.

6 КЛАСС

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

  • в процессе реальной ситуации использовать свойства делимости и признаки делимости;

  • методам решения задач;

  • понятию неупорядоченной совокупности элементов и его свойствам;

  • решать комбинаторные задачи на перебор вариантов;

  • понимать вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

  • понятию систем счисления, видам систем счисления, правилам перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • решать основные типы задач с применением свойств и признаков делимости;

  • повторить арифметические действия и известные методы решения задач;

  • разбивать предложенное множество фигур на два подмножества по значениям разных признаков;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области, изображать множества с разным взаимным расположением;

  • уметь решать простейшие комбинаторные задачи;

  • вычислять вероятности событий;

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • воспитание ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  • воспитание умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • воспитание первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Учиться планировать учебную деятельность.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных заданий ).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).  Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Познавательные УУД:

  • закреплять навыки и умения применять алгоритмы при сокращении дробей, упрощении выражений; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач;

  • составлять схемы и математические модели при решении задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; использовать знаково-символьные средства;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, классифицировать, наблюдать; сравнивать.



























































2.Содержание учебного курса



5 КЛАСС



1. Занимательная арифметика

Запись цифр и чисел у других народов. Числа - великаны и числа- малютки

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская нумерация. Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

Приемы быстрого счета

Некоторые приёмы быстрого счёта.

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.

Умножение на число, оканчивающееся на 5.

Умножение и деление на 25,75,50,125.

Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

Умножение чисел, близких к 100.

Умножение на число, близкое к 1000.

Умножение на 101,1001 и т.д.

2. Занимательные задачи

Магические квадраты.

Отгадывание и составление магических квадратов.

Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

Задачи с числами. Старинные задачи.

Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

 

3. Моделирование стереометрических тел

Изучение истории и создание моделей из бумаги и каркасных моделей тел.

Платоновы  тела.

Архимедовы тела.

Звезчатые многогранники.

4. Компетентностно-ориентированные задачи

Решение текстовых задач. Теорема Пика.

Решение заданий графически заданных. Нахождение площадей плоских фигур на клетчатой бумаге.

Решение задач в табличном задании.

 5. Развиваем логику

Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых  задач методом «с конца».

Круги Эйлера.

Решение задач с использованием кругов Эйлера.

Комбинаторные задачи. Простейшие графы

Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы.

6. Первые шаги в геометрию

Задачи на разрезания.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

Задачи со спичками. Геометрические головоломки.

Решение занимательных задач со спичками. «Танграм».

7. Проектные работы

Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:

  • Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.

  • Софизмы и парадоксы.

  • Математические фокусы.

  • Математика и искусство.

  • Математика и музыка.

  • Лабиринты.

  • Палиндромы.

  • Четыре действия математики.

  • Древние меры длины.

  • Возникновение чисел.

  • Счёты.

  • Старинные русские меры.

  • Магические квадраты.

  • Свои темы проектов.


6 КЛАСС


1.Обустройство земельного участка    

Владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, решать задачи из реальной практики; Площадь прямоугольника, квадрата. Решение текстовых задач арифметическими способами. Использование понятие масштаб при решении практических задач; извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, компьютер.

2.Обустройство дома                            

Решение задач с использованием понятий «Пропорция; основное свойство пропорции» «Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам; выражение отношения в процентах».  Проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, Составление головоломок, лабиринтов, приобретение способов работы с ними.

3.Обустройство сада  

Площадь прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника. Решение текстовых задач арифметическими способами. Решение логических задач, задач на переливание.  Выполнять сбор информации, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;

4. Обустройство пруда    

 Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Решение нестандартных задач

5.  Обустройство бассейна

Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

6. Вычисление затрат на содержание дома    

     Владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Выполнять вычисления с реальными данными. Уметь выполнять расчеты  по оплате за  использование электроэнергии, .      




3.Тематическое планирование                                             





Название раздела

Кол-во

часов

1

Занимательная арифметика 2ч

2

2

Занимательные задачи 4ч

4

3

Моделирование стереометрических тел 5ч

5

4

Компетентностно-ориентированные задачи 10ч

10

5

Развиваем логику 6ч

6

6

Первые шаги в геометрию 2ч

2

7

Проектные работы 3ч

3

5 класс




6 класс


Название раздела

Кол-во часов

1

Обустройство земельного участка

6

2

Обустройство дома

7

3

Обустройство сада

5

4

Обустройство пруда

4

5

Обустройство бассейна

4

6

Вычисление затрат на содержание дома 6ч

6

7

Итог работы

2








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!