СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы для 10 класса (профильный уровень) по истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы для 10 класса (профильный уровень) по истории. 4 часа в неделю. учебник 

Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др, под редакцией А.В.Торкунова.

История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. В 3-х частях. 2019 г.

Учебник освещает ключевые вопросы истории России с 1914 г. до начала XXI в. Он разработан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта. С учётом современного уровня исторической науки в учебнике на фоне мировой истории показано историческое развитие России, её роль в мире. Значительное место уделено вопросам истории духовной жизни общества, культуры и повседневности. Главным результатом изучения курса должно стать формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма. Данный учебник, выходящий в трёх частях, завершает линию учебников по отечественной истории.

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы для 10 класса (профильный уровень) по истории.»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

Рабочая программа по предмету «История России, Всеобщая история» 8 класс создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» №273 ФЗ от 29 12.2012г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального государственных стандарта основного общего образования» от 17.12.2010г. № 1897).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Приказ № 1089 от 5 марта 2004 г. (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования».

  • Образовательная программа МОАУ «Гимназия № 25 г. Благовещенска» на 2019 – 2024 гг., утверждённая 30.08.2019.

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденные Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993.9.

  • Учебный план МОАУ «Гимназии №25» г. Благовещенска на 2020-2021 учебный год.

  • Примерной программы по истории и учебников:

УМК:

1. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история. 10 класс. – М.: Русское слово, 2016 г., Загладин Н.В.;

2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. / [М.М. Горинов и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2019.

Реализация программы исторического образования на профильном уровне предполагает особую значимость меж предметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на исторические факультеты высших учебных заведений, но и является частью общей системы пред вузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.

Цель курса: формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

Задачи курса:

Изучение истории на уровне среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих задач:

— воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональной традиций, нравственных и социальных установок;

— понимание исторической обусловленности явлений и процессов современного мира, умение критически анализировать полученную информацию, определять собственную точку зрения на исторические факты и явления:

— овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации; информационно-коммуникативной деятельности, поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

— овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

— формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

— овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

— формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Планируемые личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

 Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

  1. Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

  1. Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты:

Обучающийся на углубленном уровне научится:

  • владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;

  • характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

  • определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;

  • использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

  • определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;

  • презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;

  • раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

  • соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории XX в.;

  • обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;

  • применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;

  • критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;

  • изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;

  • объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

  • самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;

  • объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;

  • давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать принципы структурно-функционального, и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;

  • анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;

  • устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;

  • определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;

  • применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

  • целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;

  • знать основные подходы (концепции) в изучении истории;

  • знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;

  • работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;

  • исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории XX в.;

  • корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;

представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.

Система оценивания: Критерии оценок по истории. Рекомендации по оцениванию ответов Критерии и нормы оценки устных и письменных ответов

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. 

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. 

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

  4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. 

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал.

Рекомендации по оцениванию решения познавательных и практических задач.

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

  1. анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

  2. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);

  3. извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

  4. различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;

  5. применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

  6. предвидеть последствия определенных социальных действий.

 Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

 Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на зачете – с помощью наводящих вопросов экзаменатора).

Тестирование:

Оценка  3        Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

Оценка  4        Выполнено не менее 75 % предложенных заданий

Оценка  5        Выполнено не менее 90 % предложенных заданий


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

10 класс (34 часа)

РАЗДЕЛ I. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ 3 ЧАСА

История в системе гуманитарных наук. Предмет исторической науки. Исторический источник. Проблема подлинности и достоверности исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины. Проблема фальсификации исторических знаний.

Основные концепции современной исторической науки. Единство и многообразие исторического процесса. Историческое время. Циклическое и линейное восприятие исторического времени. «Рост», «развитие» и «прогресс» в истории человечества. Принципы периодизации исторического процесса.



РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ 7 ЧАСОВ.

Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Матриархат и патриархат. Происхождение семьи. Особенности властных отношений и права в родоплеменном обществе.

Принципы периодизации древней истории. Историческая карта Древнего мира. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Архаичные цивилизации – географическое положение, материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества. Дискуссия о происхождении государства и права. Восточная деспотия. Ментальные особенности цивилизаций древности. Мифологическая картина мира. Восприятие пространства и времени человеком древности. Возникновение письменности и накопление знаний.

Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско- конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Возникновение религиозной картины мира. Мировоззренческие особенности буддизма, индуизма, конфуцианства, даосизма.

Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока. Античные цивилизации Средиземноморья. Специфика географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций. Возникновение и развитие полисной политико-правовой организации и социальной структуры. Демократия и тирания.

Римская республика и империя. Римское право. Ментальные особенности античного общества. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь. Распространение христианства. «Великие переселения народов», войны и нашествия как фактор исторического развития в древнем обществе. Предпосылки возникновения древних империй. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары).



РАЗДЕЛ III. ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА 13 ЧАСОВ

Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. «Великое переселение народов» в Европе и формирование христианской средневековой цивилизации. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Синтез языческих традиций и христианской культуры в германском и славянском мирах. Возрождение имперской идеи в Западной Европе. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Особенности хозяйственной жизни. Торговые коммуникации в средневековой Европе. Образование централизованных государств. Складывание европейской правовой традиции. Роль церкви в европейском средневековом обществе. Образ мира в романском и готическом искусстве. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.

Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат. Религиозный раскол исламского общества. Сунниты и шииты. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Изменение политической карты исламского мира. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья. Характер международных отношений в средние века. Европа и норманнские завоевания. Арабские, монгольские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов – столкновение и взаимовлияние цивилизаций.

Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Дискуссия об уникальности европейской средневековой цивилизации. Динамика развития европейского общества в эпоху Средневековья. Кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв.: борьба императорской и папской власти, распространение еретичества, Столетняя война и война Алой и Белой розы, крестьянские и городские восстании, демографический спад. Изменения в мировосприятии европейского человека. Природно-климатические, экономические, социально-психологические предпосылки процесса модернизации.



РАЗДЕЛ IV. НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА ЕВРОПЕЙСКОГО ГОСПОДСТВА 11 ЧАСОВ

Понятие «Новое время». Принципы периодизации Нового времени. Дискуссия об исторической природе процесса модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Влияние Великих географических открытий на развитие европейского общества. Социально-психологические, экономические и техногенные факторы развертывания процесса модернизации. Внутренняя колонизация. Торговый и мануфактурный капитализм. Эпоха меркантилизма.

Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы. Религиозные войны и конфессиональный раскол европейского общества. От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Формы абсолютизма. Возникновение теории естественного права и концепции государственного суверенитета. Складывание романо-германской и англосаксонской правовых семей. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Буржуазные революции XVII-XIX вв.: исторические предпосылки и значение, идеология социальных и политических движений. Становление гражданского общества. Философско- мировоззренческие основы идеологии Просвещения. Конституционализм. Возникновение классических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь стран Европы.

Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. Изменение среды обитания человека. Урбанизация. Городской и сельский образы жизни. Проблема бедности и богатства в индустриальном обществе. Изменение характера демографических процессов. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное и философское наследие Нового времени. Дискуссия о различных моделях перехода от традиционного к индустриальному обществу («эшелонах модернизации»). Особенности динамики развития стран «старого капитализма». Предпосылки ускоренной модернизации в странах «второго эшелона». «Периферия» евроатлантического мира. Влияние европейской колониальной экспансии на традиционные общества Востока. Экономическое развитие и общественные движения в колониальных и зависимых странах.

Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Изменение характера внешней политики в эпоху Нового времени. Вестфальская система и зарождение международного права. Политика «баланса сил». Венская система и первый опыт «коллективной дипломатии». Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

ИСТОРИЯ РОССИИ

10 класс (102 часа)

ГЛАВА I. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ» 16 ЧАСОВ

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной техники и программы перевооружений. Предвоенные международные кризисы. Сараевский выстрел и начало войны. Планы сторон.

Российская империя в Первой мировой войне. Военная кампания 1914 г. Военные действия в 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы войны. Власть и общество в годы войны.

Великая российская революция 1917 г. Объективные и субъективные причины революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Русская православная церковь в условиях революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.

Первые революционные преобразования большевиков. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.

Гражданская война. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Выступление левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра антибольшевистских сил. Важнейшие события 1918 – 1919 гг. террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне.

Тема для изучения на углубленном уровне. Революция и гражданская война на национальных окраинах. Национальные районы России в годы Первой мировой войны. Возникновение национальных государств на окраинах России. Строительство советской федерации. Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье. Борьба с басмачеством.

Идеология и культура периода Гражданской войны. Политика новой власти в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к Русской православной церкви. Повседневная жизнь.

Региональный компонент. Наш регион в годы революции и Гражданской войны.



ГЛАВА II. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1920 – 1930-Х ГГ. 18 ЧАСОВ

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Последствия мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики России. Власть и церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике.

Экономика нэпа. Замена продразвёрстки единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства.

Образование СССР Национальная политика в 1920-е гг. Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Национально-государственное строительство. Политика «коренизации».

Политическое развитие в 1920-е гг. Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и борьба за власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Международное положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Партийный контроль над духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства».

«Великий перелом». Индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки. «Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития.

Коллективизация сельского хозяйства. Политические дискуссии о путях развития советской деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Голод. Становление колхозного строя.

Политическая система СССР в 1930-е гг. Конституция 1936 г. Формирование партийного государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.

Тема для изучения на углубленном уровне. Советская национальная политика в 1930-е гг. Общие черты и особенности индустриализации в национальных образованиях. Ход индустриализации. Итоги индустриализации в национальных образованиях. Национально-государственное строительство. Направления национальной политики.

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения в отечественной науке в 1930-е гг. Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения. Культура русского зарубежья.

СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г. и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке. СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны.

Региональный компонент. Наш регион в 1920 – 1930-е гг.


ГЛАВА III. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941 – 1945 ГГ. 22 ЧАСА

СССР накануне Великой Отечественной войны. Советская внешняя политика на начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.). Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы. Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение. Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции.

Человек и война: единство фронта и тыла. Повседневность военного времени. Человек на войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат.

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 гг.). Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны.

Тема для изучения на углубленном уровне. Народы СССР в борьбе с фашизмом. Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения. Национальная политика.

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских ударов». Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия Советской Армии. Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Потсдамская конференция. Разгром милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Тема для изучения на углубленном уровне. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. Деятельность разведки. Направления деятельности контрразведывательных органов.

Региональный компонент. Наш регион в годы Великой Отечественной войны.


ГЛАВА IV. АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ 1945 – 1991 ГГ. 29 ЧАСОВ

Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Рост коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение геополитических интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.

Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста. Денежная реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства.

Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат. Методы поддержания социальной стабильности.

Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства.

Тема для изучения на углубленном уровне. Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. Многонациональное государство и национальная политика. Социально-экономическое и культурное развитие советских республик. Религиозные конфессии в СССР. Политические кампании против «буржуазного национализма» и «космополитизма». Положение выселенных народов.

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Разделение Европы. Консолидация социалистических государств. Образование КНР и советско-китайские отношения. Корейская война. Наращивание вооружений.

Тема для изучения на углубленном уровне. Послевоенная повседневность. Возвращение к мирной жизни. Социально-демографические проблемы. Уровень потребления. Жилищный кризис. Особенности послевоенного досуга. Рост социальных ожиданий.

Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в советском руководстве. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР.

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства. Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса. Социальное развитие.

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования. Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни.

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и страны третьего мира.

Региональный компонент. Наш регион в 1953 - 1964 гг.

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Итоги и значение «великого десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.

Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели развития.

Тема для изучения на углубленном уровне. Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг. Новая историческая общность. Нарастание противоречий между Центром и республиками. Национальные движения. Эволюция национальной политики.

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980 г. в Москве.

Политика разрядки международной напряжённости. Новые вызовы внешнего мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны социализма.

Региональный компонент. Наш край в 1964 - 1985 гг.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Мир в начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Ю.В. Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы.

Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг. Первый этап экономических преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике. Программа «500 дней».

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и плюрализм мнений. Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Результаты политик гласности.

Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988 – 1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС.

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. «Новое мышление». СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С. Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Кризис межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений. Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991 г. и распад СССР.

Региональный компонент. Наш регион в 1985 - 1991 гг.


ГЛАВА V. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. 16 ЧАСОВ

Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики России в 1992 – 1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М. Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Россия в мировой экономике.

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Разработка новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и её значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. результаты политического развития в 1990-е гг.

Тема для изучения на углубленном уровне. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской республике. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.

Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Исторические условия развития духовной жизни, науки и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.

Геополитическое развитие и внешняя политика в 1990-е гг. Новое место России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.

Региональный компонент. Наш регион в 1992 - 1999 гг.

Политическая жизнь России в начале XXI в. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Президент В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003 – 2004 гг. Реформа управления. Итоги политического развития страны в 2000-е гг.

Экономика России в начале XXI в. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных программ. Демографическая политика. Итоги социально-экономического развития страны.

Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ. Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и церковь.

Внешняя политика России в начале XXI в. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной арене. Итоги внешней политики России.

Россия в 2008 – 2018 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис. Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития. Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную Думу 2011 г. Президентские выборы 2012 г. Зимняя Олимпиада в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией. Выборы в Государственную Думу в 2016 г. Участие России в борьбе с международным терроризмом в Сирии. Президентские выборы 2018 г.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Название раздела

Контрольные работы

Количество часов

Курс: Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века

1.

Раздел I. Пути и методы познания истории


3

2.

Раздел II. Человечество на заре своей истории

1

7

3.

Раздел III. Европа и Азия в Средние века

1

13

4.

Раздел IV. Новое время: эпоха Европейского господства

1

11

5.

Всего:

3

34

Курс: история России XX-XXI вв..

1.

Глава I. Россия в годы «великих потрясений»

1

16

2.

Глава II. Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.

1

18

3.

Глава III. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.

1

22

4.

Глава IV. Апогей и кризис советской системы. 1945 – 1991 гг.

1

29

5.

Глава V. Российская Федерация

1

16

6.

Всего:

5

102

7.

Всего по курсу:

8

136







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(136 часов год, 4 часа в неделю)

Всеобщая история (34 часа). История России (102 часа)



Тема

Количество часов

Тип урока

Домашнее задание

Дата План.\ Факт.

РАЗДЕЛ I. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ

3 ЧАСА

1

Этапы развития исторического знания

1

Урок открытия нового знания

§ 1, вопросы

2.09

2

Закономерности и случайности в жизни народов

1

Урок методологической направленности

§ 2, вопросы

3.09

3

Проблемы периодизации всемирной истории

1

Урок методологической направленности

§ 3, вопросы

4.09

РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗАРЕ СВОЕЙ ИСТОРИИ

7 ЧАСОВ

4

У истоков рода человеческого. Неолитическая революция

1

Урок открытия нового знания

§ 4-5, вопросы

5.09

5

Деспотии Востока

1

Урок методологической направленности

§ 6, вопросы

7.09

6

Расширение ареала цивилизации

1

Урок методологической направленности

§ 7-8, вопросы

8.09

7

Города-государства Греции и Италии. Борьба за господство над Средиземноморьем.

1

Урок методологической направленности

§ 9-10, вопросы

10.09

8

Возвышение Рима

1

Урок методологической направленности

§ 11, вопросы

11.09

9

Крушение империй Древнего мира. Наступление «варваров» в Евразии и закат Римской империи

1

Урок рефлексии

§ 12-13, подготовка к контрольной работе

14.09

10

Контрольная работа № 1 по теме «Человечество на заре своей истории»

1

Урок развивающего контроля

Повторение

15.09

РАЗДЕЛ III. ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

13 ЧАСОВ

11

Мир эпохи Средневековья

1

Урок открытия нового знания

§ 14, вопросы

17.09

12

Экспансия ислама

1

Урок методологической направленности

§ 15, вопросы

18.09

13

Период раннего феодализма в Западной и Центральной Европе.

1

Урок методологической направленности

§ 16-17, вопросы

21.09

14

Византия и Восточная Европа в V-X вв.

1

Урок методологической направленности

§ 18, вопросы

22.09

15

Западная Европа в XI-XIII вв.

1

Урок методологической направленности

§ 19, вопросы

23.09

16

Крестовые походы

1

Урок методологической направленности

§ 19, вопросы

24.09

17

Общественно-политическое развитие государств Европы и Государства Азии в период европейского Средневековья

1

Урок методологической направленности

§ 20-22, вопросы

25.09

18

Международные отношения и войны в период средневековья

1

Урок рефлексии

§ 23-24, Реферат на заданные темы по § 25

28.09

19

Новое время: эпоха перемен

1

Урок открытия нового знания

§ 26, вопросы

29.09


20

Великие географические открытия. Завоевание Америки.

1

Урок методологической направленности

§ 27, вопросы

1.10

21

Западная Европа: социально-экономические и духовные факторы модернизации

1

Урок методологической направленности

§ 28-29, вопросы

2.10

22

Абсолютизм в Европе и новая система международных отношений в Европе

1

Урок методологической направленности

§ 30-31, подготовка к контрольной работе

12.10

23

Контрольная работа № 2 по теме «Европа и Азия в средние века»

1

Урок развивающего контроля

Повторение

13.10

РАЗДЕЛ IV. НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА ЕВРОПЕЙСКОГО ГОСПОДСТВА

11 ЧАСОВ

24

Первые буржуазные революции и эпоха Просвещения

1

Урок открытия нового знания

§ 32-33, вопросы

15.10

25

Война за независимость в Северной Америке

1

Урок методологической направленности

§ 34, вопросы

16.10

26

Великая французская революция и ее последствия для Европы

1

Урок методологической направленности

§ 35-36, вопросы

19.10

27

Промышленный переворот в Англии и его последствия

1

Урок методологической направленности

§ 37, вопросы

20.10


28

Европа: противоречия промышленной эпохи. Идейно-политическое развитие стран Западной Европы XIX века

1

Урок методологической направленности

§ 38-39, Реферат на заданные темы по § 40

22.10

29

Страны континентальной Европы в период промышленного переворота

1

Урок методологической направленности

§ 41-42, вопросы

23.10

30

Страны Западного полушария в XIX веке

1


§ 43, вопросы

26.10

31

Мир Востока в XVIII в. н

1

Урок открытия нового знания

§ 44-45, вопросы

27.10

32

Наступление колониальной системы. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока

1

Урок методологической направленности

§ 46-47, вопросы

29.10

33

Эволюция системы международных отношений в Новое время

1

Урок методологической направленности

§ 48, подготовка к контрольной работе

30.10

34

Контрольная работа № 3 по теме «Новое время: эпоха Европейского

господства»

1

Урок развивающего контроля

Повторение

2.11


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (136 часов год, 4 часа в неделю)

История России (102 часа)

Тема

Количество часов

Тип урока

Домашнее задание

Дата План.\ Факт.

ВВЕДЕНИЕ

1 ЧАС

1

XX век в истории нашей страны

1

Урок открытия нового знания

С. 5-8

3.11

ГЛАВА I. РОССИЯ В ГОДЫ «ВЕЛИКИХ ПОТРЯСЕНИЙ»

16 ЧАСОВ

2

Россия и мир накануне Первой мировой войны

1

Урок открытия нового знания

§1, вопросы

5.11

3

Российская империя в Первой мировой войне

1

Урок методологической направленности

§2, вопросы

6.11

4

Российская империя в Первой мировой войне

1

Урок методологической направленности

§2, вопросы

9.11

5

Российская империя в Первой мировой войне

1

Урок методологической направленности

§2, вопросы

10.11

6

Великая российская революция: Февраль 1917 г.

1

Урок методологической направленности

§3, вопросы

12.11

7

Великая российская революция: Октябрь 1917 г.

1

Урок методологической направленности

§4, вопросы

13.11

8

Первые революционные преобразования большевиков.

1

Урок методологической направленности

§5 , вопросы

14.11

9

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм

1

Урок методологической направленности

§6, вопросы

23.11

10

Гражданская война

1

Урок открытия нового знания

§7, вопросы

24.11

11

Гражданская война

1

Урок методологической направленности

§7, вопросы

26.11

12

Гражданская война

1

Урок рефлексии

§7, учить записи

27.11

13

Революция и гражданская война на национальных окраинах

1

Урок методологической направленности

С. 70-77, учить записи

30.11

14

Идеология и культура периода Гражданской войны

1

Урок методологической направленности

§8, вопросы

1.12

15

Идеология и культура периода Гражданской войны

1

Урок методологической направленности

§8, вопросы

3.12

16

Наш регион в годы революции и Гражданской войны

1

Урок открытия нового знания

Учить конспект, подготовка к контрольной работе

4.12

17

Контрольная работа № 1 по теме: Россия в годы «великих потрясений»

1

Урок развивающего контроля

Повторение

5.12

ГЛАВА II. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1920 – 1930-Х ГГ.

18 ЧАСОВ

18

Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу

1

Урок открытия нового знания

§9, вопросы

7.12

19

Экономика нэпа

1

Урок методологической направленности

§10, вопросы

8.12

20

Экономика нэпа

1

Урок методологической направленности

§10, учить записи

10.12

21

Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.

1

Урок методологической направленности

§11, вопросы

11.12

22

Политическое развитие в 1920-е гг.

1

Урок методологической направленности

§12, вопросы

14.12

23

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

1

Урок методологической направленности

§13, вопросы

15.12

24

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

1

Урок методологической направленности

§14, вопросы

17.12

25

Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

1

Урок методологической направленности

§14, вопросы

18.12

26

«Великий перелом». Индустриализация

1

Урок методологической направленности

§15, вопросы

21.12

27

«Великий перелом». Индустриализация

1

Урок методологической направленности

§15, учить записи

22.12

28

Коллективизация сельского хозяйства

1

Урок методологической направленности

§16, вопросы

24.12

29

Политическая система СССР в 1930-е гг.

1

Урок методологической направленности

§17, вопросы

25.12

30

Советская национальная политика в 1930-е гг.

1

Урок методологической направленности

С. 148-154, учить записи

28.12

31

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

1

Урок открытия нового знания

§18, вопросы

29.12

32

Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

1

Урок методологической направленности

§18, вопросы

11.01

33

СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.

1

Урок методологической направленности

§19, вопросы

12.01

34

Наш регион в 1920 – 1930-е гг.

1

Урок открытия нового знания

Учить конспект, подготовка к контрольной работе

14.01

35

Контрольная работа № 2 по теме: Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.

1

Урок развивающего контроля

Повторение

15.01

ГЛАВА III. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. 1941 – 1945 ГГ.

22 ЧАСА

36

СССР накануне Великой Отечественной войны

1

Урок открытия нового знания

§20, вопросы

18.01

37

СССР накануне Великой Отечественной войны

1

Урок методологической направленности

§20, вопросы

19.01

38

Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

1

Урок методологической направленности

С.11-14, вопросы

21.01

39

Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

1

Урок методологической направленности

С.15-18, вопросы

22.01

40

Начало великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

1

Урок методологической направленности

С.19-22, вопросы

25.01

41

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома

1

Урок методологической направленности

С.24-27, вопросы

26.01

42

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома

1

Урок методологической направленности

С.28-30, вопросы

28.01

43

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома

1

Урок методологической направленности

С.31-34, вопросы

29.01

44

Человек и война: единство фронта и тыла.

1

Урок открытия нового знания

§23, вопросы 1-3

1.02

45

Человек и война: единство фронта и тыла.

1

Урок методологической направленности

§23, вопросы 4-6

2.02

46

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.)

1

Урок открытия нового знания

С.45-48, вопросы

4.02

47

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.)

1

Урок методологической направленности

С.49-52, вопросы

5.02

48

Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 г.)

1

Урок методологической направленности

С.52-55, вопросы

8.02

49

Народы СССР в борьбе с фашизмом

1

Урок методологической направленности

Учить конспект

9.02

50

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

1

Урок открытия нового знания

С.56-57, вопросы 1-2

11.02

51

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

1

Урок открытия нового знания

С.58-59, вопросы 3-4

12.02

52

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

1

Урок методологической направленности

С.60-62, вопрос 5

15.02

53

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

1

Урок методологической направленности

С.62-63, вопрос 6-7

16.02

54

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

1

Урок методологической направленности

С.64-65, вопросы 7-8

18.02

55

Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны

1

Урок методологической направленности

С.67-72, вопросы

19.02

56

Наш регион в годы Великой Отечественной войны

1

Урок открытия нового знания

Учить конспект, подготовка к контрольной работе

1.03

57

Контрольная работа № 3 по теме: Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.

1

Урок развивающего контроля

Повторение

2.03

ГЛАВА IV. АПОГЕЙ И КРИЗИС СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ 1945 – 1991 ГГ.

29 ЧАСОВ

58

Место и роль СССР в послевоенном мире


Урок открытия нового знания

§26, вопросы 1-3

4.03

59

Место и роль СССР в послевоенном мире


Урок методологической направленности

§26, вопросы 4-6

5.03

60

Восстановление и развитие экономики


Урок методологической направленности

§27, вопросы

9.03

61

Изменения в политической системе в послевоенные годы


Урок методологической направленности

§28, вопросы

10.03

62

Идеология, наука и культура в послевоенные годы


Урок методологической направленности

§29, вопросы 1-3

11.03

63

Идеология, наука и культура в послевоенные годы


Урок методологической направленности

§29, вопросы 4-6

12.03

64

Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР


Урок методологической направленности

С.98-103, учить записи

15.03

65

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»


Урок методологической направленности

§30, вопросы

16.03

66

Послевоенная повседневность


Урок методологической направленности

С.108-113, учить записи

18.03

67

Смена политического курса


Урок методологической направленности

§31, вопросы

19.03

68

Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг.


Урок методологической направленности

§32, вопросы

22.03

69

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг.


Урок открытия нового знания

§33, вопросы 1-3

23.03

70

Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг.


Урок методологической направленности

§33, вопросы 4-6

25.03

71

Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг.


Урок методологической направленности

§34, вопросы

26.03

72

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг.


Урок методологической направленности

§35, вопросы

29.03

73

Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг.


Урок методологической направленности

§36, вопросы

30.03

74

Национальная политика и национальные движения в 1960-х – середине 1980-х гг.


Урок методологической направленности

С.156-160, учить записи

1.04

75

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х гг. – первой половине 1980-х гг.


Урок открытия нового знания

§37, вопросы 1-3

2.04

76

Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х гг. – первой половине 1980-х гг.


Урок методологической направленности

§37, вопросы 4-6

5.04

77

Политика разрядки международной напряжённости


Урок методологической направленности

§38, вопросы

6.04

78

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ


Урок методологической направленности

§39, вопросы

8.04

79

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.


Урок методологической направленности

§40, вопросы

9.04

80

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.


Урок методологической направленности

§40, вопросы

19.04

81

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки


Урок методологической направленности

§41, вопросы 1-2

20.04

82

Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки


Урок методологической направленности

§41, вопросы 3-6

22.04

83

Реформа политической системы


Урок методологической направленности

§42, вопросы

23.04

84

Новое политическое мышление и перемены во внешней политике


Урок методологической направленности

§43, вопросы

26.04

85

Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР


Урок методологической направленности

§44, вопросы, подготовка к контрольной работе

27.04

86

Контрольная работа № 4 по теме: Апогей и кризис советской системы в 1945-1991 гг..


Урок развивающего контроля

Повторение

29.04

ГЛАВА V. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

16 ЧАСОВ

87

Российская экономика на пути к рынку.


Урок открытия нового знания

§45, вопросы 1-3

30.04

88

Российская экономика на пути к рынку.


Урок методологической направленности

§45, вопросы 4-7

4.05

89

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.


Урок методологической направленности

§46, вопросы

5.05

90

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.


Урок методологической направленности

§47, вопросы 1-2

6.05

91

Духовная жизнь страны в 1990-е гг.


Урок методологической направленности

§47, вопросы 3-5

7.05

92

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.


Урок методологической направленности

§48, вопросы

11.05

93

Политическая жизнь России в начале XXI в.


Урок методологической направленности

§49, вопросы

12.05

94

Экономика России в начале XXI в.


Урок методологической направленности

§50, вопросы

13.05

95

Повседневная и духовная жизнь


Урок методологической направленности

§51, вопросы

14.05

96

Внешняя политика России в начале XXI в.


Урок методологической направленности

§52, вопросы

17.05

97

Россия в 2008-2018 гг.


Урок открытия нового знания

§53, вопросы 1-3

18.05

98

Россия в 2008-2018 гг.


Урок методологической направленности

§53, вопросы 4-6

20.05

99

Повторительно-обобщающий урок по главе: Российская Федерация


Урок рефлексии

Подготовка к контрольной работе

21.05

100

Контрольная работа по курсу: История России XX-XXI вв.


Урок развивающего контроля

Повторение

24.05

101

Контрольная работа по курсу: История России XX-XXI вв.


Урок развивающего контроля

Повторение

25.05

102

Заключительный урок по курсу: История России XX-XXI вв.


Урок рефлексии

Повторение

26.05



Список литературы для учащихся:

1. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история. 10 класс. – М.: Русское слово, 2016 г., Загладин Н.В.;

2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. / [М.М. Горинов и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2019.

Список литературы для учителя:

1. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история. 10 класс. – М.: Русское слово, 2016 г., Загладин Н.В.;

2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. / [М.М. Горинов и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2019.



2. Информационно-коммуникативные средства обучения

1) Компьютерный диск «Всемирная история»



3. Интернет-ресурсы

1) www.SPHERES.RU

2) htth:/ mir-prezentaciy.narod.ru

3) htth:/festival.1 september.ru

4)Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков:

http://istrorijarossii.narod.rulistbiblioyeka.htm http://www.lib-history.info http://www.nautlib.ru/auth.php?g=51 http://www.bookorbita.comlistoriya.html http://cwer.ws/tag/l0584 http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ оЬ _ nо=&оЬ _ nо= 15671 http://historic.ru

http://www.hrono.ru/dokumlindex. php

Исторические фотодокументы, репродции: http://www.moscowkremlin.ru

http://www .hermitagemuseum.org http://nearyou.ru

http://hist -sights.ru

Исторические карты:

http://do.gendocs.ru/docs/index-356832.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!