Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждаю Согласовано
Директор школы: зам. директора по УВР
Карпачева Т.И.___________ Кузнецова О.И._________
Приказ №_______от_______ Протокол педсовета№___
«_____»__________________ от_____________________
«Реальная математика»
Рабочая программа
по спецкурсу
основное общее образование
Срок реализации: 2 года
68 часов: 34 часа в 5-6 классах
(1 час в неделю, 34 учебные недели)
Автор – составитель:
учитель математики
Маташова Н.А.
Промышленная
2021г
1.Планируемые результаты изучения учебного курса
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области математики;
развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
учить применять математическую терминологию;
учить проектной деятельности;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Основные виды деятельности обучающихся:
решение задач;
участие в математических олимпиадах;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
выполнение проекта, творческих работ;
создание презентаций;
самостоятельная работа, работа в парах, в группах;
уроки-зачеты.
5 КЛАСС
Предметные результаты: Обучающийся научится:
выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приѐмы вычислений;
решать текстовые задачи арифметическим способом.
использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближѐнными значениями величин
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире линии, углы, многоугольники, треугольники, четырехугольники, многогранники;
распознавать развѐртки куба, прямоугольного параллелепипеда,
определять по линейным размерам развѐртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
вычислять объѐм прямоугольного параллелепипеда
использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объѐма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить значения числовых выражений
Обучающийся получит возможность научиться:
научиться использовать приѐмы, рационализирующие вычисления.
понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближѐнными. вычислять объѐмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
применять понятие развѐртки для выполнения практических расчѐтов.
вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников
понимать существо понятия алгоритма
Личностными результатами
является формирование следующих умений: развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
формирование качеств логического мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Учиться планировать учебную деятельность.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных заданий ).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные УУД:
осуществлять сравнение, классификацию;
классифицировать; наблюдать; сравнивать, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач ; устанавливать причинно-следственные связи;
строить схемы и модели для решения задач.
6 КЛАСС
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
в процессе реальной ситуации использовать свойства делимости и признаки делимости;
методам решения задач;
понятию неупорядоченной совокупности элементов и его свойствам;
решать комбинаторные задачи на перебор вариантов;
понимать вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
понятию систем счисления, видам систем счисления, правилам перевода чисел из одной системы счисления в другую.
Обучающиеся получат возможность научиться:
решать основные типы задач с применением свойств и признаков делимости;
повторить арифметические действия и известные методы решения задач;
разбивать предложенное множество фигур на два подмножества по значениям разных признаков;
находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области, изображать множества с разным взаимным расположением;
уметь решать простейшие комбинаторные задачи;
вычислять вероятности событий;
Личностными результатами является формирование следующих умений:
формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
воспитание ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
воспитание умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
воспитание первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Учиться планировать учебную деятельность.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на основе продуктивных заданий ).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
умение координировать свои усилия с усилиями других.
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные УУД:
закреплять навыки и умения применять алгоритмы при сокращении дробей, упрощении выражений; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач;
составлять схемы и математические модели при решении задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; использовать знаково-символьные средства;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, классифицировать, наблюдать; сравнивать.
2.Содержание учебного курса
5 КЛАСС
1. Занимательная арифметика
Запись цифр и чисел у других народов. Числа - великаны и числа- малютки
Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.
Приемы быстрого счета
Некоторые приёмы быстрого счёта.
Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.
Умножение на число, оканчивающееся на 5.
Умножение и деление на 25,75,50,125.
Умножение и деление на 111,1111 и т.д.
Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.
Умножение чисел, близких к 100.
Умножение на число, близкое к 1000.
Умножение на 101,1001 и т.д.
2. Занимательные задачи
Магические квадраты.
Отгадывание и составление магических квадратов.
Математические ребусы.
Решение заданий на восстановление записей вычислений.
Задачи с числами. Старинные задачи.
Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.
3. Моделирование стереометрических тел
Изучение истории и создание моделей из бумаги и каркасных моделей тел.
Платоновы тела.
Архимедовы тела.
Звезчатые многогранники.
4. Компетентностно-ориентированные задачи
Решение текстовых задач. Теорема Пика.
Решение заданий графически заданных. Нахождение площадей плоских фигур на клетчатой бумаге.
Решение задач в табличном задании.
5. Развиваем логику
Задачи, решаемые с конца.
Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».
Круги Эйлера.
Решение задач с использованием кругов Эйлера.
Комбинаторные задачи. Простейшие графы
Понятие графа. Решение простейших задач на графы.
6. Первые шаги в геометрию
Задачи на разрезания.
Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».
Задачи со спичками. Геометрические головоломки.
Решение занимательных задач со спичками. «Танграм».
7. Проектные работы
Выбор тем и выполнение проектных работ. Примерные темы проектов:
Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.
Софизмы и парадоксы.
Математические фокусы.
Математика и искусство.
Математика и музыка.
Лабиринты.
Палиндромы.
Четыре действия математики.
Древние меры длины.
Возникновение чисел.
Счёты.
Старинные русские меры.
Магические квадраты.
Свои темы проектов.
6 КЛАСС
1.Обустройство земельного участка
Владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, решать задачи из реальной практики; Площадь прямоугольника, квадрата. Решение текстовых задач арифметическими способами. Использование понятие масштаб при решении практических задач; извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль; моделировать геометрические объекты, используя бумагу, компьютер.
2.Обустройство дома
Решение задач с использованием понятий «Пропорция; основное свойство пропорции» «Проценты; нахождение процентов от величины и величины по её процентам; выражение отношения в процентах». Проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, Составление головоломок, лабиринтов, приобретение способов работы с ними.
3.Обустройство сада
Площадь прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника. Решение текстовых задач арифметическими способами. Решение логических задач, задач на переливание. Выполнять сбор информации, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
4. Обустройство пруда
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Решение нестандартных задач
5. Обустройство бассейна
Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.
6. Вычисление затрат на содержание дома
Владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Выполнять вычисления с реальными данными. Уметь выполнять расчеты по оплате за использование электроэнергии, .
3.Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Занимательная арифметика 2ч | 2 |
2 | Занимательные задачи 4ч | 4 |
3 | Моделирование стереометрических тел 5ч | 5 |
4 | Компетентностно-ориентированные задачи 10ч | 10 |
5 | Развиваем логику 6ч | 6 |
6 | Первые шаги в геометрию 2ч | 2 |
7 | Проектные работы 3ч | 3 |
5 класс
6 класс
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Обустройство земельного участка | 6 |
2 | Обустройство дома | 7 |
3 | Обустройство сада | 5 |
4 | Обустройство пруда | 4 |
5 | Обустройство бассейна | 4 |
6 | Вычисление затрат на содержание дома 6ч | 6 |
7 | Итог работы | 2 |